От СанитарЖеня
К Begletz
Дата 07.01.2006 08:59:44
Рубрики WWII;

Re: Правда или...

>Since taking the advice of an American railway engineer in the mid 1800's, the rail gauge of Czarist Russia and its successor state, the Soviet Union, has been in the wide gauge. The theory being that an attacker would encounter more operational and supply problems if he were forced to convert a wider gauge rail line to "his" gauge (back in the mid 1800's, it was assumed that Germany was going to be the aggressor). In 1939, only in Lithuania (and to a lesser degree in Latvia and Estonia) did one find larger concentrations of standard gauge rail lines which the Soviets had not yet converted to wide gauge after their occupation and annexation of the Baltic States in 1940. If the Germans wanted to make use of Soviet rail lines, they had to convert them to the standard gauge. However, this was not as easy as it might sound!

>Если правда, что это был за американский инженер, посоветовавший русским царям строить железку с широкой колеей, дабы осложнить жизнь германским агрессорам?

1. На момент принятия решения о ширине русской колеи "стефенсоновская" колея еще не была общепринятым стандартом. Более половины дорог в Англии имели в то время отличную, в том числе и бОльшую ширину. По мере связывания отдельных дорог в единую сеть перешивались под общий стандарт.
2. В настоящее время ширина, больше русской, употребляется в Испании и Португалии. Военного значения это, очевидно, не имеет. Просто стыковать через Пиренеи не пришлось...
3. Не уверен, что в Ирландии сохранилась сверхширокая колея, но держалась долго. Кажется, сохранилась где-то на севере Канады или США. (Увы, забыл ссылку на сайт железнодорожников - но там порядка 30 номиналов ширины от 500 до 3000мм).
4. Преимущества уширения колеи - увеличение устойчивости вагона (на тот момент казавшееся весьма важным, но по мере накопления опыта строительства путей и вождения составов утратившее значение) и увеличение грузоподъёмности вагона (дающее экономический эффект при большом объёме перевозок). Недостаток - увеличение стоимости земляных работ (на момент строительства, ввиду крайней дешевизны неквалифицированной рабочей силы - неважный) и увеличение массы тары (что существенно при малой загрузке вагонов - чем меньше перевозки, тем выгоднее узкая колея). В целом выбор достаточно типичен для инженерно-экономических расчётов - экономить ли на себестоимости ценой увеличения капитальных затрат.
5. Дорогу на Царское Село (вообще - 6-футовую колею!) и первые русские дороги проектировал австриец.
6. Версия насчёт "лошадиной задницы", равно как и насчёт царского органа - шутки, не более. Остроумие их предоставлю оценивать другим.

От СанитарЖеня
К СанитарЖеня (07.01.2006 08:59:44)
Дата 07.01.2006 22:18:33

Уточнение..

>3. Не уверен, что в Ирландии сохранилась сверхширокая колея, но держалась долго. Кажется, сохранилась где-то на севере Канады или США. (Увы, забыл ссылку на сайт железнодорожников - но там порядка 30 номиналов ширины от 500 до 3000мм).

159 номиналов от 305 до 9000мм...

И по видам (в квадратных скобках длина _действующих_ линий)

1600 5' 3" Известна как "Ирландская колея"
Австралия (Виктория, Юж. Австралия) [7970], Бразилия [4290], Великобритания (Северная Ирландия) [330],

1668/1674 5' 5 2/3" Известна как "Иберийская колея" Испания [11791], Португалия [2613]

1676 5' 6" Известна как "Индийская колея"
Аргентина [18829] (АЛЛ-Сентраль, Нуево Сентраль Аргентино, Ферросур Рока, Ферроекспресо Пампеано, Трен Патагонико, ТБА, Метрополитано, ТМС, Ферробайрес, ОНАБЕ), Бангладеш [978],Индия [59865], Иран [92],Пакистан [7718], Парагвай (Асунсьон - Энкарнасьон, до 1911 г. [440]), США (БАРТ, Missouri Pacific, ж.д. Техаса [760]), Чили [3974] (ЕФЕ, ФЕПАСА), Шри Ланка [1948]

Фуникулёры, лесовозки и т.п. не указаны, демонтированные и перешитые дороги данной ширины можно найти по ссылке.

От СанитарЖеня
К СанитарЖеня (07.01.2006 08:59:44)
Дата 07.01.2006 22:11:51

Ссылка на статистику по колеям.

http://www.parovoz.com/spravka/gauges-ru.php

Видно, что даже в настоящее время колея "русская" или шире используется в 19 странах (не считая бывших республик СССР), хотя в 4 из них (Афганистан, Монголия, Северная Корея, Польша) это можно объяснить "русским влиянием". (Трамваи, метро, фуникулёры и пр. не учтены, так же как нереализованные проекты).
Для Австро-Венгрии приведена ширина колеи 1668, и ныне использующаяся в Испании и Португалии. Так что инженер-австриец - достаточная причина для выбора широкой, по сравнению со "стефенсоновской", колеи.
Для США "русская колея" приведена лишь для ж/д юго-востока страны, массово стоившихся существенно после российских, так что влияние явно обратное.
Более широкая колея там также применялась, вплоть до 6 и даже 8-футовой, но большая часть дорог до перехода на нынешний стандарт имела более узкую колею.

От Constantin
К СанитарЖеня (07.01.2006 22:11:51)
Дата 07.01.2006 23:00:58

Польша - это вроде ввод в район металлургических

комбинатов - по моему железную руду поставляли из СССР - поток большой перегрузка нежелательна. В северной Корее - всего 10 км - явно ввод у границы

От Белаш
К Constantin (07.01.2006 23:00:58)
Дата 08.01.2006 22:07:17

Да, Катовице, ЕМНИП (-)


От OldFrits
К СанитарЖеня (07.01.2006 08:59:44)
Дата 07.01.2006 12:26:25

Re: Правда или...

>5. Дорогу на Царское Село (вообще - 6-футовую колею!) и первые русские дороги проектировал австриец.
Мне кажется это верно - в середине 19 века Америка для России такая даль, такое захолустье, что приглашая инженеров о ней вспомнили бы в последнюю очередь...


От Warrior Frog
К OldFrits (07.01.2006 12:26:25)
Дата 10.01.2006 14:18:19

Отнюдь не захолустье, после Крымской там даже фрегат заказывали (-)


От СанитарЖеня
К OldFrits (07.01.2006 12:26:25)
Дата 07.01.2006 13:34:35

Re: Правда или...

>>5. Дорогу на Царское Село (вообще - 6-футовую колею!) и первые русские дороги проектировал австриец.
>Мне кажется это верно - в середине 19 века Америка для России такая даль, такое захолустье, что приглашая инженеров о ней вспомнили бы в последнюю очередь...

Ну, можно вспомнить царскую резолюцию на рапорте о командировке Действительного Члена АН в Америку: "Но взять расписку, чтобы в пищу человеческого мяса отнюдь не употреблял!".
Расцвет железнодорожного строительства в США пришёлся на более позднее время - когда рынки Европы, в ходе Крымской войны, оказались без русского хлеба и импорт из США оказался рентабелен. Вырученные деньги, среди прочего, шли и на строительство ж/д. На момент принятия решения о типе колеи - США еще не авторитет. Авторитет - Англия, Франция (по политическим соображениям неприемлемый совершенно), Австрия (наиболее пригодный политически).

От Alexeich
К СанитарЖеня (07.01.2006 13:34:35)
Дата 07.01.2006 19:44:11

Re: что-то мне смутно припоминается

>На момент принятия решения о типе колеи - США еще не авторитет. Авторитет - Англия, Франция (по политическим соображениям неприемлемый совершенно), Австрия (наиболее пригодный политически).

что одним из отцов-основателей американской школы инженеров-путейцев был обучавшийся в Петербурге эмигрант-поляк из Российской Польши, увы запамятовал фамилию. Он же один из проектировщиков трансама, в частности, почти все мосты с характерной нижней связкой строились по его проекту.
Так что в реальности а не в анекдоте все было неск. наоборот :))

От Adam
К OldFrits (07.01.2006 12:26:25)
Дата 07.01.2006 12:39:26

Не такое уж захолустье, раз продали Аляску!!! :о) (-)


От СанитарЖеня
К Adam (07.01.2006 12:39:26)
Дата 07.01.2006 21:56:19

Ну, продажа Аляски была продуктом эхотажных соображений -

невозможности её отстоять в случае очередной войны с Англией.

От Adam
К СанитарЖеня (07.01.2006 21:56:19)
Дата 08.01.2006 17:57:59

"Штаты" тоже были не последней пешкой...

А вот у нас в Австро-Венгрии...

...в политической игре:
http://encycl.yandex.ru/art.xml?art=bse/00002/49500.htm&encpage=bse&mrkp=http%3A//hghltd.yandex.com/yandbtm%3Furl%3Dhttp%253A//encycl.yandex.ru/texts/bse/00002/49500.htm%26text%3D%25E0%25EB%25FF%25F1%25EA%25E0%26reqtext%3D%25E0%25EB%25FF%25F1%25EA%25E0%253A%253A340367%2B%2526/%25280%2B0%2529%2B!%2525%25E0%25EB%25FF%25F1%25EA%25E0%253A%253A1016964%26%26isu%3D2

VIRIBUS UNITIS http://austro-hungary.iatp.org.ua