мои родственники
Дедушка и бабушка с папиной стороны
Дедушка был контужен и попал в плен в 44-м, в Белоруссии, когда освободили, во время фильтрации проверяющий особист оказался земляком, из соседней деревни - и оформил дедушке разрешение на проезд домой, не направляя на работы. Дедушка привел к нему еще и своего друга, которому особист разрешение оформил, но сказал, чтобы к следующему утру духу их здесь не было и что если еще хоть кто-н. узнает об этом. то он у них обоих разрешения заберет. В том же фильтрационном лагере дедушка встретил еще одного своего земляка, тоже бывшего военнопленного - так тот попал на работы куда-то заУрал и домой вернулся года через два только.
Что касается репрессий, то я на заре перестройки (когда это была модная тема) все пытался дедушку выспросить, но ничего особого дедушка не рассказал: был только один эпизод, когда прадед пришел домой из сельсовета и повыкидывал у прабабушки все горшки с цветами от греха подальше - "дескать, в сельсовете кто-то сказал, что обуржуазились, цветы разводят, раскулачивать пора". Хотя вообще в деревне репрессированных особо и не было.
После войны пребывание в плену на дедушке никак не аукнулось - хотя в общем-то он всю жизнь в деревне и прожил, работал в колхозе, да потом учителем в школе.
С бабушкой я сам много разговаривал в конце девяностых - но она больше про коллективизацию - которая вплоть до конца 30-х проходила и очень жестко - по крайней мере их семья (довольно бедная) в колхоз вступила уже ближе к войне - и то когда у них забрали реально последнюю корову.
Что касается бабушки и дедушки с маминой стороны, то там все было по полной программе.
У дедушкаи на Украине в семье (было 3 брата, жили с матерью без отца) было 2 или 3 лошади - их раскулачили, причем в лагеря отправили в разные места. Мать и одного из братьев с тех пор больше не видели никогда. Один брат потом вернулся на Украину, второй (мой дедушка) остался на Урале, всю жизнь ненавидел коммунистов, при то, что моя мама была пламенной пионеркой и комсомолкой.
Бабушка была с Дону, у них в семье было 8 или 9 детей - отец воевал за белых, старший брат за красных, но погиб в гражданскую - в результате всю семью отправили на Урал - как семью бывшего белоказака, жена брата с сыном осталась на Дону, скоро умерла, а сын попал в детский дом.
И дедушка и бабушка умерли за пару месяцев перед моим рождением, так что все эти истории со слов моей мамы.