От ZaReznik Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 29.09.2004 19:11:28 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

эскадрилья "Освобожденный Донбасс"

на фоне общественного подъема по теме дарственных самолетов откопал собственный несколько сумбурный коллажик 3-4 годичной давности про указанную в топике эскадрилью.
Ну и собссно сабж (кому интересно):

Эскадрилья «ОСВОБОЖДЕННЫЙ ДОНБАСС»

В начале 1944 года трудящиеся Донбасса собрали средства на эскадрилью: совхоз имени Первого мая внес 100 тыс.рублей (? отдельный самолет ?), завод имени 15-летия комсомола Донбасса, ж/д узел Илловайское, колхозы Харцызского и Б.Янисольского районов, пионеры и комсомольцы. В IV.44 12 новеньких Як-9Т перегнали с Саратовского авиазавода №292. Самолеты вручили летчикам 3-й, лучшей в полку, эскадрильи 267ИАП (Нижнеднестровский КрЗн о.Суворова-III) 236ИАД (Львовская КрЗн), завершавшей свое пребывание ( с I.44 ) в Резерве СВГК.

Летчики эскадрильи:
- Комэск капитан Юрий Тихонович Антипов ( в «КР» - майор, в «АМ» - Ю.А.Антипов ), на фото ( V.44 ) 2 о.КрЗн, о.ВОВ и еще один орден с правой стороны. min 2 победы одержаны в III-IV.43 на Кубани. Зимой 1943-44 (?) стал мужем М.П.Кулькиной, а с IV.44 постоянно летал с ней в паре ведущим вплоть до ее гибели 20.V.44. После войны жил в подмосковных Мытищах.

- Замкомэск ст.лейтенант Дмитрий Дмитриевич Тормахов (подробнее о нем см. «АМ 5-6’98»): ГСС(96), 3 о.КрЗн, 2 о.КрЗв, о. А.Невского, о.ВОВ-I,II, югославский орден «За храбрость»; 366 б.вылетов, 71 в.бой, 14л+2гр+2з; 2 паровоза, 20 ж/д вагонов, 18 автомашин, 8 повозок, до 200 солдат. На подарочном Як-9Т (бн «белые 37») одержал 1л+2гр+1з, также вероятно много наштурмовал. Ушел в запас полковником в 1973 году, живет в Сочи.

- Командир звена Петр Андреевич Алферов: 2 о.КрЗн, о.ВОВ-I,II, о.КрЗв, югославский орден «Звезда» III степени; 174 б.вылета, 22 в.боя, 4 (?л) победы. После войны жил в Ереване.

- Командир звена – Н.Петров, после войны жил в Волгоградской области. Судя по всему, не следует его путать с сержантом Никол.М.Петровым, погибшем еще 17-20.IV.43 на Кубани.

- Мл.лейтенант Мария Ивановна Кулькина – добилась зимой 1943-44 (по «АМ» – весной-44) перевода из звена связи управления дивизии в полк; стала женой Ю.Т.Антипова. Ее переподготовкой занимался Д.Д.Тормахов. С IV.44 постоянно летала ведомым в паре с мужем 20.V.44. Погибла в тяжелом воздушном бою над Днестром 20.V.44 через несколько дней после прибытия на фронт (?). Ее Як был найден в 1972 г. в долине Тамашлык, переименованной в долину Марии, а ее саму похоронили на кургане Славы, где в V.44 находился КП 8 гв.армии.

- Лейтенант Е.С.Погорелов – на фото (V.44) виден о.КрЗн и еще один орден на правой стороне ( ск.вс. ВОВ или КрЗв ).
- Александр Машинский
- Николай Воропаев
- Николай Свинцов
- Василий Шепелев
- Николай Брагин
------------------------------------

Летчики 267 ИАП брали Одессу, учавствовали в Ясско-Кишиневской и Львовско-Сандомирской операциях, освобождали Венгрию (?) и Югославию. 236 ИАД с 10гвШАД вошла в авиагруппу А.Витрука, затем 236 ИАД оставили (X..XI.44) как ПВО Белграда, а 15.XI.44 вся авиагруппа Витрука была передана Югославии в качестве базы для формирования частей югославских ВВС. С этого периода ИАД в книге о 17ВА не прослеживается.

В “КР” пишется, что до конца войны летчики воевали на подарочных самолетах, а затем их передали югославским ВВС. А вот в “АМ” намекают, что часть в конце 1944 перевооружили на Як-1б. Косвенно это подтверждает целый ряд фотографий Як-1б с немного другим шрифтом надписи «Освобожденный Донбасс»

Известные фотографии:
- «АМ». У Як-9Т с надписью под кабиной «ОСВОБОЖДЕННЫЙ ДОНБАСС» позируют лейт. Д.Д.Тормахов (4 ордена), кап. Ю.Т.Антипов (4 ордена), лейт.Е.С.Погорелов (2 ордена). Аэродром Раздольная в районе Одессы, V.1944.

- «АМ». У Як-9Т { в комментарии просто Як-9 } Д.Тормахова ( бн «37», плохо видимый scoreboard, «ОСВОБОЖДЕННЫЙ ДОНБАСС» ) группа летчиков (? все 7 человек ). Аэродром Бачка Брестовац (Югославия), весна 1945. {а Тормахов с конца 1944 летал уже на Як-1б }

- «КР». У Як-9Т ( если судить по шрифту видимого фрагмента надписи «ОСВОБОЖ…. ДОНБ…» ) Д.Тормахов. Виден также фрагмент scoreboard – не менее 6 звездочек ( ск.вс.белого цвета ).

- “17 ВА”. У Яка (? Як-1б?) сидят комэк А.И.Колдунов ( будущий двГСС с 46л+1гр ) и замполит ИАП И.Ф.Черный. 1944. Из подписи к фото следует, что эскадрильей “Освобожденный Донбасс” командовал А.Колдунов (хотя в самой книге такая эскадрилья не упоминается вовсе). Совсем другой шрифт в слове “ДОНБАСС” ( а м.быть помощь ретушера ? или просто поменяли панель ?) и видны отличия в схеме камуфляжа, если сравнивать с Як-9Т Тормахова. Можно предположить, что этот Як попал в 288 ИАД вместе с 611 ИАП, переведенном из 236 ИАД в начале X.44, или же через ПАРМ 17 ВА, тем более, что имеются косвенные признаки перевооружения с Як-9Т на Як-1б.

- “POLYGON”. На открытой стоянке 3 Як-1б проходят предполетную подготовку. И только у одного из них (бн «41») надпись «ОСВОБОЖДЕННЫЙ ДОНБАСС», хотя в подписи к фото сказано, что это «Яки» эскадрильи «Осврбожденный Донбасс». На цветном боковике, сделанному по этому фото, сказано, что этот самолет принадлежит 3-й эскадрилье 267 ИАП, зато в тексте соответствующего раздела написано, что 3-я эскадрилья 264 ИАП {ск.вс. это просто опечатка} получила эскадрилью (вот такая тавтология) «Освобожденный Донбасс» на Як-1б где-то в 1943 году {а вот это уже ошибка}. Учитывая выше приведенные факты, я бы охарактеризовал эти снимки как: «конец 1944 / м.быть уже и 1945; где-то в Югославии».