От Дм. Сбоев Ответить на сообщение
К Архив
Дата 05.11.2003 20:18:43 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; Версия для печати

Re: [2Андрей Коротков] Дм. Сбоеву перенос "Потери Су-25 в ДРА" + кое-что по 263 ОРАЭ на Миг-21Р

Приветствую.

Черт, прошу прощения за задержку.

>Посмотрю дома подробнее по поводу этого лючка.

Вроде консенсус.

>Первый случай я посчитал, а вот второй (07.10.88) намеренно не брал в расчет, потому как скорее всего имела место ошибка в пилотировании (заход на посадку по слишком низкой глиссаде, например) и данных о том, что садилась поврежденная машина нет. Так что вопрос спорный. Итого 25 – 1 и минус еще один (если считать, что случай с лючком и перетянутой летчиком машиной одно событие) выходит 23.

Про то, как я пытаюсь сосчитать потери ниже скажу. Но вот что интересно - почему 07.10.88, а не 27.10. Второй раз уже пишешь - у тебя такая дата? Просто в АиВ (не помню номер, но там Ил-38 на обложке) фота 27.10 датирована.

>>2. Там в файле есть про гибель кобринской эскадрильи, только это по-моему были не штурмовики, а летчики 65 ОТБВП, он тоже из Кобрина. Кобринский полк в то время был уже в 16 ВА. Так что летчиков погибших пока известно 11, а не 12.
>
>Это инфа от Сергея Бурдина, в его книге Су-25 есть упоминание, да и во время нашей с ним встречи этим летом я его специально об этом факте спрашивал. Возможно, какие-то нестыковки и имеют место, но я все же склонен верить Сергею, ибо он с участниками событий общался, да и 378 полк то выводился в Беларусь. Я так понял, что летчики Кобринского полка «заезжали» в Афган в составе смены Пружанского, 206 полка. Зачастую в смену, формируемую на базе какого то одного полка, входили летчики и из других полков. Например, по воспоминания одного техника, в Афган ходили летчики из 357 ОШАП, который базировался в Брандисе (ЗГВ) с 85 по 91 гг ( ну и дальше см. пример про разведчиков),.

Теперь понятно. Я, сказать честно, думал, что это какая-то странная ошибка у Сергея Бурдина. Об этой кобринской АЭ в тексте ни слова, а потом откуда ни возьмись. Тем более Марковский это описал в разделе по Ми-8. 65 полк так из Ленского и вычислил. Аргумент я кстати выше дурацкий привел - перепутал калиновский и кобринский полки :).

>Да, материал ценен тем, что приведены общие потери ВВС 40ВА за всю афганскую эпопею, а вот насколько эти цифры реальны….

Вот что интересно. Эти цифры из статьи (107 и 324) - они четвертые из тех, что попадались. Такие вот дела. Кривошеев дает 118 самолетов и 333 вертолета.
http://www.rus-sky.org/history/library/w/w10.htm#_Toc2489843
Его методы парни с ВИФ2НЕ описывают (правда в отношении ВОВ и танков) так
https://vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/619/619807.htm
Т.е. в 118 входят все (отказы, ошибки и прочие инциденты), а не только боевые. Однако есть еще книжка "Ми-24". Там по расписанной по годам таблице потеряно 114 и 333. У Веника на сайте таблица тоже 114 и 333, зато цифирь по годам иная, чем в Ми-24. Считаю, что плясать надо от Кривошеева - все таки солидный труд. По годам беру из Ми-24, т.к. у Веника немного бредовые цифры - в 79 г потерять 3 машины не могли, потеряли одну. За 89 г в Ми-24 ноль потеряных самолетов, но сие не так - два мы знаем точно. Потому за 89 беру 4 потери. Такая вот охренительная научная метода. И повторюсь считаю все - и боевые и не боевые, т.к. близкая цифирь везде в общем-то.

По твоему тексту чисто боевые потери Су-25 - 22 (надо отбросить 14.12.81, 14.04.82 и "лючок", случай с шасси в 3 смене 200 ОШАЭ, обстрел 7.06.88, обстрел 23.06.88, падение ловушки окт. 88, 7(или 27).10.88).

За тот же 88 год получим потерянных 1 Су-17, 13-15 Су-25, 1 МиГ-23 (120 ИАП, спасибо за ссылку), 1 Ан-12 (этот взят с сайта про безопасность и потому ненадежен, наших упоминаний я не нашел). Плюс где-то "гуляет" еще один МиГ 120 полка (он может быть и 88, и 89). По максимуму имеем 19, по минимуму - 15. В книжке за этот год стоит 16. Непонятно, правда, надо считать катастрофу Су-24 в Ханабаде или нет, наверное нет - все-таки это в СССР. Вот такой расчет, елы-палы. Примитивно, конечно, а что делать?

>А про 10 ОРАП известно давно, да вроде по тому же «Жаркому небу…»..
Не, там нет, или я плохо смотрю.

>Но и с разведчиками ситуация не до конца ясная. По этому поводу кое-что полезное можно прочесть в МА про 47 ОГРАП. Там воспоминаниями делится бывший командир 47 –ого, Александр Владимирович Бондаренко, дважды ходивший в Афган: первый раз в составе АЭ 827 ОРАП из Лиманского на 21Р, второй - в составе АЭ, сформированной в 87 ОРАП уже на Су-17М3Р. Итак, по воспоминаниям Бондаренко, можно выстроить следующую цепочку.
>Первыми «зашли» в Афган в составе 263 ОРАЭ л/с 87 ОРАП (январь – апрель 1980 г), их сменил л/с 229 ОАЭТР из Чорткова. Далее выходит, что в июле 1981 года эскадрилью из Чорткова сменила АЭ 313 ОРАП Вазиани, дополненная звеном к-на Дернового из 827 полка (в эту группу Бондаренко не попал, хотя и готовился). В декабре 1981 года попал в ДРА и Бондаренко, т.е. выходит что до очередной смены л/с АЭ был 313 + 827. В июне 1982 года прибыла замена – АЭ под ком. м-ра Зимницкого из 293 ОРАП (а/д Возжаевка, ДВО). В этом полку на «Р»-ах летала только одна АЭ, две другие на Миг-25РБ. Недостаток подготовленных летчиков компенсировало звено из 799 ОРАП (Варфоломеевка, Приморье). Следующая замена вероятно уже осенью 1983 года АЭ м-ра Рябова из 10 ОРАП а/д Щучин, а в марте 1984 уже меняла смешанная группа 827-87-101 ОРАП, которая уже летала на Су-17М3Р.
>Следует добавить что на протяжении всей войны РА в ВВС 40ВА была представлена одной лишь 263 ОРАЭ, местом базирования которой был сначала выбран Баграм, затем с июня 1980 Кабул. Затем, когда в 263-й ОРАЭ появились разведчики Су-17, она вернулась в Баграм и работала там до вывода войск.

Тут ты здорово все расписал. Пара вопросов есть таки. 799 полк не на Як-28Р был? Вроде он на них летал тоже. В АиВ 3/98 есть статья о 39 полку, так там пишут, что 87 полк тоже на Яках летал звеном (кроме МиГ-21Р), из Кандагара вроде. И еще - 101 полк, он несколько раз залетал в ДРА или как, это же вроде его символика - совы? Неужели их с 84 года стали рисовать?

И по МиГ-21 такие еще есть пункты - 115 ГИАП оказался там при вводе войск, откуда-то еще была эскадрилья ПФМ в 50 ОСАП, не знаешь (и когда пропала тоже)? И последнее - между 115 и 145 полками минимум какой-то еще должен был быть из ИА на 21-х, какой (или другая АЭ 115-го)? (Нахал я, понимаю, но любопытство гложет).

>Руцкого сбивали два раза. Первый раз 6 апреля 86 года на машине «ранних» серий, второй раз 4 августа 1988 г. уже на машине с ПБЖ (кои пошли с лета 1987 года, с 9-ой серии). Хотя имеются упоминания, что доработки по ПБЖ стали проводиться по ходу выпуска 8-ой серии. Так что с ПБЖ путаница небольшая имеется.

Посмотрел специально - написано на машине ранних серий (4 августа имею в виду).

>Насчет ремонта Су-25 в Чирчике, возможно, возможно. Во 2-ом издании Бедретдинова имеется глава, посвященная ремонту 25-ых. Но там нет инфы по Чирчику, хотя вроде бы расписана вся история освоения АРП Союза и России капитального ремонта Су-25. Лидерным предприятием в освоении капремонта Су-25 и единственным (по Бедретдинову) до развала Союза был 519 АРЗ в Вазиани. После развала СССР и ликвидации предприятия запчасти, оснастка, техдокументация и имевшийся на заводе в то время ремфонд передали на 301 АРЗ в Тамбов, некоторое время ремонтировавший Су-25. Затем ремонт освоили 322 АРЗ в Воздвиженке и 121 АРЗ в Кубинке. Все эти данные почерпнуты из 2-ого изд. книги по Су-25.

До сих пор жаба гложет по поводу Бедретдинова. Мож в Москве она дешевле, посмотрю в декабре. Вот случай вспомнил - вывозили на Ан-12 грача и рампа не закрывалась, так и полетели. Дальше Чирчика ИМХО не улетели, хотя все может быть.

>Вроде бы я припоминаю, что видел фоты с подписью что-то вроде «су-25 в цеху ремзавода в Чирчике», но может там более мелкий ремонт проводили?

Плюс есть фота у Бурдина (Барановичи что-ли), там в цеху на заднем фоне Су-17УМ3. А Чирчик Су-17-е тоже ремонтировал.

>
>Кстати вот фото Су-25 299 ШАП, Саки.
>
>На носу небольшая эмблемка с надписью «900 вылетов в ДРА».

Вот бы узнать - каков налет за эти 900 бв...

>А насчет «странности» моделистов, дык – моделист моделисту рознь. Одни собираю модельки себе в удовольствие, не особенно заботясь, чтобы их шедевры представляли действительно исторически имевший место быть аппарат, другие методично ковыряют инфу. Я себя отношу ко второй категории.

Да это я ерничаю, извини. Просто есть парни, которые офигенно разбираются в деталях (ну типа тут патрубок такой, а на той-то модификации другой), но дальше почему-то не идут:).

>С ув. Андрей.
Взаимно, Дмитрий.

>PS. По Су-17, извиняюсь, руки пока не дошли, чуток позже, лады?
Я сейчас ниже скину табличку новую. С марковскими 29 у меня сошлось.