Дм. Сбоеву перенос "Потери Су-25 в ДРА" + кое-что по 263 ОРАЭ на Миг-21Р
Приветствую.
Продолжаем.
>200 ОШАЭ, 14 апреля и первый из тех, что неосортированы по датам и сменам - это один и тот же явно эпизод, потому что описания инцидента близки и различаются только интерпретацией.
Возможно, но то, что случай с лючком имел место быть – факт, в 1-ом или 2-ом издании книги Бедретдинова по Су-25 фотографии этого злополучного лючка есть, даже разбирательство крупное было по поводу этого дефекта (в открытом положении лючок этот стопорил рули высоты) и по результатам разбора в последствии этот дефект устраняли на всех машинах.
Посмотрю дома подробнее по поводу этого лючка.
>378 ОШАП, 28.07.87 и 27.10.88 тоже потеряны в инцидентах. Про первый говорю неуверенно, но он в конце пробега еще и ногу шасси выломал когда в окоп попал. С такими повреждениями его скорее всего не восстанавливали. От второго есть фота в АиВ, ему тоже никакой АРЗ не поможет.
Первый случай я посчитал, а вот второй (07.10.88) намеренно не брал в расчет, потому как скорее всего имела место ошибка в пилотировании (заход на посадку по слишком низкой глиссаде, например) и данных о том, что садилась поврежденная машина нет. Так что вопрос спорный. Итого 25 – 1 и минус еще один (если считать, что случай с лючком и перетянутой летчиком машиной одно событие) выходит 23.
>Я всегда учитывал еще и потерянные в обстрелах, поэтому выходило сильно больше 23. По твоему будет почти полк - 37. Большой процент от 118, кстати.
Не согласен. Повреждение машин на земле в результате артобстрелов, пожаров и прочих катаклизмов в общем то дело случая, от этого никто и ничто не застрахованы и к боевой живучести Су-25 в данном случае это отношения не имеет. И хотя это потери, полученные в процессе ведения боевых действий, но не в результате выполнения боевого задания и тем более не непосредственно на (над) полем боя. Хотя мнения конечно разные на этот счет могут быть.
>2. Там в файле есть про гибель кобринской эскадрильи, только это по-моему были не штурмовики, а летчики 65 ОТБВП, он тоже из Кобрина. Кобринский полк в то время был уже в 16 ВА. Так что летчиков погибших пока известно 11, а не 12.
Это инфа от Сергея Бурдина, в его книге Су-25 есть упоминание, да и во время нашей с ним встречи этим летом я его специально об этом факте спрашивал. Возможно, какие-то нестыковки и имеют место, но я все же склонен верить Сергею, ибо он с участниками событий общался, да и 378 полк то выводился в Беларусь. Я так понял, что летчики Кобринского полка «заезжали» в Афган в составе смены Пружанского, 206 полка. Зачастую в смену, формируемую на базе какого то одного полка, входили летчики и из других полков. Например, по воспоминания одного техника, в Афган ходили летчики из 357 ОШАП, который базировался в Брандисе (ЗГВ) с 85 по 91 гг ( ну и дальше см. пример про разведчиков),.
>Можно было бы добавить результаты 378 ОШАП отсюда
оказалась достаточно дельной статьей, я узнал что 10 ОРАП был перед Су-17ми в 263 ОРАЭ, а не только 87-ой.
Да, материал ценен тем, что приведены общие потери ВВС 40ВА за всю афганскую эпопею, а вот насколько эти цифры реальны….
А про 10 ОРАП известно давно, да вроде по тому же «Жаркому небу…»..
Но и с разведчиками ситуация не до конца ясная. По этому поводу кое-что полезное можно прочесть в МА про 47 ОГРАП. Там воспоминаниями делится бывший командир 47 –ого, Александр Владимирович Бондаренко, дважды ходивший в Афган: первый раз в составе АЭ 827 ОРАП из Лиманского на 21Р, второй - в составе АЭ, сформированной в 87 ОРАП уже на Су-17М3Р. Итак, по воспоминаниям Бондаренко, можно выстроить следующую цепочку.
Первыми «зашли» в Афган в составе 263 ОРАЭ л/с 87 ОРАП (январь – апрель 1980 г), их сменил л/с 229 ОАЭТР из Чорткова. Далее выходит, что в июле 1981 года эскадрилью из Чорткова сменила АЭ 313 ОРАП Вазиани, дополненная звеном к-на Дернового из 827 полка (в эту группу Бондаренко не попал, хотя и готовился). В декабре 1981 года попал в ДРА и Бондаренко, т.е. выходит что до очередной смены л/с АЭ был 313 + 827. В июне 1982 года прибыла замена – АЭ под ком. м-ра Зимницкого из 293 ОРАП (а/д Возжаевка, ДВО). В этом полку на «Р»-ах летала только одна АЭ, две другие на Миг-25РБ. Недостаток подготовленных летчиков компенсировало звено из 799 ОРАП (Варфоломеевка, Приморье). Следующая замена вероятно уже осенью 1983 года АЭ м-ра Рябова из 10 ОРАП а/д Щучин, а в марте 1984 уже меняла смешанная группа 827-87-101 ОРАП, которая уже летала на Су-17М3Р.
Следует добавить что на протяжении всей войны РА в ВВС 40ВА была представлена одной лишь 263 ОРАЭ, местом базирования которой был сначала выбран Баграм, затем с июня 1980 Кабул. Затем, когда в 263-й ОРАЭ появились разведчики Су-17, она вернулась в Баграм и работала там до вывода войск.
Такая вот у меня картинка нарисовалась.
Потери 263 ОРАЭ, периода работы на «Р»-ах попробую оценить чуть позже.
>По железу. Я знаю только статью Марковского об окраске 25-х. Она у меня отксерена из какого-то Авиамастера. Там чуть-чуть есть о технике.
ИМХО, проходная статейка и уж по окраскам там и вовсе «вода».
>Тем не менее Марковский пишет, что Руцкого F-16 сбили на самолете первых серий (до 6-ой).
Руцкого сбивали два раза. Первый раз 6 апреля 86 года на машине «ранних» серий, второй раз 4 августа 1988 г. уже на машине с ПБЖ (кои пошли с лета 1987 года, с 9-ой серии). Хотя имеются упоминания, что доработки по ПБЖ стали проводиться по ходу выпуска 8-ой серии. Так что с ПБЖ путаница небольшая имеется.
Насчет ремонта Су-25 в Чирчике, возможно, возможно. Во 2-ом издании Бедретдинова имеется глава, посвященная ремонту 25-ых. Но там нет инфы по Чирчику, хотя вроде бы расписана вся история освоения АРП Союза и России капитального ремонта Су-25. Лидерным предприятием в освоении капремонта Су-25 и единственным (по Бедретдинову) до развала Союза был 519 АРЗ в Вазиани. После развала СССР и ликвидации предприятия запчасти, оснастка, техдокументация и имевшийся на заводе в то время ремфонд передали на 301 АРЗ в Тамбов, некоторое время ремонтировавший Су-25. Затем ремонт освоили 322 АРЗ в Воздвиженке и 121 АРЗ в Кубинке. Все эти данные почерпнуты из 2-ого изд. книги по Су-25.
Вроде бы я припоминаю, что видел фоты с подписью что-то вроде «су-25 в цеху ремзавода в Чирчике», но может там более мелкий ремонт проводили?
Кстати вот фото Су-25 299 ШАП, Саки.
На носу небольшая эмблемка с надписью «900 вылетов в ДРА».
>А в каком М-Хобби была статья Марковского про 120 полк? Мне моделист один знакомый сказал что была, только они народ странный, в смысле чем-то "не совсем тем" интересуются обычно :).
А насчет «странности» моделистов, дык – моделист моделисту рознь. Одни собираю модельки себе в удовольствие, не особенно заботясь, чтобы их шедевры представляли действительно исторически имевший место быть аппарат, другие методично ковыряют инфу. Я себя отношу ко второй категории.
С ув. Андрей.
PS. По Су-17, извиняюсь, руки пока не дошли, чуток позже, лады?