|
От
|
Сергей Зыков
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
20.10.2003 14:22:07
|
|
Рубрики
|
Люди и авиация;
|
|
"кобра" летчика Федюшина
ПЯТНИЦА, 8 АВГУСТА
ГАЗЕТА "НОВОСТИ", № 112 (436) 1997
52 года назад, 8 августа 1945 года, Советский Союз объявил войну Японии. Армия перешла границу Китая и Кореи, флот начал высадку десанта в корейские порты, на Курилы и Сахалин. Авиация бомбила аэродромы, порты Юки, Расин, Сейсин. В числе других авиационных частей бомбардеров сопровождали летчики 6-го истребительного полка. В кабине одного из Ла-7 сидел лейтенант Николай Федюшин - совсем юнец, которого, однако, в учебных боях не могли сбить лучшие асы ВВС ТОФ...
НЕПОБЕДИМЫЙ ФЕДЮШИН
Михаил Чевычелов
Посадка на Второй Речке
Там, где сейчас улица Бородинская, заводы "Изумруд" и "Дальприбор", в августе 1945-го был аэродром флотской авиации - с самолетными стоянками, техническими домиками, землянками и выцветшими от солнца палатками, разбитыми на пригорке возле стекавшего с сопки ручья.
Командир 6-го истребительного полка майор Александр Азевич следил, как со стороны Амурского залива заходили на посадку его молодые летчики. Полутора километров полосы впритык хватало для пробега быстрых Ла-7. Начиналась она сразу за домами улицы Великорусской и огромными развесистыми тополями, а заканчивалась страшными буераками. По-снайперски не прицелишься - быть беде.
Со стороны горной гряды наползал мощный облачный вал. Он грозил опуститься на аэродром, затянуть все мокрой пеленой, поэтому комполка немного нервничал. Но все шло нормально. В воздухе оставались всего два самолета.
Лейтенант Иванченко шел высоковато и с превышением скорости. Внести поправки не успел и грохнулся на полосу на большой скорости и с перелетом. Стал резко тормозить, самолет закрутило, стойки шасси подломились, и самолет сел на пузо.
Шедший следом лейтенант Федюшин видел всю эту картину и без приказания с земли пошел на второй круг. Но шасси и посадочные щитки были уже выпущены, впереди вставала гряда сопок с ползущим поверху облачным валом, скорость самолет набирал с великим трудом. Чудом проскочил он над вершинами сопок, а когда садился, туман уже заволакивал аэродром.
Фирменный секрет Ивана Каберова
Выпускник летного училища курсант Федюшин одним из первых сдавал экзамен по летной подготовке. Принимал его известный морской летчик-тихоокеанец Герой Советского Союза Иван Каберов. За 11 минут курсанту предстояло взлететь, набрать высоту 5 тысяч метров, выполнить комплекс фигур высшего пилотажа и вернуться на аэродром. Федюшин уложился в 7 минут.
- Теперь смотри, Федюшин, и запоминай, что я буду делать.
В бою это тебе пригодится, - сказал Каберов.
Он взял управление на себя, разогнал самолет и бросил его почти вертикально вверх. И вот на этой восходящей вертикали он сделал что-то педалями и ручкой управления, от чего самолет словно споткнулся и начал резко разворачиваться влево на обратный курс. Перегрузка была страшная. Федюшину показалось, что самолет не выдержит, развалится. После этого инструктор объяснил курсанту порядок действий и потребовал воспроизвести маневр. Так Федюшин стал обладателем фирменного секрета прославленного аса.
Когда комэск рассказал Азевичу про летчика, последним садившегося на аэродром, он добавил: "Только он не последний у нас, а первый. В воздушном бою ему нет равных. На себе убедился. Всем "хвоста" накрутил, и мне в том числе".
- Не может быть! Ты же фронтовой летчик - и поддался зеленому лейтенанту. Запланируй-ка мне бой с ним. Я быстренько его секрет разгадаю.
Побитый комполка
Майор Александр Азевич по праву считался одним из лучших летчиков дивизии. Он воевал на западе, имел на боевом счету около десяти немецких самолетов, когда в 1943 г. его направили на Тихоокеанский флот для обучения молодых летчиков приемам воздушного боя. Он виртуозно владел самолетом Ла-7 и отлично дрался, особенно на вертикалях. Вот с кем предстояло сразиться недавнему выпускнику летного училища.
Самолеты Азевича и Федюшина шли рядом. Комполка приказал расходиться для боя. Понял, ответил лейтенант, и тут же бросил машину в набор высоты. Через какие-то мгновения он уже висел на хвосте у майора. Тот попытался уйти от него переворотом через крыло, но Федюшин буквально вцепился в комполка и в упор расстреливал его из фотопулемета.
Чего только не предпринимал Азевич: косые петли, виражи, боевые развороты и перевороты через крыло - ничего не помогало. Лейтенант Федюшин буквально через несколько секунд после начала боя уже заходил в атаку сзади.
Мокрый от пота, измочаленный перегрузками, усталый и раздосадованный, майор выбрался из кабины. Федюшин подошел и, как положено, обратился за разрешением получить замечания.
- Лучше расскажи, как ты умудряешься мгновенно разворачивать самолет на обратный курс, - проворчал Азевич.
И Федюшин рассказал то, чему его научил капитан Каберов. В самом начале боя он бросает самолет в набор высоты под углом 40-50 градусов. Потом, если надо развернуться влево, дает руль поворота влево и одновременно с этим - ручку управления резко от себя и вправо. Самолет ломает вертикаль и, словно санки на ледяной горке, мгновенно разворачивается на обратный курс. Главное, что нужно, - точно рассчитать перегрузку, чтобы не отвалился хвост.
Утром следующего дня Азевич построил полк и вызвал лейтенанта Федюшина - бравого, подтянутого, первого красавца в полку. Майор честно признался, что был в хвост и в гриву бит молодым летчиком и приказал всем освоить его "секретное оружие".
... Через неделю после этого, рано утром 9 августа 1945 г., полк попарно взлетал с аэродрома на Второй Речке на сопровождение бомбардировщиков. Лейтенанту Федюшину не удалось проверить себя в настоящем воздушном бою - в воздухе господствовала советская авиация, уцелевшие японские самолеты подниматься в небо не рисковали. Зато он отвел душу на штурмовках - 20-миллиметровые пушки истребителя работали как камне- и бронедробилки.
Аэродром на Второй Речке, второй справа - лейтенант Николай Федюшин, август 1945 г
ДОСЬЕ "Н"
Истребитель Ла-7 конструктора Семена Лавочкина являлся
дальнейшим развитием самолетов ЛаГГ-3
и Ла-5. Появился на фронте в 1943 г. Топливные баки
размещались в крыле.
Скорость достигала 680 км/час, потолок -11 тысяч метров,
Вооружение состояло из трех пушек калибра 20 мм.
Всего было выпущено 5753 самолета Ла-7.
