|
От
|
А.Н.Платонов
|
|
К
|
Попков
|
|
Дата
|
21.04.2003 19:27:32
|
|
Рубрики
|
1936-1945 гг.;
|
|
Статья Коваленко
Коваленко А.
Девять сбитых в одном бою
"Авиация и космонавтика", 1991, N5, стр.4-5
...Над аэродромом вспыхнула зеленая ракета. Пятнадцать Ла-5 под
командованием командира эскадрильи капитана В.Мишутина взмыли в небо.
Им прдстояло прикрывать с воздуха наши наземные войска в районе Влади-
мировка-Кочетовка-Зоринские Дворы-Ольховатка. Александр Горовец шел
ведущим пары. Внизу второй день кипела Курская битва. Горели танки,
стонала и дыбилась земля.
Время патрулирования заканчивалось, но вражеские самолеты не появ-
лялись. "Лавочкины" легли на обратный курс. Горовец с ведомым В.Реку-
новым замыкали боевой порядеко истребителей. Неожиданно сверху сзади
их пару атаковал "мессершмитт". Прикрывая ведущего, Рекунов тут же ри-
нулся на врага. В это время Александр заметил идущую параллельным кур-
сом в наш тыл большую группу вражеских бомбардировщиков. Предупредить
об этом комэска он не смог: отказал радиопередатчик.
Вот "юнкерсы" начали перестраиваться в колонну для бомбометания.
Сколько их? Восемь... пятьнадцать... двадцать! Силы слишком неравные,
но раздумывать было некогда. Пока ведомый, завязав воздушный бой,
дрался с "мессером", Горовец развернул свою машину навстречу противни-
ку. Сблизившивсь с ведущим "юнкерсом", поджег его первой очередью из
пушки.
Атака следовала за атакой. Вот Александр сбил еще одну вражескую
машину, затем третью. Мастерски маневрируя, сам умело увертывался от
огня противника и появлялся перед новой целью. Горовец бил прицельно,
берег боеприапсы. Почти каждая атака оказывалась результативной. К
земле он отправил уже восемь бомбовозов и погнался за девятым, но ору-
жие молчало - кончиляс боекомплект. "Юнкерс" пытался улизнуть на брею-
щем полете. Пришлось сблизиться с ним и рубануть винтом по хвостовому
оперению. Остальные бомбардировщики, освободившись от смеротоносного
груза, поворачивали назад.
Александр взял курс на свой аэродром. Горючее было на исходе. К
тому же Ла-5, весь израненный, с погнутым винтом, с трудом слушался
рулей. Его трясло. Радиопередатчик по-прежнему молчал. Помощи ждать
было неоткуда.
И тут появились три пары "мессеров". Гвардеец уже не мог уклонить-
ся от схватки. Выжав из "ястребка" все, на что он был способен, ринул-
ся на врага. В следующее мгновение огненные трассы от вражеских само-
летов впились в безоружный Ла-5, и он перешел в отвесное пикирова-
ние...
Трудно сказать, что произошло в последние секунды с летчиком. Что
он предпринял, о чем думал? Приходится лишь догадываться , что в ог-
ненной круговерти воздушной схватки тяжелоранненый Александр пытался
вывести поврежденный истребитель из смертельного пике, но тщетно. Из
последних сил открыл фонарь кабины и рванул кольцо парашюта в надежде,
что при его открытии удастся оставить машину. Но мощный воздушный по-
ток оборвал купол. Самолет врезался в рыхлый чернозем на хуторе Зо-
ринские дворы, что в Ивнянском районе Белгородской области.
До боли сжались сердца сбежавшихся к месту катастрофы людей. Там,
где упал истребитель, валялись обломки крыльев и хвостового оперения.
Недалеко в стороне, нашли погнутую лопасть винта и изорванный пилотс-
кий шлем. Мотор и фюзеляж ушли в землю.
Среди наблюдавших за воздушным боем были девятилетний Сережа Сер-
геев, его двоюродный брат семилетний Толик Черкасов и тринадцатилетний
Саша Лобачев. Они видели в небе белый купол парашюта и надеялись, что
летчику удалось спастись. И именно им суждено было впоследствии впи-
сать последнюю страницу в биографию гвардии старшего лейтенанта Алек-
сандра Константиновича Горовца, удостоенного 28 сентября 1943 года
звания Героя Советского Союза. Однко он числился без вести пропавшим.
...Отгремела война. Спустя годы хутор Зоринские Дворы отсторился,
расцвел. А памятные события не давали покоя Сергею Мергееву. Учился ли
он в школе, служил ли флоте, плавал ли в Тихом океане - его не покида-
ла мысль о судьбе летчика, истребитель которого покоился под землей на
огороде.
Осенью 1956 года С.Сергеев вернулся домой. Стал обслуживать дорож-
но-эксплуатационный участок на автостраде Москва-Симферополь. Анатолий
Черкассов работал связистом, а Александр Лобачев трудился механизато-
ром в МТС. Друзья детства, они, как и прежде, жили по соседству на
единственной улице родного хутора. Не раз, собравшись вечером после
работы, вспоминали прошлое.
- Не выходит у меня из головы тот самолет,- признался однажды Сер-
гей. - Бывает, проснусь ночью, а пред глазами падающий истребитель и
белый парашют в задымленном небе. Одного не пойму: машина упала, а
летчика никто не видел. Что с ним случилось?
Решили начать раскопки на месте истребителя. Сняли пласт чернозе-
ма, но следов истребителя не обнаружили. Прошли второй слой. И вот на-
конец лопата Сергея уткнулась в твердый предмет. Вскоре показалась
хвостовое колесо, потом - шассси. Друзья промокли до нитки от дождя,
которого не замечали. Они не чувствовали усталости. Вскоре стал прос-
матриваться деформированнный фюзеляж. На нем Черкассов заметил длинный
толстый шнур, похлжий на ржавую проволоку. Затем обнаружили второй,
третий... Их было много. Они тянулись вдоль всего фюзеляжа, видимо из
кабины, до которой следопыты еще не добрались.
- Так это же стропы парашюта! - догадался Сергей.
Наконец откопали весь самолет. Но купола парашюта тут не оказа-
лось. Он оторвался в небе тогда, в 43-м. В кабине обнаружили останки
летчика. Весть об этом моментально облетела хутор. В скорбном молчании
собрались жители у памятного места. Было решено захоронить прах героя
на кладбище.
Вместе с останками летчика нашли планшет с картой, бортжурнал,
письмо, несколько фотографий и открыток, орден Красного Знамени, гвар-
дейский значок. В нагрудном кармане истлевшей гимнастерки лежал обаг-
ренный кровью партийный билет. Он потемнел, обложка расклеилась, фото-
карточка совершенно выцвела, но записи, выполненные черной тушью, сох-
ранились. Разобравшись в них, военный комисссар Ивнянского района пос-
лал запрос в Главное управление кадров Министерства обороны СССР. От-
туда ответили лаконично: "Приказом ГУК НКО N0955 от 20.08.43 г.
исключен из списков Советской Армии, как без вести пропавший в бою 6
июля 1943 года, Герой Советского Союза старший лейтенант Горовец Алек-
сандр Константинович".
Тогда С.Сергеев, А.Черкассов, А.Лобачеви А.Абрамов стали сами со-
бирать сведения о летчике. они много лет вели переписку, поиски родс-
твенников, однополчан, очевидцев и постепенно узнали о его жизни.
Есть в Белоруссии, в Мошканском районе Витебской области,
небольшая деревенька Горовцы. Названа она в честь героя. Там прошло
его детство. Окончив сельскую семилетку, Саша Горовец начал работать
слесарем в витебском "Сантехстрое". В марте 1932 года вступил в комсо-
мол. А спустя год по комсомольской путевке пришел в городской аэрок-
луб.
Потом учился в Ульяновской летно-технической школе. В ней А.Горо-
вец хорошо овладел техникой пилотирования на самолете У-2, получил
назначение в аэроклуб города Шахты Ростовской области. Командовал зве-
ном, отрядом, затем был назначен начальником летной части. У него
всегда имелись общественные нагрузки - комсорг группы, отряда, курса.
И всегда комсосольцы гордились своим вожаком. Александр отлично играл
на гитаре и гармони, красиво пел русские и белорусские песни. Со сцены
звучал его тенор при чтении стихов русских поэтов. Был он добрым и
принципиальным, не терпел расхлябаннности и фальши. Все делал на со-
весть.
В 1941 году сбылась мечта Горовца - его направили в истребительный
авиационный полк. На фронт он прибыл в июле 1942 года. Боевое крещение
получил в небе Кубани. За короткий срок уничтожил 40 вражеских автома-
шин, 24 повозки с боеприпасаими, вывел из строя паровоз. Ему присвоили
звание старшего лейтенанта и назначили заместителем командира эскад-
рильи. Тогда же, как одному из наиболее отличившихся летчиков, Горовцу
подарили новенький истребитель Ла-5 с надписью на фюзеляже: "От кол-
хозников Горьковской области". На этой машине Александр сражался мас-
терски, дерзко, за что был удостоен орденов Ленина и Красного Знамени.
К началу Курской битвы он имел на счету два фашистских самолета, сби-
тых лично, и шесть - в групповых боях.
Вот как о подвиге гвардейца сказал много лет спустя участник битвы
на Курской дуге дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации А.
Ворожейкин, сам уничтоживший 52 вражеских самолета:
- Мы не знали такого. Простой расчет показал, что для этого нужно
произвести не менее девяти длинных очередей и столько же раз исключи-
тельно точно прицелиться. На все потребуется по крайней мере десять-
пятнадцать минут. А противник ведь не на привязи. Однако факт - упря-
мая вещь. Горовец сделал то, что теоретически считается невыполни-
мым...
Бессмертный подвиг А.Горовца золотыми буквами вписан в историю Ве-
ликой Отечественной войны. В Центральном музее Вооруженных Сил СССР
выставлены отреставрированный самолет Ла-5, пушка с него и личное ору-
жие героя - пистолет ТТ. Об Александре Константиновиче рассказывают
стенды в Минском краеведческом музее, а также в музеях тех областей и
городов, с которыми связан его жизненный и боевой путь.
На 597-м километре автострады Москва-Симферополь, где когда-то
гремели ожесточенные бои, установлены памятники прославленным воинам.
Среди них - высокий гранитный постамент с бюстом А.Горовца. Имя этого
прославленного летчика увековечено в названиях улиц в Минске, Витебске
и Богушевске, совхоза в Сенненском районе и многих школ. Своим леген-
дарным подвигом Александр Горовец вошел в бессмертие.