>Приветствую.Фанера не могла привести к списанию Ла-5/7 и Пе-8 буквально сразу после войны.Там как раз была проблемма с хромансилем.Лопались лонжероны и др.детали.
Это не старение металла, а т.н. усталостная прочность.
Механизм следующий - при циклических знакопеременных нагрузках деталь в ограниченных "неудачных" зонах детали возникают слишком большие напряжениям, приводящие к локальным пластическим деформациям.
Обычно в качестве примера приводят случай, когда толстую алюминиевую проволку ломают изгибом туда-сюда. При этом однократный изгиб конечно проволоку сломать не может, а ломает только циклическое знакопеременное воздействие.
Возникновение этих самых небольших зон с пластической определяется локальной геометрией детали - т.е. дело не в том, какая плохая 30ХГСА - а в том, как плохо или хорошо или плохо спроектировали и (с какими нарушениями) изготовили деталь.
В этом плане стали (много) лучше алюминиевых сплавов и титана.
А из 30ХГСА и до Пе-8 и после него делали огромное количество самолетных узлов.
Грубо говоря - достаточно где-нибудь подезать детальку фрезой или резцом или галтельку сделать меньшего радиуса - и там в полный рост попрут усталостные эффекты. А если деталь спроектировать не допуская локальных зон с высокими напряжениями (что без двух-трехмерного моделирования сложно, а даже если и можно, то может быть технологически делать такую деталь нецелесообразно) - деталь будет жить долго и при значительно большем количестве циклов нагрузки-разгрузки.
Если бы лонжероны в Пе-8 хранились на складе, а не испытывали знакопеременные нагрузки в полете и при взлете-посадке - то они бы были
практически вечными. Ибо старение по сравнению с усталостью металла - это вещи, различающиеся на порядок.