От ИгорьД Ответить на сообщение
К Franek Grabowski Ответить по почте
Дата 05.03.2005 00:03:02 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Африканские "Хури"

Франек,

>>И в воспоминаниях Черчилля есть упоминания о поставках МкII из Африки в СССР. Кроме того, часть британских кораблей с разобранными самолетами на борту, уже бывших на пути в Африку развернули на Мурманск. И эти корабли дошли.

>Можеш уточнить эти данные?

Об этом пишется в книге Чечилль У. Вторая мировая война. - М.: Воениздат, 1991.

Черчилль приводит свою переписку со Сталиным, где есть несколько писем, касающихся поставок самолетов из Британии в СССР. В письме от 30.08.41 Черчилль предлагает Сталину 200 "Харрикейнов", предназначенные в основном для отправки в Ливию, помимо ранее обещанных 40 "Харрикейнов" RAF, которые должны были прибыть в Мурманск до 06.09.41. Вместе с самолетами Черчиль обещает прислать механиков, инструменты и запасные части.

Сталин в ответном письме от 03.09.41. сообщает, что минимальная потребность составляет 400 самолетов в месяц.

Черчилль в письме Криппсу (посол в Москве) 05.09.41. сообщает, что еще 200 "Томохауков" будет взято из резерва, и таким образом, общее количество самолетов будет доведено до 440, что составит октябрьскую квоту.

В этой первой "октябрьской квоте" как раз были "африканские" "Харрикейны" и "Томохауки". Они были доставлены тремя конвоями 12.10.41 (193 шт.), 29.10.41 (100 шт.) и 06.11.41 (200 шт.). Сколько из "Харрикейнов" был в тропическом исполнении, точно не скажу, но по публикуемым данным - не менее сотни.

О том как собирали эти "африканские" "Хури" в СССР, есть интересная статейка: Смоляров А. "Харрикейны" в Кинешме, англичане в России. Авиация-Космонавтика, 1995, №8.

О том что эти "Хури" в СССР не перекрашивались, а оставались "в серо-желтой окраске, под песок пустыни", упоминается в мемуаре Покрышкина "Небо войны". Его бывший сослуживец воевал на таком "Харрикейне" под Сталинградом.

>А есть какое фото? Черно-белое, конечно. ;)

Именно этих, из первой поставки, нет. Но кроме них из Северной Африки в СССР попали еще снятые с вооружения в RAF MkIID. Фото одного из них было в статье:
Роман В. Документальная история "Харрикейна" IID в советской авиации. Аэрохобби, 1993, №2.

Игорь.