От А.Н.Платонов Ответить на сообщение
К All
Дата 06.03.2006 15:29:33 Найти в дереве
Рубрики Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Убер ли "Мустанг" (Re: Наш ответ Чембрлену)

Вот, как обещал, статья из "Самолетостроения":

-----------------------------------------

Р-51 «МУСТАНГ (MUSTANG)

Это был, пожалуй, самый известный из американских истребителей второй мировой войны. Он разрабатывался американской фирмой Норт-Америкен по заказу Великобритании. Одним из важнейших условий контракта была оперативность выполнения заказа, что диктовалось серьезностью военной ситуации в Европе. Проектные работы и постройку опытного самолета фирма смогла осуществить за рекордно короткий срок — всего за 120 дней. Опытный образец (NA-73X) вышел на летные испытания в октябре 1940 г. Несмотря на удивительно сжатые сроки проектирования и постройки самолет прошел испытания без особых осложнений, и в ноябре 1941 г. первую партию серийных машин отправили в Англию, где они получили название «Мустанг». После вступления в войну США (декабрь 1941 г.) истребитель под обозначением Р-51 был принят на вооружение американских ВВС. Обычно английское и американское обозначения объединяли: истребители первых серий так и назывались — Р-51 «Мустанг» I.
Р-51 представлял собой цельнометаллический низкоплан с мотором жидкостного охлаждения Аллисон V-1710-39. Вооружение — восемь пулеметов, четыре из которых крупнокалиберные. Конструкторы Р-51 Раймонд Райе и Эдгар Шмюд уделили большое внимание достижению хороших аэродинамических свойств самолета. Впервые в мировой практике самолетостроения они применили на боевой машине ламинарное крыло, что стало главной отличительной особенностью истребителя. Ламинарные профили, из которых скомпоновали крыло Р-51, были разработаны учеными NACA перед самой войной. Истребитель имел очень чистые аэродинамические формы, почти нигде не нарушаемые выступающими деталями. Система охлаждения создавала незначительное лобовое сопротивление. Надо сказать, что конструкторы достигли своей цели: коэффициент аэродинамического сопротивления на небольших углах атаки, соответствующих режиму полета на максимальной скорости, оказался очень низким. Он был меньше, чем у любого серийного истребителя тех лет, и лишь позже у истребителя Р-63 «Кингкобра» этот коэффициент был меньше.
Английские и американские истребители (кроме Р-39 и Р-63) имели характерную общую черту — несинхронное вооружение, расположенное в крыле. Р-51 в начале своего развития оказался одним из немногих исключений: два крупнокалиберных пулемета синхронизировались для стрельбы через винт (остальные шесть стояли в крыле).
Английские специалисты, ознакомившись с «Мустангом», сочли его лучшим из американских истребителей. Правда, из-за недостаточно мощного и высотного мотора трудно было ожидать от него хороших качеств в воздушном бою с истребителями противника. Но такие его достоинства, как высокая скорость и сравнительно неплохая маневренность на небольших высотах, достаточная дальность и хорошее вооружение (вес залпа 3,42 кгс/с), позволяли эффективно использовать «Мустанг» в качестве разведчика и для атак наземных целей. Так его, собственно, и стали применять.
Здесь необходимо сказать о том, что англичане и американцы очень широко использовали истребительную авиацию для нанесения штурмовых ударов. Отчасти это объяснялось отсутствием у них специализированных бронированных штурмовиков, отчасти несколько иным характером военных действий и тактикой их ведения. Иногда истребители даже специально приспосабливали для действий по наземным целям и для борьбы с бомбардировщиками. Таковыми были известные английские истребители «Тайфун», «Темпест», американские Р-39, Р-40 и др. В СССР подобный характер действий считали далеко не главным для истребителя. Этот вывод не являлся следствием какой-то тактической доктрины. К нему подвела сама жизнь. В 1941 — 1942 гг. советские ВВС нуждались, в первую очередь, в истребителях воздушного боя, способных бороться с истребителями противника. Поэтому, когда в первой половине 1942 г. один из Р-51 поступил из Англии в СССР, отношение к нему советских авиационных специалистов оказалось существенно иным, чем в Англии. Испытания Р-51 в НИИ ВВС закончились в июле 1942 г. Основные их результаты приведены в табл. 3 и на рис. 2. Отдавая должное положительным качествам этого самолета, советские военные специалисты отмечали, что по первостепенно важным для истребителя показателям, таким, как скорость (на номинальном режиме) и, в особенности, скороподъемность и маневренность, Р-51 уступает советским и новым немецким истребителям. Действительно, советский Як-7Б с мотором М-105ПФ набирал высоту 5 км за 5,8-6,0 мин, немецкий Me-109F — за 4,8-5,4 мин, а Р-51 — за 9 мин, да и то с использованием пятиминутного форсажа. Набор высоты за боевой разворот у «Мустанга» (550 м) был почти в два раза меньше, чем у Як-1, Як-7Б, Ла-5 и Me-109F и G. Конечно, при таких характеристиках «Мустанг» не мог на равных сражаться с немецкими истребителями и, более того, скорее всего стал бы их легкой добычей. Но не стоит забывать, что в СССР попала самая первая модификация этой машины. Тем временем уже разрабатывался специальный вариант этого самолета, предназначенный для атак наземных целей — А-36А. За ним шел Р-51А (1943 г.). Эти самолеты оснащались более мощными вариантами мотора Аллисон. Летные данные Р-51А «Мустанг» II стали лучше, чем у Р-51, но все же не настолько, чтобы его можно было использовать в воздушном бою против немецких FW-190 и Me-109. В основном «Мустанги» с мотором Аллисон использовались в качестве разведчиков и штурмовиков. Дело коренным образом изменилось, когда англичане в опытном порядке поставили на «Мустанг» более мощный и высотный мотор «Мерлин». Перспективность и целесообразность подобной замены не вызывали сомнения. Фирма Норт-Америкен оперативно провела модификацию конструкции самолета, а фирма Паккард наладила серийный выпуск мотора серии «Мерлин», который в Америке назвали V-1650-3.
Замена мотора оказалась очень эффективной. Опытный экземпляр истребителя (ХР-51В) показал на испытаниях в сентябре 1942 г. скорость 710 км/ч на высоте 9,1 км. Если для набора высоты 6,1 км Р-51А требовалось 9,1 мин, то ХР-51В набирал ее за 5,9 мин (видимо, с использованием чрезвычайного режима работы мотора). Летом 1943 г. начался серийный выпуск новых истребителей Р-51В и С (по существу идентичных), которые в Англии получили название «Мустанг» III. Одной из главных боевых задач этих самолетов стало сопровождение американских бомбардировщиков В-17 и В-24, наносивших массированные бомбовые удары по территории Германии, использовались Р-51 и на тихоокеанском театре военных действий.
В 1944 г. начались челночные операции американской бомбардировочной авиации. Тяжелые бомбардировщики В-17 и В-24 стартовали с аэродромов Англии и сопровождаемые «Мустангами» бомбили Германию. Затем они совершали посадку на территории СССР в районе Полтавы, где их заправляли и загружали бомбами для боевого вылета в обратном направлении. Случалось, что американские самолеты из-за повреждений, полученных в бою, поломок или технических неполадок оставались на советской территории. Один из «Мустангов», имевший незначительные повреждения, был восстановлен советскими специалистами. Летчики-испытатели ЛИИ летали на этой машине для ознакомления и изучения (полные летные испытания не проводились). Оценка лучшего американского истребителя советскими летчиками представляет несомненный интерес. Вспоминает заслуженный летчик-испытатель СССР М. Л. Галлай: «...Самолет Р-51 «Мустанг» оказался прост в пилотировании. Не требовал от летчика ни высокой квалификации, ни повышенного внимания. Длительный полет на нем был неутомителен как в силу присущей ему хорошей устойчивости, так и благодаря наличию триммеров на всех трех плоскостях управления. Все эти положительные свойства легко обнаруживались в испытательных полетах, которые мне пришлось выполнять на «Мустанге». Однако нет сомнения, что в боевой обстановке проявились бы присущие этой машине существенные слабости, в частности, только пулеметное вооружение. Главным же недостатком являлось то, что, обладая существенно большей нагрузкой на единицу мощности мотора, чем Як-9, Ла-7, Ме-109, ФВ-190 и особенно Як-3, «Мустанг» заметно уступал им в маневренности, а также в разгонных характеристиках по горизонтали и в наборе высоты. Правда, сочетание относительной большой (для одноместного истребителя) массы и малого коэффициента аэродинамического сопротивления сх обеспечивало этому самолету хорошие разгонные характеристики на пикировании» [11, с. 33]. Здесь стоит пояснить, что в приведенной цитате сопоставлены нагрузки на мощность для малых и средних высот. На больших же высотах ситуация становилась прямо противоположной, поскольку мотор V-1650-3 обладал большей высотностью, чем, например, АШ-82ФН и тем более ВК-105ПФ2 (рис.5 на стр. 268).
Отчасти этим и объясняется отмечаемое в иностранной печати превосходство «Мустанга» над всеми немецкими самолетами с поршневыми двигателями в скорости и маневренности на высотах более 6 км [5, т. 4, с. 145J.
Боевая практика применения «Мустангов» вскрыла основные их недостатки. Одновременно выявились и главные направления развития этого самолета. Одним из слабых мест Р-51 оказался ограниченный обзор из-за развитого гаргрота фюзеляжа. Чтобы улучшить обзор, конструкторы изменили хвостовую часть фюзеляжа и поставили фонарь каплевидного типа, обеспечивавший летчику прекрасный обзор всей верхней полусферы. Помимо этого усилили вооружение: вместо четырех крупнокалиберных крыльевых пулеметов, как на Р-51В и С, поставили шесть. Установили также менее высотный вариант мотора — V-1650-7, что должно было улучшить летные данные истребителя на средних высотах. Такие моторы уже ставили на последних сериях Р-51В и С, так как опыт боевых действий указывал на желательность подобной замены. Так появилась самая известная и распространенная модификация истребителя — P-51D «Мустанг» IV. Некоторые летные характеристики опытных образцов Р-51В и D приведены на рис. 3 и 4 (на стр. 269-270). Истребители P-51D в составе американских ВВС широко применялись на Тихом океане и в Европе. Основной их боевой задачей по-прежнему оставалось высотное эскортирование американских бомбардировщиков и бой с истребителями-перехватчиками противника.
«Мустанг» стал одним из самых многочисленных американских истребителей. Всего до окончания второй мировой войны промышленность выпустила 14501 Р-51 различных модификаций [12, с. 189].

-----------------------------------------

И вот еще:

-----------------------------------------

Осенью 1944 г. вблизи авиабазы Бари летчик Шацкий из состава советской авиагруппы в Италии на Як-9ДД в показательном бою "побил" американского пилотягу на "Мустанге". Летчика "Мустанга" за дискредитацию американских ВВС командование базы моментально отправило домой, в Штаты.

-----------------------------------------