Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.; 1945-1991;
Никулин Иван Алексеевич
Перебирая старые вырезки, наткнулся на статью из пионерского журнала "Костер" за неведомо какой год (некоторые фоты в копилке):
----------------------------------------------------------------------
ЛЕТЧИК ИЗ КОБОНЫ
У пацанов рыбацкой деревушки Кобоны — праздник. Бегут они со всех сторон на главную улицу, протянувшуюся вдоль канала. А посреди улицы, размахнув крылья на всю ее ширину, катит самолет. В кабине за штурвалом сидит кряжистый дед Никулин. И можно помогать катить самолет, ухватившись за холодную металлическую плоскость, простроченную круглыми заклепками. Дед Никулин добрый и никого не прогоняет, разрешает подержать штурвал, посидеть в кабине.
Но вот Иван Алексеевич натягивает перчатки с раструбами, сурово командует:
— От винта!
Взрыкивает мотор, винт превращается в серебряный круг. Мчится маленький самолетик вдоль деревенского выгона, всполошенно гагакают гуси. И бегут, бегут за самолетом пацаны, раскинув руки, бегут так, что еще секунда и они полетят над выгоном, заросшим лебедой, над каналом и старой баржей, ржавеющей на берегу.
Опробовав мотор, Никулин с друзьями грузит самолетик на грузовик и везет на маленький аэродром. Там старый летчик поднимается в небо.
Приезжает после полетов домой и долго потом сидит на пороге, глядя в гаснущее небо. В небо черным силуэтом врезан купол церквушки, изрешеченный в войну осколками.
Хлебнул Никулин лиха на войне полной мерой. Сколько раз приходилось слышать, как крикнет в наушниках друг: «Прощайте!», и рухнет комком к земле «Илюша», вздыбится взрыв. А то и крикнуть не успевали... Ты с ним вчера одной шинелью укрывался, он на гитаре играл и к себе домой после войны приглашал. Эх, война, будь она проклята!
Однажды в полете увидел Никулин: на заснеженном поле горят два наших самолета. Взлетают черные кусты разрывов. От горящих самолетов бегут два летчика. На неровном поле «Ил-2» Никулина затрясло при посадке так, что, казалось, отвалятся плоскости. Едва пилоты подбитых истребителей ввалились в кабину, Никулин пошел на взлет. Впереди встал частокол разрывов. Немцы молотили из всех имеющихся стволов. Спасенные летчики кричали что-то на ломаном русском и на каком-то незнакомом языке.
Прошло немного времени и генерал де Голль вручил русскому летчику Ивану Никулину знак французского Сопротивления «Два льва». Летчики сбитых машин оказались из эскадрильи «Нормандия — Неман».
Свой последний боевой вылет Иван Никулин совершил весной 45-го. Воздух пах весной и победой. Петь хотелось, оттого, что весна и войне конец. Вдруг — тишина. Заглох мотор. Летчик сделал все, что мог: заставил самолет планировать, отыскал площадку для вынужденной посадки. Но смягчить удар о землю было не в его силах. Боль навалилась черной стеной. А в эфире звучал приказ об отмене боевого задания и возвращении на аэродром. Война кончилась.
Над землей уже полтора месяца стоял мир, а Никулин не знал об этом. Он все еще не приходил в сознание. Когда оно вернулось, услышал от врачей диагноз — перелом позвоночника, полная неподвижность.
Четырнадцать лет он боролся с болезнью. Четырнадцать лет. Когда стали слушаться руки, взялся за кисть. Его пейзажи сияли чистыми красками и почти всегда среди лесов и полей вдаль к небу уходила светлая лента дороги.
И в конце концов произошло то, что рано или поздно должно было произойти: однажды он пошел не на очередную врачебную комиссию, а в автомобильную инспекцию — обновлять довоенные водительские права. Никулин и тут добился своего — стал шофером, пенсионную книжку инвалида сменил на трудовую.
Много лет он проработал в Ленинграде водителем автобуса, а когда ушел по возрасту на пенсию, уехал в деревушку Кобону и стал бакенщиком.
С тех пор и появился в Кобоне самолет, тревожа всех окрестных мальчишек. Сделал его несобственным чертежам большой умелец и друг Никулина Анатолий Александрович Анисимов. Была у него мечта — подняться в небо. Лет десять ушло на создание моноплана. Да и то сказать, делал-то у себя в квартире и на балконе. Но вот незадача; подняться в небо на своей машине старому рабочему было не суждено — летчиком Анисимов никогда не был. Тогда Анатолий Александрович доверил испытание машины своему другу. И, послушный старому пилоту, самолет полетел. А потом Анисимов и вовсе подарил свое детище другу. Никулин поставил на моноплан более мощный мотор, изменил конструкцию шасси. Теперь Никулин с Анисимовым мечтают поставить самолет на лыжи, чтобы подниматься в небо зимой, прямо со льда Ладоги. А для кобонских мальчишек сарай, где колдуют над самолетом мастера, стал своеобразным клубом. Лодочные моторы пацаны давно освоили, а вот посмотреть и помочь в переделке настоящего самолета каждому интересно.
Ю. Шнитников
Фото М. Дмитриева
----------------------------------------------------------------------
И сразу вопросы:
1. Какие будут комментарии по военным эпизодам?
2. Кто слышал про его самолет и полеты, известны ли подробности?
3. Кто в курсе - жив еще этот дед, можно ли с ним связаться?