>Зевелев А. И. и др. Ненависть, спрессованная в тол.
Во-первых, летчиков звали Пантелеймон Чкуасели, Арам Карапетян и Владимир Москалец.
Во-вторых, как ни крути, а еще в ноябре-декабре 1943-го они добровольно записались в Люфтваффе. А начиная с марта 1944 года "1-й остштаффель" под командованием майора Тарновского (в том числе и будущие "перелетчики")регулярно летал бомбить партизан, осуществляя воздушную поддержку карателей из 1-го мусульманского полка СС. Надо полагать, что немцы этим пилотам вполне доверяли (интересно, чем они заслужили такое доверие?).
В-третьих, перелет состоялся лишь после того, как летчикам стало известно, что гитлеровцы в Белоруссии разгромлены и без оглядки драпают на запад.
В-четвертых, партизаны ничего заранее не знали о перелете (рассказ про отважную разведчицу Шуру и ее брусочек мыла - не более чем сказка). Самолет Чкуасели был обстрелян партизанами из отряда "Славного" и летчик разбил машину при вынужденной посадке на луг у деревни Островцы. Москалец при посадке на кочковатом поле сломал винт и шасси. Только Карапетяну удалось сесть благополучно.
В-пятых, ни один из перелетевших самолетов партизаны не использовали, тем более, что буквально через несколько дней этот район заняли советские войска.
И, наконец, в-шестых, всех троих "перелетчиков" за активное сотрудничество с гитлеровцами в декабре 1944-го прииговорили к 10 годам лагерей (правда, через 7-8 лет отпустили "за примерное поведение").