|
От
|
Hippo
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
20.06.2011 23:46:37
|
|
Рубрики
|
1936-1945 гг.;
|
|
В 00:00 22 июня командир полка поднял всех по боевой тревоге
Свидетельские показания получены через Almera/
Я только переписчик.:
123 ИАП Стаканов Викентий Алексеевич
Электромеханик 123 ИАП ЗОВО
В мае 1940 г. после окончания Гатчинской ШМАС (под Ленинградом) я в звании сержанта был направлен для прохождения дальнейшей службы в 123 ИАП, дислоцировавшийся тогда под Оршей. Меня назначили электромехаником 3 эскадрильи 123 ИАП. Командиром полка был Сурин, а командиром 3 эскадрильи – капитан Савченко.
В ноябре или декабре 1940 года наш полк перебазировался в Кобрин. Полк в своем составе имел четыре эскадрильи. На вооружении полка было порядка 70 И-153 «Чайка».
В мае 1941 г. к нам поступили 20 Як-1. Их привезли на железнодорожных платформах. Технический состав принялся за их сборку… Но с полетами на Як-1 было несоизме6римо сложнее…. Техника пилотирования на нем была совершенно иной. Я не решусь сказать, сколько бы понадобилось летчикам времени, чтобы они смогли, переучившись на «яках», уверенно вступать на них в воздушный бой с мессершмидтами. Но самому лучшему летчику, на мой взгляд, не хватило бы оставшегося месяца до начала войны…
В 12:00 ночи (имеется в виду -00.часов) 22 июня 1941 года командир 123 ИАП майор Сурин поднял всех по боевой тревоге.
Самолеты убрали с «красной» линейки, растащили по аэродрому и замаскировали в окружающем летное поле кустарнике. На «красной линейке» остались две или три «чайки», требовавшие длительного ремонта. Ни о какой войне люди не знали и не предполагали.
Необычное рассредоточение самолетов было воспринято, как обычная учебная тревога, только с более сложными вводными. Некоторые даже недовольно ворчали.
Одновременно для авиационных пулеметов стали набивать патроны, потому, что до этого дня было разрешено иметь в самолете только один боекомплект.
К новым стоянкам «Чаек» ночью же были переброшены все специалисты. Весь личный состав тоже был в кустарнике у самолетов. Тут же последовала команда прогреть моторы. Все это в дальнейшем спасло полк от внезапного уничтожения.
Около четырех часов утра над аэродромом появилась первая армада фашистских бомбардировщиков Ю-88, порядка 70 штук.
Сначала они высыпали весь бомбовой груз на «красеу. Линейку». Затем начали расстреливать из пушек и пулеметов отдельные цели. Загорелись новые Як-1.
Никто из летчиков летать на них не умел, и они не разу не поднимались в воздух….
С падением первых бомб на аэродроме всем стало ясно, что это война.
Поступила команда: «Всем в воздух!2 И завертелось…
Нет, нет не «карусель», как часто пишут и говорят. Это построение было в виде комариного роя, когда теплым летним вечером комары собираются в вертикально вытянутый рой и вполне мирно жужжат. Только «Чайки» расположились в воздухе по высоте от 200 до 5000 м и диаметром до 5 километров. И этот рой непрерывно пронизывался пушечными и пулеметными очередями. В воздухе постоянно висели до 60 фашистских самолетов и 20-30 «Чаек». Численное преимущество фашистских самолетов было постоянным.
Первые загоревшиеся «Юнкерсы» охладили пыл остальных фашистских летчиков. Бросив свое гнусное дело бомбардировщики стали убираться домой. Но здесь появились штурмовики Ме-110 и истребители Ме-109.Начался воздушный бой истребителей. И опять»Чайки» на равных вели с фашистами бой. Наши летчики использовали преимущество «Чаек» перед мессершмидтами в маневренности. Фашисту было очень трудно поймать «Чайку» в прицел, а малейший промах фашиста тут же компенсировался длинной очередью из четырех пулеметов «Чайки»...
Воздушный бой не утихал. Группы фашистских самолетов наплывали на наш аэродром под Кобрином одна за другой. Одни из них насчитывали 20 самолетов, другие – как это было в 11 часов, до 60-ти. Но наши летчики дрались насмерть. Когда кончались боеприпасы или бензин, «Чайка» прижимаясь к верхушкам деревьев шла на посадку. Стоило самолету подрулить к стоянке, как тут же технический персонал его осматривал, устранял повреждения и неисправности, заправлял горючим и боеприпасами. И снова взлет. Установился своеобразный конвейер: взлет- воздушный бой – посадка. Но при этом надо учесть, что над стоянками самолетов непрерывно шел воздушный бой, а отдельные Ме-109 и Ме-110 штурмовали и бомбили стоянки.
И так безостановочно с 4 часов утра до 13 часов. Девять часов кровавого и изнурительного воздушного боя…
В 13 часов поступила команда: оставшимся самолетам ( к этому времени в строю было 12 «чаек» лететь на Пинский аэродром. К моменту вылета остатков полка в Пинск фашистских самолетов в небе не стало.
Над Кобрином было сбито летчиками нашего полка несколько десятков немецких самолетов, из них 6 самолетов отнесли на счет командира полка майора Сурина. Майор Сурин участвовал в воздушных боях с первого вылета. Погиб он примерно в 11 часов дня.
Выйдя из боя он повел свою «Чайку» на посадку, нор под необычно большим углом к земле. После небольшого пробега самолет перевернулся.
Очевидцы, увидев. Что командир в воздушном бою получил несколько тяжелых ранений, пришли к выводу, что он во время посадки самолета на землю потерял сознание.
Мне, как очевидцу большинства описанных событий, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в нашем полку с первых минут войны не было никакой растерянности. Каждый делал свое дело и помогал соседу или товарищу. И чем более проходит времени с того памятного дня, тем отчетливее вырисовывается мужество и стойкость наших летчиков. На морально устаревших самолетах, со скоростями на 100-150 км меньших скоростей фашистских самолетов, в условиях полного незнания в первые часы войны обстановки и не понимая даже характера фашистских действий (война это или провокация), в условиях отсутствия связи с другими частями армии летчики нашего полка вели воздушный бой с противником практически на равных…
С уважением Hippo