От Pokrovsky~stanislav Ответить на сообщение
К Pokrovsky~stanislav
Дата 09.05.2008 22:33:39 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Версия для печати

Казачье земледелие

Текст 1916 года:

Но все-таки нужда в земле среди казачьего населения далеко еще не удовлетворена, хотя эту нужду можно было бы умерить не количеством земли, а поднятием ее производительности, путем применения современной земледельческой культуры; но эта отрасль знания на Дону находится еще в самом зачаточном состоянии. Нет хорошего посевного материала, нет орошения.
Обработка полей самая примитивная. Поля истощают осот и овсюг. Леса и кустарники истреблены. Господствуют засухи; урожай – явление случайное, один в десяток лет. Агрономическая помощь сводится к нулю, к канцелярской работе. Общинное владение землей не дает простора частной инициативе. Нет травосеяния и культуры технических растений. При умелой обработке земли и подборе семян 10-15 десятин всегда дадут больше прибыли, чем 40-50 десятин, обыкновенно засеваемые средним хозяином.


И вот, при таких-то условиях современной казачьей жизни на Дону, среди многих станичных юртов, как пережиток старого, хотя и не далекого прошедшего времени, попадаются на глаза десятки и сотни крестьянских поселений, живущих арендой казачьей земли. Там, где эти поселения земельные довольствия казаков пока не стесняют, они продолжают существовать и развиваться для общей пользы: казаки получают хороший доход от своей земли в виде арендной платы, крестьяне находят ту стихию приложения своего труда, от которой они питаются и без которой ни один земледелец существовать не может. Там же, где по скученности населения стало ощущаться малоземелье, возник вопрос об удалении этих временных поселений с юртовой земли и вообще о выселения крестьян-арендаторов с давно насиженных ими мест. Выселения эти на практике уже были в 1-м Донском и Черкасском округах. Дело доходило до суда. Крестьяне насиженных мест покидать не хотели: они там прожили много лет, десять, двадцать, тридцать, а иные и более, обзавелись хозяйством, насадили сады и завели огороды, возделывали землю, любили, лелеяли ее и кормились от нея. Но приговор суда неумолим. Их выселяли силой. Насильное переселение – это такое бедствие, хуже стихийного, окончательно разоряющее земледельца. Все на воз не заберешь, а что осталось, пошло за безценок или брошено и погибло. К такой участи, при существующих порядках, должны готовиться и все временные поселенцы войсковых и станичных земель, а между тем им деваться некуда.

И вот результат такого земледелия:

Урожай хлебов в области за последние пять лет в общем был ниже среднего, а именно:
1912 г. сам 4.1
1913 г. „ 10.28
1914 г. „ 6.65
1915 г. „ 5.45
1916 г. „ 5.20

В последние три года хлеб погиб в большинстве случаев от излишка дождей, выпавших во время его уборки и молотьбы. Принимая во внимание, что на одну десятину высевается в среднем от 5 до 6 пудов хлеба, урожай за последние три года выразился от 25 до 30 пудов с десятины и то, как сказано выше, плохого качества, негодного к обсеменению полей.


25-30 пудов с десятины - это 4-5 ц/га. В лучшем 1913 г. 8 ц/га. Так это в среднем. А в этом среднем присутствовали типичные 25 ц/га капиталистических хозяйств и 21 ц/га на землях, принадлежавших коренным донским крестьянам. Может, несколько меньше - по случаю неурожайных годов. Но все-равно заметно больше, чем у казаков. Что казаки собирали со своих десятин - одному Богу известно.

Казачье земледелие еще до революции привело землю к негодному состоянию. А иногородних крестьян стали гнать в шею. Казакам, дескать, земли мало.