От Д.И.У. Ответить на сообщение
К Паршев
Дата 25.05.2020 13:51:13 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Стрелковое оружие; Локальные конфликты; Версия для печати

Re: Читаю тут...

>И вот в одном из них текст:
>"А будешь ты ратным человеком, ино будь сбереженъ: от топора, от бердыша, от пищали, от татарской пики, от краснаго булата, от борца, единоборца, от бойца врага-супостата, от всей поганой, татарской силы, от казанской рати, от литовских богатырей, от черных Божиих людей, от бабьих зазор, от хитрой немочи, от всех недугов. И будетъ тебе топор не в топор, бердыш не в бердыш, пищаль не в пищаль, татарская пика не в пику, поганая татарская сила не в силу, казанская рать не в рать, черные Божие люди не в люди, бабки зазоры не в зазоры, богатыри не в богатыри, недуги не в недуги. Кручусь, верчусь от топоров, бердышей, пищалей, пик, бойцов, борцов, татарской силы, казанской рати, черных Божьих людей. Отмахнусь по сей век, по сей час, по сей день".

>К какому времени относится этот текст? Говоря конкретнее: "пищаль" - это всегда огнестрел? В тексте нет ничего про стрелы и луки, хотя у противников они явно были даже и позднее Смутного времени. Могли "пищалями" называть вообще всякое метательное оружие?

"Пищаль", как правильно заметили, "дудка", и слово относительно позднее (позднее пушек и тюфяков с арматами), потому только огнестрельное оружие. Скорее всего, позднейшая русифицированная калька с тюфяка, который изначально персидско-тюркский тюфенг (т.е. тоже трубка, дудка).
Так как в тексте упоминаются "казанские рати", вряд ли прототип возник позднее 1550-х.
Однако записан он много-много позднее и, видимо, передавался и распространялся преимущественно устно.
Такая передача, через многие поколения, обычно ведет к модификации текста. Наряду с сохраненными архаическими чертами ("казанскими ратями" в частности), происходит и модернизация к текущему моменту - особенно в практических, бытовых деталях.
Можно предполагать, что окончательный текст сложился к концу 17 века, когда татары из грозной силы превратились во второстепенных разбойников, и луки со стрелами утратили актуальность.

Кстати, не следует думать, что мастерство в обращении с луком и стрелами характерно для всех степных народов, или что оно не может утрачиваться со временем.
Когда-то довелось почитать отчеты о поездках русских путешественников-разведчиков в Хиву и Бухару начала 19 века (их можно найти на востлит.инфо). Они отмечали, что встреченные по дороге казахские роды совершенно не владеют луком и стрелами при том, что продолжают вести вполне первобытный родовой образ жизни, пастуший и охотничий, и у них немного дорогого огнестрельного оружия. А ведь северо-западные казахи - потомки воинов Тохтамыша. То же самое наблюдалось и в конных войсках Хивы и Бухары. И туркмены 19 века - не лучники, в отличие от огузов и сельджуков средних веков.