От Евгений Ковалев Ответить на сообщение
К Владимир
Дата 01.04.2001 04:30:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

"Некоему Владимиру" от Ковалева

Ответ критикам – II («некоему» Владимиру и Марку Солонину).

Владимиру

Да я вступился за советских летчиков. Посчитал что ни нуждаются в моей защите. Потому что другого смельчака здесь что-то не нашлось за несколько месяцев пока статья была на сайте. Вынули калькулятор посчитали что красные соколы сожгли самолеты и разбежались и «историки» «теоретики авиации». «специалисты по выносу боевых знамен» в ответ на ни чем не подкрепленные инсинуации благосклонно покивали головами и сказали: «Да! Да! Так оно все и было»! И когда я пытаюсь этому как-то воспротивится даже нет! – просто указать на массу источников разных стран и разных лет которые – все! - дают нам абсолютно другую картину в ответ меня обвиняют в «резунизме» «некомпетентности» и Бог знает в чем еще.

Конечно для вас фашистские мемуары – «добротный продукт идеологической войны»! Наверное так оно и есть. Многие из них до сих пор войну доигрывают и переигрывают. И среди наших историков и мемуаристов таких – легион. Тоже все разбираются. Мне кажется что и вас в эту же категорию отнести. Потому что как вам в ленинской комнате в 1957 году разъяснили всю «правду» из газеты «Правда» так вы ее и до сих пор повторяете. И что теперь всем остальным делать? Верить всякому вранью? Должны же мы понять когда-нибудь что произошло на самом деле а не «колебаться вместе с линией партии»? Так давайте разбираться! Хотя это и трудно я согласен потому что столько воды тут намутили! Неужели же нельзя написать такую историю чтобы и «они» и «мы» были согласны? Тогда только наверное война кончится.

Боевое знамя носили? Это здорово! А я вот знамени не носил а зато ношу я дырки в легких в память о пневмонии от которой чуть не помер. И подцепил я ее не за далеким океаном как вам почему-то показалось а во время службы в Ханко-Хасанском мотострелковом полку зимой 1982/1983 на полигоне возле деревни Бонивуровка в десятке километров от Уссурийска когда крепко бухнувший комбат по кличке «Мухомор» подл дулом пистолета положил нас в снег при 30 градусном морозе на всю ночь «держать круговую оборону» - против «зеленых чертиков». И не я один в госпитале оказался а еще человек 10 из нашей роты. Так что когда пробегусь немного – сразу задыхаться начинаю и вспоминаю о патриотизме зеленых чертиках и прочих интересных вещах.

Ну а теперь – о мелочах.

1. Из 7133 самолетов округов 1196 пилотировать было некому. Потому что летчики находились на переподготовке? Да какая разница где они находились! Дорога ложка к обеду! На бумаге это может быть и неплохо смотрелось «боевая учеба» «трудовые будни» то-се а на самом деле что получилось?

2. MG151/15 – это 15-мм авиационная пушка разрабатывалась вместе с MG151/20 ставилась только на Bf-109 F-2 (иногда – на F-4) c февраля 1941 г. и стреляла она все-таки тяжелыми авиаснарядами! «минного» типа которые взрывались при попадании в цель! А не большими такими пулями... И весила она 180 кг! Многовато для большого такого пулемета (сравните хотя бы с MG131 это тяжелый пулемет а не пушка при калибре 13 мм (почти 15) его вес был всего 17 кг). И масса снаряда совсем другая чем у пули близкого калибра. Лен Дейтон в своей книге «Fighter» также утверждает (вслед за мной? :-) ) что сравнение пули и снаряда по массе минутного залпа некорректно! Потому что пулемет и пушка – это разное оружие в принципе. (И зачем вы Владимир до «конкретики» опустились? Лучше бы вы просто поругали меня за «резунизм» как и большинство уважаемых критиков а вот когда к фактам перешли сразу же начались всякие неувязки... Не прочитали мое заключение где я просил не торопиться а поработать тщательнее с литературой а зря...).

3. Про 6 часов налета. Ну конечно кто ж зимой летает? Подождем до лета тогда и потренируемся наверстаем. А вот Гитлер и не стал ждать. Что толку что у вас на весь год 160 часов ЗАПЛАНИРОВАНО? Ну отчитались по бумажке что планчик такой стало быть есть. А результат? (Впрочем когда война пришла оказалось что и зимой летать приходится и не по 6 часов в месяц).

4. Про аэродромы. К лету 1942 года предполагалось иметь в пограничных округах грубо - 300 полков – по 3 аэродрома на полк по норме – нужно как ни крути всего около 900 аэродромов. Так что такого числа строительных батальонов – и маловато поди будет.

7. Ночные полеты Люфтваффе против Англии.
Давайте обратимся к статистике вылетов ночью в период с октября 1940 по май 1941.
Октябрь 1940 5900
Ноябрь 1940 6125
Декабрь 1940 3450
Январь 1941 2050
Февраль 1941 1450
Март 1941 4275
Апрель 1941 5250
Май 1941 3800
Итого: 32300!
Надеюсь вы понимаете что столько вылетов не могли сделать 23 экипажа как в ВВС?
А Ковентри-то как раз бомбили в ясную лунную ночь и под нижнюю кромку облачности опускаться не пришлось.
А знаете к примеру как сами англичане выходили из положения? Как со стихией справлялись? Жгли бензин вдоль взлетных полос чтобы хоть как-то от своих туманов избавиться. Потому что немцев же надо как-то бомбить? Что же лета ждать?


Марку Солонину.

1. О числе самолетов. Конечно авиация 5 приграничных округов – еще далеко не все самолеты которые были в стране. Это как кто-то выразился «первый эшелон». Но немцам пришлось иметь дело в первые дни (и недели) войны только с ними. Они и стремились бить советскую авиацию по частям. Конечно это выгоднее чем воевать с 20 тысячами самолетов одновременно. Интересно было бы увидеть цифры передислокации самолетов на фронты за разные месяцы.
А у вас получается что как только немцы напали все летчики тут же бросились повсюду самолеты уничтожать – от Москвы до Владивостока? У вас прямо ВВС получается типа филиала Люфтваффе. Потому что цель – общая!

2. Почему немцы потеряли столько самолетов во Франции? Причин много. Вот вкратце:
а) Обычно атакующий всегда несет большие потери чем обороняющийся.
б) У французов была неплохая авиация в начале 1930-х – самая большая в мире реально их промышленность за май-июнь 1940 больше вводила самолетов в строй чем немцы сбивали! С 10 мая по 12 июня было получено 1131 новых самолетов из них 668 истребителей были и вполне приличные машины типа Девуатина-520.
в) А кто вам сказал что немцам (1016 истребителей) противостояла одна только французская авиация (765 истребителей)? А британская AASF – 260 истребителей бельгийская – 81 истребитель голландская – 58 истребителей. Только прошу не морщится – голландская! За 5 дней боев в Голландии нашло свой конец не менее 500 немецких самолетов значительная часть из них – Ю-52. Немцы и бомбежку Роттердама учинили в первую очередь потому чтобы голландцев как можно быстрее вывести из войны. А британская авиация? Разве AASF – это все? В боях участвовали и эскадроны RAF вылетавшие с островных баз особенно на прикрытие эвакуации из Дюнкерка.
д) В составе Люфтваффе – масса тихоходных и слабовооруженных самолетов-разведчиков транспортников а также самолетов для взаимодействия с наземными войсками типа «айн-цвай-драй» Хеншель-123 (без «Штук») которые не могли устоять ни против Харрикейнов ни против Девуатинов (всего таких «вспомогательных» самолетов 1046).
Кстати компания во Франции – интересная тема! В свете ее уроков было бы очень поучительно рассмотреть 22 июня 1941 года я здесь со Степановым согласен (но не с его выводами).

3. 690 самолетов по данным Алексеенко находились на заводских аэродромах.
И когда они попали на фронт? И вообще попали ли? Между прочим во Франции произошло примерно то же самое.
В мае французские солдаты которые бежали по дорогам вместе с беженцами под ударами «Штук» и мессеров тоже все спрашивали как потом и советские солдаты: «Где наши самолеты» «Где наша авиация»?
Но оказалось что в боевых действиях приняли участие только треть всех имевшихся боевых самолетов остальные по словам Ги Ла Шамбра министра по делам авиации находились во «внутренних районах страны» и он даже не знал сколько и где! И даже купленные в США самолеты прибывавшие во Франции как и выпущенные промышленностью оставались на аэродромах в центральной части на юге страны и в Северной Африке.
Что произошло? Атака немцев на аэродромы в первые дни привела к неожиданным результатам. Уцелевшие самолеты в массовом порядке покидали зону боев и оседали на тренировочных и заводских аэродромах гражданских аэропортах и пр. На момент капитуляции на территории всей вишистской Франции насчитывалось 4200 самолетов (1700 боеспособных). Итальянская контрольная комиссия обнаружила в северной Африке 2648 французских самолетов из них 700 – истребители многие прямо с заводов.

Видите? На бумаге – самолетов много а страна только 40 дней продержалась... А какие традиции? Фонк! Нунжессер! Гийнемер! И никакого Версаля никто не мешал авиацию развивать...

4. Ме против ДБ. Я не собирался всесторонне сравнивать немецкую и советскую авиацию это сложная вещь и требует очень большой работы. Я на это не претендую и никогда не претендовал. Но на двух-трех примерах объяснить куда в принципе могли подеваться советские самолеты – вполне могу! Тем более когда вы Марк объясняете как самолеты друг друга найти не могут в бескрайнем небе. Так вот сбиты были во время налетов на Плоешти (только истребителями!) – 73 самолета по немецким данным. И погибли именно те кого вы обвинили в саботаже! И пример этот конечно же можно оспаривать говорить что такого не могло быть потому что не могло быть никогда но тем не менее.... Я обобщений нарочно не делаю. Я просто говорю: «Смотрите не все так просто... Реальные источники и примеры не подтверждают нам той картины которую Вы нарисовали».

5. 47000 боевых вылетов к 10 июля а результатов - нет.
Могу только высказать несколько предположений.
а) В соответствии со стратегией блицкрига немецкая авиация атаковала не рассредоточенно по всему фронту а концентрировались для расчистки воздушного пространства над танковыми клиньями которые по определению били направлены в самые слабые сектора обороны противника. ВВС же напротив подчиненные армейским комагндирам прикрывали от налетов только «свои» части и не использовались концентрированно как позднее воздушные армии. Отсюда – много «пустых» вылетов.
б) В случае же ударов по аэродромам противника танковым колоннам переправам относительно медленные и атакующие без прикрытия бомбардировщики быстро уничтожались зенитками и истребителями не успев нанести реального ущерба. Бомбежка с 3000 метров (как по уставу) была неэффективной ниже – огромные потери от зениток даже без вмешательства немецких истребителей. Например 11 часов утра 22 июня целые полки СБ-2 атаковали немецкие аэродромы к северу от Варшавы и каждый раз – без эскорта став легкой добычей немецких летчиков и зенитчиков. И таких примеров – масса. А сколько частей погибло не оставив никаких документов и мемуаров?

6. Подготовка наших и немецких летчиков.

Я тут дам кое-какую информацию по немцам а вы сами решите кого и как они готовили.
Посмотрим на систему подготовки летом 1941 (до возникновения проблем с горючим и стремления возместить растущие потери «сырыми» пилотами) но уже после начала войны так что это уже и не старая неторопливая программа мирного времени.
Примерно такую подготовку получали экипажи выпущенные в резервные части в конце осени-зимой 1941/1942.

А) 6 месяцев в Fliegerersatzbteilung (начальная школа молодых пилотов строевая немного теории).
Б) 2 месяца в Fluganwanterkompanie – общая аэронавтика.
В) A/B Shule – начальная летная школа – полеты на легких самолетах типа Klemm 35. Для получения лицензии А2 – экзамены по аэродинамике навигации метеорологии радиосвязи.
Лицензия В2- 100-150 часов на Арадо 66 Юнкерс W 33 34 Hs-123.
Г) На этом этапе – отбор в школы пилотов бомбардировщиков и истребителей.
Для пилотов бомбардировщиков – ступень С. Еще 50 часов полетов по приборам на старых Хе-111 или Ю-86. Далее – полеты с полным экипажем на новых Хе-111.
Д) После окончания школ специалистов – направление в Erganzungs (резервные части) прикрепленные к боевым частям для последующей замены летчиков выбывших из строя. Здесь также продолжаются тренировочные полеты.
До отправки в Erganzungs пилоты – истребители и пикировщики имели в средгнем 13 месяцев подготовки и налет до 200 часов. Пилоты бомбардировщиков и самолетов-разведчиков – 20 месяцев и 220-270 часов.

Е. Ковалев