От Пуденко Сергей
К Администрация (Кудинoв Игорь)
Дата 31.03.2008 16:58:11
Рубрики В стране и мире;

Семантическая паутина — попытка заставить Инет сыбрыжать. Пока не поздно


цитата

чем занимется создатель WWW

Дальнейшее развитие Интернета Консорциум Всемирной паутины связывает с концепцией семантической паутины. Семантическая паутина — это надстройка над существующей Всемирной паутиной, которая призвана сделать размещённую в Сети информацию более понятной для компьютеров. Тогда программы смогут сами находить нужные ресурсы, обрабатывать информацию, обобщать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. При широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0#FOAF

http://ru.wikipedia.org/wiki/W3C

в последнем ВмиреНауки( уменя полностью есть)

http://www.sciam.ru/2008/3/inform.shtml

март 2008 № 3 "В МИРЕ НАУКИ"
Информационные технологии
СЕМАНТИЧЕСКАЯ СЕТЬ В ДЕЙСТВИИ
Эрик Нойманн, Сьюзи Стивенс, Ли Фейгенбаум, Иван Херман и Тоня Хонгзермайер

Крупные компании уже активно пользуются новыми приложениями, на очереди — отдельные пользователи

Шесть лет назад Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee), Джеймс Хендлер (James Hendler) и Ора Лассила (Ora Lassila) представили в журнале Scientific American новую концепцию — Семантическую сеть (Semantic Web) — информационную сеть со множеством взаимосвязей, к которой можно легко подключиться с любого настольного или карманного компьютера и которая проста в использовании. Они описали будущее, в котором интеллектуальные программы будут через Интернет автоматически заказывать билеты на авиарейсы и бронировать места в отелях, вносить новые записи в истории болезни и давать однозначные ответы на запросы, избавляя от нас необходимости самостоятельно анализировать результаты поиска.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ СЕТЬ В ДЕЙСТВИИ

Тим Бернерс-Ли, Джеймс Хендлер и Ора Лассила представили также средства, позволяющие воплотить эту идею в реальность: общий язык представления данных, понятный всем видам программных агентов, онтологии наборы операторов для перевода информации из баз данных с различной структурой в общие термины, и правила, позволяющие программным агентам «осмысливать» информацию, описанную в этих терминах. Формат данных, онтологии и программы «осмысления» должны работать во Всемирной паутине как единое большое приложение, анализирующее все исходные данные, хранящиеся в оперативных базах данных, и всю информацию о текстах, изображениях, видеофрагментах и их взаимосвязях, имеющуюся в Сети. Семантическая сеть будет расти стихийно, но ее развитие будут поддерживать специалисты из Веб-консорциума (World Wide Web Consortium).

Скептики утверждают, что Семантическая сеть слишком сложна для понимания и пользоваться ею будет трудно. Вовсе нет. Необходимые технологии уже в достаточной степени отработаны. Энергичное сообщество первых пользователей согласовало стандарты, делающие работу с Семантической сетью более удобной. Крупные компании работают над масштабными проектами, призванными существенно повысить эффективность использования информационной сети как в научных исследованиях, так и в быту. Другие компании используют Семантическую сеть для развития межкорпоративных взаимодействий и создания незаметных для пользователя систем обработки данных, обеспечивающих функционирование новых потребительских сервисов. Пользовательские приложения — всего лишь часть этой работы, подобно верхушке айсберга...

Поисковые машины Всемирной паутины не могут дать однозначного ответа на вопросы «широкого профиля» вроде такого: «Какие ситкомы (телевизионные комедии) идут сегодня в Нью-Йорке?», а новая поисковая машина Pediax Семантической сети — может. Для этого она анализирует различные понятия (вверху, в упрощенной форме) найденные на 7 млн сетевых страниц Wikipedia. Pediax, ставшая результатом проекта DBpedia по извлечению информации из Wikipedia, дает чистый результат (внизу), сочетающий в себе текст и изображения
Поисковые машины Всемирной паутины не могут дать однозначного ответа на вопросы «широкого профиля» вроде такого: «Какие ситкомы (телевизионные комедии) идут сегодня в Нью-Йорке?», а новая поисковая машина Pediax Семантической сети — может. Для этого она анализирует различные понятия (вверху, в упрощенной форме) найденные на 7 млн сетевых страниц Wikipedia. Pediax, ставшая результатом проекта DBpedia по извлечению информации из Wikipedia, дает чистый результат (внизу), сочетающий в себе текст и изображения

--------

тем временем "наука" благодаря эпохе расцвета стабилизца РФ, того. Сдыхает

Сильней надо было общественности мОзги скрести!!фурсенко! ты мало пиарил достижения периода стабилизца! всего 3процента в год падает! так глядишь пропроцветаем еще до 2012года, недосмотр!

ПЕДЕРАСТЫ

оттуда же
март 2008 № 3 "В МИРЕ НАУКИ"
Тенденции
НАУКА О НАУКЕ

Беседовал Дмитрий Мисюров

Для оценки прошлого, настоящего и будущего важны точные показатели. О развитии наукометрии
http://www.sciam.ru/2008/3/tendation.shtml

Анализ показал снижение публикационной активности ученых России за последние 8 лет (в среднем на 1,31% в год), а также уменьшение удельного веса российских публикаций в мире (в среднем на 2,92% в год). На основе классификации областей Web of Science более детально были исследованы количественные данные публикационной активности российских специалистов с учетом тематической направленности

где сильней всего падаем,спасибо г-дам лиьералам - в передовых областях


уменьшение количества и доли публикаций российских ученых в мировом масштабе по таким тематическим направлениям, как «Сохранение биоразнообразия», «Информационные системы», «Телекоммуникации», «Биоматериалы», «Нанотехнологии»

в консервативных держится дольше

по ряду медицинских и смежных направлений («Хирургия», «Иммунология», «Онкология», «Фармакология» и др.) наблюдается рост числа опубликованных работ.

ПЕДЕРАСТЫ

в Китае наукометрия использована в кМГ на полную катушку, в статье упомянута их нацсистема (я о ней тут писал). Итог рост Китая до 5проц, в рФ напоминаю уже 1.7 и горка вниз

ПЕДЕРАСТЫ


От Пуденко Сергей
К Пуденко Сергей (31.03.2008 16:58:11)
Дата 04.04.2008 09:54:49

Кто - мы?

вот кто
http://subscribe.ru/archive/job.education.elwinfo/200602/17144510.html
Communities of Practice – что это такое и зачем это нужно компаниям?


Если бы данная статья содержала в названии фразу «профессиональные сообщества», то часть читателей решила, что речь пойдет о профсоюзах или их модифицированном варианте. А если бы был использован термин «коммьюнити» (с точки зрения автора это и стоило бы сделать), то такое название стало бы понятным только для читателей, интересующихся Интернет как средством поиска и общения с друзьями и единомышленниками на просторах всей нашей необъятной Родине или даже планеты. Речь здесь пойдет о таком способе обмена знаний, как тематическое общение в группе людей (сообществе) с использованием различных средств коммуникаций.

«Профессиональное сообщество... Это что-то вроде профсоюза?». Такой вопрос задавали автору данной статьи знакомые, не сталкивавшиеся ранее с понятием Communities of Practice. Можно предположить, что и у некоторых из читателей может возникнуть ассоциация с профсоюзом. Автору не раз приходилось объяснять своим знакомым, что Профессиональное Сообщество (для краткости, ПрофСообщество) – это не профсоюз, а «коммьюнити». Но тогда что такое «коммьюнити»? Наверное, для разговора о таком явлении, как обмен и распространение знаний через Communities of Practice удобнее было бы использовать англицизм «коммьюнити», но дабы не вступать в полемику с ревнителями чистоты русского языка, переведем термин Communities of Practice как «Профессиональное Сообщество».

Авторство термина Communities of Practice ( CoP) признают за Этьеном Венгером ( Etienne Wenger), который в 1991 году определил Community of Practice как « группу людей, которые разделяют тему интереса/проблемы или увлечение чем-то и которые углубляют свои знания и опыт в этой области через взаимодействия на постоянной основе»». Венгер высказал идею, что подобные сообщества существуют везде и всегда (в явном или неявном виде). Каждый человек, даже не осознавая этого, является участником нескольких сообществ.

Впоследствии другие ученые и практики в области управления знаниями в корпорациях развили это определение. Так, например, Эрик Лессер и Джон Сторк ( Eric L . Lesser и John Stork ) из IBM выдвинули описали ПрофСообщество как «группу, члены которой регулярно заняты в обмене знаниями и обучении, основанном на общем интересе». Диана Форестел ( Diane Forestell ) ссылается на Уильяма Беннета ( William Bennett ), который выдвинул схожее определение, но добавил, что ПрофСообщество является «самоорганизующейся группой». Приведенные определения не ограничивают термин «Профессиональное Сообщество» только профессиональным (рабочим или трудовым) окружением. Также эти авторы не ограничивают ПрофСообщества одной организацией.

В то же время Фред Николс ( Fred Nickols ) выдвигает более узкое определение, связывая ПрофСообщество с организационным контекстом и настаивая: ПрофСообщества – «это группы людей в компании (организации), которые формируются с целью обмена того, что они знают; обучения друг у друга различным аспектам и тонкостям профессиональной деятельности; обеспечения социального взаимодействия в процессе этой деятельности». Одновременно с этим Николс разделяет ПрофСообщества на два класса: самоорганизующиеся и организуемые извне.

Несмотря на некоторое разнообразие в трактовке понятия, во всех упомянутых определениях наличествуют три признака ПрофСообщества, а именно:

1. Это неформальная группа людей (т.е. группа, не связанная официальными или организационными обязательствами);

2. Существует некая объединяющая тема или область интересов;

3. Цель существования сообщества состоит в обмене, углублении и изучении знаний и опыта, а также в создании новых знаний.

В тоже время следует отметить, что Community of Practice не единственный термин, которым именуют означенную неформальную группу людей, объединенных общей профессиональной темой или интересом и поддерживающих общение для углубления или передачи собственных знаний. В зарубежной литературе можно встретить такие термины как « сообщества по интересам» ( Communities of Interest ), «онлайн-сообщества» ( Online Communities ), «виртуальные сообщества» ( Virtual Communities ), «сети знаний» ( Knowledge Networks ), «глобальные сети» ( Global Networks ) и т.п. Общим в этих названиях является либо слово «сообщество» ( community), либо слово «сеть» (под «сетью» в данном случае понимаются не некоторые технические устройства, объединенные каналами связи, а так называемые «социальные» сети, т.е. группы людей, взаимодействующих друг с другом через общение). Иногда для удобства Community of Practice называют просто community (сообщество).

В российской интернет-среде понятие «сообщество» уже прижилось. Так, например, организаторы портала e- Xecutive. ru позиционируют свой проект как онлайн-сообщество менеджеров-профессионалов. Среди участников популярного портала Живой Журнал ( LiveJournal) помимо обычных онлайн-дневников есть и сообщества (когда записи может добавлять не только автор «дневника», но и все присоединившиеся к сообществу пользователи). Справедливости ради отметим, что в обычном «дневнике» все желающие тоже могут оставлять свои записи, но только в виде комментариев, а не исходных сообщений, отображаемых на основной странице «дневника». Чтобы узнать о том, какие именно сообщества уже функционируют на портале LiveJournal, читатель может зайти на сайт www. livejournal. com и в разделе поиска по интересам ввести ключевое слово. Еще одним примером существования сообщества в сети Интернет служат дискуссионные листы рассылок по электронной почте (например, в сервисе информационного канала Subscribe. ru).

Итак, в общем случае сообщество – это группа единомышленников (или просто интересующихся), у которых есть некий общий интерес или тема, а также желание общаться с целью обмена опытом, знаниями и просто идеями, а также изучения опыта и знаний более продвинутых коллег.

Как происходит общение, т.е. сам процесс обмена знаниями в сообществе? Зависит от типа сообщества и средств коммуникации, используемых его участниками. Чаще всего сообщества функционируют в так называемом режиме «вопрос-ответ»: когда один из членов сообщества столкнулся с некоторой проблемой, он задает вопрос с описанием проблемы всем членам сообщества; те, кому есть что ответить на поставленный вопрос, высказывают свои мнения, также доступные всем членам сообщества; затем другие члены сообщества могут задать дополнительные вопросы или высказать свои комментарии (как к исходному вопросу, так и к любому из ответов на него). В итоге образуется дискуссия, в процессе которой все желающие могут высказать свое мнение. Но не обязательно поводом для такой дискуссии должен служить вопрос или какая-то проблема. Возможна ситуация, когда кто-то из членов сообщества решает поделиться интересным опытом или возникшей идеей, и тогда сообщение об этом доводится до всех членов сообщества с призывом высказать свои комментарии и замечания.

В процессе обмена идеями и советами участники сообщества вдохновляются на создание и обмен новыми идеями (также возможно апробирование этих идей на практике). Таким образом можно говорить о коллективном создании новых знаний в сообществе.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85



Seven Principles for Cultivating Communities of Practice
3/25/2002
In a new book, Cultivating Communities of Practice: A Guide to Managing Knowledge, the authors offer a practical guide to making knowledge work inside an organization. In this excerpt, the authors detail seven design principles for cultivating communities, everything from "design for evolution" to "combine familiarly and excitement."
http://hbswk.hbs.edu/archive/2855.html
http://hbswk.hbs.edu/archive/images/08_F_041_032502_communitycp.gif


йейххх!!

Книги / Encyclopedia of Communities of Practice in Information And Knowledge Management
25 Мар. 2006 - 22:01
Рейтинг :
Автор : pariman

http://netz.ru/pariman/5179

Product Details
Authors: Elayne Coakes, Steve Clarke
Paperback: 642 pages
Publisher: Idea Group Publishing; Package edition (October 4, 2005)
Language: English
ISBN: 1591405564
Filesize: 5.75 MB

Book Description
The Encyclopedia of Communities of Practice in Information and Knowledge Management is the leading reference source for dynamic and innovative research in the field of communities of practice (CoPs) in information and knowledge management.

With knowledge management work on the increase, this single volume encyclopedia provides a comprehensive, critical, and descriptive examination of all facets of CoPs, and includes 550 terms and definitions as well as 1,950 references to additional research. More than 120 researchers from over 20 countries provide in-depth coverage of conceptual and practical issues as well as topics regarding learning, leadership, ethics, social, intellectual, rewards, and language challenges.

Download Encyclopedia.of.Communities.of.Practice.in.Information.and.Knowledge.Managements

http://uz-translations.net/?category=english-engdics&altname=Encyclopedia_of_Communities_of_Practice_in_Information_And_Knowledge_Management

свежая статья про европ.программу по СоР
http://www.elearningpapers.eu/index.php?page=doc&doc_id=10222&doclng=6

Managing Knowledge within Communities of Practice: Analysing Needs and Developing Services

26 Sep 2007. 18115 visits
Authors
Amaury Daele , Scientific collaborator, Centre de Didactique universitaire
Nathalie Deschryver, Scientific collaborator, University of Fribourg Centre de Didactique universitaire
Dorel Gorga, Scientific collaborator, University of Fribourg Centre de Didactique universitaire
Manfred Künzel, Scientific collaborator, University of Fribourg Centre de Didactique universitaire
This paper addresses the issue of knowledge management and learning within Communities of Practice (CoPs). This issue is particularly challenging at a time of global elearning and implementation and development of CoPs within public or private organisations.
Communities of Practices (CoPs) are groups of professionals who share their knowledge, ideas and practices in a common domain or topic. More and more companies and public institutions turn to the implementation of CoPs, both for capitalizing knowledge and for improving the experience and knowledge of their employees.

In this context, important questions arise about the management of collective knowledge and the human organisation, as well as the technological tools to support this process. What are the needs of (online) CoPs concerning their learning, their knowledge management and the organisation of both? What kind of needs could be satisfied by web services? What kind of services? How could they be produced to meet the very specific needs of CoPs?

От Пуденко Сергей
К Пуденко Сергей (31.03.2008 16:58:11)
Дата 01.04.2008 09:15:38

это дело называется Web3.0. Подробности


>цитата

>чем занимется создатель WWW

>Дальнейшее развитие Интернета Консорциум Всемирной паутины связывает с концепцией семантической паутины. Семантическая паутина — это надстройка над существующей Всемирной паутиной, которая призвана сделать размещённую в Сети информацию более понятной для компьютеров. Тогда программы смогут сами находить нужные ресурсы, обрабатывать информацию, обобщать данные, выявлять логические связи, делать выводы и даже принимать решения на основе этих выводов. При широком распространении и грамотном внедрении семантическая паутина может вызвать революцию в Интернете.


http://offline.homepc.ru/2008/139/347563/


Занимательная арахнология

Автор: Дмитрий Смирнов
Опубликовано в журнале "Домашний компьютер" №1 от 9 января 2008 года.


В поэме Овидия «Метаморфозы» есть миф о дочери Идмона, красильщика одежд из города Колофон, Арахне. Она была искуснейшей ткачихой своего времени, а время было непростое: нельзя было выйти на улицу, чтобы не встретить там олимпийского бога или богиню. И вот, однажды, мастерица заявила, что в своем ремесле превзошла саму Афину, покровительницу ткачей. Богиня не могла не ответить на вызов. Был устроен турнир, и в результате Афина превратила Арахну в паука (следует отметить — из лучших побуждений…). Но и в этом образе Арахна продолжила заниматься любимым делом — ткать, если не пряжу, то — паутину. А по-гречески «арахна» и значит «паук». Ну, а по-нашему паутина называется «веб». Рассказами о первом и втором вебе мы испещрили уже не один десяток страниц и порядком вам надоели. Что ж, двинемся дальше. На повестке дня — третий и четвертый слои Повсеместно Протянутой Паутины.
Сегодня модно, будучи интернет-снобом, ругать Веб 2.0: дескать, Интернет стоит вовсе не на блогах и социальных сетях, что это все лишь тонкая, далекая от народа прослойка веб-бездельников с их надуманными суетными проблемками; до хрипоты доказывать, что самая соль Сети заложена в веб-форумах, фэн-сайтах и домашних страничках, до которых не только не добрался Веб 2.0 с его XML и RSS, но куда и поисковики заглядывают не каждый день. Вскинув бровь, спрашивать: «ЖЖ? Это что?»

Потратив на объяснение глубоко теоретической идеи второго веба и присущих ему технологий массу времени, мы в результате более-менее разобрались в сути явления. Конечно, в рамках этой темы можно рассказать еще очень о многом: о социальных сервисах (закладках, музыке, географии и прочем), о новых протоколах, об амбициях империи Google и прогрессивных поисковых интерфейсах; наконец, о концепции Интернета как платформы и новых сетевых бизнес-моделях. Но отложим эти увлекательные беседы до лучших времен и будем считать, что на данном этапе представление о Вебе 2.0 получено (если нет — читайте подшивку ДК за последнюю пару лет.)

Кратко, второй веб — это окружающая нас реальность (если можно так назвать чисто онлайновое явление). Но неторопливое созерцание содеянного — черта, уже давно не свойственная нашей эпохе. Поэтому если некая технология уже внедрена и существует, это верный признак того, что ее следующее поколение находится в активной разработке, а следующее после следующего — как минимум в виде концепта. Воодушевленные такой перспективой, мы решили расспросить поисковики и знающих людей о вебах 3.0 и 4.0. И действительность оказалась покруче «Фауста» Гете. Друзья, эти вебы уже существуют. Кроме того, в Сети нашлись упоминания вебов вплоть до 9, 10, а кое-где и до 451 (привет старине Брэдбери).

Итак, чтобы во всей этой «паутине» не запутаться, будем действовать медленно и осторожно. И сначала постараемся понять идею, а затем уже перейдем к практике.

Коротко об авторах
Автором (а точнее, идеологом) вебов 1.0 и 3.0 является один и тот же человек. Это Тимоти Джон Бернерс-Ли, и родился он в Лондоне в 1955 году.

Исходные данные Бернерса-Ли были неплохими: родители-математики работали над созданием одного из первых компьютеров, сам Тим получил приличное образование (Оксфордский колледж и университет) и вскоре после защиты диплома начал работать в CERN (Conseil Europйen pour la Recherche Nuclйaire, те есть Европейском совете по ядерным исследованиям). Помните «Ангелов и демонов» Дэна Брауна? Именно об этом CERN — речь. Язык не поворачивается назвать это научно-исследовательским институтом, скорее это — научная империя, расположенная на границе Швейцарии и Франции (см. сайт).

В 1989 году Бернерс-Ли работал над созданием компьютерной сети, которая должна была увязать не только бесчисленные хранилища данных самого CERN, но и других научных организаций по всему миру. По сути, стояла задача создания системы электронного документирования и публикации научных разработок. Требовалось представить документы в виде гипертекстового массива, элементы которого ссылались бы друг на друга. Из-за этого каждый отдельный документ должен был стать легче — можно избежать излишнего цитирования, а также добавить интерактивные оглавления и ссылки внутри самих документов.

А если проще — всего-то и требовалось создать гипертекстовую сеть, с той лишь поправкой, что подобного понятия на тот момент еще толком не существовало.

И Бернерс-Ли с коллегами ее создали. Они разработали несколько протоколов и механизмов, которые легли в основу будущей паутины. Первый из них — URL (Universal Resource Locator, универсальный определитель местонахождения ресурса), придуманный в 1990 году. В нашем случае URL — это адрес, который мы пишем в браузере, чтобы попасть на ту или иную веб-страницу. Впоследствии понятие URL было расширено до URI (Universal Resource Identifier, универсальный идентификатор ресурса), а еще чуть позже слово universal в обеих аббревиатурах заменено на uniform (единый, единообразный). Без этой системы идентификаторов представить себе Интернет, прямо скажем, трудно.

Второй ключевой разработкой Бернерса-Ли стал язык HTML. Его «миссией» было структурирование документов, наполнение их гиперссылками и возможностью удобного форматирования. Еще одной задачей HTML была абсолютная платформенная независимость: HTML-документ должен был читаться на любом компьютере. Надо сказать, впоследствии эту идею испортили, а точнее, принесли в жертву визуально-мультимедийным необходимостям. Сегодняшний HTML сложен и далеко не универсален. Но у первой версии HTML, опубликованной в 1991–1992 году, таких печалей еще не было.

Третьим элементом, позволившим родиться Паутине, стал HTTP (протокол передачи гипертекста). Он также был создан Бернерсом-Ли в 1991 (а опубликован в 1992) году. Это клиент-серверный механизм, регламентирующий общение сторон: запрашивающей — клиента, и отвечающей — сервера. Он разделяет их функции, определяет синтаксис и семантику.

Идея, ради которой разрабатывались эти механизмы, возникла у Тима Бернерса-Ли еще в 1989, и зачастую именно этот год считают годом рождения Паутины. Однако первые реализации URL, HTTP и HTML соединились лишь 6 августа 1991 года. В этот день Тим выложил в Интернете первый в истории нашей планеты веб-сайт. Серверная часть состояла из веб-сервера httpd, а в качестве клиента выступил первобраузер, названный... WorldWideWeb! Он же и был первым WYSIWYG (то есть визуальным) HTML-редактором.

Первый сайт содержал собственно информацию о проекте WWW: объяснял, что такое браузер и веб-сервер, рассказывал о платформе, на которой все это работало, а также о перспективах развития технологии. По сути, это был просто еще один научный документ никому не известного формата. Чуть позже этот сайт стал самым полным интернет-каталогом: на нем публиковались ссылки на ВСЕ существовавшие тогда сайты (коих вскоре стало два, затем три, и так где-то до десятка; после этого вести каталог авторам надоело).

Задумайтесь на минуточку: тогда, в августе 1991, Паутина — это всего один единственный сайт! А время–то было какое: в СССР — путч; Шумахер впервые вышел на трассу «Формулы-1»; в Польше рухнула Варшавская радиомачта, самое высокое на тот момент в мире сооружение. Но что там мачта, что там СССР, когда рушился старый мир офлайна, и наступала цифровая эпоха!

«Два — движет, трется — три…»
Так сказал поэт Хлебников. Ну а мы продолжим рассказ в прозе. Второй веб никем толком не был изобретен. Он «завелся» в Интернете как-то сам по себе, незаметно вырос из первого веба в период кибердепрессии, на границе тысячелетий, когда Интернет и вообще IT-индустрию охватил крах доткомов и инвестиций. Маркетологи и менеджеры на год-другой оставили программистов в относительном покое, и у тех появилось время все осмыслить и переписать правильно. Тогда же появились AJAX, RSS, DHTML и прочие механизмы, определившие лицо второй версии «Паутины». Выросли сервисы-«кирпичики», из которых сегодня складываются сайты Веба 2.0.

Не изобрел, но благословил (как тот старик Державин) новое явление еще один известный Тим — О’Рейли, американский издатель и пропагандист движения ПО с открытым кодом. В 2005 году он опубликовал статью «Что такое Веб 2.0», где подробно описал соображения, родившиеся в результате совместного мозгового штурма в его издательстве O’Reilly Media и компании MediaLive International. Статья эта принесла Тиму известность, сравнимую по масштабу со всей остальной его деятельностью — попадание было тысячепроцентным.

Мысли О’Рейли были вызваны именно крахом доткомов: наблюдая за умирающими проектами, он с удивлением обнаружил, что многие из тех, кто мог бы отправиться прямиком в историю, отчего-то остаются в онлайне, выживают и даже на удивление неплохо себя чувствуют. Он постарался уяснить для себя, каким именно общим «геном» обладают эти живучие веб-обитатели, составил таблицу, где сопоставил старые идеи и сайты с новыми, и в результате создал идеологию, которую назвал звучным словом Веб 2.0. Так родился миф — скандальный, спорный, но ставший непременным атрибутом нашего десятилетия.

Итак, вкратце: отличия второго веба от первого заключаются в отношениях авторов и «посетителей». Если в Веб 1.0 хозяева сайтов определяют весь их контент, то в 2.0 — лишь предоставляют посетителям чистый сервис, наполнять который информацией должен сам пользователь. Произошла «смена полюсов»: Интернет встал с ног на голову (или наоборот…). Статическим сайтам пришли на смену динамические, хранение информации у себя на сайте под замком потеряло смысл — контент растекается по Сети с помощью RSS (и ценностью стало именно его распространение), отдельным домашним страницам на смену приходят блоги, многие офлайновые сервисы перемещаются в Сеть и превращаются в социальные (например, «закладки»). Произошла еще большая децентрализация пиринговых механизмов. Napster’у пришел на смену BitTorrent, «Британнике» — «Википедия». Появились звуковые и видеоблоги. Отпала необходимость в почтовых клиентах — Google со своим GMail изменил представление о почте. Коммуникативные сервисы — мессенджеры, email, голосовая и видеотелефония — перестали быть разрозненными и стали объединяться в единые коммуникативные среды (на этом рынке сегодня действуют и Google, и Microsoft, и многие другие). Изменилось само представление данных, древовидную иерархию заменили «облака» тэгов, а поиск из обычного «плоского» сервиса стал многослойным — то есть раздельным поиском по вебу, блогам, видео, картинкам, картографическим сервисам и т. д. Таковы реалии Веб 2.0.

Сказка о тройке
Название Веб 3.0, родившееся совсем недавно, — это дань моде на нумерацию вебов. Однако сама идея этого появилась у того же Тима Бернерса-Ли еще в 1990-х. В 1994 году он оставил работу в CERN и возглавил Консорциум World Wide Web (W3C) — организацию, ставшую неформальным министерством веб-технологий. Веб-протоколы не разрабатывает только ленивый, и зачастую одни разработки дублируют другие. World Wide Web Consortium рассматривает их все и некоторые утверждает в статусе «рекомендаций», являющиеся де-факто стандартами Сети. Без этой организации в стане интернет-программистов воцарилась бы анархия.

Во второй половине 1990-х Бернерс-Ли предложил концепцию «семантической сети» на рассмотрение сообщества. Еще тогда он обратил внимание, что паутина сайтов в ее существующем виде катастрофически непонятна самим компьютерам. У содержимого Сети не было какого-то внятно структурированного описания, опираясь на которое машины смогли бы понять и упорядочить (для себя и для нас) то, что мы пишем в Интернете. Текстовый поиск был лишь методом индексирования страниц; компьютеры довольно прямолинейно сохраняли найденное, но их интеллект не мог осмыслить текст страницы так же, как это делает человеческий мозг — разница между «процессорами» все еще остается несоизмеримой.

Бернерс-Ли предложил разработать способ добавления к веб-страницам специальных данных, позволяющих компьютерам «понять» содержимое страницы и вписать его в общемировой контекст. Другими словами, если машины пока так и не научились осмысливать наш мир, мы опишем мир так, чтобы машины — такие, какие есть — все же смогли о нем думать.

Концепция семантической паутины была опубликована и принята W3C в 2001 году.

Зачем на практике нужен семантический веб
Веб 3.0 называют семантической паутиной, то есть «паутиной информации».

Ежедневно мы используем самые разные данные, которые, даже будучи электронными, не являются частью одной паутины, то есть не связаны между собой, тогда как могли бы. Классический пример — вы можете просматривать на сайте банка состояние счета и историю платежей по карточке, делать пометки в электронном органайзере или, например, листать фотографии у себя на компьютере или на сайте. Но попробовать вот так запросто, без лишних усилий, увидеть, что вы делали в тот день, когда была сделана фотография? Без ручной работы не обойтись: придется изучать свойства снимка и вручную отматывать календарь. Также и в органайзере вы не увидите и банковских выписок — эти данные не связаны между собой. Почему? Потому что мы их не увязали, а сама машина еще не обладает ни соответствующим ПО, ни должной компетенцией для сопоставления между собой вообще всех данных, до которых она может «дотянуться». Привязки возможны не только по дате, но и по множеству самых разнообразных критериев (то есть измерений). Сейчас же эти данные хранятся в различных программах или базах данных: файлы и их свойства — в файловой системе, банковская информация — на сайте банка или в присылаемых вам по почте отчетах (хорошо, если XLS, но чаще — PDF). В роли органайзера обычно выступает Outlook или Lotus, новости поступают через RSS-читалку или через браузер, общение происходит по ICQ или другому мессенджеру, большая часть телефонных номеров хранится в вашем телефоне, а карты города зашиты в GPS-приемнике вашего автомобиля. И все, все, ВСЕ эти данные — раз-роз-не-ны. Хотя они — об одном: о вашей жизни в окружающем мире, который един. Не правда ли, было бы здорово увидеть карту, на которой отображалась бы география ваших финансовых трат? Карту встреч с теми или иными контактами? Сводную таблицу денежных расходов и контактов — кто из ваших друзей вам дороже всего? Продолжите на досуге размышления о том, какие данные можно было бы красиво соотнести с другими.

Семантическая паутина строится на нескольких ценностях. И в первую очередь, это универсальный формат данных, позволяющий без «курсов кройки и шитья» кроить и сшивать данные из самых разных источников. Эти данные должны быть читаемыми и совместимыми; они должны быть понятными любому сетевому устройству, другими словами — их формат должен быть универсальным. Говоря «формат», мы подразумеваем язык описания любого объекта реального мира, будь то человек, точка в пространстве, почтовая марка из вашей коллекции или иголка от кактуса на окне.

Таким образом, каждый объект станет источником (читай: базой) данных. Эта база должна быть подключена к Cети и связана с мириадами других сетевых баз (объектов) не физически, но логически — самим лишь фактом того, что эти базы говорят об одном и том же.

Это позволит компьютерам начать ориентироваться в нашем мире, улавливать связи между объектами (и чем более подробно мы их опишем — а со временем это непременно произойдет, наглядный пример — Википедия, — тем мы станем понятнее машинам). Во-вторых, как следствие, с помощью вот этих «понятливых» компьютеров мы сами сможем сколь угодно гибко использовать эти связи и эти данные. Например, по первому требованию видеть, кому именно я посылал SMS; когда расплатился карточкой вот за ту, да-да, шестую кружку имбирного эля; где именно (в географическом смысле) это происходило — и тогда загадка «вечера с пятницы на воскресенье» будет разрешена одним взглядом на электронный семантический календарь.

Это — Веб 3.0, слой паутины, хранящий объяснение нашего мира для машин. Что же в этом случае будет представлять собой номер 4? Давайте поразмыслим.

Веб 1.0 — это базис, фундамент. В его основе лежит просто гипертекст и скрипты.

Веб 2.0 — паутина объединения. Она позволила данным свободно перетекать из пустого в порожнее (читай — из одной площадки, самой по себе не содержащей информации, в другую). Данные стали структурированными и отформатированными, сайты научились взаимодействовать друг с другом.

Веб 3.0 — перенос идеи второго веба из «плоскости» Интернета в «трехмерную реальность». С помощью XML-подобных диалектов будет описан весь мир — как цифровой (тексты, картинки, звук, видео — то есть любые существующие цифровые ценности), так и аналоговый. Понятный нам мир станет понятнее машинам; связи между сущностями — теснее.

Значит, четвертому вебу придется быть ни чем иным, как Сетью с искусственным интеллектом. В нем должны появиться самообучаемые механизмы. Они уже сами, без человеческого вмешательства, должны научиться собирать данные, описывать их модели, а также принимать решения, что с этим счастьем делать и как его оценивать.

Паутина 4.0 будет таким же пользователем Интернета, как мы с вами; приложением, но мыслящим. А ее неотъемлемой частью должны стать сенсорные сети — автономные самоорганизующиеся цепи датчиков, что будут разбросаны по всей планете и внедрены буквально повсеместно. Эти датчики на физическом уровне «подключат» планету к Сети (или наоборот). Сеть станет действительно трехмерной и повсеместной. И, возможно, термин «паутина» к тому времени будет заменен на что-то более объемное. Точите ваше образное мышление!

Технические подробности
Пока четвертый веб еще только появляется на горизонте, попробуем все же разобраться в третьем. Как и любой уважающий себя «номерной» веб, он основан на трех китах: URI, RDF и OWL. А теперь по порядку.

Про URI мы уже рассказали: это — единый идентификатор ресурсов. В отличие от URL, он может адресовать любой объект: город, улицу, человека, кота на подоконнике, картину на стене и т. д. Может, разумеется, — и онлайновые объекты: сайт, ящик электронной почты, файл.

RDF (Resource Description Framework) — это модель описания метаданных ресурсов. Основной внутренний формат RDF — так называемый триплет «субъект-предикат-объект». Проще говоря, это — формат утверждений. Представьте себе, что требуется описать в RDF вашего ленивого кота. «Субъект-предикат-объект» в этом случае будут выглядеть как «кот — имеет характер — ленивый», или «кот — имеет состояние — сон», или «кот — имеет координаты — подоконник», — так примерно. Каждый из трех элементов выражения будет идентифицирован своим собственным URI. Мы не будем приводить образцы реального кода, иначе статья станет излишне специальной, однако Интернет полон примеров RDF-разметки; интересующиеся без труда найдут и простые, и сложные RDF-документы с комментариями.

Третий кит семантического веба — онтология (не путайте с аналогичным философским термином). Онтология в данном контексте — это попытка увязать все существующие схемы описания данных в единую концептуальную схему, единую иерархию. Для описания онтологий создан специальный язык OWL (Ontology Web Language, чаще он называется Web Ontology Language), основанный на XML. Кардинальное отличие OWL от XML в том, что это не просто формат описания предметов, но и инструмент, который позволяет осмысливать описываемые предметы, рассуждать о них. По адресу www.w3.org/TR/2004/REC-owl-guide-20040210/wine.rdf можно, например, увидеть онтологию вина. Подробные комментарии к этому документу на русском языке читайте на странице sherdim.rsu.ru/pts/semantic_web/REC-owl-guide-20040210_ru.html — здесь нам, увы, негде развернуться.

Другим примером такой машинно-читаемой онтологии, основанной на RDF и OWL, можно считать проект FOAF (Friend of a Friend, «друзья друзей»). Она описывает людей, их деятельность, а также отношения к другим людям и объектам. Можно описать с помощью FOAF любого человека; так как FOAF-описания существуют в едином логическом пространстве, они логически объединены в социальную сеть без необходимости создания и поддержки централизованного сервера для хранения информации. Когда кто-то открывает вашу страницу и находит там FOAF-документ, он автоматически получает информацию о вас в FOAF-пространстве. У каждого FOAF-профиля должен быть уникальный идентификатор (например, e-mail или URI вашей домашней страницы или блога).

В этом месте полагается разместить традиционный вопрос: «А что говорят критики?» О, у них есть, что сказать о семантическом вебе… Они полагают, что эта идея ставит перед собой две цели: одну — бесполезную, но реальную, другую — дерзкую, но недостижимую. Бесполезной им видится задача добавления метаданных всюду, куда только возможно. Однако почти невозможно описать предмет во всей его полноте, ибо сколько контекстов, столько и описаний, а контекстов может быть много, и описания (а за ними и машины) будут путаться.

Недостижимой критики считают создание корневой онтологии. Попытка описания всего и во всех контекстах обречена на неудачу, говорят они. Нужен компромисс между сложностью и масштабируемостью — одно из них должно стремиться к нулю, другое к бесконечности, иначе ничего не получится.

Описание данных для людей и для машин — это дублирование информации. Эта проблема решается с помощью так называемых «микроформатов». Так называют хитрый подход к форматированию данных с использованием лишь классов и атрибутов XHTML и HTML, описывающий семантику объектов. Так, например, микроформат HTML vCard (hCard) с помощью HTML-атрибутов class, rel и rev позволяет создать HTML-фрагмент, который можно вставить в (X)HTML, Atom, RSS или XML-код, и который будет являться семантически корректной визитной карточкой (контактной информацией).

Существуют и другие микроформаты (например, hCalendar, hResume) — их описания коллекционируются в «вики микроформатов» microformats.org/wiki.

Гы-гы-гы, отставить семантический веб!
Совсем недавно в своем блоге Тим Бернерс-Ли ввел понятие GGG (Giant Global Graph, гигантский глобальный граф). Этим термином он обозначил Социальную Сеть, складывающуюся внутри и между отдельными социальными сайтами типа Facebook или, скажем, «Одноклассники.ру». Бернерс-Ли высказался в том духе, что то, что он раньше называл семантической паутиной, пожалуй, следовало назвать именно «ГГГ».

Гигантский Глобальный Граф — развитие Повсеместно Протянутой Паутины. Если последняя состояла из контента и указателей (читай: ссылок), то GGG — это контент, указатели, отношения между объектами и описания этих объектов и отношений. GGG — следующее поколение WWW. Поколение G?

Вообще, следить за ходом мысли Тима Бернерса-Ли в его блоге и в новостях — чрезвычайно увлекательное занятие. Заслуги этого человека оценили не только жители созданной им паутины, но и крайне «офлайновые» персоны. Так, в 2004 году Елизавета II, королева Великобритании, посвятила Бернерса-Ли в рыцарское звание за службу во благо глобального развития Интернета. С тех пор создателя WWW следует называть Сэр Тим Бернерс-Ли.

И вот еще что: мы вдруг припомнили удачный термин, которых подходит к многоуровневой паутине будущего: Matrix. GGG.

Интернет vs WWW
…нет, вовсе не в смысле «пчелы против меда». Просто мы решили раз и навсегда пресечь путаницу в терминологии (хотя грешны, сами в поисках синонимов зачастую выбираем не тот термин).

Итак, Интернет и Паутина — вещи принципиально разные. Читавшие тех же «Ангелов и демонов» помнят пассаж о том, что WWW был изобретен именно там, в Швейцарии, в CERN, то есть в Европе. Тогда как сам Интернет, как известно, — изобретение американское.

Примерно в 1982–1983 годах Интернет вырос из военной сети США ARPANet; по сути, Интернет — это TCP/IP. Когда последний заменил собой протокол NCP, ARPANet превратился в Internet.

Эта сеть стала средой обитания множества технологий и протоколов, этакой планетой, на которой возможны самые разные формы жизни. Сначала появились служебные протоколы — простейшие обитатели. Физический уровень упоминать не будем; на канальном же — это Ethernet, Token Ring, Frame Relay, PPP, SLIP… На сетевом — IP, ICMP (по-нашему, ping), IPX, NetBEUI, ARP… На транспортном — TCP, UDP, на сеансовом — SSL, NetBIOS, RPC, а на уровне приложений — DNS, SSH, Telnet, POP3, SMTP, IMAP, LDAP, HTTP, FTP… Но кажется, мы увлеклись аббревиатурами.

Через 8 лет существования Интернета в нем, как в среде обитания, появилась WWW. Ее можно образно представить как, например, животное царство на Земле. Но не одними сайтами жив Интернет. Не будь WWW, мы все равно могли бы пользоваться электронной почтой, мессенджерами, передачей файлов по FTP и прочими сетевыми благами, хотя, очевидно, в Сети было бы скучновато.

Итак, не стоит путать эти два понятия: «Сеть» (Internet) и «Паутина» (WWW, то есть сайты). Они говорят совершенно о разном.

Пользуясь случаем, хочется обратиться к читателям с воззванием. Товарищи! Перестаньте перед каждым веб-адресом в браузере набирать www! Сайты www.microsoft.com и microsoft.com — это синонимы. В очень редких случаях в рамках одного домена по адресу с приставкой www и без нее сконфигурированы разные сайты — в 98% случаев они идентичны. Домен третьего уровня www — дань прошлому, анахронизм, слово-паразит, наконец! Сохраним планету, экономя трафик и место!


http://www.habrahabr.ru/blog/translations/6537.html

Интернет на основе здравого смысла

В то время как «всемирная паутина» состоит из миллиардов документов и ссылок, которые их связывают между собой, разработчики и сотни компаний, создающих всё новые стартапы, ищут новые пути к пониманию потребностей пользователей.

Их цель – поставить эти потребности «во главе интернета», чтобы он стал меньше похож на каталог и больше – на путеводитель. Некоторые из них даже разрабатывают системы, понимающие человеческое поведение. Проблема искусственного интеллекта, когда машины смогут думать вместо того, чтобы просто исполнять команды, занимает исследователей уже не один десяток лет.

«Веб 3.0» – «проект», который находится в самой начальной стадии своего развития и который уже назван скептиками «нереальным». Но соответствующие технологии и их разработка уже нашли своих приверженцев как в крупных корпорациях типа IBM или Google, так и в небольших фирмах. Их проекты сейчас чаще всего концентрируются на возможностях практического применения, вроде рекомендаций по планированию отпуска или прогнозирования будущих музыкальных хитов.

Но в будущем более мощные системы смогут работать как персональные советчики в таких же неоднородных и сложных сферах, как финансовое планирование: например, составление пенсионного плана для семейной пары или образовательный консалтинг, когда тот или иной сервис выберет Вам оптимальный для поступления университет. Всем этим проектам прогресс технологий, более мощные компьютеры – только на руку.

«Это можно назвать Всемирной Базой Данных (World Wide Database)», – говорит Нова Спивак, основатель компании, которая разрабатывает технологию, определяющую отношения между кусочками информации в сети. – «Мы хотим пройти путь от интернета связанных документов к интернету связанной информации».

«Веб 2.0», предполагающий возможность интеграции веб-приложений (например, электронных географических карт) и сервисов (например, фото-хостингов), в последнее время находится в центре внимания компаний Силиконовой долины. Но коммерческий интерес к «Веб 3.0» (или, как его называют некоторые, «семантический Веб») с его идеей «умных сервисов» уже появился.

Классический пример «эры Веб 2.0» – «мэш-ап», термин, предполагающий интеграцию различных сервисов. Например, сайт по поиску недвижимости с интегрированными картами Google Maps в итоге представляет собой новый, более удобный сервис, с помощью которого каждый пользователь может сразу увидеть все предлагаемые для продажи дома на карте.

А разработчиков «семантического Веба» занимает вопрос о том, как создать систему, которая сможет дать чёткий и максимально полный ответ на простой запрос вроде этого: «Я ищу тёплый курорт, чтобы отдохнуть во время отпуска; у меня есть на это $3000. И кстати, со мной будет 11-летний ребёнок». В нынешних условиях поиск такой информации может занять не один час: придётся просмотреть списки авиарейсов, отелей, фирм по аренде автомобилей. В условиях «Веб 3.0» пользователь в идеале должен сразу получить полный пакет информации так же профессионально и оперативно, как если бы это делал агент туристической фирмы.

Как именно будут построены подобные системы, как долго они будут разрабатываться и как скоро начнут выдавать корректные ответы на запросы – вот основные темы для ожесточённых споров учёных и разработчиков. Некоторые из них сосредоточены на создании новой структуры, которая заменит нынешний интернет, другие – на разработке новых приложений, которые смогут «извлекать смысл» из существующих потоков информации. Но все сходятся во мнении о том, что эти системы принесут больший доход, нежели нынешние поисковики, которые выдают тысячи и даже миллионы документов, но не отвечают непосредственно на вопросы.

Для понимания потенциала технологий «понимания человеческих желаний» можно привести пример Page Rank: эта технология позволяет компании Google использовать потенциал человеческих знаний и решений для ранжирования результатов поиска. (Она интерпретирует ссылку с одной веб-страницы на другую как «голос», при этом «голоса» на более популярных страницах имеют больший вес.)

Но исследователи двигаются дальше. Компания уже упомянутого мистера Спивака – Radar Networks – исследует содержание социальных сайтов, которые позволяют пользователям размещать, совместно работать и обсуждать различные виды контента, от описания путешествий до фильмов. Технология этой компании построена на системе баз данных нового поколения, которая определяет и сохраняет ассоциативные связи между частями информации так же, как связи между теми или иными людьми (коллегами, друзьями, родственниками).

Пример использования этой технологии – KnowItAll, проект исследовательской группы Вашингтонского Университета, финансируемый Google. В его рамках создана система Opine, собирающая и сортирующая мнения пользователей с различных тематических сайтов. Демонстрационный проект, посвящённый отелям, «понимает» такие параметры, как температура в номере, комфортабельность кровати и цены, а также различает, что такое «великолепно», «неплохо» и «сойдёт», чтобы выдавать полезные ответы на запросы. На современных сайтах пользователю придётся просмотреть огромные списки комментариев и отзывов от других пользователей, а «вебтринольная» система будет сама взвешивать и ранжировать все комментарии, чтобы найти оптимальное, разумное решение и помочь рядовому пользователю быстро найти нужный отель.

«Система поймёт, что "идеально чистый" – лучше, чем просто "чистый"», – говорит Орэн Эцциони, исследователь из Вашингтонского Университета, руководитель проекта. – «Мы пытаемся дать понять, что текст в интернете – просто огромный источник информации».

Нынешний интернет, можно сказать, находится в «фазе Lego», конструктора, в котором части информации механически стыкуются друг с другом. Приверженцы «Веб 3.0» видят «будущую версию интернета» как эру, в которой машины будут делать интеллектуальную работу.

Исследователи уже сейчас отмечают появление интеллектуальных технологий. К примеру, специальные веб-камеры фиксируют незаконное вторжение на какую-либо территорию, а программы идентифицируют дату, время, место вторжения и иногда даже личность преступников, передавая данные на охранный пульт. Исследователи утверждают, что это и есть зачатки «Веб 3.0».

«Это – важная тема: люди ещё просто не понимают, насколько сильно они зависят от искусственного интеллекта», - говорит Дэниэл Хиллис, специалист в этой сфере, основатель компании Metaweb Technologies. Его компания до сих пор не раскрывает, что за продукты разрабатывает, хотя на их сайте написано, что «Metaweb планирует построить новую инфраструктуру интернета».

И Radar Networks, и Metaweb частично связаны с военными и разведывательными структурами. Начальные исследования в этих компаниях финансировались ЦРУ, АНБ и другими государственными агентствами США; работа началась вскоре после появления концепции «семантического Веба», созданной Тимом Бернерсом-Ли в 1999 году.

Разведслужбы помогли подключить к разработкам исследователя Дуга Лэната, чья компания Cycorp продаёт системы и сервисы правительству и частным корпорациям. Основная разработка компании – система искусственного интеллекта Cyc, которая, как обещает Лэнат, однажды сможет отвечать на любые вопросы, как написанные, так и произнесённые устно. Изначально система строилась на введённых в неё миллионах фактов, которые она должна «выучить», однако на лекции, прочитанной в прошлом году в офисе компании Google, Лэнат сообщил, что сейчас Cyc «учит» сетевой контент. Этот процесс, по словам исследователей, должен продемонстрировать методы построения «Веб 3.0».

Лэнат утверждает, что на данный момент система уже может отвечать на вопросы, заданные на обычном человеческом языке, например, «Какой город в США может быть подвержен эпидемии сибирской язвы летом?»

В это же время сотрудники IBM говорят, что они регулярно используют «цифровой слепок» 6 миллиардов сетевых документов для проведения исследований и ответов на различные вопросы корпоративных клиентов. Компания использовала свою систему в маркетинговом исследовании для телевизионных сетей, собрав и обработав информацию онлайн-сообществ. А при помощи информации о популярности тех или иных музыкальных треков на различных сайтах университетских сообществ исследователи смогли предугадать лидеров хит-парадов следующих двух недель.

Уже ведутся споры о том, смогут ли системы вроде Cyc создать «новую версию интернета» либо человеческий интеллект сможет самостоятельно развиться на новый манер при помощи этих технологий. Сторонники второй точки зрения говорят, что подобное уже происходит, и примеры тому – такие сайты, как del.icio.us и Flickr (система «закладок» и фото-хостинг, приобретённые компанией Yahoo), а также Digg – новостной сервис, чей контент формируют сами пользователи.

Например, на Flickr пользователи помечают фотографии тегами, тем самым помогая другим быстрее находить интересующие их изображения. «С помощью Flickr Вы сможете найти те изображения, которые никогда бы не нашёл компьютер», – говорит Прабхакар Рагнаван, руководитель исследовательского направления в Yahoo. – «То, над чем мы бились в течение долгих лет, вдруг стало таким простым. И это не стало бы столь простым без Всемирной паутины».
Веб 2.0, Веб 3.0, будущее, разработки, искусственный интеллект, IBM, Google, mash-up, сервисы, поиск, информация, контент
18 баллов

из комментов



AndrOnchik 29 ноября 2006 12:32 #
0
Интересное виденье дальнейшего пути развития веба по мнению Нова Спивак в схеме можно посмотреть у меня по ссылке http://semanticfind.com/2006/11/26/seman… А насчет термина Web 3.0 - такое же раздутое СМИ понятие, как и Web 2.0 (уже давно оспаривается в англоязычном нете)просто попытка описать одним словом эволюционное движение WWW к семантическому описанию данных путем таких спецификаций и технологий как Semantic web, микроформаты и другие.

Ksun 18 декабря 2006 14:37 #
0
Искусственый интеллект, нейронные сети, поведенческий тарегтинг - я так понимаю именно это будет основанием для разработки Web 3.0. Исходя из видения Новы Спивак, получается, что на данном этапе у нас есть база данных, содержащая огромное кол-во информации и связанная сеть пользователей. Осталось создать из всего этого семантическую сеть, определив правила (то есть создать базу знаний), возможно при помощи экспертных сетей и проанализировать повдение пользователей сети, затем все это просуммировать.

deniq 28 ноября 2007 14:09 #
0
Включать нейронные сети в прогноз следующей итерации развития веба - несколько неверно.
Для использования их в качестве платформы (или наоборот, для ее устранения из веполя потребитель - платформа - сервис) необходимо качественно другая классификации контента и других входящих данных сети. Плавный переход, по-моему, невозможен. Это будет очередная революция.

Dinno 25 марта 2008 01:21 #
0
Базы данных у нас нет. У нас есть база знаний, но знания в ней представлены в виде удобном для восприятия человеком. Задача Веб 3.0 сделать те же знания доступными для софта.



[20K]


...
Пока российское общество, в том числе - российская система образования, все больше и больше проникается ценностями информационных технологий, в странах Запада, после бума "информатизации", произошедшего в конце прошлого века, начался прилив "семантической волны", в которой роль информационных технологий оказалась уже подчинена логике развития семантических технологий, то есть технологий работы со смыслами и значениями. Эта тенденция четко зафиксирована в ряде исследований ведущих американских аналитических центров, в частности, в исследованиях аналитиков всемирно известной компании Merrill Lynch. В качестве иллюстрации приведем всего одну схему Norman Poire, аналитика этой компании.
Схема приведена из источника: Mills Davis "Semantic Wave 2006".- Washington, 2006.- page 8.

На схеме показано, что в девяностые годы прошлого столетия на пике развития информационных технологий началось развитие семантических технологий. Эта "семантическая волна", по прогнозам аналитика, будет продолжаться еще более полувека, преобразуя содержательное наполнение информационных технологий.
Тут, пожалуй, следует назвать еще одного автора, который указывает на то, что информационные технологии постепенно перестают быть потенциальным стратегическим ресурсом. Это - Николас Дж. Карр, автор нашумевшей книги "Блеск и нищета информационных технологий: Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом?" Он пишет: "Информационные технологии проще понять, если рассматривать их в качестве "последнего звена" в ряду технологий, получивших широкое распространение и изменивших экономику за последних два столетия, включая паровые двигатели, железные дороги, телеграф, телефон, линии электропередачи и сети скоростных автомагистралей. (…) По мере распространения, становясь все более доступными и дешевыми, они становились обычным товарным ресурсом. И хотя они еще долго способствовали совершенствованию деловой практики и повышали эффективность целых отраслей, однако постепенно утрачивали стратегическое значение и роль в конкурентной борьбе. Информационные технологии идут тем же путем. По мере того как они становятся более дешевыми и стандартизованными, а их возможности и потенциал начинают превышать потребности большинства компаний, преимущества, которые они некогда создавали, исчезают, а сами ИТ перестают играть роль генератора великих преобразований".
Опираясь на эти и другие источники, можно сделать вывод: информационные технологии не задают уже передний фронт развития, хотя оно и было вызвано в конце прошлого века информационной революцией. Если делать сейчас в России ставку на то, чтобы догнать информационную волну, прокатившуюся на Западе, это - новое запрограммированное отставание России. Фронт развития проходит уже намного дальше и связан даже не с семантической волной (как то утверждают американские коллеги: см. сх. № 1 из аналитического доклада Merrill Lynch), но с эпистемической.
...

источник

Н.В.Громыко
Новые способы трансляции знания в коллективных системах пользования

"Вопросы философии", forfhcoming