От IGA
К Администрация (Кудинoв Игорь)
Дата 16.10.2007 17:53:41
Рубрики В стране и мире;

Лужков: Москва - не проходной двор

(как сообщают, Лужков сейчас уже ничего не решает)

http://www.rg.ru/2007/10/16/luzhkov.html

Москва - не проходной двор
От миграционной политики государства зависит эффективность экономики и спокойствие граждан России
Юрий Лужков, мэр г. Москвы

Версия для печати "Российская газета" - Федеральный выпуск №4493 от 16 октября 2007 г.

Почти год назад, накануне вступления в силу нового Закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ", я выступил на страницах "Российской газеты" со статьей ("Миграция здравого смысла" в номере "РГ" за 10 ноября 2006 года). В ней объяснялось, что в области миграционной политики государство пошло на очередную масштабную реформу с неясным содержанием и опасными последствиями.

К сожалению, сегодня практика доказала справедливость всех опасений по поводу того, что упрощенческими экспериментами в сфере миграции мы не только не решаем проблему адекватного регулирования миграционных потоков, но и закладываем мину под будущее всей страны. Приходится повторить еще раз главный вывод той публикации. Решение пойти на создание незамысловатой "уведомительной" системы миграционного учета - серьезнейшая ошибка. Государство практически устранилось от какого-либо регулирования направления, скорости, объема, качества трудовых миграционных потоков и ограничило свои задачи необязательными функциями регистратора. За всеми рассуждениями о либерализации, прозрачности, улучшении системы скрывалась банальная попытка "обрубить" государственную политику в миграционной сфере под миниатюрный размерчик невысокого качества работы соответствующих госструктур. Иначе говоря, нам предложили якобы простейшее решение сложнейшей проблемы: если у нас не хватает сил нормально регулировать миграцию, то давайте объявим, что регулировать миграцию особо и не нужно.

С таким подходом мы не решили и никогда не решим задачу качественной миграционной политики. Поэтому хочу снова вернуться к теме и поговорить о том, как мы в Москве, поработав почти год в условиях нового порядка регулирования трудовой миграции, видим на практике проблему и пути ее решения.

Миграция и суверенитет

Начну с главного - какое значение для России имеет правильно выстроенная миграционная политика и какова ее роль в будущем страны. Нужно напомнить абсолютно точные слова президента России Владимира Владимировича Путина о том, что в современном мире "суверенитет - это очень дорогая вещь, и на сегодняшний день эксклюзивная. Но Россия - такая страна, которая не может существовать без защиты своего суверенитета. Она будет либо независимой и суверенной, либо скорее всего ее вообще не будет".

Современный мир - это мир, где главный ресурс и главное конкурентное преимущество - "человеческий капитал". Национальный суверенитет зависит от нашей способности обеспечивать демографическую достаточность национального развития. Задача сбережения и приумножения российского народа не только и не столько количественная, сколько качественная. Поэтому, говоря о ней, мы должны видеть не только цифры численности населения, рождаемости и продолжительности жизни, но и большое количество других аспектов - качество и комфорт жизни, уровень здравоохранения и образования, включая профессиональное, развитие рынка труда, воспитание молодежи, обеспечение межнационального согласия и единства российской нации.

К задаче обеспечения демографической достаточности национального суверенитета и ко всем перечисленным качественным аспектам этого вопроса имеет непосредственное отношение и миграционная политика государства.

В последнее время довольно популярной стала та точка зрения, что стоит России открыть перед желающими двери, как угрожающий нам демографический спад будет нейтрализован массированным притоком мигрантов. Но этот вопрос является, мягко говоря, и спорным, и не таким уж простым. Да, без миграции, без миграционных трудовых ресурсов мы сегодня не можем обойтись. Но миграционная политика должна быть выстроена на правильных принципах. Миграция не должна работать на разрушение рынка труда и подрывать социальную солидарность; не должна быть бесконтрольной и угрожать национальной безопасности.

Сегодня же миграционные потоки имеют преимущественно характер трудовой и временной миграции. Этот процесс в некоторой степени способствует развитию экономики, но не оказывает принципиального влияния на решение стратегических социально-экономических и демографических задач России. Более того, социокультурная нагрузка на общество только возрастает, в стране увеличивается количество "гостей" в доме, но не решаются проблемы самого дома.

Эффективность механизма регулирования миграционных потоков может быть достигнута только при сочетании двух ключевых моментов. Во-первых, необходимо организовывать кругооборот малоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа для решения конкретных проблем конкретных регионов, но с минимальными возможностями натурализации такой рабочей силы. Во-вторых, миграционный поток должен быть способен пополнять постоянное полноправное население России (то есть сообщество российских граждан) высококачественным "человеческим ресурсом" (по культурным, языковым, образовательным и возрастным параметрам).

Уважаемые москвичи и гости столицы

Из всего сказанного вовсе не следует, что мы боремся с миграцией, хотим ее победить и ликвидировать. Это вообще не тот вопрос, который решается в категориях расстановки запятой в формуле "запретить нельзя пущать". Мы боремся не против мигрантов, а за нормальное, цивилизованное регулирование трудовой миграции, которая обеспечивала бы интересы, взаимное уважение и москвичей, и приезжающих работать в город.

Если этого не сделать, то и власть, и все общество, да и сами мигранты будут безысходно находиться между молотом и наковальней. Между закипающим раздражением в духе "понаехали тут", с одной стороны, и проклятиями самих мигрантов в адрес нашего города, нашей страны, нашего бизнеса, который пригласил их поправить свое благосостояние, но создал по-настоящему рабские условия - с другой.

Чтобы эту ситуацию исправить, необходимо прежде всего уйти от неоправданно ультралиберальной системы учета трудовой миграции, которая сегодня у нас есть. Мы ставим вопрос в Москве очень четко: уведомительный принцип для нас неприемлем. Он не позволяет нормально управлять ситуацией и решать проблемы развития города. Упрощенная регистрация даже не по месту жительства, а по месту пребывания - то есть хоть в бытовке на стройке, хоть в павильоне на рынке - создает в городе ненормальную ситуацию и на рынке труда, и в сфере общественной безопасности.

Достаточно сказать, что мы, как не знали точно, сколько у нас в городе нелегалов, так и не знаем. Мы точно не знаем и того, сколько легальных мигрантов действительно работает в городе. Миграционной службой в Москве с начала года выдано более 500 тысяч разрешений на работу, но официально устроились на нее лишь 150 тысяч. Спрашивается, где остальные 350 тысяч человек и чем они заняты? Нет ли тут взаимосвязи, например, с тем, что, по сводкам правоохранительных органов, раскрытых и расследованных 40% преступлений от общего их числа совершаются в городе приезжими? Такая взаимосвязь достаточно очевидна любому москвичу.

Мы также хотим получить вразумительный ответ и на другой вопрос: если на работу устраивается лишь около 1/3 мигрантов, то, может, не нужны нам такие огромные квоты на привлечение рабочей силы - более 800 тысяч человек в этом году?

Нынешняя уведомительная система устроена так, что, когда любые - хоть завышенные, хоть обоснованные - годовые квоты будут полностью выбраны, все равно в город смогут приезжать "соискатели счастья", которым разрешения выдаваться не будут, но у них будет законное право в течение 90 суток находиться в городе. Во что может вылиться нахождение в городе большого числа активных трудоспособных и не знающих, чем себя занять, людей, понятно всем. Получается, что действующая система порождает неожиданные и взрывоопасные рецидивы.

Нам могут сказать, что, мол, все не так, на самом деле все эти люди работают... Просто не совсем легально. Но тогда это вообще уже ни в какие ворота не лезет. Тогда тем более нужно ставить вопрос о том, что вся система не работает - от не связанных с реальными потребностями города квот до неэффективного контроля, надзора и принуждения к соблюдению закона распоясавшегося бизнеса.

Все эти вопросы являются достаточным основанием для того, чтобы серьезно обсуждать необходимость замены действующего уведомительного порядка миграционного учета по месту пребывания на регистрацию по месту проживания. Нужен обязательный учет мигрантов не только миграционными властями, но и органами социальной защиты, налоговыми органами, медицинскими учреждениями, силовыми структурами, наконец, самими работодателями. В конечном счете, чтобы обеспечивать безопасность города и страны, необходима единая информационная система, которая должна отражать реальную ситуацию по соблюдению иностранными работниками миграционного законодательства.

О вреде погони за дешевизной

Вопросами совершенствования административного контроля за миграцией суть дела не ограничивается. У миграционной политики должен быть четкий и понятный экономический смысл. Нельзя оставлять за рамками темы вопросы социально-экономической политики, регулирования рынка труда и движения трудовых ресурсов внутри страны.

Очевидна необходимость как определения потребности экономики и различных ее отраслей в услугах мигрантов, так и соблюдение баланса миграционного заполнения трудовых вакансий с интересами российских работников, а также задачами развития национальной системы профессионального образования и подготовки кадров. Для этого недостаточно одних лозунгов и административных решений, необходимы внятные экономические стимулы для бизнеса, а также действенные механизмы его ответственности перед обществом.

Наконец, нужно создавать достойные условия труда и жизни самим мигрантам, а также режим наибольшего благоприятствования для мигрантов с определенными возрастными, образовательными, профессиональными и иными квалификационными характеристиками.

Наша миграционная политика в своем нынешнем виде на решение этих задач не работает. Ведь в "экономике миграции" много проблем, которые нужно не просто видеть, а целенаправленно решать. Например, по данным Всемирного банка, увеличение иностранных работников в какой-либо стране на 0,5% уменьшает заработную плату по стране на 1%. На макроэкономическом уровне это происходит потому, что иностранные работники, получая низкую зарплату, мало что вносят в налоговую копилку государства, да и заработанное тратят не здесь, а отсылают домой.

Нужно учесть, что для мигрантов работодатели, как правило, создают рабочие места с заниженной оплатой труда. Дополнительно к этому существует и фактор теневой занятости, что еще больше толкает вниз и зарплату, и уровень социальной защищенности мигрантов. Такие обстоятельства не могут не влиять и на общую ситуацию на рынке труда, на баланс спроса и предложения, на средний отраслевой уровень оплаты труда. Все это влечет за собой и более системные последствия. Со стороны нашей молодежи происходит падение интереса к получению профессионального образования. В первую очередь в отношении тех отраслей национальной экономики, где доля труда мигрантов наиболее высока. "Импорт кадров" разрушает национальную систему профессиональной подготовки по соответствующим специальностям. Собственных специалистов становится все меньше, а зависимость от миграции, соответственно, возрастает еще больше.

Этот порочный круг может превратиться в мертвую петлю на шее национальной экономики и возможностей ее устойчивого развития.

Понаехали или недодумали?

Мы эту грань еще не перешли, но если и дальше не будем ничего делать в этой сфере, то можно будет совершенно точно сказать, что и веревку намылили, и стульчик под своим будущим мы выбили сами.

Нам нужна система, при которой будет исключен демпинг на рынке труда - то есть заработная плата иностранных работников не должна быть ниже средней, установленной по отрасли для специалиста определенной степени квалификации с учетом региональных особенностей.

При этом необходимо жестко, огнем и мечом искоренять нелегальщину, теневую занятость мигрантов, поскольку это создает колоссальные метастазы диспропорций на рынке труда. Лишает добросовестный, легальный и честный бизнес конкурентных возможностей, а отечественных работников фактически может ставить в ситуацию своеобразного рэкета на рынке - искусственная безработица или согласие на менее выгодные условия труда. Повышенные штрафы за нарушение порядка привлечения иностранных работников введены, и это хорошо, Теперь дело за тем, чтобы в этой сфере максимально быстро и полноценно реализовать сам принцип неотвратимости наказания.

Необходимо кардинально изменить и сам порядок квотирования. Сегодня, например, реальные возможности привлечения работодателями иностранных работников никак не зависят от того, подавали они заявки или нет. По этой причине заявки подают не более десятой части работодателей, и квоты, определенные на основе такого объема заявок, вряд ли можно считать корректными. Более того, такая система не создает для бизнеса никаких мотивов к рационализации и планированию своей деятельности и поведения на рынке труда, участия в подготовке собственных национальных кадров.

Значит, государство должно здесь помочь бизнесу, создавая правильные стимулы: то есть снижая размер квот на привлечение иностранных работников, улучшая и упрощая в этих рамках сами процедуры законного привлечения трудовых мигрантов, развивая антидемпинговое законодательство на рынке труда, возрождая систему профессионального образования и привлекая бизнес в партнеры в этом деле.

Само использование квот на привлечение иностранной рабочей силы нужно обязательно сделать платным. Бизнес есть бизнес - он хорошо понимает ситуации, когда социальная ответственность выражается в рублях, а расчеты начинают показывать, что бездумное использование мигрантов может обернуться проигрышем. Средства же, которые будут поступать от оплаты использования квот, необходимо направлять одновременно и на поддержку национального профессионального образования, и на создание нормальных условий работы и жизни для мигрантов.

В частности, при значительных объемах привлечения иностранных работников в регионах сложный комплекс вопросов, связанных с их пребыванием, приходится решать не только работодателю, но и органам исполнительной власти. Необустроенные, "распыленные" по территориям регионов гастарбайтеры увеличивают нагрузку на инфраструктуру, осложняют криминогенную обстановку.

Значит, на региональном уровне нужно формировать полноценные государственные механизмы, комплексно решающие проблемы, связанные с трудоустройством и проживанием мигрантов. Таким механизмом может стать развернутая в регионах система "единых миграционных окон" (центров распределения иностранных работников). На их базе можно не только решать вопросы по отбору необходимого количества высококвалифицированных работников по требуемым специальностям, но и обеспечивать правовые, бытовые и все иные условия пребывания законных мигрантов, их адаптации.

Решению проблемы размещения привлеченных иностранных работников, а также работников из других регионов может способствовать создание специальных административно-бытовых городков, специальных гостиниц упрощенного типа, оснащенных необходимым набором бытовых услуг. Эти места смогут стать официальными адресами проживания мигрантов.

Систему нужно менять

Круг вопросов государственной политики, которые затрагивают миграционные процессы, чрезвычайно широк. Большинство из них проявляется на уровне отдельных регионов и территорий. Настолько, что говорить о возможности построения эффективной модели миграционной политики только на федеральном уровне без подключения властей субъектов РФ просто не приходится.

Считаю, что эффективная модель миграционной политики должна быть основана на реализации следующих подходов.

Первое. Миграция, безусловно, должна быть регулируемой, то есть от заявительного принципа нужно переходить к политике организации миграции.

Второе. Организация миграции прежде всего предполагает, что количественный объем миграции должен точно соответствовать экономическим запросам. Соглашение по этому вопросу между властью и бизнесом устанавливается системой квот на привлечение иностранной рабочей силы, которые государство выделяет субъектам хозяйственного права. Устанавливая квоту, государство не просто "рисует цифру", но четко говорит, что сверх этого объема ни одного мигранта нам не нужно, а затем жестко фиксирует и контролирует недопустимость нарушения бизнесом этого принципа.

Третье. Разрешение на работу нужно выдавать не иностранному работнику, а работодателю, т.е. предприятию, а сама квота должна быть предметом соглашения трехсторонней комиссии социального партнерства. С учетом ответственности работодателей и профсоюзов механизм определения квот станет эффективнее.

Четвертое. Квоты должны выдаваться не только под потребности бизнеса. Этого недостаточно. Квота может быть предоставлена только под гарантии и условия, обеспечивающие нормальное пребывание мигрантов - жилищные условия, прозрачные зарплаты и трудовые отношения, социальное и медицинское обслуживание.

Пятое. Организация миграции предполагает и то, что от случайного и стихийного набора мигрантов необходимо перейти к организованному набору. Регионы должны получить соответствующие полномочия и вести регулирование миграционных потоков через систему квотирования рабочих мест по отраслям экономики, через систему профессионального отбора или профессионального обучения мигрантов из разных стран, в том числе на основе целевого набора рабочей силы непосредственно в странах-донорах, то есть создать систему, при которой число прибывших к нам соискателей вакансий совпадало бы с принятым решением о квотировании.

Шестое. Федеральная миграционная служба должна определять квоты на основе выработанных регионами обоснованных заявок, а затем на основе режима контроля над межрегиональными перетоками иностранной рабочей силы, строго следить за тем, чтобы в отдельных регионах не появлялось избыточного количества мигрантов и связанных с ними социальных и экономических диспропорций.

Седьмое. Хозяйствующим структурам, делающим заявки на привлечение мигрантов, необходимо устанавливать соответствующие платежи за использование миграционных квот. Причем устанавливать размер этих отчислений следует на таком уровне, который побуждал бы бизнес готовить свои кадры и постепенно снижать потребность и желание привлекать иностранные трудовые ресурсы.

Восьмое. И потому должна быть создана единая информационная межведомственная система учета въезжающих и работающих в стране мигрантов, делающая прозрачными и понятными взаимоотношения иностранных работников и принимающей стороны.

Сегодня сформировано новое правительство России, одним из главных приоритетов в его деятельности определено усиление региональной политики, координация усилий федерального центра и регионов в рамках единой системы исполнительной власти. Все это, на наш взгляд, дает возможность в практическом плане начать решать все перечисленные вопросы повышения качества управления миграционной политикой.

В долгосрочной перспективе перед нами должна стоять задача выработки такой программы миграционной политики, которая вобрала бы в себя не только работу с соотечественниками и иностранными трудовыми мигрантами, но и демографические программы государства, вопросы национальной и конфессиональной политики. Разработка государственной программы должна стать одной из первоочередных задач власти.

От Пуденко Сергей
К IGA (16.10.2007 17:53:41)
Дата 19.11.2007 10:46:57

"Москва стала большой прачечной по отмыванию денег, это единственное, что она

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=826874

Батурин Виктор Николаевич
Газета "КоммерсантЪ" № 212(3788) от 19.11.2007
Родился 2 октября 1956 года в Москве. В 1983 году окончил Московский институт управления имени Орджоникидзе. Начал трудовую деятельность на заводе "Сухой". В 1991 году вместе с сестрой Еленой, супругой мэра Москвы Юрия Лужкова, учредил компанию "Интеко", занял пост директора. В 1995 году возглавил ЗАО "Интеко-Пласт". С ноября 1998 года по январь 1999 года -- председатель правительства Калмыкии, в январе--феврале 1999 года -- советник президента республики Кирсана Илюмжинова. В 1999-2005 годах -- первый вице-президент "Интеко". С 2003 года -- гендиректор "Интеко-Агро". В 2006 году продал свою часть "Интеко" сестре, взамен получив контроль над "Интеко-Агро" и проектами "Интеко" в Сочи. В декабре 2006 года подал иск против сестры, требуя восстановить его в должности первого вице-президента компании "Интеко" и выплатить компенсацию в размере 6 млрд руб. 15 февраля 2007 года Елена и Виктор Батурины заключили мировое соглашение. Женат, супруга Яна Рудковская -- продюсер певца Дмитрия Билана.

"Москва стала большой прачечной по отмыванию денег, это единственное, что она делает эффективно"
// Виктор Батурин займется бизнесом в регионах
Фото: 1 из 4

http://www.kommersant.ru/Issues.photo/DAILY/2007/212M/KMO_068163_00050_1_t207.jpg


Не может физически земля в Сочи стоить дороже, чем на Лазурном берегу, скоро сочинские участки начнут дешеветь

открыть галерею ...открыть галерею ...открыть галерею ...
Газета "КоммерсантЪ" № 212(3788) от 19.11.2007
Обмен судебными исками между Еленой Батуриной и ее братом Виктором завершился еще в феврале этого года подписанием мирового соглашения. Однако подробности раздела имущества родственники московского мэра до сих пор не афишировали. В интервью Ъ ВИКТОР БАТУРИН впервые рассказал о деталях мирового соглашения и о том, как он намерен распорядиться доставшимися ему активами.

-- В начале этого года стало известно, что вы подали в суд на компанию вашей сестры Елены Батуриной "Интеко". В поданном в Арбитражный суд Москвы иске к ЗАО "Интеко" вы требовали восстановить вас в должности вице-президента, которую занимали в этой компании до 27 декабря 2005 года. Через несколько дней после того, как сообщения об иске опубликовали газеты, вы заключили с сестрой мировое соглашение. Как вам удалось так быстро уладить этот конфликт?

-- Подача иска закончилась тем, что те вопросы, которые интересовали в том числе и меня, были улажены. Хотя в этот раз (в ходе предыдущего конфликта с сестрой летом 2006 года господин Батурин требовал у нее 25% акций "Интеко". Тогда стороны также заключили мировое соглашение, по которому он должен был получить 50% компании "Интеко-Агро".-- Ъ) пришлось экзотичным способом действовать. 8 февраля 2007 года между мной и Еленой Николаевной (Батуриной.-- Ъ) было подписано мировое соглашение, в котором были четко и подробно оговорены все подробности раздела имущества и собственности. Я получил все те объекты, которые были или стали при разделе моими, а также были сняты все вопросы по аффилированным финансовым обязательствам. Со стороны "Интеко" и нескольких дочерних структур было направлено несколько встречных исков в отношении финансовых обязательств ряда компаний, входящих в "Интеко-Агро", и они также были сняты.

-- Устраивает ли вас то, как было разделено имущество между вами и Еленой Батуриной?

-- Условия соглашения строго конфиденциальны, и я не могу вам его показать, могу лишь отметить, что, согласно достигнутому соглашению, общий итог по денежному зачету составил 8,933 млрд руб. (около $350 млн.-- Ъ). Это денежный эквивалент моей доли имущества, которую я получил по соглашению, плюс активы в виде компаний, на которых числятся имущество и земельные участки. В итоге при разделе я получил не обремененные долгами активы на сумму не менее $500 млн, при этом с этой суммы уплачены все налоги. Кроме того, согласно этому документу, все немосковские активы, находившиеся в совместной собственности, отошли мне. Всего в соглашении фигурирует 37 активов, на данный момент полностью переданы в мою собственность 22 актива в Сочи и Белгороде.

-- Не могли бы вы перечислить некоторые из них?

-- Пожалуйста. Например такие, как ЗАО "Волоконовский молочно-консервный комбинат". Земельные участки в Белгородской и Курской областях -- всего около 50 тыс. гектаров. Шесть объектов в Сочи, в том числе здание санатория "Известия", ООО "Парк-Сервис", строящийся дом на улице Черноморская. На этом участке я строю порядка 17 тыс. квадратных метров жилья; учитывая, что сейчас стоимость одного квадратного метра в этом городе составляет $5 тыс., прибыль только с этого объекта составит $50-60 млн. При этом переданные мне сочинские активы на данный момент оцениваются в $150-200 млн.

-- А что с остальными упомянутыми в соглашении активами?

-- В процессе передачи находятся еще 15 юридических лиц. Например, в том же Сочи это ООО КИБ (коммерческий инвестиционный банк.-- Ъ) "Сочи", ООО "Матрица". А вот еще один московский актив мне отошел -- здание по улице Басманной, дом 18. Там я планирую разместить офис нашей компании, общая площадь здания, которое я там буду строить, составляет порядка 4 тыс. квадратных метров, думаю там еще и хранилище для музейной коллекции поместится (господину Батурину принадлежит коллекция вещей, которые, по его словам, обладают исторической ценностью.-- Ъ).

-- Как вы планируете распорядиться вашими сочинскими активами? Будете что-то строить?

-- Сейчас в Сочи выгодно продавать, а не строить, поскольку там на данный момент просто нереально дорогие участки. Думаю, что оставлю себе санаторий имени Кирова, один объект на Красной Поляне и проект на Малом Ахуне, все остальное, скорее всего, продам.

-- Не боитесь на этом потерять?

-- Уверяю вас, что уже через год эти же самые объекты можно будет выкупить обратно дешевле, чем та цена, за которую я их продам сейчас. Поймите, что не может физически земля в Сочи стоить дороже, чем на Лазурном берегу,-- скоро сочинские участки начнут дешеветь.

-- Остались ли у вас с Еленой Николаевной какие-то совместные проекты?

-- Нет. Мы абсолютно самостоятельны как бизнесмены. Между нами не осталось никаких разногласий, кроме каких-то формальных деталей. Если мировое соглашение будет выполнено до конца, я не буду настаивать больше ни на чем. Если со стороны Елены Николаевны поступят какие-то просьбы после этого, я с удовольствием их выполню.

-- Собираетесь ли вы заниматься инвестициями в недвижимость?

-- Если говорить об инвестициях как о спекулятивных операциях на рынке, чтобы на вложенный рубль получить два, то нет, спекуляциями я заниматься не собираюсь. У меня есть большой проект с землей сельскохозяйственного назначения: я являюсь владельцем, подчеркну -- не арендатором, а именно владельцем, 150 тыс. гектаров земли в наиболее плодородных регионах России. И эта земля постоянно растет в цене. Сейчас, по моему глубокому убеждению, она недооценена как минимум в десять раз. А раз так, то она гарантированно вырастет в цене, это всего лишь вопрос времени -- когда и насколько.

-- После разрыва с Еленой Батуриной остались ли у вас друзья на московском рынке недвижимости?

-- Есть, конечно, друзья. Более того, многие люди считают себя моими учениками, сейчас многие из них занимают высокие посты. Я иногда могу к ним с какими-то просьбами обратиться, они ко мне. Нет, называть поименно я их не буду. Это как секретного агента сдать.

-- А группа ПИК, например?

-- Мы знаем друг друга много лет. Я стоял у истоков продажи ПИКу 3-го ДСК, который продавало ему ЗАО "Интеко". Вместе с 3-м ДСК ПИКу отошел и проект жилого микрорайона на Рязанке (в районе Рязанского шоссе.-- Ъ). Благодаря этому они -- тогда еще совсем не крупная компания -- сразу получили 500 тыс. квадратных метров жилищного строительства в Москве. Если говорить непосредственно о дружеских связях, то да, я могу спокойно обратиться в ПИК. Если мне надо будет квартиру купить себе или друзьям, то я уверен, что раз могу к ним без посредников обратиться, то, конечно, без посредников могу и купить.

-- Значит, вы все же рассматриваете строительные проекты в крупных городах?

-- Только в том случае, если подвернется что-то более или менее удачное, я как нормальный бизнесмен, конечно, не смогу не принять участия в выгодном проекте. Но, на мой взгляд, большие города становятся бесперспективными с точки зрения вложения в них инвестиций и получения максимальной прибыли. В крупных городах норма прибыли будет падать. Единственными игроками в них будут оставаться старые, устоявшиеся компании, имеющие хорошие отношения с местными властями. Более 40-50% годовых уже инвестор в городе-миллионнике не получит. Его норма прибыли зафиксируется на уровне 15-20%. Я считаю, что основное внимание инвесторы сейчас должны обратить на малые города в Южном и Центральном федеральных округах, особенно на населенные пункты, расположенные вблизи федеральных трасс. К таким выгодным объектам можно отнести практически все города Центральной черноземной зоны, Поволжья. Вот для них я прогнозирую увеличение рынка инвестиций, безусловно, с учетом стоимости земли и близости водных объектов. Эти рынки на данный момент сильно недооценены и, я думаю, будут развиваться ускоренными темпами. Главной особенностью развития этих рынков станет то, что там в жилищном строительстве предпочтение будет отдаваться индивидуальным проектам.

-- А Москва, которая всегда считалась беспрецедентным по доходности городом для инвестиций в недвижимость?

-- Проекты в Москве не рассматриваю в принципе, кроме строительства собственного офиса. Москва в этом смысле бесперспективна. Она государство в государстве, живущее по принципу "сами вкладываем, сами зарабатываем". Она совершенно зациклена на себе, все спекуляции совершает внутри себя. В Москве все происходит по одной ей известным законам. Трудно даже прогнозировать, во что она может превратиться в ближайшие пять лет. По моему мнению, жить в ней будет гораздо менее комфортно, чем в Ставрополе, Пензе или Рязани. С развитием российских регионов основная капитализация будет сосредоточена именно там, как на Западе. Именно потому, что пока рынок земли в России сильно недооценен. Во всем же мире рынок земли, особенно сельскохозяйственного назначения, изначально очень дорогой.

-- Как вы считаете, должно ли тогда жилье в Москве подешеветь?

-- Дешеветь жилье в Москве должно. Обратите внимание, что основная часть москвичей сейчас проживает в так называемых спальных районах. А кого туда изначально вселяли да, собственно, для кого эти районы изначально строились? Для работников крупных промышленных предприятий, таких как ЗИЛ, АЗЛК. Как вы понимаете, сейчас работа в столице для этой категории населения отсутствует. Сейчас Москве требуются очень специфические услуги -- банковские и экономические. Москва стала большой прачечной по отмыванию денег, это единственное, что она делает эффективно. 70% продовольствия в городе ввозное -- импортное. Москва перестала быть русским городом. Розничный рынок в Москве поделен между иностранными компаниями, и Россия, надо сказать, этот рынок для себя потеряла.

-- В прошлом году вы говорили, что планируете построить три сыроваренных завода стоимостью $50 млн. Вы уже приступили к реализации этого проекта?

-- Проект постепенно движется. Мы твердо решили заняться производством сыров твердых сортов. У нас уже заключен контракт с фермерами на то молоко, которое в течение следующего года они будут производить. Строительство заводов тоже начнется в следующем году.

-- В прошлом году вы объявляли о создании фонда "Иван Калита", в управление которому планировали передать все принадлежащие вам активы. На какой стадии находится этот проект?

-- "Иван Калита" -- это компания, управляющая закрытым фондом Fresh Style, который за год вырос на 60%. На данный момент под его управлением находятся активы на 1 млрд руб. В управлении находятся несколько объектов в розничной торговле. У меня есть проект La Scala -- это четыре магазина одежды, и оценивается этот актив в €20 млн. La Scala -- единственный монополист на юге России по одежде люксовых марок, с которыми у нас заключены прямые договоры. Чтобы вы поняли примерный статус и позиционирование этой сети, могу сказать, что это как "Меркури" для Москвы. Еще этот фонд частично управляет активами в недвижимости, а также еще рядом непрофильных активов, например, медицинским центром по пересадке волос. Сейчас я еще два фонда организую, под управление одного из них перейдут все сочинские активы на сумму более $100 млн, под управление второго -- аграрный бизнес на юге России, который пока оценивается в $50 млн. Я говорю только о чистых активах в России, которые не находятся в судебных тяжбах и спорах.

-- Создавая управляющие компании, вы планируете вывод своих активов на открытый рынок?

-- У нас пока нет потребности в выходе на открытый рынок. Мои свободные активы оцениваются в $300-500 млн. Плюс $50 млн свободных денег. Пока кредиты не нужны.

-- Вы вообще не планируете занимать денежные средства?

-- Такой вариант возможен, если только буду создавать какие-то новые компании. Но в ближайшее время ничего такого не планирую. У меня и так есть и научная деятельность, культурный фонд, канал "Загадки истории" с Радзинским (историк Эдвард Радзинский.-- Ъ). Все эти общественные игрушки остаются, а тот бизнес, что есть, эффективно работает и приносит нормальный доход. Например, "Интеко-Агро" -- успешная компания, которая ежегодно увеличивает свою капитализацию за счет правильного использования земли. Земельный фонд, который ей принадлежит, приносит $300 дохода на один гектар, а покупали мы тот же гектар всего за $100. Прибыль я не изымаю, и компания дает 30% годовых, так что если задаться целью продать, то можно это сделать с хорошей доходностью. Этим бизнесом занимаюсь назло правительству и лично министру сельского хозяйства Алексею Гордееву, который на каждом шагу твердит, что сельское хозяйство у нас не может быть прибыльным. Но земля -- не станок, на нее в любом случае не начисляется амортизация. Это единственное средство производства, которое отличается от всех других тем, что с годами только дорожает, а его пытаются рассматривать как станки и паровозы. Я вообще считаю, что повышение цен на продовольствие -- прямая заслуга господина Гордеева.

-- Не жалеете, что ушли из "Интеко" и теперь занимаетесь бизнесом самостоятельно?

-- Уход из "Интеко" я считаю единственно комфортным для себя решением по жизни. Люди по-разному оценивают эту житейскую ситуацию, тем более что здесь замешаны родственные связи. Но думаю, что все происшедшее не меняет того факта, что в наших (с Еленой Батуриной.-- Ъ) жилах течет одна кровь. Хотя я всегда во всей этой тусовке чувствовал себя слабым звеном. Так сложилось, что я предпочитаю жить попроще. Ни административных, ни политических амбиций у меня нет.



ООО "Интеко-Агро"
Газета "КоммерсантЪ" № 212(3788) от 19.11.2007
Создано в 2003 году как дочерняя компания группы "Интеко". С 2005 года 100% уставного капитала принадлежит гендиректору Виктору Батурину. Занимается сельскохозяйственной деятельностью. Владеет 100 тыс. га земель и Волоконовским молочно-консервным комбинатом в Белгородской области, Касимовским картофельным заводом в Рязанской области, другими активами в Пензенской, Курской, Калининградской, Калужской областях, в Ставропольском крае. Общий оборот компании, по оценкам Виктора Батурина, составляет $500 млн.

Компания замешана в ряде скандалов. В мае 2004 года администрация Белгородской области обвинила "Интеко-Агро" в скупке земель по "серым" схемам и заниженным ценам и подала в суд с целью вернуть земли прежним собственникам. Тяжба длится до сих пор. В октябре 2005 года неизвестными был избит исполнительный директор компании Александр Анненков. Виктор Батурин заявил, что к инциденту причастны губернские власти.