Хрущев вовремя заметил проблему ведомственности. Но с диалектикой у него было плохо. Он старался противоречиями не управлять, а устранять их. В военные годы равновесие в борьбе между партией и Советами было нарушено в пользу третьего нового участника – ведомств. Можно было использовать естественное противоречие между государственными органами: территориальными (Советами) и экстерриториальными (ведомствами). А на роль третьего, управляющего со стороны, вывести партию, соединяющую в себе и территориальный и экстерриториальный принципы. Всего то нужно было вывести партию из числа государственных органов и управлять через идеологические рычаги.
Хрущев попытался устранить противоречие самым простым образом – объединив ведомственные органы по территориальному признаку под началом местных партийных комитетов (двойное подчинение). За основу брались территории, нарезанные во время борьбы с сепаратистами, а не территориально-энергетические комплексы. На партию были возложены несвойственные ей функции непосредственного управления народным хозяйством. Идеологические задачи были отодвинуты на второй план. Было нарушено единство управления внутри ведомств. Проектное управление было заменено территориальным. Совнархозы распустили, но рубеж был пройден – партия стала идеологическим придатком к ведомственному государственному аппарату, а Советы были низведены на роль органов местного самоуправления.
"никто так не ненавидит коммунистическую идеологию, как сама партия"
Мне кажется, что Вы упускаете из вида некоторые интересные положения Ханина:
1. Отход от коммунистической идеологии и результат этого.
Интересно в этой связи интервью Кургиняна http://www.kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=art&theme=10&auth=&id=1972
"все дело в номенклатуре, что перерождение партии зашло далеко и что никто так не ненавидит коммунистическую идеологию, как сама партия."
2. Снижение требовательности. Началось наверху и, видимо, шло дальше и дальше вниз.
Мне кажется, это способствовало и развитию кланов: если с начальника требуют много, то ему выгоднее хотя и своевольный, но деловой подчиненный. А если с начальника много не требуют, то ему выгоднее подчиненный, хотя и слабый в деловом отношении, зато свой.
Небольшая иллюстрация к Вашим словам: "На партию были возложены несвойственные ей функции непосредственного управления народным хозяйством. Идеологические задачи были отодвинуты на второй план."
— Неужели рядовой инструктор ЦК партии выше по положению союзного заместителя министра? — удивился я.
Морозов горько засмеялся, помолчал, а затем, стишив голос, сказал:
— В этом главная беда нашего времени. Назначение всех крупных руководителей — в руках ЦК. Как доложит о тебе заведующему отделом или на секретариате инструктор, таково и будет решение. Хорошо еще, если он смыслит в деле. А то, случается, попадает туда по чьей-то протекции молодой человек, допустим, с комсомольской работы, а профессиональных знаний у него на полгроша. И решает человеческие судьбы, из которых складывается судьба страны... Вот поручили бы тебе, скажем, курировать химическую промышленность...
— Я бы им нахимичил...
— Вот именно. А у нас только болтают о демократизме, выборной системе... Ерунда все это! Если, например, секретарь обкома не захочет, чтоб тебя избрали секретарем райкома, никогда не изберут... Все главные должности в области или крае в его ведении. А проголосуешь против — потом не возрадуешься. Попадешь в категорию «неуправляемых», и карьере твоей конец...