От Alex~1
К siberienne
Дата 07.06.2007 13:54:14
Рубрики В стране и мире;

Ре: Стругацкие -...

>можете охарактеризовать эту специфичность российского интеллигента?
>так ли уж все стоит выбрасывать из долгими годами нажитого?

Легко.

1) Всеобъемлющее (в смысле - "глобальное") примитивное мировоззрение, надерганное из заимствованных фрагментов. Довольно слабая связь с реальностью.
2) Непонимание и презрение (проистекающее от реального невежества) к тому, что есть на самом деле, и подстановка на каждый чих в качестве идеала того, что должно быть согласно всеобъемлющей картине из п.1. "Интеллигент - это тот, кто по любому вопросу имеет собственное мнение". Абсолютизация тех элементов реальности, которые соответетсвует бредовой глобальной картине, и искажение, осменяние, замалчивание и ненависть к тому, что не соответствует.
3) Религиозный (в смысле абсолютистский) склад мышления.
4) Самонаведенная коллективная уверенность в собственной элитарности, которая не может быть опровергнута в силу п. 1) и 2). :)
5) Категорическое неприятие ответственности за любые свои слова и действия в любой форме, выражаемое в том, что, по мнению интеллигента, интеллигент всегда прав, что следует из пунктов 1), 2) и 4). Следствие - мнимая принципиальная "оппозиционность" любой власти.

Сохранять ничего не надо. Любая болезнь имеет очень долгую историю, это не основание для того, чтобы видеть в болезни положительные стороны просто в сиду того, что она существует много-много лет.

От siberienne
К Alex~1 (07.06.2007 13:54:14)
Дата 07.06.2007 14:51:20

Ре: Стругацкие -...

>1) Всеобъемлющее (в смысле - "глобальное") примитивное мировоззрение, надерганное из заимствованных фрагментов. Довольно слабая связь с реальностью.
:) это подходит... Только почему обязательно у всех примитивное? Или любая попытка глобального мышления априори примитивна, поскольку непод'емна? А что нельзя мыслить глобально и отдавать себе отчет в необходимости аналитического подхода в каждой конкретной ситуации - от общего глобального мирровозрения не убудет.
>2) Непонимание и презрение (проистекающее от реального невежества) к тому, что есть на самом деле, и подстановка на каждый чих в качестве идеала того, что должно быть согласно всеобъемлющей картине из п.1. "Интеллигент - это тот, кто по любому вопросу имеет собственное мнение". Абсолютизация тех элементов реальности, которые соответетсвует бредовой глобальной картине,
и это подходит... (вспомнился герой Мюррэя из "Дня сурка": "я... конечно же я.., и это я...")
>и искажение, осменяние, замалчивание и ненависть к тому, что не соответствует.
а вот это не та ли самая абсолютизация? Совершенно необязательно и невоспроизводимо русские интеллигенты будут ненавидеть то, что не вписываетскя в их космогоническую картину мира. Далеко не все они такие уж злобные экстремалы-истерики.
>3) Религиозный (в смысле абсолютистский) склад мышления.
>Следствие - мнимая принципиальная "оппозиционность" любой власти.
что есть то есть..

А вот дальше - это уже все-таки интеллигент на интеллигента не приходится...
>4) Самонаведенная коллективная уверенность в собственной элитарности, которая не может быть опровергнута в силу п. 1) и 2). :)
>5) Категорическое неприятие ответственности за любые свои слова и действия в любой форме, выражаемое в том, что, по мнению интеллигента, интеллигент всегда прав, что следует из пунктов 1), 2)

А хотите, проблизительную картину западного работника интелектуальной сферы нарисую? Вернее не просто западного, а англо-саксонский его вариант
1. всегда в ногу со временем мировоззрение. Конформизм как основа для конструктивного обустройства жизни и занятия любимым делом.
2 релевантное и сугубо рациональное отношение к реальности. Реальность ощущается физически, через массу деталей, с которыми всегда есть что делать. Мир вещей и их отношений. Самый что ни на есть реальный (вспомнился тут один пост Кактуса про теx, которые не поняли ценностей советского уклада жизни, потому что просто нечем понимать - "понималка" не та...)
3. тоже абсолютистский и религиозный склад мышления - он вообще человеку как виду свойственен, не взирая на классовость и этничность.
4. чувстав элитарности нет, потому что по своему кругу интересов вне профессиональной сферы мало чем отличается от обслуживаювего его тех. и прочего персонала. Вся интеллектуальность в виде перманентного потребления либо заканчивается с уходом с работы, либо продолжается, но в виде все той же 24-х часовой работы.
5. ответственны, потому что имеют четкие ориентиры в отличие от вечно аморфных и глобальных россиских.

Диалектик, как мне кажется, должен и такое явление как русская интеллигенция усвоить, а не отбросить - иначе получится не развитие, а заход на стоянку в очередную неполноценную нишу...

От Alex~1
К siberienne (07.06.2007 14:51:20)
Дата 07.06.2007 16:03:07

Ре: Стругацкие -...

Siberienne,

Русский интеллигент - совокупность всего, перечисленного мной. :) Отдельные черты присущи не только этой социальной группе. :)

>>1) Всеобъемлющее (в смысле - "глобальное") примитивное мировоззрение, надерганное из заимствованных фрагментов. Довольно слабая связь с реальностью.
>:) это подходит... Только почему обязательно у всех примитивное? Или любая попытка глобального мышления априори примитивна, поскольку непод'емна? А что нельзя мыслить глобально и отдавать себе отчет в необходимости аналитического подхода в каждой конкретной ситуации - от общего глобального мирровозрения не убудет.

Примитивное у интеллигентов по причине невежества. Если мировоззрение не примитивное, но оно содержит "белые пятна", где носитель мтровоззрения не чувствует себя пророком и не лезет к специалитсам с совертами, поучениями и поношениями. Глобальным мировоззрение бывает не только у интеддиентов, но у интеллигентов оно обязанао быть глобальным - иначе откуда интедллигенту знать, как ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ в реальности? :)

>>2) Непонимание и презрение (проистекающее от реального невежества) к тому, что есть на самом деле, и подстановка на каждый чих в качестве идеала того, что должно быть согласно всеобъемлющей картине из п.1. "Интеллигент - это тот, кто по любому вопросу имеет собственное мнение". Абсолютизация тех элементов реальности, которые соответетсвует бредовой глобальной картине,
>и это подходит... (вспомнился герой Мюррэя из "Дня сурка": "я... конечно же я.., и это я...")
>>и искажение, осменяние, замалчивание и ненависть к тому, что не соответствует.
>а вот это не та ли самая абсолютизация? Совершенно необязательно и невоспроизводимо русские интеллигенты будут ненавидеть то, что не вписываетскя в их космогоническую картину мира. Далеко не все они такие уж злобные экстремалы-истерики.

Интеллигенты не обязательно ненавидят то, что есть, но чего БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО. Таких активистов действительно немного, как правило, это интеллигентские "пророки". Обычно интеллигент в мозгах имеет специальный клапан, который отключает его от несоответствующей бреду реальности.

>>3) Религиозный (в смысле абсолютистский) склад мышления.
>>Следствие - мнимая принципиальная "оппозиционность" любой власти.
>что есть то есть..

>А вот дальше - это уже все-таки интеллигент на интеллигента не приходится...

Нет, в моем представлении интеллигент - это совокуность ВСЕХ перечисленных свойств. Если чего-то нет - то ситуация небезнадежна. :)

>>4) Самонаведенная коллективная уверенность в собственной элитарности, которая не может быть опровергнута в силу п. 1) и 2). :)

Обязательно. Русский интеллигент немыслим без приналлежнрости к стае, который сама себя определила как элитарную.
Видите ли, русская интеллигенция - это все-таки продукт Просвещения, хоть и ублюдочный. Интеллигент-одиночка не имеет ни опоры для своего бреда (такую опору дает интеллигентская среда), ни морального оправдания для навязывания бреда нормальным людям - такое моральное оправдание может дать только (при отсутствии любой ответственности) самопровозглашенная элитарность. Так что п 4) важен и необходим.

>>5) Категорическое неприятие ответственности за любые свои слова и действия в любой форме, выражаемое в том, что, по мнению интеллигента, интеллигент всегда прав, что следует из пунктов 1), 2)

В принципе, это следствие. Но без этого следствия интеллигент не может считаться последовательным в своем безумии и полностью приобщенным к кодле себе подобных.
>
>А хотите, проблизительную картину западного работника интелектуальной сферы нарисую? Вернее не просто западного, а англо-саксонский его вариант
Интересно. :)

>1. всегда в ногу со временем мировоззрение. Конформизм как основа для конструктивного обустройства жизни и занятия любимым делом.

Полностью противоречит "интеллигентности". Такое мировоозрение - по сути, его отсутствие, перевод всего на "тактический" уровень с целью оптимизации реальноф практической деятельности. Такой человек не сможет заявить: Это не я ошибся, это ошиблась история. :)

>2 релевантное и сугубо рациональное отношение к реальности. Реальность ощущается физически, через массу деталей, с которыми всегда есть что делать. Мир вещей и их отношений. Самый что ни на есть реальный (вспомнился тут один пост Кактуса про теx, которые не поняли ценностей советского уклада жизни, потому что просто нечем понимать - "понималка" не та...)

Это просто ограниченность и нежелание выйти за привычные рамки. Не так страшно, как воинствующий мессианизм идиота-активиста.

>3. тоже абсолютистский и религиозный склад мышления - он вообще человеку как виду свойственен, не взирая на классовость и этничность.

Да, это следствие господства религии. Пройдет потихоньку. Не у интеллигентов, ессно. :)

>4. чувстав элитарности нет, потому что по своему кругу интересов вне профессиональной сферы мало чем отличается от обслуживаювего его тех. и прочего персонала. Вся интеллектуальность в виде перманентного потребления либо заканчивается с уходом с работы, либо продолжается, но в виде все той же 24-х часовой работы.

В терминах интеллигента - "винтик", "придаток", "мещанин", "серость", "быдло", "тварь дрожащая" - оттенков хватает. Накопились за упомянутые мною 250 лет. :)

>5. ответственны, потому что имеют четкие ориентиры в отличие от вечно аморфных и глобальных россиских.

Именно. Поэтому русские интеллигенты и говорят, что они во вселенной одни такие крутые и принципиально лппозиционные. :)

>Диалектик, как мне кажется, должен и такое явление как русская интеллигенция усвоить, а не отбросить - иначе получится не развитие, а заход на стоянку в очередную неполноценную нишу...

Не понял, что значит "усвоить"? А преодолеть интеллигентность очень просто - нужно просто получать "вознаграждение" за результат, а не за "службу" по продвижению очередного идеала от продвинутого господина к темным туземцам.
По большому счету, русская интеллигентность" - это детско-юношесткий (пубертатный?) период в интеллектуальном развитии общества. И возникает в периоды догоняющей модернизации, как следствие использования и навязывания "сверху" импортированных образцов для быстрого развития объективно отсталых масс. Россия с эпохи Петра I перманентно (за исключением периодов реакции и стагнации, когда православие (в смысле - пассивный консерватизм) берет временный реванш) находится в этом самом состоянии. Появление интеллигенции, как и ее мимикрия под интеллектуалов, в этих условиях - вещь IMHO совершенно неизбежная.

От Лом
К Alex~1 (07.06.2007 16:03:07)
Дата 07.06.2007 19:34:15

Слово в слово... :)


В Минске есть свеженький микрорайон - Уручье-2... Там сейчас вложены огромные средства, метро тянут, кольцевую дорогу, которая еще с 70-х планировалась и кучу всякой житейской инфраструктуры. Да объявилась там интеллигенция... И все черты, включая эгоизм и знание "как надо" тут как тут. Они не оппы, не грантососы, они - интеллигенты. Я прекрасно понимаю, что минского мэра и застройщиков надо критиковать и третировать, даже и без повода, чтоб карась не дремал, но вот этот эгоизм интеллигентский меня всегда поражал - пустить шестиполосную магистраль по главным улицам а там хоть трава не расти (сократить зеленую зону). Диагноз это.

Статья так себе, писал не инженер, но общий смысл виден.

http://7days.belta.by/7days_plus.nsf/All/A9B570ACE65749D6422572F2003E70F1?OpenDocument

=================================================================

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ЭГОИЗМ ИЛИ БОРЬБА ЗА НАРОДНОЕ СЧАСТЬЕ?

Пример первый: болото вместо жилья
Яркий образец противостояния — запланированное строительство лыже-роллерной трассы между улицей Шугаева и кольцевой автомобильной дорогой, споры вокруг которого не утихают уже несколько лет. Противоборствующие стороны давно известны: это группа жителей уже существующего микрорайона Уручье-2 и потенциальные инвесторы-застройщики. Что же стало точкой преткновения в данной ситуации?
Согласно коллективной жалобе, направленной в комитет государственного контроля, местные жители опасаются ухудшения условий проживания. Дело в том, что, помимо трассы, в микрорайоне Уручье-2 намечается строительство еще нескольких жилых домов. Вот граждане и боятся: дескать, плотность застройки превысит существующие нормативы, а сама лыже-роллерная трасса нанесет вред окружающей среде. Жизнь в любом случае ухудшится. Так ли это?
Согласно плану, общая длина трассы составит около двух с половиной километров. При ней будут гостевые стоянки для автомобилей, павильоны, предназначенные для проката инвентаря, санузлы. На прилегающей территории предусмотрена организация зон активного отдыха, восстановление декоративных прудов (ныне заболоченных), строительство детских игровых площадок.
— Понятие «лыже-роллерная трасса» в данном случае несколько условно, это, скорее, парково-оздоровительный комплекс, поскольку благоустройству подлежит очень большая территория, площадью около 40 гектаров, — говорит Федор Ермалицкий, один из руководителей организации-заказчика строительства. — При этом будут реанимированы три водоема в заболоченной пойме небольшой речушки, одного из притоков Свислочи. Хочу отметить, что, разрабатывая проект детальной планировки микрорайона Уручье-2, мы заказывали для него официальное гидроэкологическое обоснование в Центральном НИИ комплексного использования водных ресурсов. Сегодня это заболоченная и заброшенная местность, а в перспективе – хороший, полноценный парк для жителей района. В проекте предусмотрены и пешеходные дорожки, и детские аттракционы.
Так что страхи граждан, опасающихся, что в ходе строительства будут нарушены гнездовья уток, судя по всему, напрасны. Ведь не спугнуло пернатых строительство Слепянской водной системы? Наоборот, в последние годы водную чашу возле спорткомплекса «Трудовые резервы» облюбовали даже лебеди — подтвердить это могут местные школьники и пенсионеры, регулярно подкармливающие «птичек». В качестве компенсации за понесенные затраты застройщики получают право на строительство нескольких жилых домов в самом микрорайоне. И опасения, связанные с появлением новых, якобы элитных, зданий тоже напрасны: строиться будут самые обыкновенные здания.
— Это проекты типовых потребительских качеств, квартиры в таких домах обычно получают очередники, пояснил Федор Ермалицкий. — По имеющейся у нас информации, в Уручье живут примерно полторы тысячи семей, ожидающих жилье. И строительство помогло бы решить эту проблему. Тем более что с помощью городских властей можно сделать так, чтобы квартиры в первую очередь предоставлялись «местным» жителям. Такой прецедент уже существует: да, наши дома планируется возвести на местах спортивных площадок — взрослой и детской. Но взамен появятся два спортивных городка на территории трассы, при этом площадь спортивных сооружений увеличится в несколько раз. Хочу отметить, что мы не планируем коммерческого их использования, а передадим все на баланс Первомайского района. Это — своеобразная компенсация за площадки под строительство домов, наши социальные обязательства перед районом.
Пример второй: комариная пуща
Две весны подряд подъезды домов, расположенных в микрорайоне Восток-2, пестрели листовками с призывом дружными рядами выйти на защиту Севастопольского сквера, который якобы вот-вот будет уничтожен новой автомобильной дорогой.
Страсти кипят, но, тем не менее, на общественное обсуждение градостроительного проекта детального планирования Севастопольского парка в администрацию Первомайского района пришло меньше десятка жителей квартала. Все лица знакомы, а их речи не меняются от встречи к встрече. «Не хотим дороги, она нарушит экологию. Не хотим окультуривания запущенного сквера и строительства на его территории — пусть будет все как есть. Детские аттракционы не нужны — тогда к нам начнут ездить со всего города. Но, тем не менее, спасите наше единственное место отдыха!
Тезис относительно отдыха весьма сомнителен: сложно резвиться среди собачьих экскрементов, которыми изобилует территория, нетрезвых компаний, собирающихся в запущенном сквере на «пикники», и полчищ комаров, которые в считанные минуты «сгрызают» неосторожных посетителей. Что касается «запущенности» сквера, то деревья там валят в основном ураганы, а не «зеленстроевцы». Зато местные жители в прошлом году напрочь проигнорировали приглашение на субботник да и нынче не спешили наверстывать упущенное.
Впрочем, подобные «мелочи» абсолютно не интересуют «радетелей», потрясающих кипами жалоб все мыслимые инстанции — ведь жить в мегаполисе, как на даче, весьма приятно. Ну, а возможность строительства на окраине парка участка третьего транспортного кольца (запланированное, кстати, в лучшем случае на третье десятилетие нашего века) и вовсе вызывает у них шквал ярости и предложения направить дорогу по густонаселенным улицам.
Подтверждение этому — их высказывания в прессе: «Для начала можно продлить улицу Волгоградскую — Макаенка… Затем можно добавить две полосы по улицам Калиновского и Широкой. Древние панельные пятиэтажки ко времени прокладки магистрали исчерпают свой ресурс, и все равно их придется заменить более современным жильем». И, наконец, можно расширить улицу Севастопольскую за счет сноса частного сектора». Ну, что тут скажешь? Логика «общественности» весьма своеобразная. Чтобы нам было хорошо, пятиэтажки с улицы Калиновского и дома частного сектора — снести! Хотя и на улице Славинского небоскребов пока не видно, а таких же пятиэтажек хоть отбавляй.
Впрочем, учитывая «пожелания общественности», проектировщики пошли на разработку второго варианта строительства. Первый, как уже упоминалось, подразумевает прохождение магистрали по окраине сквера. Во втором случае дорога пройдет прямо под окнами жилых домов, расположенных на улицах Славинского и Калиновского, — ближе, чем существующие сегодня улицы. И для этого придется вырубить десятки ухоженных породистых деревьев, обрамляющих улицы, точно таких, как в сквере, над судьбою которых без устали проливаются слезы. Бодрые активистки, по нескольку раз на день собирающие у одних и тех же жителей подписи в защиту сквера, «забывают» рассказать людям о втором варианте.
В целом, «строительная история» тянется уже много лет: когда-то на злополучной окраине сквера представители не шибко популярной конфессии пытались построить молитвенный дом. Жители дружно восстали, и стройка была отменена. После этого «глас народа» пресек строительство многоквартирных домов (все на том же месте). И теперь слова градостроителей о том, что данный участок был зарезервирован под строительство магистрали едва ли не в семидесятые годы, вызывают естественное недоверие даже у граждан, в целом ничего не имеющих против новой дороги. Судя по всему, недостаточна и информированность жителей других «заинтересованных» кварталов о том, что один из проектов третьего кольца предусматривает строительство новой дороги не в стороне, а возле жилых домов. Не зря ведь на сайте Мингорисполкома уже появилось обращение к мэру, призывающее провести официальное социологическое исследование.
Согласно правилам, каждая новостройка должна быть обсуждена и принята общественностью. С одной стороны, это препятствует келейности решений, властному волюнтаризму, помогает продумать мельчайшие детали, учесть подсказки старожилов и в результате — довести проект до совершенства. В то же время средневековый принцип «вето», когда группка оголтелых «правдоискателей» годами тормозит нововведения, становится серьезным препятствием для изменений облика города. Перефразируя известные слова о том, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», можно сказать, что жить в городе, пользоваться его комфортом и чувствовать себя хуторянином, безраздельным владельцем территорий, нельзя. И коллективному эгоизму группок протестующих активистов просто необходимо противопоставить коллективный прагматизм всех остальных жителей квартала, района, а может быть, и всего города.
Но в любом случае доминирующим должно быть все-таки суждение специалистов — история знает немало фактов, свидетельствующих о том, что строения, вызывавшие в свое время шквал негативных эмоций, впоследствии становились гордостью нации. Яркий тому пример — Эйфелева башня в Париже. Кто знает, возможно, через несколько десятилетий гордостью белорусской столицы наравне с Национальной библиотекой и железнодорожным вокзалом станут спортивные сооружения в разных районах города, а заодно и магистраль, избавившая от транспортных проблем многомиллионный город.

Екатерина ЦИРКУН