От
|
Константин
|
К
|
Константин
|
Дата
|
03.04.2007 15:58:11
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
Самолеты станут падать по Закону ...
Одна из статей номера - открытое письмо руководства российские авиастроительных организаций парламентариям и Правительству России.
%----------------------------------------------
http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=1072&nomer=39
Самолеты станут падать по Закону "О техническом регулировании".
Открытое письмо парламентариям и Правительству России
От имени руководителей, ученых и специалистов авиационной промышленности мы вынуждены обратить ваше внимание и проинформировать об отрицательном влиянии на безопасность полетов, а также на создание, производство и поставки, в том числе для зарубежных партнеров, авиационно-космической техники, принимаемого Государственной думой проекта Федерального закона "Об основах технического регулирования в Российской Федерации". (Письмо написано в 2002 г., когда законопроект обсуждался в Госдуме, но осталось без ответа. - Прим. ред.).
Предлагаемый закон, по нашему мнению, значительно изменит в худшую сторону сложившуюся на протяжении более чем 60 лет Государственную систему стандартизации - главную составляющую в обеспечении качества и надежности продукции.
Эта система в последнее время и так уже значительно деформировалась: во многих отраслях самоликвидировались многие головные и базовые организации по стандартизации. А после принятия в 1993 г. Закона "О стандартизации" межотраслевая стандартизация оказалась как бы вне закона. И лишь в силу понимания специалистами ее абсолютной необходимости и значимости фактически продолжает существовать.
Разрушение существующей системы стандартизации окончательно подорвет основные принципы создания, производства и эксплуатации унифицированной авиационной техники, лишит ее базовых гарантий и преимуществ в конкурентной борьбе.
По мнению специалистов, подготовленный Госстандартом и Минэкономразвития России проект закона направлен на чрезмерную либерализацию отношений между изготовителями (продавцами) продукции и федеральными органами исполнительной власти. В качестве причин, побудивших пойти на существенное снижение норм и требований, авторы проекта закона называют:
- излишнюю самостоятельность в установлении обязательных требований и их контроле со стороны федеральных органов исполнительной власти;
- избыточность системы обязательной сертификации в отношении номенклатуры проверяемой продукции и услуг (ежегодно выдается 500 тысяч сертификатов);
- несовершенство системы надзора:
- необходимость гармонизации с требованиями зарубежных фирм.
На самом же деле все перечисленные выше причины не актуальны и не являются проблемными для авиационной и космической отраслей. В частности, общее количество сертификатов, выдаваемых разработчикам, изготовителям и эксплуатантам авиационно-космической техники, составляет не более 1500-2000, а в год – примерно 500 штук (около 0,1% от общего числа).
Между тем обязательная сертификация продукции является основой обеспечения безопасности. На протяжении последних 10 лет в Российской Федерации создавалась сертификационная документация, соответствующая международным требованиям. Существующая отечественная система сертификации признана США и рядом других стран, что оформлено соответствующими международными договорами. Изменения осуществляются в соответствии с требованиями стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО), членом которой с 1947 года являлся СССР, а затем стала Российская Федерация.
Вооружение и военная техника, техника двойного назначения, гражданская авиационная техника разрабатываются на основании комплекса стандартов. Он охватывает все стадии жизненного цикла - от проектирования до утилизации изделия. В состав комплекса обязательных стандартов (помимо рекомендательных) входят:
- система Государственных стандартов ЕСКД (Единая система конструкторской документации);
- система Государственных стандартов СРПП (разработка, поставка на производство);
- система Государственных стандартов "Мороз" и "Климат" (испытания на внешние воздействия);
- система отраслевых стандартов "Технологические процессы, оборудование, инструменты, оснастка" (авиационная техника) - более 3000 стандартов;
- система отраслевых стандартов "Изделия основного производства авиационной техники" (типовые конструкции) - более 5000 стандартов;
- отраслевые нормативные документы (надежность, испытания, материалы, технологии, методики, качество и т. д.) - более 12 500 документов.
Проект закона, помимо отмены обязательности требований стандартов, ликвидирует также систему отраслевой документации, по которой создается и производится авиационная техника. Иными словами - обеспечивается ее надежность и безопасность. Перевод же перечисленного выше массива отраслевых стандартов в технические регламенты практически неосуществим из-за сложности и длительности процедур их разработки и принятия.
Процедуры разработки и принятия технического регламента и закона Российской Федерации аналогичны. Только Государственная дума будет рассматривать содержание проекта технического регламента в трех чтениях.
В настоящее время большая часть продукции, а когда речь идет об авиационных материалах - более 90%, поставляется по отраслевым и межотраслевым техническим условиям, которые, как и отраслевые стандарты, даже не упоминаются как нормативный документ на поставку продукции.
Проблемы в авиации связаны с обязательным соблюдением норм и правил, регламентирующих отношения между разработчиком, изготовителем и эксплуатантом. Их либерализация негативно скажется на уровне и качестве авиационной техники, в первую очередь - на безопасности, надежности, ремонтопригодности, эксплуатационной технологичности, боеспособности, сроках разработки и постановки на производство, на конкурентоспособности.
Гарантом безопасности полетов и в новых экономических условиях является соблюдение стандартов всеми организациями и предприятиями, создающими и эксплуатирующими авиационную технику, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
Во многих странах существует более гибкая система стандартизации, чем предлагаемая законопроектом. Например, в США, Германии, Японии наряду с техническими регламентами существуют национальные стандарты, обязательные к применению. Отраслевая стандартизация существует в таких странах, как США, Германия, Франция, Великобритания, Япония.
В случае принятия рассматриваемого проекта федерального закона сходные проблемы возникнут перед организациями, создающими и эксплуатирующими космическую технику.
Перечисленные замечания и предложения по поправкам были своевременно направлены разработчикам проекта закона и в Государственную думу. Эти замечания подтверждают неприемлемость представленного проекта закона для авиационной промышленности. Он нанесёт удар по системе обеспечения качества при проектировании, производстве и проведении испытаний, а также по основному принципу эксплуатации авиационной техники - обеспечению безопасности полетов.
В связи с этим, по нашему мнению, проект закона целесообразно кардинально переработать с учетом предложений авиационной промышленности. В противном случае, не нужно распространять его действие на работы, связанные с созданием и эксплуатацией авиационной техники.
В. Дмитриев, директор ФГУП "ЦАГИ им. проф. Н. Е. Жуковского"
Ю. Елисеев, генеральный директор ФГУП "ММП "Салют"
Е. Каблов, генеральный директор ФГУП "ВИАМ", член Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям, член-корреспондент РАН
В. Ливанов, генеральный директор АК "Ильюшин"
С. Михеев, генеральный конструктор АО "Камов", член-корреспондент РАН, Герой России
В. Скибин, генеральный директор ФГУП "ЦИАМ"
Ю. Шевчук, президент-генеральный конструктор АО "Туполев"