От Михайлов А.
К Кактус
Дата 22.06.2006 13:50:01
Рубрики История & память; Экономика & финансы; Управление & методология;

О гуманизме и прогрессизме.

Всё таки не надо забывать, что гуманистическая максима «полного самораскрытия сущностных сил человека» имеет два измерения – «внутреннее», как долю труда затрачиваемого на творчество, и «внешнее», связанное с тем, что творчество есть творчество, т.е. объективное изменение материи, которое мы можем измерить скажем числом самовоспроизводящихся процессов (если интерпретировать создаваемые человеком системы технологий как искусственные биоценозы - техноценозы ), поэтому противоречие между максимальной самореализации каждого члена общества совокупными возможностям общества в виде производительности труда в принципе разрешимо и решается при коммунизме – рост производительности труда. т.е. удельного веса свободного времени, затрачивается на творчество, подчиняющее обществу новые типы материальных процессов, что в свою очередь ведет росту производительности труда и т.д.

От Кактус
К Михайлов А. (22.06.2006 13:50:01)
Дата 25.06.2006 20:48:47

Re: О гуманизме...

Здравствуйте,

>Всё таки не надо забывать, что гуманистическая максима «полного самораскрытия сущностных сил человека» имеет два измерения – «внутреннее», как долю труда затрачиваемого на творчество, и «внешнее», связанное с тем, что творчество есть творчество, т.е. объективное изменение материи, которое мы можем измерить скажем числом самовоспроизводящихся процессов (если интерпретировать создаваемые человеком системы технологий как искусственные биоценозы - техноценозы ), поэтому противоречие между максимальной самореализации каждого члена общества совокупными возможностям общества в виде производительности труда в принципе разрешимо и решается при коммунизме – рост производительности труда. т.е. удельного веса свободного времени, затрачивается на творчество, подчиняющее обществу новые типы материальных процессов, что в свою очередь ведет росту производительности труда и т.д.

Понял с третьего раза. Умеют же специалисты любой вопрос изложить внятно для непосвященных :).

Во-первых, Ваш заколдованный круг давно уже разорван ресурсным кризисом и провалом очередного этапа НТР.

Во-вторых, Вы рассматриваете одну сторону жизни человека – экономическую. Для Вас творчество – средство повышения производительности труда. ПМСМ гуманистическая составляющая труда заключается в том, что творческий труд – средство развития человека. Мне в качестве формулировки нравится выраженная Сергием Радонежским максима православия: человек создан по образу и подобию божьему для того, чтобы духовным и физическим трудом бесконечно приближаться к этому образу.

В Вашей схеме конечной цели не видно, хотя бы воображаемой.

С уважением Сергей

От Михайлов А.
К Кактус (25.06.2006 20:48:47)
Дата 26.06.2006 01:15:53

Re: О гуманизме...

>Во-первых, Ваш заколдованный круг давно уже разорван ресурсным кризисом и провалом очередного этапа НТР.

Во-первых, в каком смысле замкнутый круг? кто из него должен вырываться? На всякий случай я уточню, что не считаю, что СССР сидел в этом замкнутом круге – мол производительность руда недостаточна. потому для гуманизма рылом не вышел – советская система обладала большим потенциалом развития чем капитализм (см.
https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/2690.htm )
Во-вторых, современный ресурсный кризис порожден капитализмом, который антиэкологичен (см. https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/170/170924.htm ), а не тем, что человечество исчерпало ресурсы энергии – оно как раз болтается у самой поверхности энергетического океана (см. https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/160/160068.htm - обсуждение 10 пунктов Scavenger’а и вообще в окрестностях почитайте, та дискуссия была весьма интерсной)

>Во-вторых, Вы рассматриваете одну сторону жизни человека – экономическую. Для Вас творчество – средство повышения производительности труда.


Нет, производительность труда – мера реализации сущностных сил человека (см. https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/2726.htm )

>ПМСМ гуманистическая составляющая труда заключается в том, что творческий труд – средство развития человека.

Дело в том. что творчество и развитее всегда конкретны, они доложены в чем то выражаться – для человечества в целом творческое развитие вначале выражалось в способности занять положение абсолютного хищника в любом биоценозе, за счет социального воспроизводства приспособления, потом в создании воспроизводстве искусственных биоценозов, например в виде ирригационных системах в долинах великих рек, затем в создании индустрии и выход за пределы физических ограничений биологических систем, а в ходе социализма в освоении управления движением социальной материи (см. https://vif2ne.org/vstrecha/forum/archive/1/1560.htm ), для человека же развитее состоит в освоении соответствующих контуров культуры, а творчество в создании того. что необходимо обществу.

>Мне в качестве формулировки нравится выраженная Сергием Радонежским максима православия: человек создан по образу и подобию божьему для того, чтобы духовным и физическим трудом бесконечно приближаться к этому образу.

Давайте, все-таки к боженьке не апеллировать, но даже если аппелипровать, то не грех вспомнить, о том что бог создал материальный мир, а значит человек должен ему уподобится создавая материальные условия своего существования.:)

>В Вашей схеме конечной цели не видно, хотя бы воображаемой.

я то как раз могу сформулировать определенные целевые установки (см https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/113/113901.htm 4 абз.), хотя он совсем не похожи на чаемое вами самоуспокоение в «конце истории», а вот ваша формулировка цели на базе Сергия Радонежского таковой не является, потому как предельно неконкретна – Бог то априори непознаваем, потому нельзя рационально оформить критерий уподобления Богу.

С уважением Андрей

От Кактус
К Михайлов А. (26.06.2006 01:15:53)
Дата 26.06.2006 16:37:48

Re: О гуманизме...

Здравствуйте Андрей!

>Во-первых, в каком смысле замкнутый круг? кто из него должен вырываться?

Повышаем производительность труда, чтобы высвободить время для творчества - занимаемся творчеством, чтобы повысить производительность труда - повышаем производительность труда, чтобы высвободить время для творчества и т.д. «На колу мочало, начинай сначала…» :)Вырваться должно общество

>На всякий случай я уточню, что не считаю, что СССР сидел в этом замкнутом круге – мол производительность руда недостаточна. потому для гуманизма рылом не вышел – советская система обладала большим потенциалом развития чем капитализм (см.
https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/2690.htm )

Согласен. Даже больше, роль потенциала развития общественных отношений здесь важнее, чем роль потенциала экономического развития. Жаль, что руководство страны этого не понимало. Все развивали базис и ждали, когда надстройка сама собой вырастет.

>Во-вторых, современный ресурсный кризис порожден капитализмом, который антиэкологичен (см. https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/170/170924.htm ), а не тем, что человечество исчерпало ресурсы энергии – оно как раз болтается у самой поверхности энергетического океана (см. https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/160/160068.htm - обсуждение 10 пунктов Scavenger’а и вообще в окрестностях почитайте, та дискуссия была весьма интерсной)

Под ресурсным кризисом я понимаю ограниченность запасов полезных ископаемых и экологической устойчивости планеты. Энергетикой все не исчерпывается. Дискуссию читал. Без всякого удовольствия :).

>Нет, производительность труда – мера реализации сущностных сил человека (см. https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/2726.htm )

Не единственная. ПМСМ главная сфера самореализации человека – духовная. Мера человека - другой человек. На Вашем языке - вовлеченность человека в общественные отношения, не обязательно производственные.

>>Мне в качестве формулировки нравится выраженная Сергием Радонежским максима православия: человек создан по образу и подобию божьему для того, чтобы духовным и физическим трудом бесконечно приближаться к этому образу.
>Давайте, все-таки к боженьке не апеллировать, но даже если аппелипровать, то не грех вспомнить, о том что бог создал материальный мир, а значит человек должен ему уподобится создавая материальные условия своего существования.:)

Апелляция не к Богу, а к одному из великих мыслителей прошлого, собирателю русского народа. Человек должен уподобиться Богу в служении людям, а не в сотворении хлебов.

>>В Вашей схеме конечной цели не видно, хотя бы воображаемой.
>я то как раз могу сформулировать определенные целевые установки (см https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/113/113901.htm 4 абз.), хотя он совсем не похожи на чаемое вами самоуспокоение в «конце истории», а вот ваша формулировка цели на базе Сергия Радонежского таковой не является, потому как предельно неконкретна – Бог то априори непознаваем, потому нельзя рационально оформить критерий уподобления Богу.

Ужас :( Можно тоже самое в одном абзаце и по-русски? Конечной цели так и не увидел.
Я имел в виду образ Бога достаточно конкретно описанный в православной литературе и выражающийся в понятии «благой жизни».

С уважением Сергей

От Пуденко Сергей
К Кактус (26.06.2006 16:37:48)
Дата 27.06.2006 14:52:44

Не духом единым. 1)"Едина плоть" и 2)"дело за малым"


Кактус сообщил в новостях
следующее:3240@vstrecha...
>
> Не единственная. ПМСМ главная сфера самореализации человека .
духовная. Мера человека - другой человек. На Вашем языке - вовлеченность
человека в общественные отношения, не обязательно производственные.
>

Мне представляется, вследствие претензий идеологов всякого
рода(теперь - "духовного ведомства")на свой приоритет и отчасти из-за
"плохого освоения" того же наследия материалитсической тенденции в
сознании теперь образовался перекос . Предполагается, что некоей
заагитацией за некоторые ценности, словами и буквами можно вызвать сдвиг
сознания и "ценностных матриц", и в этом-де корень дела

это мне напоминает сюжеты,обсуждавшиеся перед крахом царской России,
когда -де интеллигенты "стали чересур материалитсичны" и от этого пошла
"порча нравов". Хорошо там А.П.Чехов (не итнеллигент и не марксист)
отвечал на пропаганду ценнотей да духовностей без опроы на основу.На
самом жизенном материале

ему брат советует срочно жениться, в ответ АП четко формулирует , что
дело не в 2ценностях брака" и тем более подхвате что близко лежит.

"Муж и жена -едина плоть, это винт на котором держится семейная жизнь.
Дело как видишь за малым -не просто за жещиной, а за женщиной любимой"


нормальная, здоровая жизнь ,связи и отношения прежде всего, в своей
основе, вполне плотски материальны. Здоровая семья, земная любовь,
имеющие перспективу дети, чистый вохдух, незаагженная "среда обитани" и
даже "дружественный интерфейс" горожанина с городом

только не говорите мне. что это все = де "одно дело", а "вышие ценности"
и "в масштабах страны" - де другое. Ничего подобного

> >>Мне в качестве формулировки нравится выраженная Сергием Радонежским
максима православия: человек создан по образу и подобию божьему для
того, чтобы духовным и физическим трудом бесконечно приближаться к этому
образу.

> >Давайте, все-таки к боженьке не апеллировать, но даже если
аппелипровать, то не грех вспомнить, о том что бог создал материальный
мир, а значит человек должен ему уподобится создавая материальные
условия своего существования.:)
>

>> Я имел в виду образ Бога достаточно конкретно описанный в
православной литературе и выражающийся в понятии <благой жизни>.
>

таких , соотвестсвующих церковной морали, никогда и близко не встречал,
а таких как я описывал среди своей "среды обитания" -видал и это очень
здорово, что такое не смотря ни на что и на позицию упования на
трансцедентное Добро - до сих пор есть и бывает в ЖИЗНИ. Мне и самому
удавалось соотевствовать по жизни такой линии, и без всяких "целей ",
"вер "и "упований" на "высшее регулирующее начало". Нормальные
установки такого типа - никакие не высшие, навязываемые почему-то
ценности, они попросту _вписаны в стандарт человеческого бытия_. Как
здоровые дети с "перспективой"(только умалишенный может отрицать такую
"ценность" и "норму",не имеющую никакого отношения к гос,идеолгической
,церковной, или любой другой "институционной" морали).
Как норма или мера , к которой можно стремиться "по асимптоте". Которой
нынешнее инферно в нашей стране, разумеется, ортогонально (уже давно, по
моему,не одно 10летие) . Но рецепты вроде "трассы избегания" (это из
Делеза) были есть и будут, и ничего особо напряжного с них нет. Живи по
совести, често делай свое дело ,отдавай силы, имей трезвую голову, не
позволяй себя обманывать,не подддавайся иллюзиям, и т.д. И верить надо
не в Трансцпеденс, а в людей, не вообще, а в конкретных людей,

"дело как видишь за малым - за такими людьми", перефразируя иоего
любимого мудрого АнтонПалыча



От Кактус
К Пуденко Сергей (27.06.2006 14:52:44)
Дата 27.06.2006 16:42:35

Re: Не духом...

Здравствуйте Сергей!

Как-то мы все время или сами в крайности впадаем, или других в этом подозреваем. Вся моя реплика заключается в возражении против абсолютизации производственных отношений. В ответ слышу обвинение не просто в абсолютизации духовной стороны, а в поповщине. Я ссылался на Сергия Радонежского, а не на официальную церковную мораль. Его заповеди - нормы здоровой духовно и физически жизни, которой должен жить человек, если он хочет этому названию соответствовать. В Бога я не верю, но и существования его не отрицаю, на всякий случай - вдруг встретиться придется :) А религиозной терминологией пользуюсь потому что она верно многие понятия отражает. И то, что Вы пишете, в тех же житиях изложено, а со ссылкой на Бога - от неверия в силы человека, чтобы помочь ему - дать подпорку и путеводную нить. Если кто-то до нас это все понял, изложил и подтвердил своей жизнью – грех не пользоваться.

А что до людей - меня в основном такие и окружают. Хочется думать что "подобное к подобному".

С уважением Сергей

От Пуденко Сергей
К Кактус (27.06.2006 16:42:35)
Дата 27.06.2006 23:36:12

Re: Не духом...


Кактус сообщил в новостях
следующее:3277@vstrecha...

>
> Как-то мы все время или сами в крайности впадаем, или других в этом
подозреваем. Вся моя реплика заключается в возражении против
абсолютизации производственных отношений. В ответ слышу обвинение не
просто в абсолютизации духовной стороны, а в поповщине.

вовсе нет. Понимаете,стоящее где-то вне и над трансцедентное начало
может называться как угодно. Добром,Человеком,Провидением. Не
обязательно поповским богом

>Я ссылался на
Сергия Радонежского, а не на официальную церковную мораль. Его
заповеди - нормы здоровой духовно и физически жизни, которой должен жить
человек, если он хочет этому названию соответствовать. В Бога я не верю,
но и существования его не отрицаю, на всякий случай - вдруг встретиться
придется :) А религиозной терминологией пользуюсь потому что она верно
многие понятия отражает. И то, что Вы пишете, в тех же житиях изложено,
а со ссылкой на Бога - от неверия в силы человека, чтобы помочь ему -
дать подпорку и путеводную нить. Если кто-то до нас это все понял,
изложил и подтвердил своей жизнью . грех не пользоваться.
>
ну я по давним уже убеждениям одно могу сказать, вместе с
многомиллионным "красноперым" народом - как раньше пели, и как скоро
будут петь

никто не даст нам избавленья
ни бог ни царь и не герой


лишь те работники всемирной
огромной армии труда
владеть землей имеют право
а паразиты -никогда

и далее по тексту

> А что до людей - меня в основном такие и окружают. Хочется думать что
"подобное к подобному".
>
Это прекрасно
Остается надеяться на взаимопонимание.
Мне как-то ближе (и по времени тоже) "истинно русский" (по словам Льва
Николаевича) Антон Палыч,чем давние легенды

> С уважением Сергей

с уважением



От Михайлов А.
К Кактус (26.06.2006 16:37:48)
Дата 26.06.2006 19:32:09

Re: О гуманизме...

>>Во-первых, в каком смысле замкнутый круг? кто из него должен вырываться?
>
>Повышаем производительность труда, чтобы высвободить время для творчества - занимаемся творчеством, чтобы повысить производительность труда - повышаем производительность труда, чтобы высвободить время для творчества и т.д. «На колу мочало, начинай сначала…» :)Вырваться должно общество

А зачем оно должно оттуда вырываться? Мне кажется что стремление вырваться из процессов воспроизводства это нечто сродни манихейству, ведь даже при полном коммунизма способность к творчеству регулярно и для всех воспроизводится.

>>На всякий случай я уточню, что не считаю, что СССР сидел в этом замкнутом круге – мол производительность руда недостаточна. потому для гуманизма рылом не вышел – советская система обладала большим потенциалом развития чем капитализм (см.
https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/2690.htm )
>
>Согласен. Даже больше, роль потенциала развития общественных отношений здесь важнее, чем роль потенциала экономического развития. Жаль, что руководство страны этого не понимало. Все развивали базис и ждали, когда надстройка сама собой вырастет.

Принято.

>>Во-вторых, современный ресурсный кризис порожден капитализмом, который антиэкологичен (см. https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/170/170924.htm ), а не тем, что человечество исчерпало ресурсы энергии – оно как раз болтается у самой поверхности энергетического океана (см. https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/160/160068.htm - обсуждение 10 пунктов Scavenger’а и вообще в окрестностях почитайте, та дискуссия была весьма интерсной)
>
>Под ресурсным кризисом я понимаю ограниченность запасов полезных ископаемых и экологической устойчивости планеты. Энергетикой все не исчерпывается. Дискуссию читал. Без всякого удовольствия :).

А что так?:) там ведь вопрос о минеральных ресурсах тоже обсуждался и был сделан вывод, что проблема ресурсов сводится к проблеме энергии, затрачиваемой на перевод вещества из рассеянного состояния в концентрированное. Вот предел экологической устойчивости это ближе к делу – по сути проблема в том, что человечество рано ил поздно будет потреблять больший поток энергии, чем потребляет биосфера в целом, а это способно разрушить биосферу и для разрешения этого противоречия выдвигается идея коэволюции – человечество должно взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию биосферы, собственные производственные процессы оно должно замкнуть и превратить в некое подобие биосферы, только на основе более высоких плотностей энергии и на базе физических процессов другого типа (т.е. ядерных, не биохимических) и таким образом воспроизвести многообразие биосферы на новом уровне. Такая грандиозная программа встречного движения автоматизации производства и искусства организовывать биоценозы может быть выполнена только в рамках социализма (кстати, о перспективе слияния экологии с экономикой говорилось в советской экономической литературе уже в с начала 80-х годов), капитализм, товарное производство в принципе несовместимы с коэволюцией - товарность предполагает подчиненность субъекту лишь одной изолированной метаморфозы, не всего замкнутого процесса воспроизводства.

>>Нет, производительность труда – мера реализации сущностных сил человека (см. https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/2726.htm )
>
>Не единственная.

Несомненно, потому как функционал.

>ПМСМ главная сфера самореализации человека – духовная. Мера человека - другой человек. На Вашем языке - вовлеченность человека в общественные отношения, не обязательно производственные.

Понимаете, так сказать, это почти ничего не сказать. кроме того, это попытка разорвать диалектику общества – человек сам воспроизводить условия своего существования, воспрозводть он их может только общественно, из такого отношения человека к человеку возникает отношение форм деятельности к формам предметности, т.е. идеальное (см. http://www.caute.net.ru/ilyenkov/texts/iki/dialideal.html ) и т.д. http://www.caute.net.ru/ilyenkov/texts/iki/dialideal.html , а у Вас получается – отдельно производство, отдельно отношения, от дельно культура и отдельно дух.

>>>Мне в качестве формулировки нравится выраженная Сергием Радонежским максима православия: человек создан по образу и подобию божьему для того, чтобы духовным и физическим трудом бесконечно приближаться к этому образу.
>>Давайте, все-таки к боженьке не апеллировать, но даже если аппелипровать, то не грех вспомнить, о том что бог создал материальный мир, а значит человек должен ему уподобится создавая материальные условия своего существования.:)
>
>Апелляция не к Богу, а к одному из великих мыслителей прошлого, собирателю русского народа. Человек должен уподобиться Богу в служении людям, а не в сотворении хлебов.


А в чем конкретно должно состоять это служение? Вот например учитель служит своим ученикам, он заинтересован в их развитии, но неабстрактно заинтересован, он конкретно обучает из воспринимать реальность как проблему и эту проблему решать (см. http://www.caute.net.ru/ilyenkov/texts/sch/schola.html )

>>>В Вашей схеме конечной цели не видно, хотя бы воображаемой.
>>я то как раз могу сформулировать определенные целевые установки (см https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/113/113901.htm 4 абз.), хотя он совсем не похожи на чаемое вами самоуспокоение в «конце истории», а вот ваша формулировка цели на базе Сергия Радонежского таковой не является, потому как предельно неконкретна – Бог то априори непознаваем, потому нельзя рационально оформить критерий уподобления Богу.
>
>Ужас :( Можно тоже самое в одном абзаце и по-русски?

Знаете. не хочу повторяться, может вам эта – https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/160/160059.htm https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/162/162376.htm дискуссия поможет.

>Конечной цели так и не увидел.

А что такое конечная цель и зачем она нужна? Единственный рациональный смысл который можно вложить в эти слова –это отсутствие «дурной бесконечности истории» - коммунизм как процесс освоения человеком самого себя от дурной бесконечности гарантирует – человечество становится в-себе и для-себя бытием, а тот замкнутый круг, с которого мы начал завершается социоднамической сингулярностью.

>Я имел в виду образ Бога достаточно конкретно описанный в православной литературе и выражающийся в понятии «благой жизни».

А теперь вы изложите в «одном абзаце» в чем эта благая жизнь заключается.


С уважением Андрей

От Кактус
К Михайлов А. (26.06.2006 19:32:09)
Дата 27.06.2006 19:49:28

Re: О гуманизме...

Здравствуйте,

>А зачем оно должно оттуда вырываться? Мне кажется что стремление вырваться из процессов воспроизводства это нечто сродни манихейству, ведь даже при полном коммунизма способность к творчеству регулярно и для всех воспроизводится.

Бесконечное материальное производство, зачем? Материальные потребности человека мизерны. Потребительское общество удовлетворяет либо потребности выдуманные, либо навязанные. Если все-таки главное не производительность труда, а творчество – зачем? Творчество ради творчества, как самоцель? Представляю себе планету, населенную Ростроповичами. Или все-таки как средство развития человека?

>А что так?:) там ведь вопрос о минеральных ресурсах тоже обсуждался и был сделан вывод, что проблема ресурсов сводится к проблеме энергии, затрачиваемой на перевод вещества из рассеянного состояния в концентрированное. Вот предел экологической устойчивости это ближе к делу – по сути проблема в том, что человечество рано ил поздно будет потреблять больший поток энергии, чем потребляет биосфера в целом, а это способно разрушить биосферу и для разрешения этого противоречия выдвигается идея коэволюции – человечество должно взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию биосферы, собственные производственные процессы оно должно замкнуть и превратить в некое подобие биосферы, только на основе более высоких плотностей энергии и на базе физических процессов другого типа (т.е. ядерных, не биохимических) и таким образом воспроизвести многообразие биосферы на новом уровне. Такая грандиозная программа встречного движения автоматизации производства и искусства организовывать биоценозы может быть выполнена только в рамках социализма (кстати, о перспективе слияния экологии с экономикой говорилось в советской экономической литературе уже в с начала 80-х годов), капитализм, товарное производство в принципе несовместимы с коэволюцией - товарность предполагает подчиненность субъекту лишь одной изолированной метаморфозы, не всего замкнутого процесса воспроизводства.

Остается, как Гришка Мелихов сказать: «Запутали нас грамотные люди». Я до Вашей фантастической перспективы вряд ли доживу. «И это радует» (С)

>Понимаете, так сказать, это почти ничего не сказать. кроме того, это попытка разорвать диалектику общества – человек сам воспроизводить условия своего существования, воспрозводть он их может только общественно, из такого отношения человека к человеку возникает отношение форм деятельности к формам предметности, т.е. идеальное (см.
http://www.caute.net.ru/ilyenkov/texts/iki/dialideal.html ) и т.д. http://www.caute.net.ru/ilyenkov/texts/iki/dialideal.html , а у Вас получается – отдельно производство, отдельно отношения, от дельно культура и отдельно дух.

У меня так не получается. Это у Вас перебор с диалектикой. Творчество Ильенкова для меня не аргумент, это скорее пример для подрастающего поколения до чего доводит чрезмерное увлечение одним научным методом в условиях цензуры. Вы лучше определитесь - человек для производства или производство для человека.

>А в чем конкретно должно состоять это служение? Вот например учитель служит своим ученикам, он заинтересован в их развитии, но неабстрактно заинтересован, он конкретно обучает из воспринимать реальность как проблему и эту проблему решать (см. http://www.caute.net.ru/ilyenkov/texts/sch/schola.html )

Абстрактное служение – это шаманский ритуал. Хотя, если мухоморов поесть, наверное, будет конкретное :)
При чем тут абстрактно - конкретно? Служение людям заключается в создании таких общественных отношений, в которых человек максимально самореализуется. Оно не может быть абстрактным. Абстрактен признак, выделяемый из системы для изучения. Деятельность конкретна.

>А что такое конечная цель и зачем она нужна? Единственный рациональный смысл который можно вложить в эти слова –это отсутствие «дурной бесконечности истории» - коммунизм как процесс освоения человеком самого себя от дурной бесконечности гарантирует – человечество становится в-себе и для-себя бытием, а тот замкнутый круг, с которого мы начал завершается социоднамической сингулярностью.

Во, отличное определение. И где тут производительность труда?
Несомненно, главное – процесс, цель – только ориентир в движении. И если я Вам попытаюсь описать то, что внес в православие Сергий Радонежский, то описывать буду и процесс, и цель, но цель – недостижимую в пределе.

>А теперь вы изложите в «одном абзаце» в чем эта благая жизнь заключается.

Если можно, чуть позже. Предлагаю эту бесплодную дискуссию закончить. Витаем в облаках. Можно вывалиться из абстракций высокого уровня и удариться об то, что критерий истины.

С уважением Сергей

От Михайлов А.
К Кактус (27.06.2006 19:49:28)
Дата 27.06.2006 21:12:40

Re: О гуманизме...

>>А зачем оно должно оттуда вырываться? Мне кажется что стремление вырваться из процессов воспроизводства это нечто сродни манихейству, ведь даже при полном коммунизма способность к творчеству регулярно и для всех воспроизводится.
>
>Бесконечное материальное производство, зачем?

А зачем существует биосфера? Зачем нужны всякие пищевые цепочки пр.? А то может ну её на фиг – будем милосердно следить за тем чтобы овцы не ели траву, а волки овец и освободим душу из тенет материи, как мечтали манихеи? Однако это бессмысленный вопрос – причинность то не целевая, а субстанциональная – появление накапливающей негоэнтропию биологической формы движения материи – закономерно, а претензии в «бессмысленности», « жестокости» и т.д. должны быть переформулированы как низкий (по сути наинизший нетривиальный) КПД эволюции – слишком много циклов воспроизводства должно пройти, чтобы возник новый вид, но эта проблема снимается появлением человечества, представляющего целую иерархию (по числу способов производства) новых способов эволюции, где «видами» выступают формы человеческой деятельности над природой.


>Материальные потребности человека мизерны.

Неужели Вы не понимаете, что этими «минимальными потребностями» вы доведете себя до гибели – будете скромненько так потреблять лапти вместо кроссовок и в итоге все деревья на лыко изведете и вместо милых сердцу березок получите пустыню.

>Потребительское общество удовлетворяет либо потребности выдуманные, либо навязанные.

При чем здесь потребительское общество? Материальные потребности человека – это прежде всего творчество и даже создание нового потребительского продукта – это создание нового самовоспроизводящегося процесса (изобразим его скажем как пару система – функционал оптимизации, который будем интерпретировать как потребность) – смысл создания MP3- плеерочка не в том, чтобы баювар им насладился, а в том, чтобы человечество освоило соответствующую технологию – вот только в буржуазном обществе (как мы увидим это общественная формация с наинизшим кпд расширенного воспроизводства на базе самой себя) удовлетворение потребностей принимает отчужденные формы – на первое место выходит вал (потому как стгоимость порождает абстрактный труд) одинаковых предметов и собственно потребление – экзистенциальное уничтожение предметов (следствие товарного фетишизма), в то время как нам важны качественные изменение и воспроизводство – нам нужен квазиживой плеерочек, а баювары наибольшее удовольствие получают от одноразовых.

>Если все-таки главное не производительность труда, а творчество – зачем?

Потому как творчество – сущность человека, а отказаться от творчество и погрузится в нирвану – экзистенциальное самоубийство.

>Творчество ради творчества, как самоцель?

А почему бы и нет?

>Представляю себе планету, населенную Ростроповичами. Или все-таки как средство развития человека?

А разве развитие каждого не означает, что он может стать в частности и Ростроповичем?

>>А что так?:) там ведь вопрос о минеральных ресурсах тоже обсуждался и был сделан вывод, что проблема ресурсов сводится к проблеме энергии, затрачиваемой на перевод вещества из рассеянного состояния в концентрированное. Вот предел экологической устойчивости это ближе к делу – по сути проблема в том, что человечество рано ил поздно будет потреблять больший поток энергии, чем потребляет биосфера в целом, а это способно разрушить биосферу и для разрешения этого противоречия выдвигается идея коэволюции – человечество должно взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию биосферы, собственные производственные процессы оно должно замкнуть и превратить в некое подобие биосферы, только на основе более высоких плотностей энергии и на базе физических процессов другого типа (т.е. ядерных, не биохимических) и таким образом воспроизвести многообразие биосферы на новом уровне. Такая грандиозная программа встречного движения автоматизации производства и искусства организовывать биоценозы может быть выполнена только в рамках социализма (кстати, о перспективе слияния экологии с экономикой говорилось в советской экономической литературе уже в с начала 80-х годов), капитализм, товарное производство в принципе несовместимы с коэволюцией - товарность предполагает подчиненность субъекту лишь одной изолированной метаморфозы, не всего замкнутого процесса воспроизводства.
>
>Остается, как Гришка Мелихов сказать: «Запутали нас грамотные люди». Я до Вашей фантастической перспективы вряд ли доживу. «И это радует» (С)

Нет, ну откуда у солидаристов такая боязнь прогресса?:)

>>Понимаете, так сказать, это почти ничего не сказать. кроме того, это попытка разорвать диалектику общества – человек сам воспроизводить условия своего существования, воспроизводить он их может только общественно, из такого отношения человека к человеку возникает отношение форм деятельности к формам предметности, т.е. идеальное (см.
http://www.caute.net.ru/ilyenkov/texts/iki/dialideal.html ) и т.д. http://www.caute.net.ru/ilyenkov/texts/iki/dialideal.html , а у Вас получается – отдельно производство, отдельно отношения, от дельно культура и отдельно дух.
>
>У меня так не получается.

Не вижу.

>Это у Вас перебор с диалектикой. Творчество Ильенкова для меня не аргумент, это скорее пример для подрастающего поколения до чего доводит чрезмерное увлечение одним научным методом в условиях цензуры.


Ну вот, теперь и Ильенков Вам не угодил…

>Вы лучше определитесь - человек для производства или производство для человека.

Вы будете смеяться, но это такая же диалектическая пара как субъект и объект. И вообще что такое человек? Мне как-то удалась такая формулировка – «человек (как личность)это не неделимый элемент, из которого потом компонуется система (типа человек – транзистор, общество - компьютер), это квант (подчиняющийся статистике Ферми :) – шутка – типа не может быть двух личностей в одном и том же состоянии) социального поля - общественных отношений, который этими отношениями производится и сам же является их источником» ( https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/160/160068.htm - кстати почитайте, довольно емкое сообщение)

>>А в чем конкретно должно состоять это служение? Вот например учитель служит своим ученикам, он заинтересован в их развитии, но неабстрактно заинтересован, он конкретно обучает из воспринимать реальность как проблему и эту проблему решать (см. http://www.caute.net.ru/ilyenkov/texts/sch/schola.html )
>
>Абстрактное служение – это шаманский ритуал. Хотя, если мухоморов поесть, наверное, будет конкретное :)

Чиста конкретнее.:)

>При чем тут абстрактно - конкретно? Служение людям заключается в создании таких общественных отношений, в которых человек максимально самореализуется. Оно не может быть абстрактным. Абстрактен признак, выделяемый из системы для изучения. Деятельность конкретна.

Правильно! А что значит, что человек самореализуется? Самореализация всегда означает перевод из внутреннего плана личности во внешний план – человек должен объективно изменять материю и это изменение должно быть объективно необходимо обществу.

>>А что такое конечная цель и зачем она нужна? Единственный рациональный смысл который можно вложить в эти слова –это отсутствие «дурной бесконечности истории» - коммунизм как процесс освоения человеком самого себя от дурной бесконечности гарантирует – человечество становится в-себе и для-себя бытием, а тот замкнутый круг, с которого мы начал завершается социоднамической сингулярностью.
>
>Во, отличное определение. И где тут производительность труда?

Там, что она стала бесконечной.
>Несомненно, главное – процесс, цель – только ориентир в движении. И если я Вам попытаюсь описать то, что внес в православие Сергий Радонежский, то описывать буду и процесс, и цель, но цель – недостижимую в пределе.

а это не та «дурная бесконечность» с которой Вы так боролись? Впрочем, Вы опишите, а там посмотрим.

>>А теперь вы изложите в «одном абзаце» в чем эта благая жизнь заключается.
>
>Если можно, чуть позже. Предлагаю эту бесплодную дискуссию закончить. Витаем в облаках. Можно вывалиться из абстракций высокого уровня и удариться об то, что критерий истины.

Imho, витание одностороннее –я вас как раз на почву конкретности пытаюсь усадить на мой взгляд эта дискуссия более содержательна, чем дискуссия о Ященко.

С уважением Андрей