От Пуденко Сергей
К Durga
Дата 06.07.2006 17:16:38
Рубрики История & память; Культура & искусство; Душа & тело;

Психология и физиология искусства


Durga сообщил в новостях
следующее:3485@vstrecha...
> Фильмы дают набор социальных образов для подражания. Есть ли в этих
фильмах те, кому моно было бы подражать, кому стоило бы подражать?

Воспитательный эффект не в этом. Искусство по своей природе только в
ограниченном смысле м.б.рассмотрено как "отражение жизни",которому
соотеветствует "подражание" или даже "заражение"

теории "заражения" придерживался жесткий прагматик( в теории
искуссвта)ЛНТ, на что ему было сказано - заражает сильней не
художественное произведение. а непосредственная эмоция, живой
аффект)процесс,поток,энергия) - какой-нить визг,хохот и радость
деревенских баб на косьбе (этот пример и приводил сам Толстой -и его
никакому произведению искусства тут не переплюнуть). Мы однако
переживаем и пережигаем аффекты спалдвляя и выстраивая восходящую,
"позитвную" линию, не внешне прыгая как восхищающие нас ниндзя или бабы,
не визжа,плача и катаясь, не скаля пасти, а "пережигая"-переживая
аффекты в себе, прежде всего - с центром замыкания в "умном" мозгу (есть
еще рептильный мозг, амидала, животные эмоции регулирует). Это тсказать
физиология искусства,она едина с психологией.


Психологию - лучше по Выготскому.
Искусство не относится к жизни как зеркало к отражаемой поверхности, а
относится к жизни - как виноград к вину. Его предмет - не просто
витальные "смех и слезы", а"умные", развивающиеся, возникающие и
равзивающиеся( в разные времена разные) чувства .
В итоге образуется и развиается(или деградирует ) целая отрасль
общсетв.жизни, целая "технология общественных чувств".
Принцип действия - катарсис, ("очищение"), трактуемый Выготским как
столкновение двух (проведенных) противоположных рядов чувств и изживание
их во "взрыве", напр страха, ужаса перед смертью - в просветляющем
катартическом эффекте трагедии (смерти героя). Моделью брался "Гамлет".
По строгому определению,именно трагедия есть главная форма и она
обязательно заканчивается смертью героя. Но не навеванием ужаса и
страха, скатом в инферно. Наоборот. Диалектика чувств в действии. Это и
есть "воспитание". Вос- значит - восхождение.



Разумеется, дальше начинается мельчение по деталям темы.

Выготский, "Психология искусства". последняя глава (выкладывалась на
форуме)