От Константин
К Пуденко Сергей
Дата 15.03.2006 12:14:50
Рубрики Прочее;

Кстати

Вчера по ТВЦ в 25-м часе главной темой были волнения в французских университетах. Приглашённым комментатором был альтерглобалист Бузгалин.
Говорил об общем полевении в Европе и мире .

От Пуденко Сергей
К Константин (15.03.2006 12:14:50)
Дата 22.03.2006 10:52:46

сайт Бурдье заработал

рекомендую там в разделе статей его беседу с Гюнтером Грассом (речь идет
в осн.про "Нищету мира") и вот эту раннюю программную статейку

многих вещей там все же нету (и состояние видимо замороженное), а у нас
есть.

http://bourdieu.narod.ru/sp/PB_SP_opinion_publique.htm



От Пуденко Сергей
К Пуденко Сергей (22.03.2006 10:52:46)
Дата 28.03.2006 10:20:44

"Алеет ВОСТОК". Русские спинозисты и бурдьевисты и наш сайт

Русские бурдьевисты прислали статью о французских трудовых конфликтах

Юрий Плещеев
Тайна беззакония. Против чего выступают французские студенты?
Текст статьи:

http://www.situation.ru/app/j_art_1095.htm
Структура трудовых отношений не есть продукт самостоятельного функционирования “объективных экономических законов”, как пытаются доказать либеральные экономисты. Это результат непрерывной политической борьбы. В силу этого трудовое законодательство не просто фиксирует стоимость рабочей силы, но и выражает соотношение сил, сложившееся в национальном социальном пространстве в определенный исторический момент.
Вводя закон о контракте первого найма, французское правительство начинает демонтаж прежней системы трудовых отношений и пытается ввести новую.


Портал "Веб-Спиноза" . Недавно разместили полдюжины ссылок на материалы нашего альманаха, в т.ч. на работы Делеза, Выготского, Вима Клевера, Вартофского

http://bdsweb.tripod.com/ru/2-articles.htm

От Пуденко Сергей
К Константин (15.03.2006 12:14:50)
Дата 15.03.2006 12:32:18

тексты позднего Бурдье из серии "Встречный пал"

>Вчера по ТВЦ в 25-м часе главной темой были волнения в французских университетах. Приглашённым комментатором был альтерглобалист Бузгалин.
>Говорил об общем полевении в Европе и мире .


тут опять как " я жгу Париж" в прошлом году надо раньше читать Бурдье. Он давно объяснил смысл этого массового перехода к "краткосрочным контрактам" в рамках общего натиска неолиберализма. Правительсвтр правых сейчас просто делает очередной шаг в том же направлении.

тексты позднего Бурдье из серии "Встречный пал"

Этакий "флексо-ГУЛАГ"

Пьер Бурдье
НЕГАРАНТИРОВАННОСТЬ ПОВСЮДУ

Деморализованное сознание

Сегодня стало ясно, что негарантированность вездесуща. Ее можно увидеть в частном и общественном секторе, где многократно возросло число ограниченных по сроку контрактов и рабочих мест на неполное время занятости, на предприятиях промышленности и в учреждениях по производству и распространению культуры, в образовании, журналистике, в СМИ и т. д. Почти повсюду она оказывает одинаковое воздействие, которое проявляется особенно четко в крайнем варианте – у безработных: деструктурирование жизни, лишенной, в частности, своих временных структур и проистекающий отсюда упадок любых связей с миром, с пространством и со временем. Негарантированность глубоко поражает тех, кто страдает от нее. Сталкивая человека с неопределенностью будущего, она одновременно лишает свои жертвы всякой возможности рационального планирования будущего, лишает их того минимума надежды и веры в будущее, который необходим для коллективных действий против невыносимого настоящего.

К этим последствиям негарантированности для тех, кто непосредственно затронут ею, добавляется воздействие на тех, кто, на первый взгляд, оказывается ею пощаженным. О ней невозможно забыть, она всегда присутствует во всех головах (за исключением голов либеральных экономистов, вероятно потому, что те, по меткому замечанию одного их теоретического противника, извлекают выгоды из той разновидности протекционизма, которая обеспечивается их служебным положением и избавляет их от негарантированности). Негарантированность не оставляет в покое ни сознательное, ни бессознательное. Существование обширной резервной армии, которую из-за перепроизводства дипломов можно обнаружить далеко не только среди лиц с низкой квалификацией, внушает каждому наемному работнику чувство, что он отнюдь не является незаменимым и что его работа, его место служит, в известной мере, привилегией, правда, весьма хрупкой и находящейся под постоянной угрозой (об этом ему напоминают, по крайней мере, его работодатель при малейшей ошибке и журналисты при ближайшей забастовке).

Объективная ненадежность положения способствует всеобщей субъективной неуверенности, поражающей сегодня в условиях высокоразвитого народного хозяйства всех наемных работников, включая тех, кто вообще не затронут ею или затронут косвенно. Этот вид «коллективного менталитета», характерный для нынешней эпохи, служит причиной деморализации трудящихся, которую можно наблюдать в неразвитых странах (я имел такую возможность в Алжире в 60-е гг.), страдающих от высокого уровня безработицы и неполной занятости, охваченных постоянным страхом безработицы.

Безработные и работники, находящиеся в состоянии негарантированности, с трудом поддаются мобилизации, поскольку их способность строить планы на будущее нарушена. Именно эта способность служит предпосылкой для любого так называемого рационального поведения, начиная с экономического расчета и кончая политической организацией. Парадоксальным образом, как я показал в своей первой и, вероятно, до сих пор актуальной книге о «работе и работниках в Алжире», необходимо обладать хотя бы минимумом возможностей для воздействия на действительность, чтобы быть в состоянии разработать революционный проект, поскольку этот последний всегда является продуманным стремлением изменить настоящее с привязкой к виденью будущего.

В отличие от субпролетария, пролетарий обладает этим минимумом уверенности и гарантированности в настоящем; и это основная предпосылка того, что он вообще приходит к идее преобразования настоящего в связи с будущим, на которое он возлагает надежду. Но, между прочим, он является всегда и тем, кому есть еще, что защищать и терять – свое изнуряющее и низкооплачиваемое рабочее место, и многие его черты поведения, описываемые иногда как слишком осторожные и консервативные, проистекают из этого страха свалиться вниз, снова скатиться в ряды субпролетариата.

Негарантированность как стратегия

Если безработица достигла сегодня столь высокого уровня в различных странах Европы, а негарантированность охватывает большую часть населения, рабочих, служащих в сфере торговли и промышленности, журналистов, учителей и студентов, то работа становится весьма редким благом, которое стремятся обрести любой ценой. Это обрекает наемных работников на полный произвол работодателей, которые, как можно видеть каждый день, злоупотребляют этой властью.

Конкуренция за работу идет рука об руку с конкуренцией в ходе работы, являющейся в основе своей просто другой формой конкуренции за работу. Таким образом люди стремятся сохранить работу любой ценой перед лицом угроз увольнения. На основе этой конкуренции, иногда столь же жестокой, как и конкуренция предпринимателей между собой, возникает настоящая борьба всех против всех, уничтожающая всякие ценности солидарности и человечности. Те, кто сетуют на цинизм, который, по их мнению, ежедневно демонстрируют мужчины и женщины нашей эпохи, должны, по меньшей мере, видеть и связь этого цинизма с экономическими и социальными условиями, делающими его необходимым и даже вознаграждающими его.

Итак, негарантированность оказывает не только прямое воздействие на тех, кого она затрагивает (мешая им мобилизовать свои силы), но и косвенное на всех остальных – посредством страха. Этот страх систематически используется в рамках стратегии негарантированности, как, например, в случае внедрения часто упоминаемой «гибкой организации труда». Мы знаем, что она мотивирована как политически, так и экономически. Невозможно отделаться от подозрения, что негарантированность вовсе не является продуктом экономической неизбежности, отождествляемой с часто упоминаемой «глобализацией», а, скорее, служит продуктом политической воли. «Гибкое» предпринимательство, в известной мере, сознательно использует ситуацию, порождаемую негарантированностью, и еще более усугубляет ее. Оно стремится снизить издержки и сделать такое снижение возможным, подвергая наемных работников постоянной угрозе потери рабочего места.

Весь мир материального и культурного, общественного и частного производства, таким образом, вовлекается в широчайший поток негарантированности. Это можно видеть хотя бы на примере детерриториализации или независимости предприятия от места его размещения. Существовавшая до сих пор связь между ним и каким-либо национальным государством или местом (например, Детройтом или Турином в случае автомобильной промышленности) теперь в значительной мере исчезает с появлением так называемых «сетевых предприятий», которые благодаря увязке производственных сегментов, технологического знания, сетей коммуникации, а также благодаря географически широко распространенных путей обучения могут распространяться на целые континенты либо даже на весь Земной шар.

Разделяй и властвуй

С помощью облегчения мобильности капиталов либо даже ее организации и с помощью «перенесения производства» в страны с низкой заработной платой была достигнута возможность расширения конкуренции между наемными работниками во всемирном масштабе. На место привязанного к национальному контексту либо даже огосударствленного предприятия, пришло транснациональное предприятие. Оно подвергает наемных работников конкуренции уже не только с соотечественниками или, как утверждают ультраправые демагоги, с поселившимися на территории собственного государства иностранцами, становящимися первыми жертвами негарантированности, а, в действительности, с вынужденными соглашаться на нищенскую оплату труда наемными работниками на другом конце Земли.

Негарантированность – это часть новой формы господства, которая опирается на утверждение негарантированности как всеобщего длительного состояния и преследует цель побудить наемных работников покориться и согласиться со своей эксплуатацией и отчуждением. Для характеристики этой формы господства, по своим воздействиям сильно похожей на дикий капитализм эпохи ранней индустриализации, но совершенно беспримерной, кто-то предложил точную и выразительную концепцию флексплуатации (от слов «флексибль» - гибкий и «эксплуатация»).

Это понятие весьма точно выражает сознательное использование негарантированности. Обостряя – особенно с помощью манипулирования производственными пространствами – конкуренцией между наемными работниками в странах с самыми значительными социальными достижениями и работниками в странах с наиболее низким уровнем социального развития, негарантированность оказывается в состоянии (под прикрытием якобы естественных экономических механизмов), сломить сопротивление и добиться покорности и повиновения.

Предрасположенность к повиновению, которой благоприятствует негарантированность, служит предпосылкой для все более «успешной» эксплуатации, опирающейся на раскол между растущей группой не работающих и, с другой стороны, все время уменьшающейся группой тех, кто пока еще работает. По моему мнению, то, что постоянно выдается за экономическую систему, управляемую неизменными «естественными» общественными законами, есть на самом деле политический порядок, который может быть установлен только при активном и пассивном соучастии политических властей.

Политическая борьба против «флексплуатации»

Против этого политического порядка возможна политическая борьба. Ее первоначальной целью могло бы стать совместное выступление всех нынешних или потенциальных жертв негарантированности против ее разрушительного воздействия. Необходима мобилизация их сил, в том числе на международном уровне, с целью нейтрализации конкуренции, которую негарантированность пытается утвердить между наемными работниками.

Необходим разрыв с логикой прежней борьбы с ее требованиями работы или повышения зарплаты, поскольку эта борьба целиком зациклена на своей работе и тем самым как бы допускает эксплуатацию других. На ее место могла бы прийти борьба за перераспределение труда (например, с помощью крупного сокращения продолжительности рабочей недели на европейском уровне) – перераспределение, которое было бы неразрывно связано с новым определением соотношения между временем производства и временем воспроизводства, отдыха и свободного времени.

Подобная революция должна была бы начать с отказа от исключительно расчетливого и индивидуалистического взгляда, сводящего человека к просчитываемому существу, занятому только решением проблем чисто экономического характера. Чтобы экономическая система могла функционировать, наемные работники должны сами начать «конструировать» собственные условия производства и воспроизводства и условия для функционирования самой хозяйственной системы.

=====


07.03.2006 13:57 Сергей Гаврилов
Флексо ГУЛАГ (П.Бурдье)
Вопрос ставится верно, но мотивы не совсем верны. Человек в поисках гарантированности пытается своей рациональной половиной просчитать будущее. В этот момент и происходит подмена понятий, в результате большинство предпочитает идти наемными рабочими, при чем из соображений гарантированности, которую в конечном счете не суждено получить. Нужно отключить рациональное, перестать делать прогнозы, все равно эти прогнозы сформированы будут под воздействием общепринятых норм, а сегодня уже известно какими средствами создаются и подкрепляются эти нормы в обществе.

07.03.2006 14:02 Петров Дмитрий
Флексо ГУЛАГ (П.Бурдье)
Прально. Единственный выход - всем в монастырь. Этот выход тоже Известно Кем сформирован, но типа Известно Кому можно.

07.03.2006 14:33 Сергей Гаврилов
Флексо ГУЛАГ (П.Бурдье)
Петров Дмитрий 07.03.2006 14:02 писал:

Единственный выход - всем в монастырь.

Для вас возможно единственный, а для думающего человека ответ уже прозвучал. Перестать делать прогнозы и пытаться просчитывать будущее, верить в себя, в свои силы, и тратить эти силы исключительно на себя и на свою семью.


07.03.2006 14:35 Петров Дмитрий
Флексо ГУЛАГ (П.Бурдье)
Сергей Гаврилов 07.03.2006 14:33 писал:

тратить эти силы исключительно на себя и на свою семью

А для этого конечно не надо делать прогнозы и просчёты? Надо как птичка божия - не знать ни забот, ни труда?


07.03.2006 15:03 Сергей Гаврилов
Флексо ГУЛАГ (П.Бурдье)
Петров! Таксист мусульманин на вопрос "за сколько времени доберемся до места?" всегда ответит что нибудь в стиле "С божьей помощью", тем не менее этот человек трудится не меньше (если не больше) того таксиста, который даст точный ответ. Ну не можете вы просчитать всех ситуаций, так полагайтесь же больше на себя, на свои силы и интуицию, а не перекладывайте ответственность на других, таксист полагается на свои умения, вы на свой жизненный опыт и способности не опаздывать.

P.S.
Из своих личных наблюдений, часто мне приходится сталкиваться с выпускниками курсов менеджмента, или как я их называю выпускники высшей партийной школы управления при ЦК. Вот приблизительно тоже что Пуденко говорит, людей учат УПРАВЛЯТЬ, не вникая в суть, они просто принимают решения, у них действительно свой птичий язык, свой способ сбора информаци, зачастую не связанный с реальностью, это такая игра в работу. Специальностью не владеют, интуицией соответственно тоже, но их научили по-другому собирать информацию для того чтобы принимать решения, не вникая в суть. Каждый раз когда меня просят предоставить временные рамки я говорю одно и тоже - что мол ты же уже не первый год "управляешь" своим отделом, уже были подобные задачи, есть опыт, известно сколько это заняло времени тогда, в этот раз будет нечто подобное плюс сюрпризы и тесты на находчивость, попытайся спрогнозировать. Или вопрос "какой текущий статус??" - раньше я посылал открытым текстом, обижались, не понимали, теперь я отвечаю "статус - 17,456%!" и дальше продолжаю заниматься своими делами. Вообще яйцеголовые научились занимать те поста, на которых принимаются решения но никаких негативных последствий не будет. Взять к примеру пост президента США, последний идиот может занять этот пост и никаких проблем не будет. Это кстати и основная заслуга демократи. Отечественная бюрократия еще не настолько продвинута по части менеджмента и демократии, но они работают над этим.

Не знаю поймете ли вы что я этим хочу сказать, Пуденко меня понимает, как у вас сложится - время покажет.


07.03.2006 15:30 Петров Дмитрий
Флексо ГУЛАГ (П.Бурдье)
Знаете, если мне таксист на вопрос "за сколько доберёмся" ответит "с божьей помощью", я его пошлю лесом. Мне плевать, какие у него отношения с его богом, мне надо успеть на поезд, и мне надо знать - ехать ли мне с этим таксистом. Мне плевать, какие у него там старания - мне нужно, чтобы он меня довёз.
Короче говоря, жить сегодняшним днём и сию минуту невозможно, так как мои интересы простираются дальше сегодняшнего дня и этой минуты. Даже Кошастому надо что-то планировать и просчитывать.

07.03.2006 21:22 Кошастый
Флексо ГУЛАГ (П.Бурдье)
Петров Дмитрий 07.03.2006 15:30 писал:

жить сегодняшним днём и сию минуту невозможно, так как мои
интересы простираются дальше сегодняшнего дня и этой минуты.
Даже Кошастому надо что-то планировать и просчитывать.

Ни фига себе "даже"!! Да я просчитываю и планирую больше и на дольший срок, чем все прочие :))




--------------------------------------------------------------------------------

Реплика:
Правка
Тема: Флексо ГУЛАГ (П.Бурдье)
Автор: Автор: Сергей Пуденко
Дата: 08.03.2006 06:43
Несколько переводов статей Бурдье по теме.
Статья в Монд вошла в сборник"Встречный огонь"("встречный пал - огноь,который зажигают навстречу лесному пожару"),вышли еще пара сборников -"Встречный огонь-2" и"Вмешательства". Бурдье показывает проектную суть неолиберализма и хомо экономикуса и выступает за консолидацию всех "сил старого порядка",остатков "коллективных структур" перед лицом неолибералистского нашествия.
Индивидуализм в нынешних условиях неизбежно является идейно
социал-дарвинизмом(проявления этой тенденции также рассматривает
Бурдье). Видно, сходные с нашими процессы тут по большому счету. Профессор "консерватор"в тонком смысле слова - против"революции нового порядка" , их Проекта (именно о Проекте , а не о ползучем
процессе,Бурдье говорит в статье в Монд).Профессор конечно
француз-интеллектюэль, " слишком раздраженный". В отличие от
наемных писак и сонма продажных"настоящих социологов"(это цех не
трепачей, а современных"менгеле", мастеров своего важного участка для всеобщего дела, выковывающие"сильные дискурсы").Стал быть, есть надежда , что в чем-то сходными могут быть у нас и
рецепты и инструменты борьбы,хотя бы на символическом поле

1)

http://www.homme-moderne.org/societe/socio/bourdieu/varia/essneoUK.html
Bourdieu
Сущность neoliberalism-
УТОПИЯ БЕСКОНЕЧНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

MONDE DIPLOMATIQUE, декабрь 1998,

(отрывки перевода с англ.)

Что такое neoliberalism? Программа для разрушения collective structures,
которые могут препятствовать чистой рыночной логике.
...
Как доминирующий дискурс выражает, это - экономический мир - чистый и совершенный порядок, неумолимо разворачивающий логику своих предсказуемых последствий, и незамедлительно подавлящий все нарушения санкциями...
...
Сказано,что эта "теория"(в основе своей не связанная с историей и
социумом) имеет сегодня больше чем когда-либо средств проявления своей истинности и опытным путем поддается проверке. В действительности, neoliberal дискурс- не только еще один дискурс среди многих. Скорее, это - " сильный дискурс " - путь, которым проводится психиатрическая беседа в клиниках, см. в анализе Ервинга Гоффмана . Он настолько силен и с ним настолько трудно сражаться только потому ,что он имеет на своей стороне
все силы мира общественных отношений и связей, мира, который сам по
себе привносит в него свой вклад . Эффект достигается в особенности
путем ориентации экономических выборов - теми, кто доминируют над
экономическими отношениями. Таким путем добавляется его собственная символическая сила к этим отношениям сил. Огромный политический проект реализуется от имени этой "научной программы", преобразованной в план политического действия, хотя его "проектный" статус как таковой
отклоняется, потому что итог выглядит совершенно отрицательно. Эти
проектные цели задают условия, при которых "теория" может быть
реализована и сможет функционировать: программу методического
разрушения collectives.
....

Таким образом, Darwinian мир проявляется - это - борьба всех против
всех на всех уровнях иерархии, которая находит поддержку каждого
цепляющегося за свою работу и организацию в условиях ненадежности, страдания, и напряжения. Без сомнения, практическое утверждение этого мира борьбы не преуспело бы так полностью без соучастия всех сомнительных мер, которые производят ненадежность, и существования запасной армии служащих сделало людей послушным этим социальными процессами, которые делают их положение сомнительным, также как постоянная угроза безработицы. Эта запасная армия существует на всех уровнях иерархии, даже на более высоких уровнях, особенно среди менеджеров. Окончательная основа этого полного экономического (порядка), воздвигаемого под лейблом свободы - в действительности структурное насилие безработицы, ненадежности срока пребывания на работе и угроза
сокращения производства, которое это подразумевает. Микроэкономическая модель условий "гармоничного" функционирования индивидуалиста - существование запасной армии безработных как массовое явление,
Это структурное насилие также вносит то, что называется трудовым
контрактом (мудро рационализированным и представленным в нереальной " теории контрактов "). Организационный дискурс никогда не говорил так много о доверии, сотрудничестве, лояльности, и организационной культуре как в эпоху, когда "приверженность организации" может быть получена в
каждый момент, устраняя все временные гарантии занятости ( три четверти из наемов - для установленной продолжительности, доля временных служащих продолжает повышаться, занятость "по желанию" и право уволить индивидуума имеет тенденцию быть высвобожденной от любого ограничения).

Можно ли ожидать, что экстраординарная масса страдания, произведенного видом этого политико-экономического режима однажды будет служить отправной точкой движения, способного к остановке гонки к пропасти? В действительности, мы сталкиваемся здесь с экстраординарным парадоксом. Препятствия, с которыми сталкиваются на пути к реализации нового порядка
одинокого, но свободного индивидуума, удерживаются сегодня, но
приписываются "негибкости" и отсталости. Всякое прямое и сознательное вмешательство любого вида, по крайней мере когда оно происходит от государства, дискредитировано заранее и таким образом осуждено, чтобы вычеркнуть его ради выгоды чистого и анонимного механизма "рынка", (природа) которого, как участка, где осуществляется "игра частных интересов" - давно забыта. Но в действительности то, что препятствует распаду социального (порядка) в хаос, несмотря на растущий объем подвергнутого опасности населения,-это непрерывность существования или
выживание тех самых учреждений и представителей старого (порядка),
который находится в процессе демонтажа, и деятельность всех категорий social workers(работников патронажа),а также всех форм социальной солидарности, семейной или прочей.

Переход к "либерализму" имеет место в незаметной манере, подобно
континентальному дрейфу, таким образом скрывая его эффекты от
представления. Его наиболее ужасные последствия - длинного срока. Сами же эти эффекты скрыты, как это ни парадоксально, сопротивлением, которое этому переходу в настоящее время оказывают те, кто защищают старый (порядок), продолжающие влечь ресурсы, которые это содержало, на старом solidarities, на запасах социального капитала, которые защищают основную часть существующего социального (порядка) от падения в аномию. Этот
социальный капитал обречен, чтобы увядать далеко - хотя не в коротком сроке - если не будет возобновлен и воспроизведен.

Но эти те же самые силы "сохранения", с которым слишком легко было
бы обращаться как с "консерваторами", являются также, с другой точки зрения, силами сопротивления учреждению нового (порядка) и могут стать для него подрывными силами. Если есть все еще причина для некоторой надежды, то, что обе силы все еще существуют, в государственных учреждениях и в ориентациях социальных акторов (в особенности людей и групп, наиболее привязанных к тем учреждениям, что связаны с традициями гражданского и коммунального обслуживания). Под видимостью
всего лишь защиты (порядка), который исчезает, и защиты соответствующие ему своих"привилегий" (в чем они будут немедленно обвинены ),эти силы способны будут сопротивляться вызову , только работая, чтобы изобретать и строить новый социальный (порядок). Тот, который не будет иметь своим единственным законом преследование самовлюбленных интересов) и
индивидуальной страсти к прибыли, что создаст место для collectives,
ориентируемых на рациональное преследование целей, достигаемых и
"ратифицируемых" только сообща

2
Хомо экономикус как "антропологическое чудовище"
http://homme-moderne.org/societe/socio/bourdieu/structur/lemonde.html
рецензии на последнюю книгу Бурдье 2000г(франц)

Исследовав особенную(частную) проблему вступления во владение
собственностью особняка, Пьер Бурдие желает доказать, как
социологический ход может быть осуществленным конкретно в экономическом поле.
Это - книга социолога, который раздражается разделением труда между социологией и экономикой и предлагает второй присоединиться к первой. "Надо держать в уме, что предмет настоящей экономики практики не является чем - либо иным в конечном счете, как экономикой условий производства и общения агентов и производительных учреждений как в экономической, так и
культурной и общественной сферах, то есть предметом самой социологии в своем наиболее полном определении. "
Согласно Bourdieu, экономисты принимают без критического рассмотрения такие понятия как рынки или цены, не принимая в учет меры исторического времени, которое определяет каждое из них. Homo economicus сам по себе- " антропологическое чудовище ", которое , как предполагают, обладает одной рациональностью, заставляющей его сводить все проблемы
человеческого существования к бесконечно повторяющемуся расчету
удовольствий и убытков. Именно эта фикция разрешает, кроме того,
экономисту оказываться математиком, оставляя вне поля зрения прямое
наблюдение (человеческих) условий, чтобы закрываться в офисе,
ограничиться схоластическим размышлением - с которых Bourdieu уже срывал маску в своих Рascaliennes Размышлениях, где он разоблачал подобное отклонение у философов. Тогда, чтобы изменить ход вещей, социолог принимает вызов. На особенном(частном) экономическом предмете - вступлении во владение собственностью особняка, изученнои в первой (части), озаглавленной " рынок недвижимости ", он затем показывает, во второй части книги, озаглавленной " Принципы экономической антропологии ", как объединенный подход, к которому он призывает , может быть
осуществленным конкретно.

3
(еще одна рецензия на эту книгу- в"Либерасьон")
{ http://homme-moderne.org/societe/socio/bourdieu/structur/libe.htm}
РОБЕР MAGGIORI
Дом Bourdieu и Ко
Освобождение, 18/5/2000

При исследовании рынка жилья в Департаменте Валь-д'Уаз, социолог
берется за экономическую "теологию", которая управляет народом .
Frederic Lebaron приносит свой "камень" к этому зданию.

Безусловно ,трудно ожидать от темы анкет о купле - продаже жилья в
Департаменте Валь-д'Уаз , чтобы она была чрезмерно привлекательной. Если Pierre Bourdieu фактически вкладывает ее в конструкцию своей последней книги, "Общественные структуры экономики", дело тут в том, что такое
изучение должно иметь, помимо привлекательности, по крайней мере
скрытые, теоретические цели и, очевидно, политические. Профессор Коллеж де Франс не реконвертировался, действительно , в недвижимость. Продолжая , при любой погоде - с каждым из своих новых вызывающих вмешательств или
страстных увлечений, - свою дорогу, жертвующую "элегантносью" и
"прикладным характером" в пользу строгого показа, он предпочитает
проявлять себя скорее тяжеловесным, чем неточным : до такой степени, что, иногда , на фоне многочисленных графиков и диаграмм, это назвали бы достижением того самого morbus mathematicus , в котором он упрекает других как за попытки демонстрировать выигрышность, в научном стиле и в символическом капитале. После Кabyle (общества), системы образования, " Знати государства ", литературное поле, журналистика, лингвистические
обмены, эстетическое суждение, художественные музеи, наука, мужское господство, и другие, Bourdieu использует таким образом понятия, которые он выковал (габитус, illusio, культурный, общественный, символический капитал, и т.д.) чтобы исследовать " рынок жилья ".

Жилье, Дома Строительной фирмы Бунг, Дома Phйnix, GMF и Bruno-Petit,
сортировки, службы градостроительства, отделки квартир, POS, Socotec и ZAC, в них он действительно разбирается, в деталях. Но "цель" социолога шире. Он использует действующее вооружение общественной науки , чтобы выстроить твердо " критику парадигмы экономики ". Итак, для этого и чтобы избегать обычного критиканства, порождающего "взятие всего под сомнение",критиканства имя которому легион - ему был нужен типичнейший предмет для изучения, сырой, "необработанный", способный раскрыться антропологическому видению. Предмет, который оставляет обычный и типиный для экономистов в их практике ", предмет, таким
образом, который представляют всегда одним и тем жеспособом- согласно "единственно верной экономике": - как (производство) и реализация товара-жилья, и все.

Теоретическая.экономика стала нынешней "теологией", которая ориентирует мир,придает ему его порядок и его язык, придает его беспорядку неизбежность "естественных" фактов, обуславливает навязанный ему, насквозь политизированный язык, который служит не больше чем "прикрытием" или музыкальным сопровождением собственного языка, подает людям, под формами
указателей, данные биржевых маклеров, процентную ставку, курс доллара, ПОСТОЯННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОТИРОВКИ 40(КОМПАНИЯ 40 БИРЖЕВЫХ МАКЛЕРОВ ), - как барометры их действий, их надежд, их опасений. Это тем более парадоксально, что она делает все это, образно говоря, " как если бы ничего не было ". Она старается казаться все более и более объективной,
автономной, предустановленной в мире, управляемом своими "чистыми
законами ", как в математическом "космосе" моделирования, который
создает иллюзию внеисторичной" универсальности ". Сама же теор.экономия редко задается вопросами о происхождении этого своего могущества.

Об экономической вере (которую выявляют совместно коллектив в книге Bourdieu, команда, которой этот руководит), точно к такому размышлению склоняет Frederic Lebaron , при рассмотрении процедур, которыми экономика может вписываться в научное поле, и в изучение комплекса производство, размножения и распространения вер, которое она порождает, в процессе чего подлинные коллективные силы действуют как социальные факты. " Речь идет о том, чтобы сделать из общественного структурирования экономических вер ,находящихся подо всеми их формами,"
пишет он , "основной этап при построении экономической социологии, в
которой социальные агенты оказываются в центре анализа, потому что их движущие силы, их веры, их прогнозы - сами являются неразрывными факторами, которые оживляют эти формы, связанные с общественными характеристиками. "

Материал Bourdieu, категории и понятия которого Lebaron использует,
очевидно подобен. Он стремится также ломать " антигенетическое
предубеждение обусловленной науки, то есть глубоко внеисторичной и
антиисторической , потому что она обусловлена (...) вынесенной за скобки первоначальной ставкой всего общественного укоренения экономической практики ", и восстанавливить, с одной стороны " генезис экономического самого поля ", с другой стороны " генезис экономических намерений участника в торговом деле, его специфических вкусов, его потребностей,
его склонностей или его несклонностей ". Понятно, что рынок недвижимости был особенно интересен в этом отношении для(наблюдений). Вначале , потому что там очень видим результат двойного общественного струкутрирования, и которому государство решительно способствует струкутрирование запроса, благодаря различной политике " помощи в приобретении квартир ", а также более идеологической продукцией значений
и преимущественных систем, струкутрированием предложения,
государственной политикой в вопросе о кредите производителям и т.п..
Затем, потому что очевидно, что простое экономическое определение
продажи / покупки (расчеты, денежные средства, ссуды) там не может быть разделено - идея сама "дома" отвечающая очень за символическую точку зрения неустранимых "постановлений" в экономический, семейная, моральная, психологическая, религиозная, политическая, в любом случае укорененная в традиции.

Возможно, тут не так легко раглядеть теоретических целей этого
армрестлинга между социологией и экономикой. Чтобы перевести его на политические термины,нужна небольшая помощь. Если социология пытается прикрепить экономику к своему общественному и историческому основанию, это потому, что, оставленный своим собственным законам, экономическая сфера предпочитает быстро все свести к " заинтересованному расчету и
конкуренции без границы для выгоды ". Если социология старается
разрушить иллюзию " универсальности, внеисторизма ", это, потому, что, либерализацией, отмена регламентации, развитие информационных методов связи)и валютного обмена, осуществляются самостоятельность и унификация мирового поля экономики и финансов ", эта глобализация,
которая пользуется в господствующих и которая, окончательно, оставляет государствам как диспетчерским органам только задачу " следить за колебаниями Биржи ".

4

http://sociologos.narod.ru/textes/Lebaron.htm
Фредерик Лебарон
СОЦИОЛОГИЯ ПЬЕРА БУРДЬЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

<Социология экономики> Пьера Бурдье является радикальным переосмыслением экономического порядка как относительно автономного пространства внутри социального мира, переосмыслением, опирающимся на использование некоторых инструментов анализа, позаимствованных в экономической теории,
но использованных не по нормативному и схоластическому назначению, а во имя создания действительно всеобъемлющей экономической науки

Одним из важных результатов исследования, посвященного домам
индивидуальной застройки, проведенного в 80-х годах [12, 17] является выявление решающей роли политического фактора и политической борьбы в процессе становления рынка. Закон о <персональной помощи> через механизм
предпочтительного кредита предоставил представителям низших и средних классов возможность получения доступа к индивидуальной собственности. Государство не ограничивается регламентацией рынка, оно его строит, организует, определяет его структуру и функции. Делая это, государство с большей или меньшей степенью необратимости изменяет процесс экономического развития. Здесь примером может послужить феномен так
называемой . Сегодня <метагосударства> (такие, как
Всемирая организация торговли, Международный валютный фонд, Всемирный банк и т. д.) являются теми, кто наиболее активно работает над объединением мирового рынка благ и услуг и над проистекающим отсюда изменением социально-экономических структур. Государство есть следствие огромной концентрации капитала, в особенности капитала символического.
Оно является пространством борьбы зачастую противоположных сил, одни из которых более благосклонны по отношению к обладателям экономического капитала, другие - по отношению к неимущим. Противопоставление между
<правой> и <левой рукой> государства позволяет понять социальное
основание борьбы внутри бюрократического поля, и, в случае Франции, пересмотр <крупной государственной знатью> в 80-х годах условий труда и существования <малой государственной знати>.

Экономическая наука принимает непосредственное участие в социальном построении экономики. Например, <эффект теории> позволяет понять, что марксизм - это, в первую очередь, действенная социальная сила, которая подвергла глубоким изменениям саму структуру общественных отношений, видоизменяя отношения господства и условия существование социальных
групп, способствуя построению самой идеи <рабочего класса> .
Государственная экономическая статистика является решающим элементом в построении современных государств: она одновременно выполняет функции конструирования реальности, предвидения и легитимации, в особенности легитимации той или иной экономической политики. Как мы помним, экономическая наука неотделима от экономического illusio. Она не является автономной конструкцией, лишенной какой-либо связи с социальным миром, в котором она появилась на свет. Фикция такой автономии поддерживается общей системой производства и воспроизводства представлений, начиная с наиболее теоретических, и заканчивая непосредственно практическими и <идеологическими> . Победа неолиберализма является результатом социальной работы по производству и распространению интеллектуальной продукции, где поле экономистов занимает видное место

Переоценивая роль политических факторов в социальном построении
экономики, П. Бурдье ставит под сомнение господствующее ныне
представление, что развивающийся процесс <глобализации> является
неизбежным и естественным. Социология экономики оспаривает неизбежность экономического порядка, не забывая выявлять его вес и силу инерции, чьи начала заложены в экономических габитусах и системах представлений с ними связанных.
....
----