От Кактус
К Кактус
Дата 16.10.2012 11:21:33
Рубрики Проекты & планы;

Очередная марксоидная схема

Возможно что сложности анализа происходящих последние 20 лет изменений связаны с недооценкой классовой структуры общества и формационного характера его развития. Старые марксистские формулы стали непопулярны. По моему убеждению другого адекватного языка, кроме предложенного классиками обсуждения в категориях производства, нет и долго не будет. Текст содержит ряд упрощений сложных общественных проблем и предлагается только как материал для дискуссии.

От Кактус
К Кактус (16.10.2012 11:21:33)
Дата 16.10.2012 11:28:12

2. Социальность

Социальность - способность образовывать связи между людьми и создавать социальные формы как совокупность таких связей. Социальная форма в индивидуальном (частном, единичном) - личность как форма организации сознания человека, в родовом (общем) - социальная форма организации связей между индивидами в процессе разделения труда (специализации и кооперации).

Социальная форма может описываться в терминах производства с учетом ее специфического предмета труда. Например, простейшая социальная форма первобытного общества - семья - возникла в процессе половозрастного разделения индивидуального материального труда в демографическом производстве. Крупная первобытная социальная форма - этнос - возникла в ходе разделения всеобщего интеллектуального труда по освоению человеческой популяцией конкретного ландшафта. С этой точки не кажется верной гипотеза Поршнева Б.Ф. о том что предпосылкой возникновения различных языков был каннибализм. Скорее освоение различных ландшафтов требовало разной структуры понятий и разнообразие ландшафтов нашло отражение в разнообразии племенных языков.

Социальная форма одновременно и способ организации производства и машина для производства социальных связей, и машина социализации человека. Не являясь субъектом общественных отношений она определяет их порядок. Поэтому социальная форма занимает господствующее положение по отношению к тому производству, существование которого обеспечивает. Например, патриархальная семья воспроизводит сама себя, а основное производство первобытного общества - демографическое - делает только средством собственного воспроизводства. Она производит не тех людей, которые нужны обществу, а тех которые нужны для воссоздания в будущих поколениях той же патриархальной семьи.

Этнос с присущей ему культурой также воспроизводит не ту структуру общественных отношений, которая нужна для обеспечения демографического производства и освоения ландшафта в интересах общества, а ту которая нужна для его собственного укоренения в ландшафте. В индустриальном обществе это приобретает уродливые формы когда вместо освоения этносом природного ландшафта начинается освоение ландшафта социального с сохранением первобытного варварского отношения к окружающей среде, теперь уже социальной.

Следствием самовоспроизводства социальных форм стала замена биологического отбора у человека на социальный отбор. В животном мире получают возможность выжить и оставить потомство те особи которые смогли приспособиться к окружающей природной среде. В обществе такую возможность получают те кто сумел приспособиться к существующим социальным формам. Но человек - не животное. Когда резерв приспособляемости исчерпан, он не всегда соглашается умирать, а иногда ломает старые социальные формы и создает новые.

Родовая сущность человека - единство производства и социальности - в социальной форме естественным образом отчуждается от индивида и начинает жить самостоятельной жизнью. Не всякое отчуждение порочно. Когда это отчуждение происходит стихийно как, например, при создании семьи и этноса, первоначально социальная форма соответствует современному ей человеку. Но затем она устаревает и начинает сдерживать развитие человека.

Создание социальных форм как искусственных конструктов, например, капиталистической корпорации и нации, привело к углублению отчуждения потому что новые социальные формы соответствовали родовой сущности определенного типа человека - капиталиста, и не соответствовали ни абстрактному гуманистическому идеалу, ни реально существовавшим массам населения. Задача - научиться создавать искусственные социальные формы соответствующие уровню развития современного им человека и содержащие встроенный механизм демонтажа не сопровождающегося разрушением всех структур общества. Только так можно решить задачу перехода от господства социальной формы над человеком к господству человечества над социальной формой поставленную еще Марксом.

Если цель общества максимальная социализация человека как соответствие формы личности и социальной формы, то социальные связи начинаясь в обществе как элементы социальной формы должны продолжаться внутри личности и наоборот. Тогда многообразие общественных форм должно соответствовать многообразию личностей составляющих общество. Общество не может представлять из себя казарму или лагерь с единой социальной формой и единой формой личности.

Социальность и ее формы - отдельная обширная тема которая здесь не рассматривается потому что интересует не сама социальность, а ее связь с материальным производством.

От Михайлов А.
К Кактус (16.10.2012 11:28:12)
Дата 16.10.2012 18:34:24

Re: 2. Социальность

Знаете, я бы опираясь на собственные наработки постарался бы более структурировать текст разбив его на более мелкие элементы. Для энциклопедии не очень полезно когда статья представляет собой целостную комплексную концепцию, которую надо любо принять либо отвергнуть. Нужно показать детали — элементарные блоки связки. Если начинать с самых абстрактных понятий социального их 8 штук -
https://vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/18804.htm — и десять противоречий связей (не все со всем , а только соседние клетки по вертикали и горизонтали ) - каждое понятие и противоречие можно охарактеризовать буквально одним предложением (ссылки на первоисточники и комментарии ниже и отдельно), а потом уж из этих элементов собирать схемы более конкретных понятий.

От Кактус
К Михайлов А. (16.10.2012 18:34:24)
Дата 17.10.2012 12:29:06

Re: 2. Социальность

Спасибо за подсказку.

Я хочу предложить не статью, а пока концепцию. Структура с графом у меня есть, но она не очень удобна для чтения. Социальность детально разбирать не планировал, но если взять элементы той схемы которая опирается на теорию Щедровицкого и рассмотреть их с точки зрения производства, то они будут выглядеть по-другому.

От Кактус
К Кактус (16.10.2012 11:21:33)
Дата 16.10.2012 11:27:33

1. Родовая сущность человека

Родовая сущность как онтологическое понятие - способ существования, способ оставаться в бытии присущий определенному классу объектов.

Согласно дарвинизму родовая сущность животного заключается в биологической эволюции в ходе которой с целью сохранения вида животное реагирует на изменения окружающей среды приспосабливаясь к ним. Когда предел приспособляемости исчерпан, животное погибает. За счет выбывания не приспособившихся особей происходит естественный отбор. Приспособляемость вида в целом обеспечивается индивидуальной наследственной изменчивостью которая дает части вида новые признаки позволяющие выжить в изменившейся окружающей среде. Главный механизм биологической эволюции животного - приспособляемость.

Потерпев неудачу в биологической эволюции как животное наш биологический предок стал человеком - перешел от приспособляемости к производству, восполняя трудом недостающее в природе для его существования. Производство - общественный механизм позволяющий выживать человеку как виду. Переход от присвоения к производству потребовал совместных интеллектуальных усилий невозможных без преобразования животной стайности, основанной на инстинкте, в человеческую социальность, основанную на разуме. Главное отличие человека от животного, предпосылка производства - социальность, способность к образованию общественных форм.

Родовая сущность человека как биологического вида - социальность, находящаяся в единстве и противоречии с производством. Развертывание этого противоречия - источник развития человечества. Биологическая природа человеческого индивида также находится в единстве и противоречии с социальностью. Развертывание противоречия между материальным биологическим телом и идеальной общественной личностью - источник развития индивида. Как в отношении социально-производственной родовой сущности человека, так и в отношении его социально-биологической индивидуальной сущности ведущую роль играет социальность.

Коротко это отражено в VI тезисе о Фейербахе где Маркс определяет родовую сущность человека как социальность: "... сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3.
http://www.marxists.org/russkij/marx/1845/feuerb.htm)

Статья по теме: Н.М.Бережной "Гегель и Маркс о родовой сущности человека" http://philosophy.ru/iphras/library/marx/marx17.html