> Честно говоря не очень понятно что и как вы предлагаете обсуждать. Чтобы хотя бы по настоящему понимать о чем идет речь как минимум стоит ознакомиться с литературой например вот из этого — http://www.stringworld.ru/library/books-for-graduate.html — списка.
Андрей, я не собираюсь обсуждать физику. :) Я хотел обратить внимание на философско-методолого-социальные вопросы. :) - на примере физики, в данном случае.
>> Честно говоря не очень понятно что и как вы предлагаете обсуждать. Чтобы хотя бы по настоящему понимать о чем идет речь как минимум стоит ознакомиться с литературой например вот из этого — http://www.stringworld.ru/library/books-for-graduate.html — списка.
>
>Андрей, я не собираюсь обсуждать физику. :) Я хотел обратить внимание на философско-методолого-социальные вопросы. :) - на примере физики, в данном случае.
Об этом я и писал — предполагаемый формат обсуждения имеет, скажем так, довольно специфическое отношение к собственно физике. И популярные книги тут мало помогут, потому как давно известно, что философия это не пересказ результатов естественных наук. «Философско-методолого-социальные вопросы» должны быть более конкретны, хотя бы такие.:
1.Каковы основные эпистемы и базовые представления современной физической картины мира?
2.Что мы требуем от теории чтобы она могла считаться истинным объяснением, а не просто описанием?
3.Как устроен механизм физико-математического мышления? Как придумываются новые идеи?
4.Как функционирует социальная машина науки, как она должна функционировать и в какой мере это функционирование обусловлено содержанием научной деятельности?
Насколько я понимаю, источник этой ветки — в первых двух вопросах. По существу систематизируется два утверждения. Первое — онтологическое — все свойства движения (квантовой теории) обусловлены геометрией. Второе — гносеологическое — должна быть построена единая теория поля. Последнее надо понимать не в том смысле что природа нам что-то должна — она итак едина — человечество должно сконструировать наиболее универсальный язык описания, чтобы теории, сформулированные на этом языке имели наибольшую объяснительную силу (а теоретическое объяснение это способ изменение предмета в соответствии с его собственными законами).
Ну что же, наиболее глубокие вопросы которые волную человечество это хорошая начало нового года дискуссий на форуме.
Он говорит о возможном концептуальном сбое в системе восприятия физиками-теоретиками природы и указывает конкретное место, в котором этот сбой мог произойти. И говорит он не о теоретических построениях, а о философской основе современного естествознания – о сбое в понимании фундаментальных явлений, прежде всего, понимании времени и пространства. Он не предлагает какой-либо своей трактовки этих понятий или какого-то своего видения их физической формы. Но свою убежденность на этот счет он выразил достаточно ясно и недвусмысленно.
http://zhurnal.lib.ru/img/a/artamonow_j_a/smolin/index.shtml
Квантовая теория говорит нам, что этот масштаб представляет порог, ниже которого классическая картина пространства-времени распадается. Эйнштейновская СТО является частью классической картины, так что мы можем ожидать, что она нарушится точно в этой точке.
Могут ли какие-нибудь эксперименты увидеть эффект нарушения структуры пространства и времени на планковском масштабе? С помощью современной электроники могут быть обнаружены очень мелкие разницы во временах прибытия фотонов, но достаточно ли современная электроника хороша, чтобы измерить даже еще более ничтожные эффекты квантовой гравитации? За десятилетия мы, теоретики, приучились, что планковская длина столь мала, что ни один осуществимый сегодня эксперимент не смог бы ее обнаружить. Точно так же большинство профессоров физики сотню лет назад были уверены, что атомы слишком малы, чтобы увидеть их, мы повторяли эту ложь в бесчисленных статьях и лекциях. Но это ложь.
Поразительно, это говорилось, пока в середине 1990х для нас не стало ясно, что мы на самом деле могли бы прозондировать масштаб Планка
длина Планка есть своего рода порог, ниже которого обнаруживается новый вид геометрии, из тех, что по своей внутренней сути квантово-механический. Различные подходы к квантовой гравитации согласуются в одном: Планковская длина в некотором смысле есть размер минимальной вещи, которая может быть наблюдаема.
Все подходы, которые я описал, являются независимыми от фона. Некоторые начинают с предположения, что пространство-время составлено из дискретных строительных кирпичиков. Одному подходу удалось сделать лучше и показать, что дискретность пространства и времени является следствием соединения вместе принципов квантовой теории и теории относительности. Это то, чего достигла петлевая квантовая гравитация. Она так и начала с революционной переформулировки Аштекаром эйнштейновской ОТО в 1986. Мы нашли, что, не добавляя входных данных, но просто переписав теорию Эйнштейна в терминах нового набора переменных, стало возможным точно вывести, что такое квантовое пространство-время.
Ключевая идея, стоящая за петлевой квантовой гравитацией, на самом деле стара, что мы уже обсуждали в главе 7. Это идея описания поля, подобного электромагнитному полю, прямо в терминах линий этого поля. (Слово «петлевая» возникает из того факта, что в отсутствие вещества линии поля могут замыкаться, формируя петли.) Это было предвидение Хольгера Нильсена, Александра Полякова и Кеннета Вильсона, и это была одна из идей, которая привела к теории струн. В своей основе теория струн является развитием этой провидческой идеи в контексте фиксированного фона пространства и времени. Петлевая квантовая гравитация есть та же самая идея, но развитая в полностью фоново-независимой теории.
Сингулярность заменяется тем, что мы называем пространственно-временным отскоком. Прямо перед отскоком материя внутри черной дыры сжимается. Сразу после отскока она расширяется, но внутрь нового региона, который не существовал ранее. Это очень удовлетворительный результат, так как он подтверждает ранние рассуждения Брюса ДеВитта и Джона Арчибальда Уилера. Та же самая техника использовалась, чтобы изучить, что происходит в самой ранней вселенной. И опять теоретики нашли подтверждение, что сингулярность устраняется, что означает, что вселенная существовала и до Большого Взрыва.
петлевая квантовая гравитация относится не только к квантовому пространству-времени – она уже содержит в себе физику элементарных частиц. И если бы мы могли обнаружить игру Бильсона-Томпсона точно работающей в теории, это было бы правильной физикой элементарных частиц.
Теория струн больше не является единственным подходом к квантовой гравитации, который также унифицирует элементарные частицы. Результаты Маркопоулоу означают, что многие независимые от фона квантовые теории гравитации содержат в себе элементарные частицы как эмерджентные состояния. И данная теория не приводит к громадному ландшафту возможных теорий. Скорее, она показывает перспективы, ведущие к однозначным предсказаниям, которые или будут в согласии с экспериментом, или нет. Самое важное, она избегает необходимости подвергать ревизии научный метод через призывание антропного принципа, что защищают Леонард Сасскайнд и другие (см. главу 11). Наука, действуя старым способом, движется вперед.
Понятно, имеются различные подходы к пяти фундаментальным проблемам физики. Область фундаментальной физики вне теории струн быстро прогрессирует, причем в нескольких направлениях, включающих, но не ограничивающихся причинными динамическими триангуляциями и петлевой квантовой гравитацией. Как и в любой здоровой области науки, имеется живое взаимодействие как с экспериментом, так и с математикой. Хотя в этих исследовательских программах работает не так много людей, как в теории струн, – возможно, две сотни, включая всех, – однако, достаточно много людей энергично подключаются к фундаментальным проблемам на границах науки. Большие скачки двадцатого столетия были сделаны очень немногими. Когда дело идет к революционизированию науки, значение имеет качество мышления, а не количество истинных верующих.
Однако, я хочу пояснить, что в этой новой «послеструнной» атмосфере нет ничего, что исключает изучение теории струн самой по себе. Идея, на которой она основана, – дуальность полей и струн – разделяется, как я обращал внимание, и петлевой квантовой гравитацией. К существующему кризису в физике привела не эта стержневая идея, а особый вид ее реализации, разработанный в зависимом от фона контексте – контексте, который навязывает рискованные предположения, такие как суперсимметрия и высшие измерения.