Люди "простого труда" об образовании как первой жизненной ценности для себя и детей
JesCid# сообщил в новостях
следующее:758@vstrecha...
> >Что освободившееся время люди должны потратить на образование...
>
> Но лично по мне - мало ли что он говорил.
> Образование без практики - как теория без оной - ничто.
> Образование даёт лишь объяснеине мира.
> - это марксизм :)
образование , обучение, рассматриваемое широко,было вложенным мотром
процесса социального лифтинга и в период культурной революции (с конца
1920х) значило для миллионов людей (а затем для их детей) реальную
возможность
обрести новую жизнь и судьбу. И этими самыми простыми людьми это
понималось и откристаллизовалось в четкие опять же жизненные максимы.
Первая ценность. Не идеалы и не мечты, а реальный и - в условиях широкой
госполитики - зависящий от тебя (от твоего рвения) вариант.
Добавлю, что представление о социалистических странах как "странах с
самым высоким уровнем образования" неверно. У нас очень низким был
массовый стратовый уровенб. Культурная революция -это прежде всего самый
что ни на есть ЛИКБЕЗ . Им было охвачено 20-30 млн ВЗРОСЛЫХ в годы
штурма и натиска(та же первая 5-ка),и качество такого штурма было
конечно невысоким. Тут вообще очень хорошая модель есть,и она
использоавана и у Соловьева -МАгнитка. У нас в ПРК был специальный
раздел тольок по ней
Само "поколение Октября" в очень значительной массе так и не получило
чаемого образования (см.ниже - меньше четверти имело полное среднее и
выше). Поэтому в этом поколении еще больше расчитывали на то,что
выбиться в люди через учение удастся их детям (опять-таки - главаная
ценность,которую желали им. Не "стать начальстовм" или "богатым", а
образованным).
Другие элементы культрев тут не трогаем - вроде повижнического образа
жизни учителей, культа знаний и технократизма, которые нам кажутся
сейчас чуть ли не уродливыми. Приходит на ум хорошая
худ.литература,которуюправда всю выкинули теперь -Тендряков,Белов, Федор
Абрамов и тп.п . Прекрасный рассказ и фильм "Уроки французского" -это
средоточие всего этого настроя. Распутин воспел тех, кто сделал решающее
усилие в его узловом моменте жизни , и он стал "говорящим от всего лица
своего поколения"
.и проступают черты поколений (часть 2)
В.А. Быков http://situation.ru/app/j_art_88.htm
Не стесненные схемами и ограничениями, опрошенные включили в
автобиографические признаки и черты характера, и ценностные ориентации,
и уровень образования, и проявления нравственного склада личности. Сам
факт ничем не ограниченного выбора этих черт представляется крайне
важным. Он выявил реально существующий в обыденном сознании набор
признаков, характеризующих сложное социальное явление - одну возрастную
группу общества. Уместно предположить, что опрошенные испытывали при
этом влияние стереотипов, сложившихся в печатной и устной пропаганде.
Но, как показывает все совокупность ответов, их стиль, их лексика, это
влияние не было решающим. В основном ответы опирались на личный
жизненный опыт.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ. Здесь вместо ответов (они однообразны)
приведем некоторые цифры. Первое послеоктябрьское поколение сильно
опередило своих родителей по социальному положению и образованию. (Среди
родителей ровесников Октября 38% отцов и 60% матерей были неграмотны). И
тем не менее, 25% опрошенных не имели даже начального образования, 17% -
четырехклассное, 35%- от 5 до 9 классов, 17 % - среднее и
среднетехническое, 6 % - высшее. На образование как важнейшую жизненную
цель указали 41% опрошенных. Низкий уровень грамотности они признали
одной из главных негативных черт своего поколения.
Да, но при том, образование вовсе не _противопоставлялось_ труду.
У меня деды и бабки "от сохи". Вышли "в люди". Все получили образование. Всю жизнь работа была на первом месте. А дома - библиотека, лучшие школы для детей и т.п..
А вот уже в середине 80-х в нашей "элитной" фр. школе в колхозе на 50 человек только 3-4 не считали зазорным вкалывать в поле.
И нас, при том, считали за идиотов (конечно, для сдачи поля мы ещё вынуждены были махать тяпкой за наших "товарищей").
Сами же помните эти ужасные "страдания" советской "элиты" по поводу "картошки".