От Пуденко Сергей
К JesCid#
Дата 15.12.2005 16:12:39
Рубрики История & память; Управление & методология;

Люди "простого труда" об образовании как первой жизненной ценности для себя и детей


JesCid# сообщил в новостях
следующее:758@vstrecha...
> >Что освободившееся время люди должны потратить на образование...
>
> Но лично по мне - мало ли что он говорил.
> Образование без практики - как теория без оной - ничто.
> Образование даёт лишь объяснеине мира.
> - это марксизм :)


образование , обучение, рассматриваемое широко,было вложенным мотром
процесса социального лифтинга и в период культурной революции (с конца
1920х) значило для миллионов людей (а затем для их детей) реальную
возможность
обрести новую жизнь и судьбу. И этими самыми простыми людьми это
понималось и откристаллизовалось в четкие опять же жизненные максимы.
Первая ценность. Не идеалы и не мечты, а реальный и - в условиях широкой
госполитики - зависящий от тебя (от твоего рвения) вариант.
Добавлю, что представление о социалистических странах как "странах с
самым высоким уровнем образования" неверно. У нас очень низким был
массовый стратовый уровенб. Культурная революция -это прежде всего самый
что ни на есть ЛИКБЕЗ . Им было охвачено 20-30 млн ВЗРОСЛЫХ в годы
штурма и натиска(та же первая 5-ка),и качество такого штурма было
конечно невысоким. Тут вообще очень хорошая модель есть,и она
использоавана и у Соловьева -МАгнитка. У нас в ПРК был специальный
раздел тольок по ней
Само "поколение Октября" в очень значительной массе так и не получило
чаемого образования (см.ниже - меньше четверти имело полное среднее и
выше). Поэтому в этом поколении еще больше расчитывали на то,что
выбиться в люди через учение удастся их детям (опять-таки - главаная
ценность,которую желали им. Не "стать начальстовм" или "богатым", а
образованным).
Другие элементы культрев тут не трогаем - вроде повижнического образа
жизни учителей, культа знаний и технократизма, которые нам кажутся
сейчас чуть ли не уродливыми. Приходит на ум хорошая
худ.литература,которуюправда всю выкинули теперь -Тендряков,Белов, Федор
Абрамов и тп.п . Прекрасный рассказ и фильм "Уроки французского" -это
средоточие всего этого настроя. Распутин воспел тех, кто сделал решающее
усилие в его узловом моменте жизни , и он стал "говорящим от всего лица
своего поколения"



.и проступают черты поколений (часть 2)
В.А. Быков
http://situation.ru/app/j_art_88.htm
Не стесненные схемами и ограничениями, опрошенные включили в
автобиографические признаки и черты характера, и ценностные ориентации,
и уровень образования, и проявления нравственного склада личности. Сам
факт ничем не ограниченного выбора этих черт представляется крайне
важным. Он выявил реально существующий в обыденном сознании набор
признаков, характеризующих сложное социальное явление - одну возрастную
группу общества. Уместно предположить, что опрошенные испытывали при
этом влияние стереотипов, сложившихся в печатной и устной пропаганде.
Но, как показывает все совокупность ответов, их стиль, их лексика, это
влияние не было решающим. В основном ответы опирались на личный
жизненный опыт.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ. Здесь вместо ответов (они однообразны)
приведем некоторые цифры. Первое послеоктябрьское поколение сильно
опередило своих родителей по социальному положению и образованию. (Среди
родителей ровесников Октября 38% отцов и 60% матерей были неграмотны). И
тем не менее, 25% опрошенных не имели даже начального образования, 17% -
четырехклассное, 35%- от 5 до 9 классов, 17 % - среднее и
среднетехническое, 6 % - высшее. На образование как важнейшую жизненную
цель указали 41% опрошенных. Низкий уровень грамотности они признали
одной из главных негативных черт своего поколения.









От JesCid
К Пуденко Сергей (15.12.2005 16:12:39)
Дата 16.12.2005 00:12:17

Да, но при том, образование вовсе не _противопоставлялось_ труду.

У меня деды и бабки "от сохи". Вышли "в люди". Все получили образование. Всю жизнь работа была на первом месте. А дома - библиотека, лучшие школы для детей и т.п..

А вот уже в середине 80-х в нашей "элитной" фр. школе в колхозе на 50 человек только 3-4 не считали зазорным вкалывать в поле.

И нас, при том, считали за идиотов (конечно, для сдачи поля мы ещё вынуждены были махать тяпкой за наших "товарищей").
Сами же помните эти ужасные "страдания" советской "элиты" по поводу "картошки".

Это нормально?