От Пуденко Сергей
К Алексей Мартов
Дата 28.11.2005 11:01:28
Рубрики История & память; Управление & методология;

суть Красного проекта в отношении культуры и общества


Алексей Мартов сообщил в новостях
следующее:327@vstrecha...
> В работе Вильгельм Райх "Психология масс и фашизм"
>
http://www.situation.ru/app/rs/lib/reich_ps/psych36.htm#hdr_53
> http://www.situation.ru/app/rs/lib/reich_ps/psych43.htm#hdr_62
>
> обильные цитаты не привожу потому что там много текста, но главна суть
пртензий в следующем
>
> "Культурная революция в Советском Союзе потерпела неудачу. Более того,
откат культурного процесса положил конец энтузиазму и надеждам всего
мира."
> .

я уже не раз говорил, что после В.Райха был ряд продвинутых критиков, в
том числе и его самого. Ж.Делез (там у них ЭТО было актуально) в 1970е
дал ответ ("снятие") и на фрейдомарксизм, и на подобные
"заявы"-типичные для франц.интелей-леваков 1960х. Про революцию и проч
по глубоким.философским основаниям)

Революция отдельно. Сейчас про культурную революцию. Главное - что она в
СССР в 1920-30е произошла. Вкратце раскрытие этого тезиса есть даже у
КОбовцев- что веьсма любопытно,ниже цитируется ответ все той жен
Училке-Наталии тех же времен.

примечание. в дискурсе ворлдкризиса "Красный проект" - это хазинский
концепт,
дискурс КОБы тоже имеет ряд особенностей. Тем не менее-
http://worldcrisis.ru/crisis/150589

суть Красного проекта - эгалитарность, конец разделения людей на элиту и
быдло, и тогда -как в советской,сталинской школе - оказывается, что
потенциал каждого человека и общности в целом раскрывается максимально и
тем самым обеспечивает "устойчивое неравновесное развитие
оциума"( уменьшение всемирной энтропии) плюс коллинеарно - "талантливы -
все" (каждый - по рааному)

никакой щели между Марксом-Лениным-Сталиным (и зазора деклараций с
практикой проекта, что самое главное) тут не найдете

уже транслировал
http://worldcrisis.ru/crisis/128950

В этом отличие и от национал-социализма, и от фашизма,и от всяких версий
саддам-хомейнизма. Это - антипрогрессистские,архаизаторские "ходы".
Установки Ленина("главное для нас- культура"). Весь дальнейший период
роста сопровождался упором на "культурную революцию",т.е.преодоление
крестьянского способа мироощущения и до-индустриальных, до-модерновых
его установок. Эта культурная революция, в частности,отличалась
ориентацией на "университетский" тип школы и образования , стартово
доступный для всех слоев и национальностей.Это ярко и четко декларировал
и Сталин. Войну выиграл "советский семиклассник", дальнейший подъем
опирался на советского десятинклассника с немозаичным типом
мышления,который "программировала" советская школа

давний пост одного из КОБровцев на другом форуме
------
Автор: Ignatov S.V.
* * *
04-12 19:54
Основной характеристикой всех без
исключения общественных формаций
в известной нам человеческой истории
является их ТОЛПО-"ЭЛИТАРНОСТЬ",
когда общество строится (КЕМ?) на принципе
ПРОТИВОСТОЯНИЯ двух толп - "рабочего
быдла"-производителей материальных
благ, и правящей "элиты".

Основополагающий принцип такого
обустройства - ДОЗИРОВАННОЕ
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО СЛОЯМ ОБЩЕСТВА,
когда каждый человек рассматривается только
в качестве работника (производительного
труда или управленца) и через
систему образования снабжается
ФАКТОЛОГИЕЙ, касающейся только
более-менее удовлетворительного
исполнения им своих профессиональных
обязанностей. При этом правящей
"элите", участвующей в процессе
ПРОИЗВОДСТВА СОВОКУПНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
ПРОДУКТА, дозволено (КЕМ?) выставлять
МОНОПОЛЬНО ВЫСОКУЮ ЦЕНУ НА
РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО
ТРУДА, что приводит к НЕСПРАВЕДЛИВОМУ
распределению продуктов и услуг конечного
потребления между слоями общества, когда "элита"
попросту говоря, жирует, а бОльшая
часть населения - нищенствует и
голодает. В свою очередь и в связи
с этим управленческая "элита", стремясь
обеспечить достигнутый более высокий
уровень потребления членам своих
семей и последующим поколениям,
ОГРАНИЧИВАЕТ доступ к ЗНАНИЯМ в
том числе и через ограничения
в системе образования для других
слоев общества.

Так было в России до 1917 года.
Я напоминаю всем с очень короткой
памятью (VladT'y в особенности),
что тогда действовал закон о
закон о "кухаркиных детях ",
ограничивающий возможность
получения образования 80 %
населения четырьмя классами,
который, кстати, поддержали
и ИУДЕО-"ХРИСТИАНСКИЕ" иерархи.
А где наш "святоша" Филипп
Перов, что он скажет на этот
счет? Каковы были итоги 900-летнего
пребывания псевдо-"христианской"
и псевдо-"православной церкви
на РУССКОЙ ЗЕМЛЕ? А были они
весьма плачевны - большинство
населения остались БЕЗГРАМОТНЫМИ.
А зачем церковникам ГРАМОТНЫЕ,
а значит и СВОБОДНЫЕ люди,
им были нужны БЕССЛОВЕНЫЕ
РАБЫ, РАБОЧАЯ СКОТИНА, "знай
Христа, и вся наука", которая
исправно бы отрабатывала десятину.
Так что не пришлось бы VladT'y
в царское время хвастать своими
познаниями Канта, он вряд ли
смог его просто прочитать, а уж
понять.

При Сталине впервые в истории
человечества знание стало ДОСТУПНО
выходцам из всех слоев общества,
НЕЗАВИСИМО от их происхождения.
сословной принадлежности и
материального положения. Это
было как раз то самое НОВОЕ КАЧЕСТВО,
которое и привнесли БОЛЬШЕВИКИ
в общество, качество, без которого
немыслим действительно СВОБОДНЫЙ
ЧЕЛОВЕК. А тем самым и размывалось
толпо-элитарное устройство общества,
от чего сейчас скрежещут зубами
различные "умники" ушаковы - "как!
какое-то быдло имело шансы устроиться лучше
моих чад! только я и есть - элита!"

Кстати, образование тогда тоже стало
приобретать НОВОЕ КАЧЕСТВО - оно
становилось из ДОГМАТИЧЕСКОГО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ.
Это то, что Училка называет "ишь, растят Белинских.
совсем обнаглели", когда человека
учат находить место частного знания
в общем ходе вещей, сопоставляя
содержание с контекстом, учат
распознавать в художественных
образах социальные являния, выраженные
при помощи их. Им "училкам" ТАМ
это не нужно, нужно чтобы мы здесь
ВЫСКОПРОФЕССИОНАЛЬНО, замкнувшись
в узких пределах своего профессионального
слэнга, ПО-РАБСКИ качали ТУДА
природные ресурсы, а они ОТТУДА
поучали бы нас, как это получше,
"подемократичней" делать.

Если Сталин был тиран Ответить Расширение Монитор
Автор: Ignatov S.V.
* * *
04-12 20:08
то зачем он написал следующее,
писал бы о своей "гениальности",
о том, как он лихо может руководить
людишками, благо пример у нас
перед глазами - У., который
никогда не сможет написать чего-либо
подобного:

"Необходимо, в-третьих, добиться такого культурного
роста общества, который бы обеспечил всем членам
общества всестороннее развитие их физических и
умственных способностей, чтобы члены общества
имели возможность получить образование,
достаточное для того, чтобы стать активными
деятелями общественного развития, чтобы
они имели возможность свободно выбирать профессию,
а не быть прикованными на всю жизнь, в силу
существующего разделения труда, к одной
какой-либо профессии.

Что требуется для этого?

Было бы неправильно думать, что можно добиться
такого серьезного культурного роста членов
общества без серьезных изменений в нынешнем
положении труда. Для этого нужно прежде всего
сократить рабочий день по крайней мере до 6,
а потом и до 5 часов. Это необходимо для того,
чтобы члены общества получили достаточно свободного
времени, необходимого для получения всестороннего
образования. Для этого нужно, далее, ввести
общеобязательное политехническое обучение, необходимое
для того, чтобы члены общества имели возможность
свободно выбирать профессию и не быть прикованными
на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для
этого нужно, дальше, коренным образом улучшить
жилищные условия и поднять реальную зарплату
рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше,
как путем прямого повышения денежной зарплаты,
так и, особенно, путем дальнейшего систематического
снижения цен на предметы массового потребления."

Хорош "тиран", ставящий КОНКРЕТНЫЕ задачи
сокращения рабочего дня до 6-5 часов,
улучшения жилищных условий и уровня потребления,
культурного роста ВСЕХ ЛЮДЕЙ. Наверно он
был шибко-шибко хитрый.
====











От JesCid
К Пуденко Сергей (28.11.2005 11:01:28)
Дата 08.12.2005 23:52:13

А что в этом хорошего?

>Хорош "тиран", ставящий КОНКРЕТНЫЕ задачи
>сокращения рабочего дня до 6-5 часов,
>улучшения жилищных условий и уровня потребления,
>культурного роста ВСЕХ ЛЮДЕЙ. Наверно он
>был шибко-шибко хитрый

А остальное время чем человек должен заниматься? По-моему, если человек трудится менее 7-8 часов в день, то это уже его разлагает. Что и можно было наблюдать наглядно сплошь и рядом в перепичканных советских НИИ и КБ. Продукт "на гора" там выдавало от силы 20-30% работяг, а остальные - лодыри с чайничками, в курилках, по магазинам, за чтением-печатанием самиздата, за игрушками (уже 80-е) и пр. ля-ля.










От Михайлов А.
К JesCid (08.12.2005 23:52:13)
Дата 19.12.2005 14:38:25

Сокращение рабочего дня = освобождение от отчужденного труда.

>>Хорош "тиран", ставящий КОНКРЕТНЫЕ задачи
>>сокращения рабочего дня до 6-5 часов,
>>улучшения жилищных условий и уровня потребления,
>>культурного роста ВСЕХ ЛЮДЕЙ. Наверно он
>>был шибко-шибко хитрый
>
>А остальное время чем человек должен заниматься? По-моему, если человек трудится менее 7-8 часов в день, то это уже его разлагает. Что и можно было наблюдать наглядно сплошь и рядом в перепичканных советских НИИ и КБ. Продукт "на гора" там выдавало от силы 20-30% работяг, а остальные - лодыри с чайничками, в курилках, по магазинам, за чтением-печатанием самиздата, за игрушками (уже 80-е) и пр. ля-ля.
1. Речь идет о 20-х 30-х годах, а значит касается прежде всего труда промышленных рабочих.
2. Сокращение рабочего дня это не досужие мечтания товарища Сталина, а вполне реальная практика советского государства – 8-часовой рабочий день был введен в 1917, в 1928-33 был осуществлен переход к 7-часовому рабочему дню при 5 из 6 рабочих днях, в 1956-1960 был осуществлен переход к 40-счасовой рабочей недели.
3. Куда был потрачен это сэкономленный ресурс рабочего времени, очевидно, изъятого из товарного производства? Это освобожденное время было потрачено на образование для миллионов рабочих – на ликвидацию безграмотности, обучение на рабфаках и заочное обучение.
4. Пределом эволюции этой системы является полное перекачивание промышленных рабочих в сферу интеллектуального производства, а это означает уничтожение воспроизводящего труда и уничтожение товарной формы труда вообще (о несовместимости товарно-денежных отношений с обществом познания см.
http://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/164885.htm далее по всем ссылкам, кстати, закономерность «перепичканности» советских НИИ там же объяснена)
5. Для чего необходимо и что означает сокращения рабочего времени для получившегося интеллектуального слоя? Ведь ясно, что труд этого слоя станет будет не воспроизводящим, а собственно человеческим творческим трудом и время, потраченное на такой труд, должно возрастать, а не убывать (впрочем доля творческого труда в человеческом времени убывать и не будет), но этот труд остается разделенным, специализированным – каждая задача, стоящая перед человечеством, порождает организацию , доставляющую оптимальное решение этой задачи, и люди оказываются привязанными к узлам этой организации, и в этом заключается разделение труда, , следовательно, сокращение рабочего времени есть сокращения времени, проведенного в фиксированном узле организации, отвязка от этого узла, высвободившееся время будет потрачено на методологическую и специфическую образовательную деятельность – на овладение методологией деятельности, на обучение управлению и овладение социальной материей (подробнее см здесь - http://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/164119.htm - первый абзац), что приведет к переходу от иерархи людей к иерархии задач.

От Vader
К Михайлов А. (19.12.2005 14:38:25)
Дата 23.12.2005 23:58:35

Интересный план

>2. Сокращение рабочего дня это не досужие мечтания товарища Сталина, а вполне реальная практика советского государства – 8-часовой рабочий день был введен в 1917, в 1928-33 был осуществлен переход к 7-часовому рабочему дню при 5 из 6 рабочих днях, в 1956-1960 был осуществлен переход к 40-счасовой рабочей недели.
>3. Куда был потрачен это сэкономленный ресурс рабочего времени, очевидно, изъятого из товарного производства? Это освобожденное время было потрачено на образование для миллионов рабочих – на ликвидацию безграмотности, обучение на рабфаках и заочное обучение.

И при этом наблюдался устойчивый экономический рост. Это достаточно интересный вопрос связи темпа роста производства и темпа роста человеческого капитала.

От Микола
К JesCid (08.12.2005 23:52:13)
Дата 15.12.2005 16:41:59

Свободное/рабочее время - социальная мера деятельности

>А остальное время чем человек должен заниматься? По-моему, если человек трудится менее 7-8 часов в день, то это уже его разлагает. Что и можно было наблюдать наглядно сплошь и рядом в перепичканных советских НИИ и КБ. Продукт "на гора" там выдавало от силы 20-30% работяг, а остальные - лодыри с чайничками, в курилках, по магазинам, за чтением-печатанием самиздата, за игрушками (уже 80-е) и пр. ля-ля.
Социальной - значит общественно-исторической. Свободный труд - это цель (по Марксу), ближе к этому постиндустриальные страны (там уже сейчас начинают форсировать то, что пока и к ним еще не пришло), а мы тем более не находимся в столь прекраснодушном состоянии,что сокращение рабочего дня приведет к положительным последствиям в сорциальном масштабе. Свежи воспоминания, вспоминаю большие рождественские праздники ( у нас было меньше чем у вас), народ сначала радовался, потом начинал "борзеть", у кого деньги кончились или были уже на исходе, не знал куда себя деть... Мы к этому не готовы.

От Vader
К Микола (15.12.2005 16:41:59)
Дата 23.12.2005 23:44:03

Приятно реять над толпой

>>А остальное время чем человек должен заниматься? По-моему, если человек трудится менее 7-8 часов в день, то это уже его разлагает.

"Если Сениор доказал, что от "последнего рабочего часа" зависит чистая прибыль фабрикантов, существование английской хлопчатобумажной промышленности и положение Англии на мировом рынке, то д-р Эндрью Юр в придачу к этому доказал, в свою очередь, что если фабричных детей и подростков моложе 18 лет не запирать на полные 12 часов в теплой и чистой нравственной атмосфере фабричного помещения, а "одним часом" раньше выталкивать их в неуютный и распущенный внешний мир, то праздность и порок лишат их душевной чистоты. ... В 1848 г., когда десятичасовой билль прошел через парламент, фабриканты сельских льнопрядилен,..., принудили некоторых рабочих, на которых распространялось ограничение рабочего дня, принять контрпетицию, в которой, между прочим, говорится: "Мы, просители-родители, полагаем, что добавочный час праздности не может иметь никакого иного результата, кроме деморализации наших детей, ибо праздность - мать всех пороков"..." и т.д.

Вот она, эта бессмертная пресловутая праздность. Не дает чужая праздность покоя.

>Социальной - значит общественно-исторической. Свободный труд - это цель (по Марксу), ближе к этому постиндустриальные страны (там уже сейчас начинают форсировать то, что пока и к ним еще не пришло), а мы тем более не находимся в столь прекраснодушном состоянии,что сокращение рабочего дня приведет к положительным последствиям в сорциальном масштабе. Свежи воспоминания, вспоминаю большие рождественские праздники ( у нас было меньше чем у вас), народ сначала радовался, потом начинал "борзеть", у кого деньги кончились или были уже на исходе, не знал куда себя деть... Мы к этому не готовы.

А когда будете готовы? Чтобы научиться пользоваться досугом предлагается больше работать? :( Типа, учимся играть на скрипке заочно по комиксам. Посмотрите, мол, пока по телевизору, как люди в "постиндустриальных странах" отдыхают.

Сами-то Вы, надо полагать, знали куда себя деть и не "борзели"?
(Если человек пошел на каток с детьми, то его и не заметят, типа фон, ну уж если пьяный буян у магазина попался, так все: "народ оборзел" и не знал куда себя деть. Да и пьяный тот же, что Вы от него ожидали, что он из-за одного лишнего выходного с барского плеча бросит бокс под пивко смотреть и пойдет с Вами в костел Баха слушать?)

В современных условиях говорить можно не об увеличении досуга/свободного времени, а об увеличении безработицы, потому, что свободное время вам никто оплачивать не собирается. Это, конечно, приведет не к развитию рабочего, а к деградации (не творчеством будет заниматься, а работой случайной побираться). Но причем тут готовность/неготовность? Это две разные разницы (досуг и безработица, тогда и сейчас).

От Микола
К Vader (23.12.2005 23:44:03)
Дата 28.12.2005 14:51:35

А вы, батенька, не из Тараскона?

Я ему битый час говорю, мол, что в Киеве, ну, там общем, есть дядька. - А у мя, - он мне – в огороде всяка "хрень" растет! Всякую мне тюлю гнет!А сами часом не Тартарен?
Еще раз о том же, что время является общественной мерой, причем придает любому индивидуальному времени общественную определенность, а в рыночном обществе – важнейшая рыночная составляющая. Вместе с рынком канет и составляющая, а пока если не принимать как необходимое, то хотя бы, умейте уворачиваться и оборачиваться, чтобы не укорачиваться

>>>А остальное время чем человек должен заниматься? По-моему, если человек трудится менее 7-8 часов в день, то это уже его разлагает.
>
>"Если Сениор доказал, что от "последнего рабочего часа" зависит чистая прибыль фабрикантов, существование английской хлопчатобумажной промышленности и положение
За сим мое почтение

От Durga
К JesCid (08.12.2005 23:52:13)
Дата 11.12.2005 02:32:14

Сталин ИВ говорил

Что освободившееся время люди должны потратить на образование...

От JesCid#
К Durga (11.12.2005 02:32:14)
Дата 14.12.2005 19:47:15

Надо смотреть контекст...

>Что освободившееся время люди должны потратить на образование...

Но лично по мне - мало ли что он говорил.
Образование без практики - как теория без оной - ничто.
Образование даёт лишь объяснеине мира.
- это марксизм :)
Помните? - Раньше философы лишь ОБЪЯСНЯЛИ мир, мы же хотим его ИЗМЕНИТЬ - К.Маркс (цитирую по памяти - примерно, то по смыслу - в точности).

От Пуденко Сергей
К JesCid# (14.12.2005 19:47:15)
Дата 15.12.2005 16:12:39

Люди "простого труда" об образовании как первой жизненной ценности для себя и детей


JesCid# сообщил в новостях
следующее:758@vstrecha...
> >Что освободившееся время люди должны потратить на образование...
>
> Но лично по мне - мало ли что он говорил.
> Образование без практики - как теория без оной - ничто.
> Образование даёт лишь объяснеине мира.
> - это марксизм :)


образование , обучение, рассматриваемое широко,было вложенным мотром
процесса социального лифтинга и в период культурной революции (с конца
1920х) значило для миллионов людей (а затем для их детей) реальную
возможность
обрести новую жизнь и судьбу. И этими самыми простыми людьми это
понималось и откристаллизовалось в четкие опять же жизненные максимы.
Первая ценность. Не идеалы и не мечты, а реальный и - в условиях широкой
госполитики - зависящий от тебя (от твоего рвения) вариант.
Добавлю, что представление о социалистических странах как "странах с
самым высоким уровнем образования" неверно. У нас очень низким был
массовый стратовый уровенб. Культурная революция -это прежде всего самый
что ни на есть ЛИКБЕЗ . Им было охвачено 20-30 млн ВЗРОСЛЫХ в годы
штурма и натиска(та же первая 5-ка),и качество такого штурма было
конечно невысоким. Тут вообще очень хорошая модель есть,и она
использоавана и у Соловьева -МАгнитка. У нас в ПРК был специальный
раздел тольок по ней
Само "поколение Октября" в очень значительной массе так и не получило
чаемого образования (см.ниже - меньше четверти имело полное среднее и
выше). Поэтому в этом поколении еще больше расчитывали на то,что
выбиться в люди через учение удастся их детям (опять-таки - главаная
ценность,которую желали им. Не "стать начальстовм" или "богатым", а
образованным).
Другие элементы культрев тут не трогаем - вроде повижнического образа
жизни учителей, культа знаний и технократизма, которые нам кажутся
сейчас чуть ли не уродливыми. Приходит на ум хорошая
худ.литература,которуюправда всю выкинули теперь -Тендряков,Белов, Федор
Абрамов и тп.п . Прекрасный рассказ и фильм "Уроки французского" -это
средоточие всего этого настроя. Распутин воспел тех, кто сделал решающее
усилие в его узловом моменте жизни , и он стал "говорящим от всего лица
своего поколения"



.и проступают черты поколений (часть 2)
В.А. Быков
http://situation.ru/app/j_art_88.htm
Не стесненные схемами и ограничениями, опрошенные включили в
автобиографические признаки и черты характера, и ценностные ориентации,
и уровень образования, и проявления нравственного склада личности. Сам
факт ничем не ограниченного выбора этих черт представляется крайне
важным. Он выявил реально существующий в обыденном сознании набор
признаков, характеризующих сложное социальное явление - одну возрастную
группу общества. Уместно предположить, что опрошенные испытывали при
этом влияние стереотипов, сложившихся в печатной и устной пропаганде.
Но, как показывает все совокупность ответов, их стиль, их лексика, это
влияние не было решающим. В основном ответы опирались на личный
жизненный опыт.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ. Здесь вместо ответов (они однообразны)
приведем некоторые цифры. Первое послеоктябрьское поколение сильно
опередило своих родителей по социальному положению и образованию. (Среди
родителей ровесников Октября 38% отцов и 60% матерей были неграмотны). И
тем не менее, 25% опрошенных не имели даже начального образования, 17% -
четырехклассное, 35%- от 5 до 9 классов, 17 % - среднее и
среднетехническое, 6 % - высшее. На образование как важнейшую жизненную
цель указали 41% опрошенных. Низкий уровень грамотности они признали
одной из главных негативных черт своего поколения.









От JesCid
К Пуденко Сергей (15.12.2005 16:12:39)
Дата 16.12.2005 00:12:17

Да, но при том, образование вовсе не _противопоставлялось_ труду.

У меня деды и бабки "от сохи". Вышли "в люди". Все получили образование. Всю жизнь работа была на первом месте. А дома - библиотека, лучшие школы для детей и т.п..

А вот уже в середине 80-х в нашей "элитной" фр. школе в колхозе на 50 человек только 3-4 не считали зазорным вкалывать в поле.

И нас, при том, считали за идиотов (конечно, для сдачи поля мы ещё вынуждены были махать тяпкой за наших "товарищей").
Сами же помните эти ужасные "страдания" советской "элиты" по поводу "картошки".

Это нормально?

От Vader
К JesCid (08.12.2005 23:52:13)
Дата 11.12.2005 00:24:23

А все

>>Хорош "тиран", ставящий КОНКРЕТНЫЕ задачи
>>сокращения рабочего дня до 6-5 часов,
>>улучшения жилищных условий и уровня потребления,
>>культурного роста ВСЕХ ЛЮДЕЙ. Наверно он
>>был шибко-шибко хитрый

Для того и весь этот сыр-бор. У человека должно быть время на творчество, он стремится вырваться из оков необходимости (надеюсь, нет сомнения в том, что "рабочий день" в современных условиях - вчера, сегодя и в ближайшее по ист. меркам время - есть необходимость).
А решать куда ему деть свое время, каждый будет решать сам: стройте дома отдыха, библиотеки, кинотеатры.

>А остальное время чем человек должен заниматься? По-моему, если человек трудится менее 7-8 часов в день, то это уже его разлагает.

В остальное время: по настоящему жить. Человек может быть изуродован поточным необходимым трудом, как карликовые сосенки икебаной. И в силу привычки, тяготиться свободным временем, не зная что с ним бы такого сделать.

>Что и можно было наблюдать наглядно сплошь и рядом в перепичканных советских НИИ и КБ. Продукт "на гора" там выдавало от силы 20-30% работяг, а остальные - лодыри с чайничками, в курилках, по магазинам, за чтением-печатанием самиздата, за игрушками (уже 80-е) и пр. ля-ля.

Да, это расхожая притча "о низкой эффективности и производительности"... Ну, сейчас-то все поправилось. Работник, особенно умственного труда, стал настолько производителен, что не только в каких-то 8-10 часов успевает выполнить план, но и прочитать 10 тысяч новостных лент, 5 форумов и ЖЖ, а так же написать в каждый из них по 17-ти метровому полотну витиеватых размышлений. Вот она, сила прогресса!

От JesCid#
К Vader (11.12.2005 00:24:23)
Дата 14.12.2005 19:44:26

А почему такое отношение к труду?

>В остальное время: по настоящему жить. Человек может быть изуродован поточным необходимым трудом, как карликовые сосенки икебаной.

А почему труд обязательно поточен и почему обязательно уродует?
Я этого не понимаю.
Такого труда уже даже на уровне развития НТР 50-х гг ХХ века не было.
У нас в семье все трудились более 8 часов в день всегда.
И просто любили свою работу.

От Vader
К JesCid# (14.12.2005 19:44:26)
Дата 23.12.2005 23:42:53

Потому, что производственные отношения властвуют над человеком

Об этом-то и речь

>>В остальное время: по настоящему жить. Человек может быть изуродован поточным необходимым трудом, как карликовые сосенки икебаной.
>
>А почему труд обязательно поточен и почему обязательно уродует?
>Я этого не понимаю.

Потому, что люди ходят на службу не потому, что им нравится, а потому, что это необходимость. Здесь правильно говорили про конвейер, однако я имел в виду "поточный" в более широком смысле, как выразился бы, наверно, Поут в "метафизическом". Производство диктует человеку требования (особенно в современных конкурентных условиях (советских в том числе, ибо постоянное соревнование систем к тому обязывает)), и человек со школьных лет становится на метаконвеер труда:
- приспосабливается к нуждам (хотел быть художником, стал танкистом);
- воспроизводит в массе своей среду из которой вышел (если не происходит производственных, а след. и социальных сдвигов);
- смена деятельности требует значительных усилий (воли, сил, средств и т.д.) и чем дальше специализация, тем больших;
- и что-то еще забыл, наверное...

Почему уродует? Потому, что человек, который не видит (и не желает видеть) ничего кроме своей работы (соответственно, культурно ограничен), и который тяготится свободным временем (т.е. может работать только из-под палки), - урод.
Это может бросаться в глаза и вызывать резкую реакцию, начиная от бунинского отвращения до Миколиного "не доросли, ыщо, до досуга", а может быть прикрыто налетом утонченности и снобизма, - культур-мультур, тэатры, духовность, а за фасадом все то же профессиональное уродство.
Человек не "заточен" при рождении на роль "воняющего потом работчего" или "рафинированного интеллигента" со всеми их замашками, таковыми они становятся в процессе производства.

>Такого труда уже даже на уровне развития НТР 50-х гг ХХ века не было.
>У нас в семье все трудились более 8 часов в день всегда.
>И просто любили свою работу.

Вы смешиваете труд конкретный и труд абстрактный (это видно уже из приведенного примера про НИИ, в котором заключено вопиющее противоречие: у вас получается, что лодыри и работали 8 часов в КБ (ЗП получали) и, одновременно, не работали (на что правильно указал Кудинов)). Человеку может быть чертовски приятно быть художником/инженером/архитектором, и чертовски же мучительно тискаться в три погибели в угольных шахтах, обдирать в кровь руки на сборке хлопка или сходить с ума в ночную смену на пилораме, но и тем и другим за работу платят деньгами (выражение меновой стоимости) и меряется их труд, в данном случае, в рабочих часах. Т.е., когда встает вопрос о длине рабочего дня, речь идет об абстрактном труде (1-е). Весь вопрос то в том и состоит, что конкретная сторона труда, не ко всем оборачивается розами, а к большинству - шипами (от конвейера до адского труда бригад скорой помощи). Если бы не эта конкретная сторона, то и спорить не о чем, но почему-то самые трудолюбивые ломятся в ВУЗы, а не в колхозники. Как о себе сказал один автор из древней "Техники молодежи":

Но мне, увы, не по плечу,
Унылый труд неандертальцев.
Я на компьютере строчу
Не напрягая даже пальцев.
Завидя эдакую прыть
Буквопечатающей твари, -
"За что же мне тебя кормить?!" -
Вскричит рассерженный аграрий.


И 2-е, речь идет о необходимом труде. Нелепо представлять ситуацию так, что решив сократить рабочий день на 2 часа, наймут специальных мужиков с бичами, которые будут силой выгонять работников с предприятий, а продолжение трудовой деятельности на дому будет преследоваться в уголовном порядке. Спрашивается, кто же мешает любителям своей работы продолжать заниматься ею в свободное время? И если никто, то к чему тогда негодовать по поводу сокращения бремени для других?

Человек, который любит свою работу - счастливый человек. Но попрекать этим других, было бы неправильно: просто поменяйся с ними местами.

От Привалов
К JesCid# (14.12.2005 19:44:26)
Дата 16.12.2005 11:36:55

Конечно, труд не обязательно поточен и необязательно уродует,

но такого труда и сейчас много.
>Такого труда уже даже на уровне развития НТР 50-х гг ХХ века не было.
- а вы конвееры, скажем, автомобильного завода, типа ВАЗа, видели? А ещё лучше на них поработать для осознания, что есть поточный труд. Да и на других производствах такого труда и при нынешней НТР предостаточно - вся Юго-Восточная Азия, выпускающая эти самые плоды НТР, занята на сборочном производстве - думаете, там труд не поточный?

>У нас в семье все трудились более 8 часов в день всегда.
>И просто любили свою работу.
- я, конечно, не проводил опросов, и сам на конвеере не работал, но в Советские времена на ВАЗовских конвеерах была огромная текучесть кадров - почему-то тех, кто полюбил бы это дело не находилось.

От Durga
К Привалов (16.12.2005 11:36:55)
Дата 17.12.2005 04:16:26

Re: Конечно, труд...

>но такого труда и сейчас много.
>>Такого труда уже даже на уровне развития НТР 50-х гг ХХ века не было.
>- а вы конвееры, скажем, автомобильного завода, типа ВАЗа, видели? А ещё лучше на них поработать для осознания, что есть поточный труд. Да и на других производствах такого труда и при нынешней НТР предостаточно - вся Юго-Восточная Азия, выпускающая эти самые плоды НТР, занята на сборочном производстве - думаете, там труд не поточный?

Да и не только Юго-Восточная азия. Очень рекомендую посмотреть американские фильмы "Коянискатси" или "Барака" - изображающие жизнь как сплошной конвейер.

>>У нас в семье все трудились более 8 часов в день всегда.
>>И просто любили свою работу.
>- я, конечно, не проводил опросов, и сам на конвеере не работал, но в Советские времена на ВАЗовских конвеерах была огромная текучесть кадров - почему-то тех, кто полюбил бы это дело не находилось.

От JesCid
К Привалов (16.12.2005 11:36:55)
Дата 17.12.2005 01:09:06

Про конвееры....

Мне пришлось немного поработать на конвеере по сборке телевизионных плат. Это действительно жуткая работа. Удивитесь, но заняты ею были в основном женщины и никакой особой текучки не было.
Тяжело не сколько от самого однообразия, сколько от неподвижности и монотонной повторяемости всего нескольких движений. И жёсткая норма - не успел - пошёл брак.

Про конвееры это вы верно напомнили... отдельная тема... Это способ производства и в конечном итоге узкая квалификация - оттого ещё и тяжело. Но ведь при коммунизме мы последнее преодолеем!

От Микола
К Привалов (16.12.2005 11:36:55)
Дата 16.12.2005 17:27:53

Люди не настолько тяготеют к "творческому труду" как это иногда представляется

теоретикам.
>- я, конечно, не проводил опросов, и сам на конвеере не работал, но в Советские времена на ВАЗовских конвеерах была огромная текучесть кадров - почему-то тех, кто полюбил бы это дело не находилось.
Социологи не раз сталкивались тем, что социально значимая часть рабочих и служащих тяготеет к труду, не отличаюшимся неразнообразием, выстравающемуся в цепочку операций, которые выполяются ев уровне автоматизмов, усвоил с десяток операций и ничего больше,и так готов работать десятилетиями, но главное любит свой труд и собою гордится...

От Vader
К Микола (16.12.2005 17:27:53)
Дата 23.12.2005 23:53:11

Ну-да, ну-да...

>Социологи не раз сталкивались тем, что социально значимая часть рабочих и служащих тяготеет к труду, не отличаюшимся неразнообразием, выстравающемуся в цепочку операций, которые выполяются ев уровне автоматизмов, усвоил с десяток операций и ничего больше,и так готов работать десятилетиями, но главное любит свой труд и собою гордится...

Мне кажется, Вы несколько преувеличиваете. И несколько общо берете (социологи, не раз, социально значимая часть рабочих, десятилетиями).

От Микола
К Vader (23.12.2005 23:53:11)
Дата 28.12.2005 15:05:53

Да-ну, да-ну....

>Социологи не раз сталкивались тем, что социально значимая часть рабочих и служащих тяготеет к труду, не отличаюшимся разнообразием, выстравающемуся в цепочку операций, которые выполяются ев уровне автоматизмов, усвоил с десяток операций и ничего больше,и так готов работать десятилетиями, но главное любит свой труд и собою гордится...

>Мне кажется, Вы несколько преувеличиваете. И несколько общо берете (социологи, не раз, социально значимая часть рабочих, десятилетиями).
А мне кажется, Вы просто фрондируете (это Ваша манера?). Я только с жетской конкретикой и сталкиваюсь – и на производстве, на стройке, в банке, капиталистическом офисе и гос. службе одно и то же - усвоил пару операций и готов до пенсии совершать один и тот же ритуал услуг на работе, точно так и в быту, и в семейных отношениях, и на ложе Ваш агент не отличается изобретательностью - клубок социальных обстоятельств

От Пуденко Сергей
К JesCid# (14.12.2005 19:44:26)
Дата 15.12.2005 06:52:28

Re: А почему...


JesCid# сообщил в новостях
следующее:757@vstrecha...

>
> А почему труд обязательно поточен и почему обязательно уродует?
> Я этого не понимаю.
> Такого труда уже даже на уровне развития НТР 50-х гг ХХ века не было.

если это к положениям из речи Сталина - надо иметь в виду, когда это
высказывалось и что означало (как вектор движения) тогда. "Тогда",
например, в силу обстановки,труд на общественном производстве был
интенсивен, с конца 1930х - праткически закреплены на местах на
производстве, указы 1940г за 20 мин опоздания - уголовная статья и т.п.
Про колхозы уже не говорю.
"Образование" же - это ыбл главный фактор раскрепощения и опреедления
жизненной судьбы. Еще раз ссылаюсь на основополагающее исследование
нвосибирских социологов "Поколение победителей". В альманахе. На мой
взгляд, лучшая картина поколения и очень хорошо видны эти
факторы -простой труд как судьба и образование как раскрепощение



От Константин
К JesCid (08.12.2005 23:52:13)
Дата 10.12.2005 22:57:46

Праздность - мать порока

Согласен на счёт того, что реально введение 5-6 часового рабочего дня - разложение. Хотя существуют большие категории граждан, для которых сокрашение рабочего дня - польза для общества, например матери малолетних детей и т.д.

Но думаю что дорогой ИВ просто рисовал красивую картинку для масс , которым приходилось вламывать даже не по 8 часов, а поболее.








От Кравченко П.Е.
К JesCid (08.12.2005 23:52:13)
Дата 10.12.2005 12:20:08

Старая песня

>>Хорош "тиран", ставящий КОНКРЕТНЫЕ задачи
>>сокращения рабочего дня до 6-5 часов,
>>улучшения жилищных условий и уровня потребления,
>>культурного роста ВСЕХ ЛЮДЕЙ. Наверно он
>>был шибко-шибко хитрый
>
>А остальное время чем человек должен заниматься? По-моему, если человек трудится менее 7-8 часов в день, то это уже его разлагает. Что и можно было наблюдать наглядно сплошь и рядом в перепичканных советских НИИ и КБ. Продукт "на гора" там выдавало от силы 20-30% работяг, а остальные - лодыри с чайничками, в курилках, по магазинам, за чтением-печатанием самиздата, за игрушками (уже 80-е) и пр. ля-ля.
про лодырей, за которых работали "справные" :) кто?
А насчет 7-8 часов, так это да. Если культурный рост не поспевает за ростом свободного времени - жди беды. Культурный уровень, в том числе самодисциплина.









От Игорь С.
К JesCid (08.12.2005 23:52:13)
Дата 09.12.2005 21:44:17

Смысл слова

>А остальное время чем человек должен заниматься? По-моему, если человек трудится менее 7-8 часов в день, то это уже его разлагает.

Имеется в виду вроде как, что пять - шесть часов человек будет занят трудом-обязаловкой, нужной для общества, но нетворческой работой. Это не означает, что остальное время он будет сидеть без дела, может он вообще творить будет 20 часов в сутки.







От Пуденко Сергей
К Игорь С. (09.12.2005 21:44:17)
Дата 10.12.2005 21:32:28

Вчера был лучший фильм позднего совка "Зеркало для гнроя"


Игорь С. сообщил в новостях следующее:671@vstrecha...
> >А остальное время чем человек должен заниматься? По-моему, если
человек трудится менее 7-8 часов в день, то это уже его разлагает.
>
> Имеется в виду вроде как, что пять - шесть часов человек будет занят
трудом-обязаловкой, нужной для общества, но нетворческой работой. Это не
означает, что остальное время он будет сидеть без дела, может он вообще
творить будет 20 часов в сутки.
>

"простой труд" (шахтер как источник мощности, но по науке так
называется), и как потом себя вел нынешний "тилихент". Ползал на
карачках все оставшиеся часы

6 часов - стандартная продолжительность смены шахтера кстати
А ПрТ "простого труда" (т.е.интенсивность) все время росла

Вообще это последний советский фильм. Дальше было про "воров в законе" ,
"золото партии", "сцук особистов" кроваво потрошащих штрафбаты.
Рекомендуется от нашего стола

я еще немного помню общую обстановку вроде всеобщих воскресников всего
городка,,близкую к показанной в фильме (1949 -я помню 1955). Женщины "в
свободное время" строили капитальное здание - будущий детский сад, даже
какие-то шлакоблоки смутно помню
>
>
>
>
>



От Durga
К Пуденко Сергей (10.12.2005 21:32:28)
Дата 11.12.2005 02:37:14

Оппа, как же так я прозевал...

А ведь это очень важный фильм.
Предупредить бы надо было :(((

От Пуденко Сергей
К Durga (11.12.2005 02:37:14)
Дата 11.12.2005 06:14:32

повесть "ЗЕРКАЛО для ГЕРОЯ" vs "День сурка"(*)

>А ведь это очень важный фильм.
>Предупредить бы надо было :(((

Прощенья просим. Недоработки исправляем как можем

в копилке -повесть С.Рыбаса,по которой режиссер Хотиненко снял фильм в 1987г

Это НЕ сценарий фильма. Фабула и прием сохранены,сценарий Рыбас переделал для фильма, спустя лет 7 после появления повести.


http://vif2ne.org/vstrecha/forum/files/Presnja/riybas_zerkalo_dlya_geroya.rtf.zip


отрывок повести, описание использованнного в ней "приема". "День сурка" - там этот прием украли спустя 6 лет или более (повесть написана в 1980г)

Голливуд не первый раз крадет у "медведей" приемы. Не так давно Мадонна (настоящая ее фамилия - Чикконне)украла прием из клипа русской поп-певицы Линды (настоящая ее фамилия типа Розенблюм) "Я- ворона", пыталась судиться за приоритет.

День Сурка - отличный фильм. Но прием украден голливудом в период перестройки у русского лоха или "медведя" Хотиненко

-----


Мы стали всматриваться в лица киношников, пытаясь угадать, что сейчас произойдет. Женщина-ассистент в дымчатых очках вызвала из автобуса трех актеров. Один из них, плотный, сутуловатый, в куртке-бобочке фасона начала пятидесятых годов и кепке-восьмиклинке с пуговкой, вытащил из-за пояса пистолет и, крутнув его на пальце, взял женщину под руку. Она освободилась, улыбнулась механически, - видно, привыкла к таким играм.
Мы обошли здание.
Вдоль забора росли полынь, дикая конопля. За забором слышалось пыхтение какого-то мотора, как будто там спрятали паровоз. В воздухе летала угольная пыль...

Я оглянулся. Ни толпы, ни серебристого купола планетария не увидел. Слева, где должны быть многоэтажки, тянулись поля с кукурузой и подсолнухами. Я почувствовал, что что-то не так, но ничего не сказал Ивановскому.
Мы добрались до открытых железных ворот и оказались во дворе возле погрузки. Действительно, допотопный паровозик держал за собой несколько груженых вагонов и попыхивал. И рельсы под ним не были покрыты ржавчиной, а сияли гладким стальным блеском.
Над зданием главного подъема крутилось, наматывая бегущий канат, черное колесо копра.
Киношники, кажется, решили создать полную достоверность. Когда я заметил над дверями шахтоуправления портрет генералиссимуса, которого пять минут назад там не было, я остановился. Конечно, они могли повесить любой портрет. Но теперь не было никакой киногруппы, а на том месте, где она располагалась, паслись козы.
Мимо проехал конный милиционер в старой форме с красными погонами, обдав нас дегтярным запахом сапог.
- Командир, ты не заблудился? - спросил я его.
- Кто будете? - строго вымолвил он и остановился. - Артисты?
Конь замотал головой, отгоняя лезущих в глаза мух, прилетевших за ним.
- Ага, из Голливуда, - сказал Ивановский. - Приехали за опытом.
- Откуда? - Милиционер, вдруг дернув повод, повернул на нас коня. - Документики есть? - Смотрел весьма враждебно. Должно быть, крепко перевоплотился.
- Вот сейчас выдерну тебя да набью ж..., - посулил Ивановский. - Ковбой сопливый!
- Ты - меня? - крикнул милиционер.
Мы повернулись, пошли прочь. Он приказал остановиться, пригрозил пистолетом. Спустя мгновение за спиной трахнуло два выстрела. Впереди нас ни с того ни с сего в земле пропахало две бороздки, раскидав мелкий щебень. Пахнуло сгоревшим порохом. Выходит, патроны были не холостые.
Мы остановились, он велел возвращаться на шахту и поехал за нами, напряженный от своей нелепой шутки.
Возле деревянной коновязи мы подождали, пока он заматывал повод, потом вошли в здание. В большом помещении первого этажа толпилось множество людей. Они сидели на лавках, подоконниках, подпирали стену у окошка с надписью "Касса". Увидев нас, зашумели: "Деньги привезли!" Массовка впечатляла, даже казалась чересчур достоверной из-за женщин богатырского вида, одетых в брезентовые робы. Впрочем, в сорок девятом году женщины еще работали под землей.
Милиционер завел нас в пустую комнату, снова потребовал документы, приказал вытряхнуть все из карманов. Он снял фуражку, кинул на стол. Стрижен он был под полубокс, с коротким темным чубчиком, затылок и виски щетинились. Он был ниже нас на полголовы, поуже в плечах, явно слабее. Он предупредил, что считает нас подозрительными личностями, а если будем сопротивляться, продырявит нам башки; если мы простые люди, то нас отпустят; если же американские шпионы, то нам крупно не повезло, он недаром служил в разведроте на 1-м Белорусском фронте.
- Шизоид! - прокомментировал Ивановский. - Ты хоть не хватайся за свою дуру. Там же боевые патроны.
Мы выложили на застеленную газетой столешницу рядом с черным телефоном карманную всячину: ключи, деньги, сигареты. Сперва он ухватился за деньги. Повернул десятку к свету, настороженно скользнул взглядом в нашу сторону, не видя нас, а лишь оценивая наши движения, потом снова просветил купюру.
- Денежки-то не наши, - весело сказал он. - И курево заграничное. Попались, что ли, шпионы? За дураков нас считали, не могли замаскироваться получше?
Через минуту мы стояли лицом к стене, а свихнувшийся милиционер звонил своему начальству, наверное в желтый дом, и сообщал, что задержал двух вражеских агентов, облаченных в синие штаны о иностранными надписями, а также обнаружил при них явно фальшивые дензнаки и заграничные сигареты.
Мне стало казаться, что это все не шутка. Я поверил ему: он видел в нас что-то враждебное.
Я стал внимательно осматривать комнату и увидел, что она совсем недавно отремонтирована, на полу возле плинтусов еще заметны брызги побелки, а дверная коробка даже не покрашена. Для помещения старой шахты это было странно.
Милиционер разрешил мне подойти к столу, посмотреть на расстеленную газету. Число и год! Девятое сентября 1949 года, пятница. От нее пахло типографской краской. Я мазнул пальцем по клише. На полях протянулся черный след. Свежая?!
- Значит, сейчас сорок девятый год? - спросил я.
- А по-твоему, какой?
Я попросил его приглядеться хотя бы к году выпуска наших денег, он же вытащил свои, большеформатные, отпечатанные в сорок седьмом.
Минут десять мы убеждали милиционера, что настоящие шпионы уж наверняка знают, какие деньги ходят в стране, что мы актеры из киногруппы, снимающей научно-фантастический фильм о будущем.
- Актеры? - не поверил он. - Какой фильм у нас недавно снимали? Знаете?
- "Большая жизнь", - вспомнил Ивановский. - "Спят курганы темные, солнцем опаленные..." Вот он эту песню сочинил. - Кивнул на меня. - Ему за эту песню на самом верху руку жали. Что, брат, не узнаешь? Вот смеху-то будет: бдительный милиционер сразу двух трумэновских агентов задержал!
- Ладно, бывает, - подхватил я. - Если б его предупредили, что снимают кино, а так ведь и в самом деле - на лбу не написано.
- Значит, артисты? - улыбнулся милиционер.
- Артисты.
- А какое у вас там будущее? Лет через пятьдесят?
- Лет тридцать. Может, чуть больше. Как раз твои дети будут взрослыми мужиками. Есть дети?
- А как же. Два пацана! Да, любопытно заглянуть годков на тридцать... Война с Америкой будет, как думаете?
- Не будет, - сказал Ивановский. - Ты свое уже отвоевал, это точно. Тут пожрать есть где-нибудь? Хотя бы кусок какой-нибудь колбасы.
- Ишь, чего - колбасы! Тут в буфете одни пирожки да красная икра.
- Тащи, что есть! Через тридцать лет икру вспоминать будешь...
Милиционер выглянул в коридор, распорядился и вернулся к нам, хитровато улыбаясь и почесывая затылок. Он не хотел нас оставлять до приезда своего начальства.
- А хорошо, что войны не будет, - сказал он. - Еще пожить надо. Хорошая жизнь скоро будет.

За дверью зашумели. Послышался подъезжающий грузовик. Либо привезли зарплату, либо приехали за нами.
Мы с Ивановским переглянулись, он подошел к окну.
Раздались два выстрела, потом еще три.
- Вот и бандиты! - обрадовался Ивановский. - Все-таки это кино.
Милиционер бросился к окну, растерянно поглядел на меня и кинулся вон из комнаты.
Мы пошли следом за ним.
- Чокнутый, - заметил Ивановский. - Сейчас ему всыпят.
Снова стали стрелять.
Люди давились в дверях, вырывались во двор. Парень в куртке из черной китайки дергал за ручку заколоченную гвоздями оконную раму. Когда нам удалось выбраться наружу, киногруппы мы не обнаружили.
Толпа окружала что-то лежащее на земле. Сквозь брань и проклятья доносились отдельные связные фразы, из которых стало ясно, что бандиты убили шофера, охранника и нашего несчастного милиционера.
Убитых перенесли в здание. Тогда я увидел, что они мертвые.
Надо было что-то предпринимать. "Два пацана", - вспомнил я его слова о детях. И не мог поверить, что все произошло взаправду.

По откосу террикона ползла вверх груженная породой вагонетка. Вертелось колесо на главном подъеме.
Социолог Михаил Устинов и инженер Анатолий Ивановский пробрались оврагом вдоль пенистого потока шахтных вод, воняющих тухлыми яйцами, и вышли к трамвайной линии.
Они с трудом узнавали город. Трамвай проезжал мимо полей, огородов, каких-то хуторков. Показался полуразрушенный четырехэтажный дом с обгоревшими стенами. Из проулка выехал грузовик с людьми в серо-зеленых мундирах, возле кабины за дощатой перегородкой стояли автоматчики. Похоже, везли пленных. У них в глазах была тоска.
Трамвай повернул, качнулся. Завизжал и забился поросенок в мешке; молодица лет двадцати пяти, в мужском пиджаке, держала мешок между полных ног, обутых в матерчатые тапки.
Горный директор второго ранга, молодой парень с двумя рядами орденских колодок на кителе, косился на нее.
От передней площадки брел по вагону слепой мужчина и пел берущим за сердце голосом: "Бьется в тесной печурке огонь..." Он держал в руке старую военную фуражку. Пассажиры бросали ему монеты. Горный директор дал рубль. Молодица отвернулась, насупилась.
- Друг, - сказал Устинов, взяв слепого за локоть. - Чем тебе помочь?
- Где воевал? - вскинул голову слепой, напряженно двигая белесыми бельмами.
- Юго-Западный фронт, - ответил Устинов, помолчав.
Он вспомнил, что на Юго-Западном в начале войны воевал его отец.
Ивановский толкнул его и постучал пальцем себе по лбу.
- Будь здоров, товарищ, - сказал слепой. - Видишь, как оно...
Трамвай остановился. Он нашарил поручень и стал выходить, чутко и настороженно вслушиваясь в уличный шум.
- Где живешь? - крикнул Устинов.
- На Грушовке.
Устинов посмотрел ему вслед, не зная, что делать.
- Ты бы ни с кем не связывался, - сердито произнес Ивановский. - Кто ты такой? Забыл? Надо найти какой-нибудь выход и ни с кем не связываться! Социологов в сорок девятом году не было.
Трамвай тронулся, пассажиры заговорили об инвалидах, молодица оправдывалась, что у нее нету денег, вот едет на базар продавать порося. "На Грушовке", - повторил про себя Устинов. Он припомнил, как однажды в детстве ему показали полуразвалившуюся саманную мазанку возле балки, в которой когда-то скрывались бандиты, совершавшие налеты на шахтные кассы. И снова как будто увидел запрокинутые головы убитых шофера, охранника и милиционера.
Пройдет десяток лет, и к шестидесятым годам жизнь умчится далеко от послевоенной поры. Но сейчас трудно было поверить, что он видит одноэтажные домики Дальнего поселка, едет на трамвае по центральной улице, слышит разговоры о калеках. Через несколько лет трамвайную линию перенесут отсюда, сметут домишки, забудут, почему поселок назывался Дальним, хотя находился рядом с главной площадью, забудут многое, как ненужный хлам, но потом вдруг потянутся к нему. В душе Устинова что-то повернулось. Он увидел родное в этих бедно одетых людях, в этих простодушных домиках, в этих руинах, обшитых строительными лесами.
Оставив Ивановского на улице, Устинов зашел в горком партии.


Устинов начал работу под землей и страшно уставал. От многочасового сидения на коленях в низкой щели, именуемой лавой, из которой добывали уголь, даже не сидения, а ерзанья, ходьбы на коленях, лежания на боку, ибо только так можно было грузить лопатой на конвейер и при этом не биться головой в кровлю, - от такой работы ломило кости. Шахтеры дали ему самодельные наколенники из кусков автопокрышек, но помогло мало.
Он с завистью наблюдал за работой этих полуголых, потных, с чумазыми лицами людей, глотающих пыль, которая склеивает легкие, и понимал, что они не думают о тяготах.
На самом деле навалоотбойщик, давший ему запасные наколенники, думал о саднящем левом локте, ушибленном о стойку, и ворчал про себя: "Вот дурак! Отдал такие хорошие наколенники. Где я возьму новые, когда подопрет нужда?"

Когда в лаве появилась девушка-газомерщица, укутанная под каской голубым платком, машинист шутя обнял ее и прижал к себе, сделав вид, что принял ее за приятеля. Она оттолкнула его.
- Ой, Роза, обознался! - засмеялся он. - Богатой будешь.
- Это ты, Люткин? - пренебрежительно спросила она. - Я тебе когда-нибудь лампой в лоб засвечу.
- Какая недотрога! - Он снова потянулся к ней.
Девушка размахнулась бензиновой лампой и стукнула его по каске.
Старый навалоотбойщик закричал:
- Взорвешь, окаянная!
Роза, будто и не слыша, прикрутила огонек до размера горошины и стала водить лампой от почвы до кровли. Вверху огонек заметно вырастал, появлялся голубой ореол. Значит, в лаве был метан.
- Опасно? - спросил Устинов, смущаясь.
- Ничего с вами не сделается, - ответила девушка.
Возле лавы, на пункте погрузки в штреке, слесарь монтировал новый светильник в алюминиевом корпусе с длинной лампой-трубкой. Он был молод, недавно стал отцом, и ему хотелось что-нибудь придумать, чтобы преодолеть ощущение тяжести, которая появлялась, когда он шел домой; ему было стыдно, но он чувствовал, что он самый последний примак.
Устинов намахался лопатой до изнеможения и услышал, как кто-то толкнул его. Старый навалоотбойщик, блестя всем черным лицом, показал жестом, что можно отдохнуть.
Подаренные наколенники почему-то привязали навалоотбойщика к новичку. Устинов привалился спиной к забою, вытянул ноги. Работающий чуть повыше шахтер покосился на него, но старый навалоотбойщик махнул ему рукой, что, мол, не отвлекайся.
Михаил на миг закрыл глаза и очутился дома, возле дочери.
Гудела врубмашина, звякали лопаты, Даша смотрела на него... он не знал, вернется ли к ней.
Здесь ему было тяжело жить и не для кого жить.
Он оттолкнулся от угольной стены, стал снова работать.
Даша еще не родилась. Его родители еще были молоды, не подозревали, что через двадцать лет их ждет разрыв, что отец уйдет к другой женщине.
На погрузочном пункте Устинов увидел отца. Он узнал его, потому что ждал: говорили, что приедет изобретатель ламп дневного света. Отец высоко держал голову в каске, щурился сквозь очки и казался высокомерным.
Подвешенные поверху лампы распространяли ровный белый свет, мало похожий на естественный дневной, но сильно и равномерно расходящийся во все стороны. Штрек стал шире, засверкали рельсы, сделались видны натеки смолы на сосновых стойках.
С отцом было еще несколько человек. Они поздравляли и благодарили его, утверждая, что он развеял сумерки, всегда окружавшие шахтеров.
Устинов подошел к нему и словно случайно дотронулся до его руки.
Кирилл Иванович повернулся к сыну.
- Я хочу пожать вам руку, - сказал Устинов.
И пожал.
В эту минуту торжества он произнес:
- Лет через тридцать наступит совершенно другая жизнь. Придут на ваше место новые изобретатели и ученые. А вас, наверное, забудут. Вы думаете о будущем?
- Будущее еще прекраснее, - заметил кто-то из сопровождающих.
Устинова оттеснили, он издали наблюдал, как отец улыбается... И как отец плакал над могилой матери! Это еще впереди.

Устинов работал, потом поднимался на-гора, в общежитие. Шахта отнимала все силы. Он вспоминал какой-то долгий сон, где он был преуспевающим руководителем социологической лаборатории, и с удивлением видел того полуреального человека, ищущего защиты от медленного рутинного существования. Тогда-то он, оказывается, завидовал двадцатичетырехлетнему заводскому мастеру Сергею Духовникову, который работал в цехе в дни авралов по двенадцать часов, который жег себя ради простого выполнения плана и одновременно ради себя самого, своей жажды жить. Эта жажда выделяла парня из массы, озабоченной вязкими житейскими проблемами.
Теперь Устинов после смены ощущал цену каждого прожитого часа и, выезжая из подземелья, замечал акации и клены возле подъемника, которые он успевал забыть под землей.

Но однажды ему стало страшно.
Он остался в комнате один, все ушли - кто на танцы, кто к знакомым в Грушовку. Михаил дремал, читал газету, потом вышел на крыльцо и, глядя в темное небо, застонал.
Далеко за рекой и разбросанными огоньками поселка он угадал свой дом. И пошел
....


От Кудинoв Игорь
К Пуденко Сергей (11.12.2005 06:14:32)
Дата 11.12.2005 08:26:24

шутник_вы,_дяденька.

> Голливуд не первый раз крадет у "медведей" приемы. Не так давно Мадонна (настоящая ее фамилия - Чикконне)украла прием из клипа русской поп-певицы Линды (настоящая ее фамилия типа Розенблюм) "Я- ворона", пыталась судиться за приоритет.

три такта, краденых Мадонной у Линды, это конечно, нехорошо, но вот куда девать
ПАвла Слободкина, с целыми дисками, сплошняком из западных эстрадных хитов, но с
идиотскими текстми вроде "прилетай к нам пожалуйста,Толстый Карлсон!" на мотив
"Yellow river" - is in my mind and in my eyes Yellow riverТолстый Карлсон!

От Пуденко Сергей
К Кудинoв Игорь (11.12.2005 08:26:24)
Дата 11.12.2005 08:51:11

Крепко держит руль рука, бэби ю кэн драйв май ка(р)

Крепко держит руль рука
путь дорога далека
а удача далека -
отсюда не видно
би-би,би-би, йе!

ВИА Вяселые робяты, 197Х

бэби ю кэн драйв май ка(р)
йессс айм гонна би э ста(р)
бэби ю кэн драйв май ка(р)
энд мэй би ай дав ю

би-би,би-би, м йе!
ВИА Битлз (Жуки-ударники - русс.) 1963

это все было на заре туманной юности

Кудинoв Игорь сообщил в новостях
следующее:718@vstrecha...
> > Голливуд не первый раз крадет у "медведей" приемы. Не так давно
Мадонна (настоящая ее фамилия - Чикконне)украла прием из клипа русской
поп-певицы Линды (настоящая ее фамилия типа Розенблюм) "Я- ворона",
пыталась судиться за приоритет.
>
> три такта, краденых Мадонной у Линды, это конечно, нехорошо,

она украла там всю идею вроде

>но вот куда девать
> ПАвла Слободкина, с целыми дисками, сплошняком из западных эстрадных
хитов, но с
> идиотскими текстми вроде "прилетай к нам пожалуйста,Толстый Карлсон!"
на мотив
> "Yellow river" - is in my mind and in my eyes Yellow riverТолстый
Карлсон!

это было в эпоху исторического материализма, а теперь рынок ( втч
интеллектуальной продукции даже масскульта)и строгий закон о защите
авторских прав. даже идеи сюжета защищаются АП теперь (не сюжет, а
идеи - так и пишут "фильм снят по ИДЕЕ такого-то" -если такую идею подал
Рыбас,он теперь имел бы право отсудить у Сурка пару сотен баксов

за песни (такты) судятся теперь непрерывно и масштабно





От Кудинoв Игорь
К Пуденко Сергей (10.12.2005 21:32:28)
Дата 10.12.2005 22:09:18

ты_смотрел_одним_глазом

если бы смотрел двумя, то увидел бы сцук-особистов, заметающих отца главного
героя. И вааще, это imho тупой и политизированный перепев "Дня сурка". Вроде
слободкинского "синий-синий лег провода" на мотив "one-way ticket". а, ну да
ticket-то был to the blues - кто скажет, что это плохой перевод ?

imho последним советским фильмом был "Холодное лето 53-го". Дальше прорвало
фекальный коллектор творческой кухни и смотреть стало просто невозможно.

От Пуденко Сергей
К Кудинoв Игорь (10.12.2005 22:09:18)
Дата 11.12.2005 06:31:02

фильм мы заметили уже тогда, и его тогда крутили по ТВ

отсаюсь при своем мнении. Это отличный фильм,хотиненко - один из лучших режиссеров,прием - оригинален, "репрессии" и другие джесткие моменты в фильме не выпячены на потребу конъюнкутре, а входят в фабулу органично и т.д. Думаю, сценарист поработал для большей зрелищности и некоторые моменты заострил, так в шахте нет врубовой машины, работают кайлом,обстановка как в конце 19в,но это уже специфика "народного кино"

Зеркало для героя -народное кино.
Мое внимание на него обратили двое ребят из нашего института тогда же, в 1988 -его тогда таки показали по ТВ. Хотиненко не отрицает, что он режиссер"социальный"(см.интервью). Другие его фильмы -Мусульманин,72 метра -тоже хорошие ,острые, настоящее народное кино. Молодец.


Фильм, как и пвосеть - про то, что надо родовую память иметь (восстанавливать), а не имеешь - не поймешь ни те времена,ни своих отцов,ни самого свого метса в цепочке



>если бы смотрел двумя, то увидел бы сцук-особистов, заметающих отца главного
>героя. И вааще, это imho тупой и политизированный перепев "Дня сурка". Вроде
>слободкинского "синий-синий лег провода" на мотив "one-way ticket". а, ну да
>ticket-то был to the blues - кто скажет, что это плохой перевод ?

>imho последним советским фильмом был "Холодное лето 53-го". Дальше прорвало
>фекальный коллектор творческой кухни и смотреть стало просто невозможно.

От Михайлов А.
К Кудинoв Игорь (10.12.2005 22:09:18)
Дата 11.12.2005 01:17:45

«9 дней одного года» vs «Сладкий ноябрь»

То что Вы, Игорь, сейчас сказали, это все равно что сказать, что «9 дней одного года» это испорченный и политизированный «Сладкий ноябрь» - в первом случае, умирающий от рака человек тратит свои последнее дни, чтобы добыть дополнительные крупицы истины, во втором. Чтобы добыть дополнительные удовольствия – вот вам художественная метафора советской и западной цивилизации (хотя конечно не цивилизации, а общественного строя).

От Кудинoв Игорь
К Михайлов А. (11.12.2005 01:17:45)
Дата 11.12.2005 01:37:32

"imho" - было_?_

ну пусть будет по русски ПМСМ, это именно тупой перепев, которыми так любили
баловаться деятели позднесоветского исскуства, прикрывая свою серость и
бесталанность подтыренными на Западе пестрыми лоскутами.

вы не поинтересовались, чем еще знаменита Н.Кожушная, автор сценария
"Зеркала..." ? Я не поленился - узнаете почерк?

Россия: К/ст. "12-А", 1991. Цв., 10 ч., 87 мин.
По рассказу Уильяма Фолкнера.
Автор сценария: Н. Кожушная.
Режиссер: Н. Тягунов.
Оператор: С. Любченко.

Сюжет мистической новеллы Уильяма Фолкнера был перенесен авторами в наше время и
в нашу страну. Ампутированная нога воина- "афганца" становится его
двойником-антиподом. Получилось что-то среднее между "Носом" Гоголя и "Странной
историей доктора Джекилла и мистера Хайда" Стивенсона.


От Михайлов А.
К Кудинoв Игорь (10.12.2005 22:09:18)
Дата 10.12.2005 23:15:21

Какой перепев?

>И вааще, это imho тупой и политизированный перепев "Дня сурка".

«Зеркало для героя» снято в 80-х (точно не помню – то ли в 86 то ли в 89), а «День сурка» в 1993. Так что в плагиате скорее надо обвинять американскую сторону. Не говоря уж о том, что в «Дне сурка» мыслей содержатся не больше нуля.

От Кудинoв Игорь
К Михайлов А. (10.12.2005 23:15:21)
Дата 11.12.2005 00:44:05

ну, хорошо, пусть два перепева

один - "зеркало для героя" , другой - "день сурка" , а есть еще и третий = "12:01", все тянуты с "Replay" Кена Гримвуда, с разными вариациями, вроде сцук-особистов. Советского в "зеркале.." только реквизит, умилительный точностью деталей. Думать, что Запад тянет у Свердловской киностудии сюжеты - ну... как вам сказать... очень наивно. Тем более зная общий вектор.

http://www.sfsite.com/~silverag/grimwood.html

The basic premise behind Ken Grimwood’s novel Replay is very familiar. Since Grimwood’s novel was published, the idea has been used in such places as Richard Lupoff’s short story "12:01" and the Harold Ramis film "Groundhog Day." In the novel, the main character, Jeff Winston, dies on October 18, 1988 and immediately finds himself alive and well in his own lifetime, but in 1963. Throughout the novel, Winston continuously lives this twenty-five year period, discovering how much change he can initiate and trying to determine the meaning and cause behind his strange existence.


От Пуденко Сергей
К Кудинoв Игорь (11.12.2005 00:44:05)
Дата 11.12.2005 07:12:47

повесть Рыбаса написана в 1984

Рыбас работал на щахте в тем времена, многие детали автобиографичны.И никакого "огоньковского" душка или позднепересроечной чернухи в ней нету.


От Кудинoв Игорь
К Пуденко Сергей (11.12.2005 07:12:47)
Дата 11.12.2005 08:11:14

Re: повесть_Рыбаса_издана__в_1984

но остался пустячок - сравнить повесть и сюжет фильма. Разницы не больше, чем в
"Пикнике на обочине" со "Сталкером". И наверное, столько же , сколько у
вочеловечившейся ампутрированной ноге воина афганца с исходным текстом Фолкнера
пера того-же автора сценария.

От Михайлов А.
К Кудинoв Игорь (11.12.2005 00:44:05)
Дата 11.12.2005 02:03:12

Отстоим советский приоритет в НФ! :)

«Зеркало для героя» повесть – 1984 (
http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_mr/rybass01.htm ) фильм – 1987 .
Я конечно не думаю, что Кен Гримвуд попер идею у Рыбаса, идеи к ним пришли независимо, но Рыбас был первым.:) Что касается «сцук-особистов», то думаю смысл фильма этим не исчерпывается (а в чем он заключается пусть Пуденко объясняет, он же тему поднял :) ) и если везде «сцук-особистов» искать, то и самому таковым стать не долго – не стоит попадаться на либерастическую разводку – либерасты будут к каждой здравой идее «сцуку -особиста» прикреплять, дабы эту идею замазать грязью. Солидрст, кстати, на такую разводку ведутся – либерасты говорят СССР экономически неэффективен, т.к. там была кровавая диктатура – даешь «демократию», солдаристы – нет, СССР таки эффективен – долой демократию (уже без квычек) даешь кровавую диктатуру.

От Пуденко Сергей
К Михайлов А. (11.12.2005 02:03:12)
Дата 11.12.2005 08:41:12

Re: Отстоим советский...




Михайлов А. сообщил в новостях
следующее:705@vstrecha...
> <Зеркало для героя> повесть . 1984
http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_mr/rybass01.htm ) фильм . 1987
.
> Я конечно не думаю, что Кен Гримвуд попер идею у Рыбаса, идеи к ним
пришли независимо, но Рыбас был первым.:) Что касается
<сцук-особистов>, то думаю смысл фильма этим не исчерпывается (а в чем
он заключается пусть Пуденко объясняет, он же тему поднял :) ) и если
везде <сцук-особистов> искать, то и самому таковым стать не долго .

в фильме нет сцук-особистов нового русского кино (Штрафбат,и т.п). Не
вижу и каких-то назижаний или черно-отрцитальных и
сусально-положительных в воспительно-примитивном смысле характеров и
героев

Фильм, как и повсеть - про то, что надо родовую память иметь
(восстанавливать), а не имеешь - не поймешь ни те времена,ни своих
отцов,ни самого свого места в цепочке

Ну и еще проведена в общем та же мысль,что и в Дне сурка - о могуществе
"силы обстоятельств", о том, что воздейстовать на других и на
обстоятельства очень трудно, почти невозможно. И что этот процесс
все-таки возможен - когда начинается с многократно поротой шкуры, с
себя, с каждодневного, в общем повседневно-рутинного изменения себя,
уменьшения гонора и уважения к "обстоятельствам" других








От Кудинoв Игорь
К Михайлов А. (11.12.2005 02:03:12)
Дата 11.12.2005 02:42:57

а_ногу_афганца_не_хотите_отстоять?

Михайлов А. пишет:
> <Зеркало для героя> повесть . 1984 (
http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_mr/rybass01.htm ) фильм . 1987 .
> Я конечно не думаю, что Кен Гримвуд попер идею у Рыбаса, идеи к ним пришли независимо, но Рыбас был первым.:)
Вы Рыбаса-то просмотрите, что-ли, прежде чем приоритеты отстаивать, вроде
приоритета Петра первого, изобретшего рентген и еще что-то - вот здесь одним
куском http://lib.ru/PROZA/RYBAS/zerkalo.txt

НА заре перестройки таких делов творилось вагон и маленькая тележка. У нас в
конторе секретарем работала одна из "соавторов" книги "Секс в жизни женщины" -
она до нас трудилась в какой-то издательской фирме, задумавшей издать такую
сногсшибательную по тем временам книгу. Всем сотрудникам раздали по названию
главы и дали список материалов и две недели. Нашей Свете досталась глава
"противозачаточные средства". К сожалению, не могу вспомнить, что именно
досталось уборщице :) . Через две недели собрали, (никто не подкачал!)
сверстали, и книга была готова. Самое смешное в этой истории то, что один мой
приятель, большой знаток и ценитель этого дела, книжку проштудировал от корки до
корки, вынес из нее много полезного, настоятельно рекомендовал мне, и просил,
если вдруг увижу где книгу "секс в жизни мужчины", непременно купить на его
долю...

От Alex~1
К Кудинoв Игорь (11.12.2005 00:44:05)
Дата 11.12.2005 01:38:04

Re: ну, хорошо,...

Игорь,

И "Зеркало", и "День сурка" не сводятся к зацикливанию во времени самому по себе. Все искусство обыгрывает не такое уж большое число "основных сюжетных линий".

Далее, нельзя же любое появление "особиста" рассматривать как признак принадлежности фильма к "Штрафбату" и иже с ним.

Наконец, мне очень нравится "День сурка". :)

От Durga
К Alex~1 (11.12.2005 01:38:04)
Дата 11.12.2005 02:43:11

Re: ну, хорошо,...

И ДС тоже замечательный ыильм. Обнулять его значение крайне несправедливо, а главное - недальновидно.

От Кудинoв Игорь
К Alex~1 (11.12.2005 01:38:04)
Дата 11.12.2005 01:50:21

Ревизит,_и,_шире-второй_план

там действительно замечательны достоверностью, не знаю, кто там так хорошо
поработал, но что сюжет, что персонажи ходульны уже по перестроечному,(но еще
без мата и обнаженки :) - абсолютно, ПМСМ.

От Alex~1
К Кудинoв Игорь (11.12.2005 01:50:21)
Дата 11.12.2005 01:55:15

Re: Ревизит,_и,_шире-второй_план

>там действительно замечательны достоверностью, не знаю, кто там так хорошо
>поработал, но что сюжет, что персонажи ходульны уже по перестроечному,(но еще
>без мата и обнаженки :) - абсолютно, ПМСМ.

В начале - да. Потом главный персонаж - "перестроечно-ходульный персонаж" - начинает кое-что понимать и чувствовать. Это очень неплохо показано. Сильно. IMHO, конечно.

От Alex~1
К Пуденко Сергей (10.12.2005 21:32:28)
Дата 10.12.2005 22:07:52

Отличный фильм. Явно недооцененный. (-)


От Пуденко Сергей
К Alex~1 (10.12.2005 22:07:52)
Дата 11.12.2005 06:19:23

режиссер В.Хотиненко, тот что снял лучший современный фильм

"72 метра "





мастерство не пропьешь!

http://www.tribuna.ru/material/130204/8-1.shtml

Когда-то я делал фильм «Зеркало для героя». Мы снимали в шахте, сидели там, на глубине подолгу и прислушивались к ощущениям. Среди нас оказался парень - настоящий шахтер. Он в любительском театре играл, и я его в фильм взял. Так вот он рассказывал, что когда сам попадал в завалы, видел, как люди анекдоты травили. Понимаете, в эти моменты человек и проверяется. Жизнь коротка, если кто-то материалист. А дальше - либо она заканчивается, либо, если ты сумеешь родиться, - будешь жить вечно. В своей картине я попытался сказать: люди рождаются именно в таких обстоятельствах.



От Кудинoв Игорь
К JesCid (08.12.2005 23:52:13)
Дата 09.12.2005 00:12:18

Re: А_что_в_этом_хорошего?

> А остальное время чем человек должен заниматься? по-моему, если человек трудится менее 7-8 часов в день, то это уже его разлагает.

Ничего подобного. Вон, у буржуев что-то не особо они разлагаются - наоборот,
например, американские астрономы-любители от нечего делать ведут вполне
серьезные исследования. Какие-то там астероиды высматривают, еще что-то... И
существует немаленькая отрасль, обслуживающая досуг-хобби. во, первая прямо
ссылка -
http://www.telescopes.com/ сволочи, GPS приделали...

>...Что и можно было наблюдать наглядно сплошь и рядом в перепичканных
советских НИИ и КБ. Продукт "на гора" там выдавало от силы 20-30% работяг, а
остальные - лодыри с чайничками, в курилках, по магазинам, за чтением-печатанием
самиздата, за игрушками (уже 80-е) и пр. ля-ля.

в некоторых советских НИИ и КБ люди не работали и получаса в день. Сам наблюдал.
Если бы рабочий день был бы не 8, а 12 часов, собсвтенно продукта не
прибавилось бы. Это не дефект людей, а дефект организазации - и производства, и
досуга.

От Игорь С.
К Пуденко Сергей (28.11.2005 11:01:28)
Дата 29.11.2005 23:37:10

Текст отличный

Конечно можно дальше уточнять и развивать, "да, но" и "нет, но зато", но суть - очень верно и компактно.

Надо бы этот текст зафиксировать, как базисный ответ на тему "СССР и культура" и далее не разбрасываться.