От Кактус
К Пуденко Сергей
Дата 06.09.2010 10:40:03
Рубрики В стране и мире;

Re: Подвижническая дъятельность...

сталинизм для меня - пустой газетный штамп уже. Или стертая монета,прошедшая двести рук и потерявшая абрис. В моем глоссарии ,проблемном поле современнсти, отсутствует. Генезис через запрос на такого тип управления отчасти рассмотрел Эрик Соловьев. "Новобранцы индустриализации и пр". В альманахе. тут обсуждали, еще с Ольгой
>5 лет назад. Теперь в базисе другие траблы, процессы, неизоморфеные тогдашним ни в чем. В виртуале конечно моожет быть все что угодно

Сергей Павлович, это для тебя «сталинизм» - ветошка. А люди из нее сделали символ и довольно эмоционально на него реагируют. Одни с обожанием и надеждой, другие – с ненавистью. Потому что не понимают, часто умышленно, что за этой ветошкой скрывается.

Я на этот счет для себя слепил теорию, как всегда завиральную, боянистую, но все-таки имеющую какое-то отношение к действительности. ПМСМ самым важным противоречием для России оказалось не противоречие между несостоявшимся капитализмом и социализмом, а – между азиатским способом производства (АСП) и социализмом.

«Русские коммунисты» в реальном коммунизме СССР диалектики марксова коммунизма (социализма) и АСП (он же русский коммунизм по Бердяеву и Солоневичу) не видят. Успехи социализма зачисляют на счет АСП, дескать тогда пороли лучше, потому ракеты и не падали. А беды СССР объясняют тлетворным влиянием Запада. «Русские патриоты» пользуются для объяснения своей косорукости жидо-масонами, которые опять же марксисты. Либералам ненавистны и социализм и АСП которые они вместе называют «совок». Сейчас они, наконец, выяснили что такое совок без социализма (АСП), сидят в луже и пускают слюни. Люди пользующиеся самоназванием «левые» и думающие что они марксисты тоже АСП не видят и пытаются рассматривать Россию по схеме созданной Марксом для Европы. Опять незадача – ничего не дает, например, сравнение абсолютизма во Франции и опричнины в России.

АСП – общественно-экономическая формация в которой постоянная внешняя угроза вынуждает содержать государство не соответствующее производительным силам общества. Скудный ландшафт и низкая плотность населения заставляют для сбора необходимого для содержания государства продукта объединять огромные территории. В качестве налога изымается весь прибавочный продукт и часть необходимого. Один элемент диалектической пары АСП – государство, другой – община.

Основа АСП – община, созданный властями искусственный коллектив задача которого - уравнительное распределение: средств производства для обеспечения производства каждым налогоплательщиком прибавочного продукта, и предметов потребления с целью обеспечить выживание каждого налогоплательщика. Государство не может существовать без общины потому что она обеспечивает производство продукта и выживание населения. Община не может существовать без государства потому что оно силой удерживает людей в общине. Эта связка хорошо заметна в эпоху революции и гражданской войны – вместе с государством тут же исчезла община. Население разделено на податное сословие и элиту. Элита отождествляет себя с государством, которое в русской политике есть единственный коллективный субъект власти и собственности. Это чрезвычайная ситуация, закрепленная навсегда. Она замораживает развитие производительных сил на уровне традиционного общества.

В развитии АСП соблюдается определенная цикличность. В периоды внешних осложнений, например, войн, АСП функционирует нормально. В мирные периоды накапливается средний класс – слой людей которые обязаны своему благополучию не помощи общины или поддержке государства, а собственному труду. Этот слой провоцирует прививку к АСП капитализма (крестьянство и столыпинская реформа) или социализма (рабочий класс и пролетарская революция). Но движущей силой перемен каждый раз выступает люмпен, которого разложение общины порождает в количествах на порядок больших, чем самостоятельного работника. Именно от люмпена поступает запрос на АСП, например требование при освобождении крестьян ввести вторую редакцию общины, или при социалистической революции – диктатуру в партии, государстве и обществе.

Наличие общинных пережитков в обществе облегчает переход к социализму (нет капитализма) и усложняет его строительство (АСП не слабее капитализма). Когда Ленин говорил об отмирании государства он имел ввиду буржуазное государство, которого в России никогда не было, или государство АСП? Мне кажется что второе.

Капитализм с перераспределительными функциями (народный капитализм, шведская модель социализма) - капитализм с элементами АСП. Строй против которого бунтовали в Венгрии в 1956 и в Чехословакии в 1968 - социализм с элементами АСП. Сегодня в России социализма нет. Что осталось? Периферийный компрадорский капитализм и он родимый, АСП. Путинское государство давит всякого независимого от него собственника (казалось бы своего брата буржуя). Оно поддерживает на плаву за счет огромных налогов социальную сферу, в том числе нерентабельные производства, которые кроме социальной других функций не имеют. Оно загнало в рамки вертикали власти региональные элиты и бизнес. В олигархе и боярине общее то что оба единолично правили нефтяной компанией и удельной землей, а на государство плевали. А разница в том что боярина посадили на кол, а олигарха – шить рукавицы. Потому что сегодня начальников могут в Европу не пустить, если на кол.

От Павел Чайлик
К Кактус (06.09.2010 10:40:03)
Дата 06.09.2010 13:43:05

Тут возникают почти стандартные вопросы

Тут возникают почти стандартные вопросы по АСП. Если текущее положение вещей интерпретировать как АСП, то придется признать, что в кризис власть решила и ее демонтировать (переливание из социалки в банки и прочие ошфор-бутылки) и перейти вообще непонятно к какому нестабильному состоянию. Если же такое состояние еще не достигнуто (что более правдаподобно), то оно (стабилизец) находится уже где-то ниже минимума индустриализма (ветки о последних решениях тандема по образованию и прогнозы экс-министра о цене на нефть висят тут).

Т.е. АСП - что-то очень сырое, но не без указание на реальную сущность. К тому же, ИМХО, хороший концепт сразу намекает на то, что с ним можно сделать. АСП выглядит как-то нефункционально.
Может это можно пересобрать вокруг "возможности существования общности в условиях высокой одновременно экзогенной высотной и эндогенной неоднородности?

От Пуденко Сергей
К Кактус (06.09.2010 10:40:03)
Дата 06.09.2010 11:39:24

Re: Подвижническая дъятельность...

>>А сталинизм для меня - пустой газетный штамп уже. Или стертая монета,прошедшая двести рук и потерявшая абрис. В моем глоссарии ,проблемном поле современнсти, отсутствует. Генезис через запрос на такого тип управления отчасти рассмотрел Эрик Соловьев. "Новобранцы индустриализации и пр". В альманахе. тут обсуждали, еще с Ольгой
>>5 лет назад. Теперь в базисе другие траблы, процессы, неизоморфеные тогдашним ни в чем. В виртуале конечно моожет быть все что угодно
>
>Сергей Павлович, это для тебя «сталинизм» - ветошка. А люди из нее сделали символ и довольно эмоционально на него реагируют. Одни с обожанием и надеждой, другие – с ненавистью. Потому что не понимают, часто умышленно, что за этой ветошкой скрывается.

ничем не могу помочь(с)

>Я на этот счет для себя слепил теорию, как всегда завиральную, боянистую, но все-таки имеющую какое-то отношение к действительности. ПМСМ самым важным противоречием для России оказалось не противоречие между несостоявшимся капитализмом и социализмом, а – между азиатским способом производства (АСП) и социализмом.


ну это близко к телу ПМСМ

мы тут схему(оргдеятельнстную)надысь составили для своей работы на год. Новый мировой порядок,знания, методология, введение в обществоведение

Я движусь по своей траектории, с коррекцией на проблему "генезиса науки НВ"(огромное спасибо Чайлику) это началось давно и зафиксировано в моей прорвывной работе 2006г " Проект ДГ". Цитата из примечаний оттуда



http://www.google.com/url?sa=t&source=web&cd=1&ved=0CBUQFjAA&url=http%3A%2F%2Fvif2ne.ru%2Fnvz%2Fforum%2Farhprint%2F82151&ei=ZpiETK6gFsqbOOG61NMO&usg=AFQjCNHW-3mMtJoQaMWeWJle23IeFkLVMA&sig2=JEFQ3YdvTUxnNGe9JDVL1A
“В настоящее время существует необходимость в спокойной рефлексии

относительно возможностей и приоритетов социальной мысли и

организации научной деятельности. При этом главный упор Уоллерстайн

делает на рассмотрение <организации нашего труда>. Он выделяет в

связи с этим несколько основных проблем. Первой такой проблемой он

считает <разделение познания на две культуры>. Приблизительно с

1850 г. по 1970 г. в мировой университетской системе существовали

факультеты естественных наук и факультеты гуманитарных наук с

противоположными эпистемологическими ориентациями. Социальные науки

располагались где-то посередине, испытывая мощное воздействие этих

противоположных ориентаций. Сегодня в естественных науках все более

важную роль играют так называемые <усложненные науки>,

опрокидывающие (особенно в методологическом плане) основные

положения и установки традиционной ньютоновской модели науки. А в

гуманитарной сфере набирают силу <культурные исследования>. Сегодня

мы имеем дело с <центростремительной моделью в том смысле, что две

крайности (наука и гуманитарные дисциплины) движутся в направлении

располагающегося в промежутке центра (социальной науки), принимая в

определенной мере ее правила> (с.31) …Третья проблема . организационная, связанная с традиционным дисциплинарным членением социальных наук. Жесткая приверженность

этому членению наносит вред исследовательской работе, особенно

молодых ученых. Следует заново <объединить и заново разделить>

социальные науки с тем, чтобы добиться <интеллектуального

прогресса>. Последний должен привести к <исторической социальной

науке>, базирующейся на “новых) методологических посылках.”


Социологическое обозрение Том 1, ? 1, 2001
Иммануил Уоллерстайн
От социологии к исторической социальной науке:перспективы и препятствия

From sociology to historical social science: prospects and obstacles.
British Journal of Sociology. Vol.N 51, Issue N 1 (January/March 2000), pp.25-35
"усложненные" науки - это перевод выражения comрlexity science, научной парадигмы, связанной с западными аналогами "синергетики". Валлерстайн неоднократно говорит о ней в своих книгах

По-моему, опять-таки только у нас смысл иероглифа раскрыт. А прочие - в слепоте
http://www.situation.ru/app/j_art_1052.htm

Теория сложности (Complexity) и системный подход




и не я один что-то такое чухает

Фурсов(огромное спасибо за его ослеживание) в горячо рекомендуемой книге (Исторический капитализм) в предельно сжато четком методолгиечском предисловии написал, что есть ДВЕ заслуживающих взятия в базис методологии

Маркс
МСА(мир-системный анализ)
Всё.
Точка.

http://www.polit.ru/research/2007/05/30/miller.html#_ftnref1
те, кто читает Нарочницкую и Назарова, не будут читать того же качества текст Янова просто потому, что одни поют для своих -- и другие поют для своих. Янова будет читать и полагать, что прочел что-то ценное, тот человек, который вместе с ним изначально, еще до прочтения его текста, верит в то, что он собирается прочитать.

На самом деле, это такое упражнение в самоуговаривании и с той, и с другой стороны, а не настоящая критическая и аналитическая практика.

«НЗ»: А как можно преодолеть такую модель? Возможно ли такое?

А.М.: Я бы сказал, что для начала нужно просто почитать что-нибудь. Скажем, когда я смотрю на все эти рассуждения Янова, я думаю, что даже в русском переводе (к тому же Янову он и не нужен) уже в течение некоторого времени существуют книги Иммануила Валлерстайна[1], существует книга «Изобретая Восточную Европу» Ларри Вульфа[2], существует очень хорошая книга Ивера Ноймана «Использование другого»[3].

Почему я называю эти книги? Потому что Валлерстайн говорит о том, что позиция России в мировой системе в очень большой степени определяется не тем, что о себе думают какие-то не шибко влиятельные в масштабе даже самой Российской империи интеллектуалы, но логикой более крупной системы, на периферии которой находится Россия.

Что нам рассказывает Вульф? Он рассказывает, что Россию назначили быть не Европой, и быть на востоке, а не на севере, как прежде считалось, причем назначили вовсе не в России, а в Западной Европе в конце XVIII -- начале XIX века.


и т.д.

пока списки
Валлерстайн И. Миросистемный анализ // Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций / Под ред. Н. С. Розова. Новосибирск, 1998. — Выпуск 1. — С. 105—123.
Валлерстайн И. Изобретения реальностей Времени-Пространства: к пониманию наших исторических систем // Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций / Под ред. Н. С. Розова. Новосибирск, 2001. — Выпуск 2.
Валлерстайн И. Миро-системный анализ
Валлерстайн И. Интеллектуалы в эпоху перехода
Валлерстайн И. Шок и трепет? // Логос. — 2003. — № 1.
Валлерстайн И. Конец начала // Логос. — 2003. — № 1.
Валлерстайн И. Орел пошел на аварийную посадку // Логос. — 2003. — № 2.
Валлерстайн И. Ни патриотизм, ни космополитизм(PDF) // Логос. — 2006 — № 2.
Валлерстайн И. Новые восстания против системы. // . — 2007. — № 4 [1]
Валлерстайн И. Маркс и слаборазвитость // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2008. — № 1.
Валлерстайн И. Модернизация: мир праху ее // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2008. — № 2.
Валлерстайн И. Европейский универсализм: риторика власти(PDF) // Прогнозис. — 2008. — № 2 (14).
Валлерстайн И.Маркс и история: плодотворное и неплодотворное прочтение (из книги Э. Балибара и И. Валлерстайна «Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности»)
Валлерстайн И. Капитализм в ближайшем будущем исчерпает свой потенциал"



Валлерстайн И. Миросистемный анализ: Введение

От Alex~1
К Кактус (06.09.2010 10:40:03)
Дата 06.09.2010 10:47:03

Re: Подвижническая дъятельность...

>Я на этот счет для себя слепил теорию, как всегда завиральную, боянистую, но все-таки имеющую какое-то отношение к действительности. ПМСМ самым важным противоречием для России оказалось не противоречие между несостоявшимся капитализмом и социализмом, а – между азиатским способом производства (АСП) и социализмом.


Семенов эту, согласен, весьма боянистую :) концепцию развивает очень многоречиво. :) "Индустрополитаризм" - звучит, однако. :)

От Кактус
К Alex~1 (06.09.2010 10:47:03)
Дата 06.09.2010 10:57:39

Re: Подвижническая дъятельность...

>Семенов эту, согласен, весьма боянистую :) концепцию развивает очень многоречиво. :) "Индустрополитаризм" - звучит, однако. :)

Я как-то у Семенова ничего кроме желания сочинить свою личную теорию не увидел. На практику выходов у него нет. Есть другой автор который об этом пишет – Стариков Е.Н. «Общество казарма от фараонов до наших дней» и «Адаптанты» в Альманахе
http://www.situation.ru/app/aut_t_542.htm

От Alex~1
К Кактус (06.09.2010 10:57:39)
Дата 06.09.2010 11:06:45

Re: Подвижническая дъятельность...

>Я как-то у Семенова ничего кроме желания сочинить свою личную теорию не увидел.

Ну, для теоретика такое желание нужно назвать похвальным (само по себе). :)

На практику выходов у него нет.

А в чем это должно было выражаться у Семенова применительно к данной теме? Практическое обоснование (дохлое, но все-таки) он пытается дать.

> Есть другой автор который об этом пишет – Стариков Е.Н. «Общество казарма от фараонов до наших дней» и «Адаптанты» в Альманахе
http://www.situation.ru/app/aut_t_542.htm

Мне Стариков показался в этом смысле еще более поверхностным, чем Семенов применительно к "индустрополитаризму".