От Константин
К Администрация (Кудинoв Игорь)
Дата 16.09.2008 10:48:08
Рубрики В стране и мире;

Москва - Черная дыра

Похоже ли это на правду?
http://contr-info.ru/news/2008-09-15-276

Москва - Черная дыра 15:57:13
Сегодня прочитал ходящую по интренету байку:

Большой адронный коллайдер, длиной 27 километров был построен за 10 миллиардов долларов. на эти же деньги можно построить 13 (!) километров четвертого транспортного кольца в Москве (по рыночным ценам на сегодняшний день).

Решил проверить. Стоимость проекта LHC CERN составила €3.2–6.4 млрд. (по другим данным 5 млрд фунтов стерлингов). Похоже. Напомню, что коллайдер расположен в туннеле длиной 26,7 км, который проложен на глубине около ста метров под землёй в горах. Для удержания протонных пучков используются 1 624 сверхпроводящих магнита, общая длина которых превышает 22 км, для охлаждения которых проложена специальная криогенная линия. Справедливости ради отмечу, что тонель был использован от предыдущего проекта CERN. В любом случае 10 млд. долл - правильная оценка проекта сверху. Примерно $370 млн. за км.

Цена четвертого кольца взята из результатов торгов на сторительство.


Тендер на строительство 3,9-километрового участка трассы ЧТК выиграла компания «Мостотрест». Общая сумма подряда на строительство — 66,3 млрд рублей, что в пересчете на километр трассы и даст ту самую астрономическую сумму в $716 млн. Это самая низкая цена среди предложенных участниками тендера.

Итак, действительно, строительство высокоточного тоннеля в горах, напичканого сверхпроводящими магнитами, стоит почти вдвое дешевле стротельства дороги в Москве. Кажется не в CERN обнаружена черная дыра.

UPD: оказывается 66 млрд - это только на дорогу. Еще 13 млрд заложено на выкуп гаражей.
UPD: Стоимость LEP CERN - старого коллайдера в тоннеле которого был построен LHC CERN 1 млрд. долл. (1,3 млрд франков Швейцарии). Это вместе с тонелем и старым, но не дешевым, оборудованием.



От Кудинoв Игорь
К Константин (16.09.2008 10:48:08)
Дата 16.09.2008 13:08:01

Re: Москва -...

там еще и инфраструктура, эстакады, развязки, гаражные комплексы. Этих ребят голыми руками не возьмешь, ты фейс Ресина видел? цифры там, могу побожиться, чистейшие, а попил запрятан в такие детали, что на его откапывание надо четверть московских прокуроров и еще институт экспертов мобилизовыать.

Следующий коллайдер, кстати, хотят строить в Дубне,
http://www.rbcdaily.ru/2008/09/12/focus/378923

От Михайлов А.
К Кудинoв Игорь (16.09.2008 13:08:01)
Дата 28.09.2008 19:43:04

Кольцо ускорителя лучше чем транспортное кольцо.

Даже если деньги на строительстве большого линейного коллайдера (ну он конечно не кольцо, разве что в поперечном сечении, но уж больно заголовок понравился) просто попилить, и то пользы будет больше чем от транспортного строительства даже без попила. Потому как вместо чисто экстенсивных инвестиций в перераздутую сферу строительства и инфраструктуры, инвестиций, освоение которых лишь воспроизведет проблему на новом уровне, лучше интенсивно инвестировать в целый комплекс наукоемких отраслей. которые потребуется задействовать при строительстве ускорителя. А уже если разумно организовать исследовательскую программу ускорительных экспериментов, то вполне можно рассчтывать на подъем отечественной фундаментальной науки.