....
ежегодный объем вводимых до 2010 г. в эксплуатацию новых энергомощностей, по моей оценке, составит не более 4 ГВт. Напомню, что согласно приведенным выше расчетам, средний ежегодный рост энергопотребления в ближайшие несколько лет оценивается в 2,1%. Его обеспечение потребует, в свою очередь, ежегодного ввода около 6 ГВт новых мощностей, из них 1,5 ГВт - на замещение выбывающих из эксплуатации энергоблоков.
Можно предположить, что в связи с возникающим дефицитом электроэнергии, программа замещения устаревших блоков будет максимально сокращена. За счет этого на какое-то время удастся не допустить критического отставания предложения от спроса на электроэнергию, однако кризис будет нарастать.
В любом случае, массированного ввода в эксплуатацию новых мощностей до 2010 года, избыточного предложения электроэнергии на рынке и, как следствие, снижения цен на электроэнергию, как утверждают руководители РАО «ЕЭС», а вслед за ними и Минпромэнерго, ожидать не приходится.
Чего же следует ожидать?
Реальный баланс
Согласно утвержденному правительством в сентябре прошлого года графику либерализации цен на электроэнергию, уже к 2011 году почти 100% электроэнергии будет реализовываться по ценам, определяемым рынком. Исключение составят поставки для населения, это около 10% всего потребления. Однако, механизмы субсидирования регулируемого, более низкого, тарифа для населения до сих пор не прописаны. Продекларирована лишь необходимость ликвидации перекрестного субсидирования за счет промышленности.
Согласно прогнозу Минэкономразвития, темпы роста тарифов составят 12,5% в 2009 г. (сегодня в ФСТ обсуждается рост тарифов в 2009 г. уже на 23-25%) и 13,5% в 2010-м, при этом на оптовом рынке московского региона цена за кВт.ч будет равна 1 рублю.
Реальный же рост цены на электроэнергию можно оценить, исходя из динамики котировок на торговой площадке Администратора торговой системы - АТС. В сентябре 2007 г., в период дефицита электроэнергии, вызванного выводом из эксплуатации энергоблоков в связи с ремонтной кампанией, цена на спотовом рынке "сутки вперед" достигала 1,15 руб. за кВт.ч. Она более чем вдвое превысила регулируемый тариф - 41,3 коп. за кВт.ч для Москвы.
В первые дни января 2008 г. в связи с задержками в заключении долгосрочных договоров на поставку электроэнергии по регулируемому тарифу котировки на торговой площадке АТС достигали 1,2 руб. за кВт.ч при тарифе 55,9 коп. за кВт.ч (с оплатой за мощность - 76 коп.) для Москвы. По мере увеличения сектора свободного ценообразования средняя цена будет все больше подтягиваться к уже обозначившейся верхней границе.
Реальный порог проявится лишь после того, как уровень цен будет обеспечивать новым владельцам тепловых генерирующих компаний доходность строительства генерирующих мощностей, сопоставимую с другими рынками, а это не менее 20-25% годовых. Впрочем, давление на цены скорее окажет другой фактор, нежели начало массового строительства новых электростанций.
По данным Международного энергетического агентства, энергоемкость ВВП России в 11 раз выше, чем в Германии, в 6 раз выше, чем в Канаде, в 4 раза больше, чем в Польше. Поэтому с выходом оптовых цен в ходе либерализации рынка электроэнергии на уровень 1,2 руб. за кВт.ч, цена электроэнергии в России фактически сравняется с уровнем цен, например, в США ($0,06 или около 1,5 рубля за кВт.ч по итогам 2006 года для промышленных потребителей). Результатом будет вывод из эксплуатации производств, теряющих конкурентоспособность в связи с ростом цен на электроэнергию, а значит - сокращение темпов роста ВВП.
Возможно, при этом будут запущены рыночные механизмы по внедрению энергосберегающих технологий. Внедрение очевидных мер по энергосбережению - рационализация работы осветительных приборов, теплоизоляция и т. д. - может дать 10-15% снижения затрат электроэнергии. Сопоставимый эффект может принести изменение суточного и недельного профиля графика энергопотребления - смещение пиков нагрузки на выходные дни и ночные часы при возможности приобретать электроэнергию по более низким тарифам.
Наконец, энергокомпании в условиях дефицита электроэнергии будут более эффективно выстраивать свои ремонтные работы, повышать коэффициент использования установленной мощности, снижать затраты электроэнергии на собственные нужды, потери при ее передаче и т. д. В совокупности эти меры дадут снижение прироста энергопотребления в течение трех-четырех лет по отношению к нынешним 2,2%, что позволит сократить необходимость ввода новых мощностей до 3-5 ГВт в год. Напомню, что А. Чубайс говорил о строительстве в 2010 г. 15,9 ГВт новых генерирующих мощностей.
Главный вопрос заключается в том, как промышленность и население переживут переходный период. Это те самые три - пять лет, в течение которых будет устанавливаться баланс между имеющимся платежеспособным спросом на электроэнергию, с одной стороны, и аппетитами энергетических и строительных компаний - с другой. Что сможет сделать новое правительство, чтобы смягчить переходный период?
Б. Нигматулин,
д. т. н., профессор, первый заместитель директора Института проблем естественных монополий
«ПВ» № 3-4, март, апрель 2008
>По идее, если хватит мозгов, то необходимо возродить единство управления энергетикой . Возможно Минэнерго на это направлено.
>Хотя вся идеология "реформ" была именно обратной делить на максимальное количество частей.
опять "переходный период". И цифры в анализ пляшут. Явно перед сменой руководства опять им там все было до фени, и все эти "стратегические" прикидки пойдут опять пойдут коту под хвост. НО КРЕСТ-ТО ВИСИТ