От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей Ответить по почте
Дата 30.03.2007 09:24:54 Найти в дереве
Рубрики Управление & методология; Версия для печати

Виля Гельбрас.КМГ-схематика в нынешнем китайском варианте

- еще один из самых авторитетных авторов, часто разбираемых Шушариным.
В частности,он в 2000 исчислил несколько иные,нежели обычно
фигурирующие, цифры роста экономики КНР - не 9-10 проц, а 6-7 в год,на
протяжении 13 лет реформ (данные в Полилогии).

Эту его статью часто растаскивают по кускам, всякие "синергетико мироно"
безоглядно пиздят из=-з спины оттуда лакомые абзацы про "подспудные
китайские планы", не указывая ни источника, ни подоплеки самой этой
"истории" с "одной китайской газетой". И с др. стороны - не зная
развития этого "эпизода" (статья-то эта давнняя). оно есть в недавних
материалах сибиряков, Крупнова и Громыко. Так что всем этим "синергетико
руссо, облико морале" удастся сбить с толку своей "компетэнтостью" и
проницательнстью - только сотню-другую легковерных
маргиналов-сетевичков на всяких рус.нац.песец.ру.ру.ру

эпизод с "планом бывшего секретаря КПК города Хэйхэ" , на мой взгляд,без
алармизма стоит рассматривать как пример стратегической "схематики",
основанной на традиц.китайской методологии и науке( в описанном выше
Еремеевым смысле) . В сочетании с другими характерными особенностями
этой науки , с ее "фрактальностью" и прочей"синергетичностью" - что
обеспепичиаает стереосокпию, междисциплинарность, "синергию" наук о духе
и теле , настоящую "комплексность" (цзунхе) увязки и интеграции разных ,
в том числе тшательно выверенных аспектов мощи ( ли) общества. Это и
есть пример построения КМГ-схематики в нынешнем китайском варианте

статья Гельбраса дополнена комментами с ВИФа и еще одной интересной
статейкой из Вокург света.Там вывод на мой взгляд точный и в верном
направлении -"развивать КМГ!".
-------



В.Г. Гелъбрас
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Порой можно встретить утверждения, согласно которым у России и Китая нет
светлых перспектив в эпоху глобализации. Обе страны якобы экономически
обречены. Если Китай еще может сохраниться как второсортное или
третьесортное государство благодаря своим возможностям массового
производства несложной продукции тра-диционных отраслей, то у России нет
и такого шанса. Подобное мнение предельно пессимистично.
Вообще говоря, в его основе лежит убежденность, что важней-шие тенденции
мирового развития формируются исключительно наиболее развитыми странами
мира. Именно они определяют тех-нико-технологическое и хозяйственное
развитие всего человечества. А оно стало возможным благодаря высоким
темпам накопления знаний и на этой основе - развития науки, техники,
промышлен-ных и управленческих технологий, их оформления в виде особой
системы собственности, равно как механизма извлечения прибы-ли путем
использования собственности на знания, сложившегося в наиболее
индустриально развитых странах, прежде всего США. То, что данная точка
зрения учитывает реальное положение дел, - факт. Однако она страдает от
абсолютизации или преувеличения значения ряда действительно существующих
явлений.
На самом деле приведенной и аналогичной аргументации глобаль-ной
всеобщей зависимости от нескольких государств недостаточно. Что касается
темпов накопления знаний, развития техники и тех-нологий, то в истории
России есть достаточно примеров того, что страна была в состоянии
совершать гигантские прорывы во многих областях. Она, однако,
существенно отстала в разработке и исполь-зовании управленческих
технологий, в оформлении и защите соб-ственности на знания, в создании
механизмов практического ис-пользования новейших технико-технологических
решений. И тем не менее последние 50 лет дали немало фактов, позволяющих
отри-цать фатальную неизбежность технико-технологической отсталости
России. В ряде сфер Россия действительно отстала, но среди них нет ни
одной, способной предопределить неизбежность будущей ее ущербности. В
последние годы огромные потери понесла вся сфера науки и прикладных
научных исследований. Однако вряд ли можно утверждать, что возрождение
науки и прикладных исследований уже невозможно.

Другое дело - и это, пожалуй, самое главное, - России пред-. стоит
тяжелая и длительная целеустремленная работа, призванная обеспечить ей
достойное место в мире. Необходимы долгосрочная стратегия развития,
подъем науки, изменение роли университетов создание системы управления
интеллектуальным потенциалом как в обществе в целом, так и в каждой
уважающей себя фирме. Глав-ные препятствия на этом пути - отсутствие
политической воли, бюрократизация и коррумпированность государственного
аппарата, утрата доверия населения к "своему" государству.

Положение в КНР иное, но не менее сложное. Во-первых, страна существенно
отстала в развитии фундаментальной науки. Вместе с тем в ней
предпринимаются интенсивные усилия по развитию при-кладных исследований.
Во-вторых, иероглифический строй китай-ского языка является серьезнейшей
преградой на пути освоения знаний, накопленных в других странах, и
требует постоянной трени-ровки памяти и навыков работы с письменными
текстами. Длитель-ные перерывы в ней породили такое массовое явление,
как "новые неграмотные" - появление людей, в зрелом возрасте во многом
утра-тивших способность читать и писать. Население страны отличает
низкий культурно-технический уровень. В 2000 юду более 42% его
оставалось неграмотным или обладало образованием на уровне на-чальной
школы, лишь 11,1% закончили полную среднюю школу и только 3,6% - высшие
учебные заведения и приравненные к ним высшие курсы. В то же время эти
3,6% в абсолютном выражении составляют свыше 45 млн. человек, что
превышает общую числен-ность населения иных развитых стран. В-третьих, в
культуре и мента-литете нации заметные позиции занимает обращенность в
прошлое, ценностная ориентация на копирование и подражание
интеллекту-альным достижениям предков и известным образцам.

При этом, однако, за последние 20 лет десятки тысяч китайцев получили
образование за рубежом, овладели западными языками, познакомились с
достижениями современной науки, техники, освои-ли современные системы
управления и обрели способность к само-стоятельному творчеству. Можно
назвать немало примеров технико-технологических достижений в КНР
последнего времени, имевших мировое значение. КНР, безусловно,
располагает определенным творческим потенциалом. Одна из главных проблем
развития заклю-чается в том, сколь эффективны будут усилия образованной
элиты, действующей в условиях мобилизационной экономики
коррумпи-рованного государства и в обстановке культурно-технической
отста-лости основной массы населения.

Тема, рассматриваемая в данной статье в силу многих причин относится к
числу сложнейших. Не претендуя на ее детальное рас-смотрение и
исчерпывающий, детальный анализ, попробуем разо-брать только несколько
проблем, имеющих принципиальное зна-чение. Первостепенное внимание
предстоит уделить КНР, наиболее крупному нашему соседу, способному
оказать гигантское воздей-ствие на развитие России.
Прежде всего, однако, разумно обозначить несколько важных особенностей
экономического развития КНР, делающих ее отлич-ной от абсолютного
большинства других стран мира, включая Рос-сию.

Во-первых, эта страна "обречена" на максимально возможные темпы
наращивания производственного потенциала. Численность безработных и не
полностью занятых жителей почти в два раза превышает все население
России; общая численность трудоспособ-ного населения прирастает на 10-12
млн. человек в год. Страна обязана создавать десятки миллионов новых
рабочих мест ежегодно под угрозой возникновения серьезных социальных
проблем. В этой связи характеристика китайской экономической модели как
"вело-сипедной" имеет под собой основание: равновесие возможно лишь при
постоянном поддержании поступательного движения.
Во-вторых, Китай испытывает острый дефицит многих природ-ных ресурсов.
Запасы целого ряда из них, имеющих узловое значе-ние для развития,
составляют в расчете на душу населения около одной трети среднемировой
нормы. Особенно важны острый дефи-цит пахотных площадей и запасов
пресной воды. Разумеется, Китай, сравнительно недавно приступивший к
обстоятельному исследова-нию своих недр, возможно, переживает сейчас
эпоху "великих гео-логических открытий" и никто не может предсказать их
результаты. Однако дефицит пахотных площадей и пресной воды не просто
явля-ется непреложным фактом, он уже в настоящее время оказывает
отри-цательное воздействие на социально-экономическую жизнь Китая.
В-третьих, чрезвычайно важно, что, несмотря на заметное расши-рение
негосударственных секторов, развитие экономики полностью определяется и
регламентируется государством. Государственный сектор занимает
господствующие позиции в народном хозяйстве страны, и ее экономику еще
рано называть рыночной.
Четвертая особенность состоит в том, что КНР на протяжении ряда лет
развивается в условиях дефляции и, несмотря на все пред-принимаемые меры
государственного регулирования, преодолеть вялость внутреннего рынка не
удается. Сложилась парадоксальная ситуация; рост экономики, вовлечение в
производство нескольких
сот миллионов людей всего за 20 лет, появление большого коли-чества
новых отраслей, развитие мобильности населения наряду с другими
положительными переменами вызвали сравнительно не-продолжительный рост
потребительского спроса, не сопровождав-шегося, однако, качественным
скачком в развитии потребностей Казалось бы, должно было происходить
иное: непрерывный рост многообразных потребностей населения,
базирующихся на умно-. жении способов их удовлетворения. Большого
эффекта не дают даже меры, стимулирующие рост спроса. Похоже, что
дефляцион-ная обстановка будет определять экономическое положение страны
на протяжении многих лет.

Здесь нет возможности разбирать указанные, равно как и другие базисные
явления в народном хозяйстве этой страны. Они должны стать предметом
специального рассмотрения. Принципиально важно для избранной темы иное:
перечисленные особенности в КНР осоз-наны и с их учетом сформулирована
долгосрочная активная внеш-неэкономическая стратегия. В ее разработке
приняли участие многие академические и ведомственные исследовательские
центры, целая армия специалистов. В ее основу положены четкие временные
ори-ентиры - 2010, 2020, 2030, 2050 годы и конец века, когда намечено
"завершить строительство социализма". Для каждого из периодов определены
количественные и качественные показатели развития, Опыт последних 20 лет
свидетельствует о способности китайского государства мобилизовывать все
силы страны и концентрировать их на решающих направлениях наращивания
экономического по-тенциала. В результате стратегические
социально-экономические ориентиры 1980-2000 годов были в основном
достигнуты, Поэтому новая стратегия заслуживает самого пристального
внимания. Осо-бенно в связи с тем, что ничего подобного в России еще ие
сущест-вует. К сожалению, в России делаются только первые шаги в этом
направлении. К таковым прежде всего следует отнести федеральные целевые
программы "Электронная Россия" и "Единая образователь-ная среда".

На XV съезде КПК (1997г.) был сделан вывод о необходимо-сти перехода к
экспортной ориентации экономики Китая. В марте 2000 года на 3-й сессии
Всекитайского собрания народных пред-ставителей девятого созыва
Председатель КНР Цзян Цзэмипь про-возгласил переход к активной
внешнеэкономической стратегии "идти во вне", назвав ее "главным полем
битвы": "Только смело и активно "идти во вне". Во-первых, только так
можно восполнить недостаток национальных природных ресурсов и рынка;
во-вторых, только так можно вывозить технику, оборудование, продукцию,
только так можно еще более эффективно ввозить более новую тех-нику,
развивать новые отрасли; в-третьих, только так можно посте-пенно
формировать наши собственные транснациональные корпо-
ации, чтобы еще лучше участвовать в глобальной конкуренции; четвертых,
только так можно еще лучше способствовать экономи-ческому развитию
"третьего мира", повышать мощь борьбы с геге-монизмом, защищать
международные силы мира во всем мире"..
Некоторые китайские специалисты считают, что главное содер-жание новой
внешнеэкономической стратегии определяется поли-тикой экспорта капитала,
нацеленного прежде всего на освоение природных ресурсов других стран
планеты, расширение товарного экспорта, завоевание новых рынков сбыта и,
наконец, поступление новых техники и технологий.

В основу внешнеэкономической стратегии положены, в частно-сти, расчеты
китайских специалистов, согласно которым, за 1979-1997 годы рост
экспорта позволил обеспечить не менее 21% роста ВВП. В условиях глубокой
дефляции, определяющей внутреннюю экономическую ситуацию в стране в
последние годы, значение экс-портной ориентации народного хозяйства КНР
приобрело особенно большое значение. Тем более, что экономика страны
стала испыты-вать недостаток сырьевых ресурсов.

Для решения обозначившихся проблем выработан целый комп-лекс
стратегических установок: "идти во вне", использовать "два вида сырья,
два рынка" (сырье страны и других государств, внут-ренний и мировой
рынок), "два импорта, один экспорт" (импорт сырья и капиталов, экспорт
капитала), развертывать "трансгранич-ное хозяйствование". Решено
"обратить слабость в силу", то есть полностью использовать в интересах
внешнеэкономической экс-пансии гигантские ресурсы дешевой рабочей силы
страны.
В XXI веке, как объявлено в Китае, страна начнет реализацию политики
"транснационального хозяйствования". При этом пред-полагается развитие
деятельности по нескольким направлениям: внешняя торговля, зарубежные
капиталовложения, создание транс-национальных компаний.

Цели стратегии будут постепенно осуществляться в течение че-тырех
этапов.
Первый этап -- "выращивание групп предприятий". Заплани-ровано отобрать
100 лучших групп крупных предприятий, которые получат поддержку
государства, права на зарубежные капиталовло-жения и экспортное
предпринимательство.
Второй этап - развитие экспортоориентированных групп пред-приятий.
Одновременно он явится начальным этапом интернацио-рализации,
характерным активным развертыванием прямых экс-портно-импортных
операций, созданием за рубежом сбытовых opга-нов; постепенным
расширением прямой инвестиционной деятель-ности за рубежом (с
использованием разных форм объединений слияний, поглощений, установления
контроля); сбытом продукции зарубежной переработки и сборки в третьих
странах.
Третий этап -- транснациональное предпринимательство
экс-портоориентированных групп предприятий. На этом этапе их зару-бежная
деятельность станет основной. Они должны будут создавать свои дочерние
компании, филиалы компаний в других странах, тесно производственно и
хозяйственно связанные с материнскими.
Четвертый этап - формирование ТНК. Это этап, когда между-народная
деятельность групп предприятий достигнет определенной степени зрелости,
а материнская компания развернет свою деятель-ность во всех уголках
планеты, ее деятельность в НИОКР. освоении, производстве, сбыте,
снабжении сырьем охватит "все наиболее вы-годные районы мира" и внутри
групп предприятий сложится все-стороннее международное разделение труда.

2000-2010 годы выделены в качестве "ключевою периода" реа-лизации задач
первых двух этапов. В эти годы Китай намерен "все-ми силами" выращивать
группу экспортоориептированных групп предприятий, использующих потенциал
транснационального биз-неса и "постепенно теснящих" 500 сильнейших ТНК
мира. Реали-зация задач третьего и четвертого этапов начнется после 2010
года.
Намечено добиться к 2010 году вхождения в состав 500 крупней-ших ТНК
мира китайских "трех крупных армий":

"Армия Центра". Ее представляет группа центральных финансо-вых
учреждений (Промышленно-торгового, Сельскохозяйственного, Строительного
банков и др.) и предпринимательские объединения центральных ведомств
(например, Китайская продовольственная экспортно-импортная компания,
Китайская химическая экспортно-импортная компания). Это государственные
структуры. В группи-ровку войдут также крупные предприятия, находящиеся
в подчи-нении центрального правительства. Многие из них, как убеждены
китайские авторы, уже достигли показателей 500 крупнейших ТНК, но
отличаются от них прежде всего тем, что, как говорится в одной из
публикаций, "многие такие компании Китая признаны компа-ниями
административного характера, они не являются рыночными структурами,
поэтому их не включают в систему оценок 500 силь-нейших".
"Армия основных предприятий, поддерживаемых государст-вом". Государство
выделило шесть крупнейших групп предприятий (думаю, что в данном
контексте их названия можно не приводить) и ежегодно вкладывает в каждое
из них многомиллионные средства с тем, чтобы к 2010 году они вошли в
состав 500 крупнейших ТНК мира. Перед этими предприятиями
поставлена государственная задача "теснить 500 сильнейших". Некоторые
китайские авторы убеждены, что им для выполнения поставленной цели не
потребу-ется много времени. Например, у электронной компании "Сычуань"
1998 году сумма продаж составила 14,1 млрд. юаней (1,7 млрд. долл.). У
компании Бэйда объем продаж в том же году достиг 7,4 млрд. юаней (890
млн. долл.) и т.д.
"Армия предприятий-семян". Их круг четко не очерчен. Имеются в виду
предприятия, получившие статус "достигших международной конкурентной
марки". Он уже присвоен 68 известным предприятиям страны. Например,
компания "Ляньсян" ("Legend") (компьютеры, телекоммуникационное
оборудование) является одной из ведущих в стране (объем продаж - 2,7
млрд. долл.). Она имеет представи-тельства в Европе и Америке и, как нам
рассказали в ее пекинской штаб-квартире в июне 2001 года> готовится
открыть собственную лабораторию в Силиконовой долине США.
В 2000-2010 годах среднегодовой темп роста внешнеторгового оборота Китая
прогнозируется в пределах 8,5-9%, объем экспорта и импорта будет в
основном сбалансированным. В 2010-2030 го-дах среднегодовой темп оборота
составит примерно 8% и перио-ды положительного и отрицательного баланса
будут чередоваться. При этом отрицательный баланс будет преобладать в
2030-2040 го-дах. Темпы роста превысят 8% при в основном положительном
балансе. В 2040-2050 годах темпы снизятся до 7,2-7,7% при увели-чении
положительного баланса. К середине XXI века внешнеторго-вый оборот
должен достигнуть 20 трлн. долл., то есть возрасти почти в 50 раз!
Рассмотрение планов Пекина будет неполным, если не учитывать изменение
политики в отношении китайских землячеств, находя щихся в разных странах
мира. С 1991 года большую роль в интен-сификации предпринимательской
деятельности зарубежных китай-цев начал играть регулярно созываемый в
Пекине Всемирный форум китайских предпринимателей (Shiji huashang
dahui). Особенность современной ситуации заключается в становлении и
развитии меж-дународных связей китайских землячеств под эгидой Пекина.
Управ-ление по делам зарубежных китайцев Государственного совета КНР,
занимавшееся широким кругом проблем хуацяо в Китае, стало уста-навливать
регулярные связи с зарубежными землячествами и спо-собствовать их
взаимным контактам.

В 2001 году в Пекине состоялось совещание представителей китайских
землячеств. По сообщению "Mosike huaren bao", одной из китайских газет,
издающихся в Москве, на нем были преданы гласности далеко идущие планы
подключения китайских землячеств
к реализации внешнеэкономической стратегии КНР. Значение форума
определяется тем, что на нем выступили Ли Жуньхуань, член Постоянного
комитета Политбюро ЦК КПК, Председатель Народ-ного политического
консультативного совета Китая, то ecть один из пяти высших должностных
лиц государства, заместитель Премьера Госсовета КНР Цянь Цичэнь и глава
ведомства по делам хуацяо Госсовета КНР Го Дунпо.
На форуме обращено внимание зарубежных китайцев на необ-ходимость
развития и укрепления дружеских, родственных связей между растущим
числом китайских мигрантов и китайских зем-лячеств в разных странах
мира, непрерывного их сотрудничества и кооперации, роста понимания
тенденций социального развития в стране пребывания, ориентации на
процессы глобализации и пре-вращения в важную силу мирового
научно-технического сотрудни-чества и обмена. Пафос выступления Ли
Жуньхуаня определялся призывом к сохранению традиций упорной борьбы,
направленной на преодоление трудностей, достижение процветания и
укрепление родственных и производственно-экономических связей с родиной.
Из сказанного следует, что предпринимательская деятельность китайцев в
России будет нарастать и становиться все более раз-нообразной: легальная
и нелегальная скупка различных сырьевых ресурсов будет дополняться все
более тщательным вниманием к на-учно-техническим достижениям, включая
приглашение российских специалистов на постоянную работу в китайские
исследовательские центры. Соответствующее решение китайского
правительства па сей счет уже опубликовано.
При этом необходимо отметить, что китайские землячества Рос-сии уже
накопили довольно солидный экономический потенциал. Его трудно выразить
в каком-то одном, синтетическом показателе. Однако примерное
представление о нем можно получить по сле-дующему сообщению: по объему
привлеченных валютных средств иностранных граждан Банк Китая (Элос),
ведущий операции в Москве, превзошел Сбербанк России, на долю которою
приходится 13,8% общей суммы накоплений этой категории банковских
кли-ентов.

Возвращаясь к упомянутому выше форуму, нельзя пройти мимо разного рода
конкретных планов предпринимательской деятельно-сти китайцев в России,
неразрывно связанных с увеличением коли-чества китайских землячеств и
повышением их роли к экономике России. На этом фоне выделяется своей
конкретностью и профес-сиональной проработанностью один план,
представленный в автор-ской публикации в китайской газете, также
издающейся в Москве.

В публикации представлен эскиз плана прорыва па российский рынок
китайской продукции.
Автор демонстрирует знание российской действительности. В основу своего
предложения он положил следующие выводы, сде-ланные в ходе анализа
российской ситуации: единое экономическое пространство России разорвано;
районы, расположенные восточнее Урала, испытывают острую потребность в
товарах потребления, и в то же время они богаты сырьевыми ресурсами,
научными разработ-ками, необходимыми Китаю; регион нуждается в 5 млн.
человек дополнительной рабочей силы, которыми Россия не располагает;
большинство населения данных районов составляют люди с низки-ми и
средними доходами, которые могут стать потребителями ки-тайских товаров;
население плохо знакомо с китайскими товарами и приветствует их
появление на рынке; местные российские органы власти стремятся и активно
способствуют расширению сотрудни-чества с Китаем.

Исходя из этих выводов и опыта приграничной и бартерной торговли, автор
предложил стратегию и тактику освоения обшир-ного рынка Сибири и
Дальнего Востока с помощью развития тор-гово-экономических и
туристических связей. Суть плана по китай-ской традиции выражена
афористично: "Взять Амурскую область за основу", "Оживить два глаза",
"Проложить две трассы", "Соз-дать единую городскую гряду".
"Взять Амурскую область за основу": одновременно с расши-рением
сотрудничества с этим регионом полностью использовать его возможности
как "аванпоста" для того, чтобы китайские предприя-тия и товары широким
потоком через Амурскую область двинулись во внутренние районы России.
(Эта область избрана, видимо, в связи с тем, что в ней существует самый
либеральный режим в отношении приграничной и "челночной" торговли.)
Приграничный китайский город Хэйхэ предложено превратить в "коридор"
выхода на россий-ский рынок. На острове Хэйхэ предполагается образовать
"круп-нейший центр оптовой торговли, нацеленный на Россию, создать
первый уровень оптового хозяйствования. Одновременно в много-миллионных
российских городах к востоку от Урала предложено открыть китайские
торговые центры, управляемые китайцами, кото-рые станут вторым уровнем
оптового рынка. "Китайский между-народный торговый город на острове
Хэйхэ и китайские центры в РОССИЙСКОЙ глубинке будут осуществлять тесный
контакт друг с другом, образуя закрытую надгосударственную структуру
пря-мой, автономной реализации".
"Оживить два глаза": использовать Красноярск и Иркутск в ка-естве
"опорных пунктов проникновения в глубь страны" и, опи-раясь на них,
"излучать влияние, подобно радиации".
"Проложить две трассы": открыть путь товарам для оптовой
и розничной торговли из Хэйхэ в Красноярск и Иркутск к туристи-ческую
трассу из Хэйхэ к Северному Ледовитому океану и Капкану
"Создать единую городскую гряду": использовать в качестве центра Иркутск
и связать воедино Пермь, Челябинск, Екатеринбург Омск, Новосибирск и
"сформировать на их основе единый широ-кий рыночный покров".

Такова, коротко говоря, суть плана, предполагающего широкое
использование китайскими мигрантами опыта и знании россий-ской
действительности, равно как возможностей китайских земля-честв по приему
людей, стремящихся осваивать рынок Сибири и Дальнего Востока. Его
разработка - нормальное явление во всемир-ных экономических процессах.
Рынок, который Россия игнорирует, удовлетворяясь фактически сложившимся
разрывом единого эконо-мического пространства, рано или поздно будет
освоен другими.
Спрашивается, возникновение такого рода планов - - свиде-тельство
"экономической экспансии" или естественное проявление
предпринимательских усилий бизнесменов, а может бьпь. и пра-вительства
"стратегического партнера"? Вне зависимости от ответа можно со всей
определенностью сказать, что противостоять ему с учетом национальных
российских интересов без разработки и реа-лизации долгосрочной стратегии
развития России невозможно.
Даже частичный успех в реализации гигантских планов Пекина будет иметь
серьезнейшие последствия для мировой экономики, а тем более для России,
особенно при более или менее одновремен-ном вступлении двух стран в ВТО.
Россия может вступить к ВТО лишь как развитая страна, в то время как КНР
входит в эту органи-зацию в качестве развивающейся, имеющей определенные
льготы по защите внутреннего рынка.
Нетрудно предположить, что Россию внешнеэкономическое на-ступление КНР
затронет раньше других государств и особенно силь-но, так как она
является ближайшей страной, располагающей крайне необходимыми Китаю
сырьевыми ресурсами и достаточно емким рынком сбыта китайской продукции.
Судя по договоренностям, достигнутым на высшем уровне во время визитов в
Россию Цзян Цзэминя и Чжу Жупцзи в 2001 году, КНР добилась участия нашей
страны в долгосрочных стабильных поставках нефти и газа в Китай,
поступления других сырьевых ресурсов, расширения научно-техни-ческого
сотрудничества и согласия России на масштабные закупки продукции
китайских предприятий.
Нельзя не учитывать, что уже сейчас Китаю не составит боль-шого труда
обеспечить почти всем необходимым всех жителей Рос-сии, численность
которых равна населению всего-навсего двух-трех средних по величине
провинций Китая. КНР располагает для этого необходимым промышленным
потенциалом, более того, в стране созданы соответствующие
производственные мощности. Значит, что по российским предприятиям, а то
и отраслям промышленности, особенно по отраслям, специализирующимся па
выпуске трудоемкой продукции, может быть нанесен мощнейший удар.
Конкуренцию с китайской продукцией могут не выдержать не только
предприятия легкой и пищевой промышленности, подобная участь уготована и
ряду машиностроительных и металлургических предприятий России. В отличие
от КНР Россия не имеет ясной перспективной стра-тегии развития, не
говоря уже о внешнеэкономической стратегии и дальновидной восточной
политике. Нет единства между внутренней и внешней политикой. В
результате российские государственные органы вольно или невольно
оказываются в положении текущего реагирования на возникающие проблемы и
складывающиеся ситуа-ции, а точнее, идут в фарватере китайского курса.
Остановимся на нескольких, на наш взгляд, важнейших эконо-мических
проблемах в отношениях двух стран. Президент России В. Путин в статье
"Россия: новые восточные перспективы" среди примеров международного
сотрудничества назвал разработку "гран-диозных планов вроде создания
энергетического моста из России в Японию через Сахалин, газопроводов из
Томской области в Запад-ный Китай и из Иркутской - в Восточный Китай и
далее в Северную и Южную Корею". Стоит взглянуть на карту и задуматься:
Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток по завершении этих проектов
прочно войдут в систему экономических отношений в АТР. Глоба-лизация
приобретет не просто географическое, а политико-эконо-мическое
измерение: впервые в истории жизненное пространство Китая, Кореи и
Японии распространится на огромную территорию России. От России как
поставщика эпергоресурсов будет в немалой степени зависеть стабильность
этих стран. Разумеется, расширится и жизненное пространство России. Она
становится кровно заинте-ресованной в стабильности и экономической
состоятельности потре-бителей ее сырья. Таковы естественные последствия
глобализации. Однако мощь взаимного воздействия стран несопоставима: с
одной стороны, гигантский экономический и демографический потенциал
Китая. Японии, Кореи, а с другой - слабо развитая и редко насе-ленная
Сибирь и Дальний Восток России.
Для выполнения амбициозных планов наступления на мировых рынках
Китаю предстоит решить, в частности, острую для страны проблему
обеспечения нефтью и газом. Китай уже стал чистым им-портером нефти и на
протяжении многих лет ищет пути стабильного обеспечения народного
хозяйства этими видами энергоносителей. Полностью или частично
приобретен целый ряд месторождений нефти в Перу, Венесуэле, Ираке,
Судане, Казахстане, достигнута договоренность об учреждении совместных
нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в ряде других
стран. Китай проявляет заинтересованность в разработке месторождений
нефти и газа в Туркменистане, на Каспии и т.д. При этом Китай зачастую
не столько заинтересован в начале быстрейшей разработки место-рождений,
сколько в резервировании запасов под будущую разработку.
Россия, располагая богатыми запасами нефти, газа, леса и неко-торых
других полезных ископаемых, является в целом ряде ситуаций их
монопольным продавцом. Вместе с тем при анализе торговых
российско-китайских соглашений создается впечатление, что рос-сийские
представители зачастую не выдерживают давления парт-нера и, наоборот,
покорно воспринимают его как монопольного покупателя. Экономическая мощь
позволяет одной стропе тянуть! переговоры, навязывать партнеру заведомо
невыгодные условия в то время как последний в условиях сложной ситуации
в стране не может ждать, ему, как говорится, не до жиру, он вынужден
согла-шаться на продажу необработанного сырья и на невыгодных усло-виях.
История экономических отношений с КНР полна такого рода примерами.
Достаточно в этой связи упомянуть изобретение "валюты А-50",
предусматривающее расходование российским поставщиком средств от продажи
своей продукции Китаю только па приобретение китайских товаров.
Переговоры по энергетическим проектам между Россией и КНР длятся уже
несколько лет. В принципе это понятно: крупные про-екты требуют довольно
длительного времени для просчета разных вариантов реализации и требуемых
капиталовложений сторон, точ-ного определения условий функционирования
будущего объекта, решения многих других вопросов. Создастся, однако,
впечатление, что их реализация зависит от решения целого ряда более
крупных стратегических и тактических проблем, стоящих перед Пекином.
Судьба этих проектов примечательна со многих точек зрения. Во-первых, в
данном случае монопольный продавец (Россия) ведет переговоры, по сути
дела, с монопольным покупателем, так как реа-лизация проектов в решающей
мере зависит от КНР. В проектах заинтересованы Япония, обе Кореи,
Монголия, но нефте- и газопро-воды, по требованию китайской стороны,
должны во многих случаях проходить по территории КНР, и она будет,
возможно, главным по-требителем нефти и газа, поставляемого по будущим
трубопровод-ным магистралям. Примечательно, что КНР па протяжении
несколь-ких лет возражала против прохождения газопровода по территории
Монголии, хотя в этом случае он был бы почти па тысячу километ-ров
короче. У монопольного продавца позиции довольно слабые: он не
сталкивается с конкуренцией покупателей и у него нет иных ва-риантов
продажи своего сырья - Европа далеко, да и рынок там уже поделен, для
выхода в АТР необходимо найти, как минимум-нескольких партнеров.
Экономическая ситуация в Японии и Южной Корее остается достаточно
сложной, и эти страны пока окоичательно не определились с собственными
стратегиями развития. Крометого, в этих странах сохраняются сомнения
относительно целесообности расширения сотрудничества с нашей страной: и
в Японии, Южной Корее Россия рассматривается как ненадежный,
высокорисковый партнер.
Это позволяет КНР действовать независимо и диктовать собст-венные
условия. Чтобы укрепить свои позиции, в Пекине было при-нято решение о
создании по примеру США стратегических запасов нефти в объеме ее
потребления в течение одного-двух месяцев. Компетентные официальные лица
в Пекине уже заявили, что на эти цели разумно выделить порядка 60 млрд.
долл.(!), пожертвовав за-метной частью валютных запасов страны. Данная
мера позволит существенно уменьшить зависимость китайской экономики и
ки-тайскою экспорта от ситуации на мировом рынке нефти. Пока раз-меры
стратегических запасов нефти четко не определены.
Нетрудно заметить: на судьбе российско-китайских проектов, равно как на
всем объеме и характере внешнеэкономических связей России и КНР, в
решающей степени сказывается состоявшийся выбор экономической стратегии
в Пекине.
Трудно сказать, сколь успешной окажется реализация китайской стратегии
экспортной ориентации. Несомненно одно: ее осуществ-ление неизбежно
вызовет обострение конкуренции па мировом рынке и интенсифицирует
процессы глобализации. Наибольшие сложности ожидают страны, не
обладающие прочными позициями на мировых финансовых, сырьевых, товарных
рынках. России необ-ходимо как можно скорей и в полном объеме осознать
изменение международной экономической ситуации на восточных рубежах
страны: Китай стал не просто крупной экономической державой с серьезными
экономическими и политическими амбициями, а стра-ной, разработавшей
конкретные планы своего внешнеэкономиче-ского расширения и завоевания
лидирующих позиций в мире.
XXI век вступил в свои права. В глобальных планах Пекина уже достаточно
ясно просматриваются направления стратегиче-ских действий в России.
Ясно: дальнейшее промедление с выра-боткой и реализацией долговременной
стратегии развития России, нацеленной по подъем Восточной Сибири и
Дальнего Востока, недопустимо.
Как для России, так и для Китая принципиально важны беспри-страстные
оценки своих сильных и слабых сторон, разработка мер по развитию первых
и минимизации влияния вторых, равно как последовательная реализация
национальной стратегии развития, непрерывно корректируемой в зависимости
от изменения глобаль-ных и региональных процессов.


======
http://forum.vif2.ru:2003/nvk/forum/arhprint/53742
От Nata
К korky
Дата 23.03.2004 04:07:29
Рубрики Новое Время;

Re: Британский сценарий...
------------------------------------------------------------------------
--------

>>Прошу прощения, что без перевода - слишком текст большой.
>
>Дак вот оттого, что текст слишком большой, оттого еще хуже.
>Ну хоть своими словами, о чем они там трындят, на своем эсперанто?

В первой части они объясняют, как верно заметил г-н амеросс, что
российская часть Сибири вымирает и останавливаются на предыстории
российско-китайской борьбы за Дальнйи Восток (кстати, я в других
источниках читала, что существует серия планов с поэтическими названиями
типа "Два глаза" (если не ошибаюсь, речь идёт об Иркутске и
Новосибирске, надо уточнить). При эом британский автор утверждает, что
китайцы вне всякого сомнения будут заселять этитерритории, потому как
там есть всё, что необходимо трудолюбивому китайскому народу -
ространство, вода и энергетические ресурсы. Потом они оценивают
потенциальные военне ресурсы, которые могут вовлечены в конфликт, а
потом переходят к самому сценарию птенциального конфлитка.... Всё это
происходит в 2010 году. Стороны готовятся к обмену ударами и
концентрируют войска на границе. По тексту - описание возможных сил
каждой стороны. В итоге вывод: в 2010 г. российские войска, пусть и
слегка потрёпанные жизнью, всё же качетсвеннее и более могущественны,
чем киатйские. Пекин это оценит. Россию поддержт США и Япония, Китай
отступит на заранее заготовленные позиции, вернее, ему позволят
отступить, чтоб сохранить хоть какое-то лицо лидерам. Вот так закончится
эта странная война по британскому сценарию. при этом финал - все лидеры
ослаблены (добавим - пришла очередь браться за дело британцам).

------------------------------------------------------------------------
--------


От akew
К Nata (23.03.2004 04:07:29)
Дата 23.03.2004 15:22:04

два глаза
------------------------------------------------------------------------
--------

кстати понятие "два глаза" идет из китайской игры ГО. Если группа
камней(фишек) имеет 2 "глаза", то ее невоможно окружить и она остается
жить. Если группа имеет 1 "глаз", то ее снимают с поля.


От Nata
К akew
Дата 24.03.2004 03:16:08
Рубрики Новое Время;

Re: два глаза
------------------------------------------------------------------------
--------

>кстати понятие "два глаза" идет из китайской игры ГО. Если группа
камней(фишек) имеет 2 "глаза", то ее невоможно окружить и она остается
жить. Если группа имеет 1 "глаз", то ее снимают с поля.

Я нашла. Идеолог этого варианта - бывший секретарь КПК города Хэйхэ на
границе с Россией. В его программе изложен план действий, в том числе:
"Оживить два глаза" -использовать Красноярск и Иркутск в качестве
"опорных пунктов" проникновения вглубь России, и через них излучать
влияние, подобное радиации".

Так что, похоже, два глаза из игры ГО на самом деле на месте. Ещё раз
благодарю.

=======

http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=2764

Истоки чуда: трудолюбие, дешевизна, компартия

Часто говорят, что все дело в уникальных качествах китайского народа
— в его неприхотливости, трудолюбии, дисциплинированности. Это,
конечно, правда, но далеко не вся. Ведь эти черты, складывавшиеся
тысячелетиями, никуда не девались и тогда, когда никаких признаков
<чуда> еще не наблюдалось — Китай веками оставался бедной,
отсталой страной. Да и сегодня, если отъехать от крупных приморских
городов на несколько сотен километров и оказаться в глухой деревушке,
обнаружить там новые веяния вряд ли удастся. Стало быть, одного
прилежания недостаточно.



Многие убеждены, что текущими успехами КНР обязана твердому
дальновидному курсу КПК, и в самом первом приближении это верно. Однако
стоит напомнить, что та же партия ответственна и за не столь давние
провалы в экономике. Так что утверждение о благотворной <руководящей и
направляющей роли> можно принять лишь с важной поправкой:
коммунистические лидеры последних десятилетий, начиная с Дэн Сяопина,
подчиняясь здравому смыслу, отказались от утопических прожектов и
вдохновились исключительно прагматическими соображениями, суммарно
выраженными в емкой формуле: <гайгэ кайфан> (<реформы и открытость>).
Обе ее части означают решительный разрыв с прошлым и нацелены на
модернизацию страны. При этом разрыв не происходит одномоментно, не
предполагает болезненной <шоковой терапии>, но совершается постепенно,
эволюционным путем.

Путь к рынку через площадь Тяньаньмень

Как эффективно реорганизовать классическую планово-централизованную
экономику? Ответ на этот <проклятый> вопрос китайские лидеры нашли не
сразу. Они осторожно присматривались к опыту восточноевропейских
соцстран — Польше, Югославии, Венгрии. Скрупулезно изучали труды
теоретиков рыночного социализма. Но к делу приступить долго не решались.


Хотя курс на реформы и был формально заявлен в 1978 году, лишь в 1985-м
партия впервые официально признала право негосударственного капитала на
существование. Тремя годами позже он был <благословлен> в Конституции
КНР как <дополнение к социалистической экономике общественной
собственности>. В наши дни перед частным сектором открылись новые
возможности. В 2004 году в ту же Конституцию включили поправку о
неприкосновенности легальной частной собственности, тем самым почти
уравняв ее с национальной, которая до тех пор считалась единственно
неприкосновенной (правда, последняя осталась в Основном законе еще и
<священной>).

Частная собственность в Китае возникла без приватизации государственной,
как это произошло в России. На собственные средства предприятия
создавали разбогатевшие крестьяне, торговцы, ремесленники, партийные и
правительственные чиновники, оставлявшие посты и <пускавшиеся в
плавание> по морю бизнеса, не теряя при этом полезных связей с
коллегами, оставшимися во власти. Это, в свою очередь, породило
коррупцию, которая в Китае вопреки распространенному у нас
<завистливому> мнению не намного меньше, чем в России. Не будем
забывать, что около трети предпринимателей — члены КПК.

Подавляющее большинство частных фирм в Поднебесной XXI века —
мелкие или средние (крупных совсем немного). Ни одну из них не назовешь
особенно богатой, но именно благодаря массовости они играют столь важную
роль в китайском экономическом чуде. С 1989 по 2003 год число таких
<малых да удалых> предприятий выросло с 91 тысячи до трех миллионов
— в 33 раза; численность занятых на них работников возросла в 24
раза, а стоимость продукции — в 196 раз.

Частный капитал доминирует в трудоемких отраслях, где создает рабочие
места, столь необходимые перенаселенному Срединному государству. На его
счету больше 70% китайской пищи и китайской бумаги, больше 80% китайской
одежды, обуви, пластмассы и металла, 90% китайских лесоматериалов и
мебели и, конечно, основная масса столь заметного во всем мире
китайского экспорта: игрушек, кустарных изделий, бытовой техники —
всего, чего угодно.

В последнее время частники начинают внедряться и в тяжелую
промышленность, и в коммунальное обслуживание, и даже в традиционно
идеологическую сферу — киноиндустрию. В одном только 2003 году на
деньги независимых инвесторов было снято 96 из 140 фильмов. Именно
дальневосточные бизнесмены позволили <красться тигру>, <таиться дракону>
и демонстрировать чудеса владения мечом <Герою>.


правительство теперь сознательно проводит курс на сокращение удельного
веса госсектора в экономике. Согласно принятому плану в конечном
результате государственными должны остаться менее трети крупных
предприятий (50 из 190), включая только особенно важные для национальной
безопасности и жизнеобеспечения страны. Остальные акционируются, причем
с активным привлечением не только местных, но и иностранных инвестиций.

Изнанка чуда: о людях, лопатах, городе и деревне

Экономические достижения и стремительный прорыв на международной арене,
о которых идет речь в основной статье, позволили Китаю {['>']} за
последнюю четверть века несколько улучшить {['<']} жизнь {['>']} народа
и сохранить {['<']} социальную {['>']} {['<']} стабильность . Но в целом
социальное развитие Китая существенно уступает его экономическим
достижениям.

В последнее время все чаще говорят, что социальная справедливость
приносится в жертву экономической целесообразности, ведь ни для кого не
секрет, что у всякой реформы есть обратная сторона. Одно из самых
<уравнительских> в мире обществ стало сегодня, напротив, одним из
наиболее контрастных: рост экономики сопровождается быстрым социальным
расслоением. Доходы 10% самых богатых китайцев превышают заработки 10%
беднейших в 8 раз, 20% семей владеют 60—80% всех финансовых
сбережений в стране. Срединное государство близко в этом плане к
современной России и, увы, сильно уступает Западу.

Есть тому и объективные причины: нелегко обеспечить занятость огромной
массы трудоспособных людей — особенно много избыточной рабочей
силы в деревне. Для смягчения безработицы правительство стремится
развивать трудоемкие отрасли, но тут возникает противоречие: такое
использование трудовых ресурсов плохо согласуется с повышением
эффективности и конкурентоспособности Китая на мировой арене. Приходится
выбирать: либо прогрессивно применять, скажем, экскаваторы, либо
заменить их двумя сотнями чернорабочих с лопатами.


неизбежный технический прогресс в промышленном производстве, рост
капиталоемких, а не трудоемких производств снижают возможности
промышленности, мешает трудоустраивать огромное количество людей,
нуждающихся в работе. Посмотрим на цифры.

Сейчас увеличение ВВП всего лишь на 1% позволяет трудоустроить только 8
миллионов человек, тогда как в 80-е годы прошлого века работу получили
бы втрое больше людей. Чтобы повысить эффективность государственных
предприятий, с них увольняют десятки миллионов людей, которые ищут новую
работу в частном секторе или организуют индивидуальный бизнес. За
последние годы с госпредприятий в статусе <сяган> (эти работники
сохраняют определенную связь с родным предприятием и не считаются
безработными) уволили 27 миллионов человек, из которых 18 уже нашли
новую работу. Но уже в 2004 году из 75 миллионов человек, работавших на
госпредприятиях, осталось 40. Засилье традиционного мелкокрестьянского
хозяйства приводит к тому, что деревня отстает от города все сильнее. В
1997—2003 годах средние доходы селян увеличивались лишь на 4% в
год, в то время как у горожан — на 8%. Вдобавок к этому
деревенские жители, в отличие от своих урбанизированных
соотечественников, совершенно не охвачены государственным страхованием.
Номинальные доходы на душу городского и сельского населения различаются
более чем в 3 раза, а с учетом скрытых доходов и социальных льгот для
первой категории — в 6 раз. Столь большого разрыва не знает ни
одна другая страна мира. Деревня, где сосредоточено две трети населения
страны (а это ни много ни мало миллиард человек!), потребляет лишь треть
товаров розничной торговли. В рационе питания крестьянина по-прежнему
главное место занимает зерно, зато горожане, покупающие его в 3 раза
меньше, съедают значительно больше мяса.

Те же пороки у здравоохранения и образования. Главной медицинской
фигурой на селе по-прежнему остается не имеющий диплома о высшем
образовании <босоногий врач>. Лишены стационарной помощи деревенские
старики. Подавляющее большинство крестьянских детей рождаются не в
больнице, а дома и учатся потом только в начальной школе.
Соответственно, снижаются шансы этих граждан на дальнейшее
квалифицированное трудоустройство в городах, хотя они все равно толпами
устремляются туда (около 100 миллионов в год!). Разумеется, там пришлым
достается самая черная и грабительски оплачиваемая поденка: даже по
официальным (не всегда точным) данным, среднемесячный доход рабочего,
выходца из крестьян, в 2002 году составил 466 юаней (60 долларов). Это
вдвое меньше, чем получает горожанин, занятый аналогичным трудом, как
правило, строительством. В этой сфере <деревенского молодняка> больше
всего: архитектурный бум, охвативший Китай в последние годы, можно
сказать, его рук дело. Чрезмерно возросшая стоимость образования,
здравоохранения, жилья становится непосильной для подавляющего
большинства китайцев. Система пенсионного страхования по старости
охватывает только 160 миллионов человек — менее половины общего
числа горожан, что значительно ниже среднемирового уровня. Еще меньше
охват страхованием по болезни — 133 миллиона человек, и по
безработице — 105 миллионов человек.

В деревне социальное страхование практически отсутствует. А ведь наличие
этих краеугольных камней контролируемого гражданского общества —
обязательное условие эволюции рыночной экономики. Конечно, титанический
масштаб задачи, стоящей перед правительством Китая, очевиден даже самому
неподготовленному наблюдателю. Но без социальных реформ рыночные меры
начнут пробуксовывать раньше, чем Китай наконец <догонит и перегонит
Америку>.


Китай вступил в XXI век с довольно низким <запасом прочности>. Если
политика правительства в отношении защиты окружающей среды не изменится,
к 2010 году загрязнение воздуха возрастет на 39%, а выбросы сернистого
ангидрида и окиси азота в сравнении с нынешним периодом удвоятся. Не
лучше будет обстоять дело и с автомобильными выхлопами: к 2010 году
прогнозируется увеличение их объема в 3,4 раза по сравнению с
современным.

Вредное воздействие на окружающую среду постоянно увеличивается. Из-за
колоссальных объемов выброса сернистого газа в атмосферу вследствие
сжигания каменного угля — главного топлива в стране — более
чем в половине китайских городов выпадают кислотные дожди. Серьезно
загрязнены многие реки и озера.

Вот еще пример: в 1998 году произошел мощнейший разлив Янцзы. Эксперты
давно предупреждали об огромной опасности, нависшей над жителями
приречных регионов. Тысячи человек погибли — и жертвы самой
стихии, и те, кто пытался их спасти… Но виновата в трагедии была
не только великая река — часть вины за гигантское стихийное
бедствие лежала на недостатках природоохранной политики государства. К
тому же из более 80 000 китайских дамб четверть больших и две пятых
малых — <проблемные>. Попросту говоря, разрушаются.


за победу над <демоном рождаемости> приходится платить. Речь идет прежде
всего о старении нации и дисбалансе полов. Страна, где традиционно
почитают пожилых людей, стремительно дряхлеет: в начале XXI века Китай,
по меркам ООН, сделался официально <старым> — доля лиц,
перешагнувших 65-летний рубеж, превышает 7%, а детей до четырнадцати
— меньше 30%. Тринадцати же миллионам китайцев — вообще за
80.

Соответственно, как и на Западе, здесь <ухудшается> соотношение лиц,
находящихся в работоспособном и неработоспособном возрастах, и от
государства, общества, обычных граждан требуется все больше затрат на
социальную помощь и здравоохранение. Страдают образование, наука,
поддержка иных слабых социальных групп. Увеличивается нагрузка на
молодежь, создается основа для конфликта отцов и детей. Постаревшее
общество хуже, чем юное, воспринимает инновации, перемены, структурные
реформы, нужные для модернизации.

Основное бремя заботы о стариках падает на семью — такая норма
прямо закреплена Законом о защите прав пожилых людей КНР. Это, конечно,
отвечает культурной традиции, но ведь нынешняя молодежь, не в пример
прежним поколениям, все чаще покидает отчий дом ради учебы или
заработка. Разумеется, в этих случаях она не всегда разрывает связи с
родителями и дедами, но с глаз долой… Забота как священный
сыновний долг уже не воспринимается.

Тем не менее материальная помощь от детей составляет основу
существования почти 60% пожилых китайцев. Еще четверть всех стариков
полагается на собственные трудовые доходы, а вот на пенсию живет лишь
чуть больше 15%. Еще хуже обстоит дело в деревне, где после распада
народных коммун почти полностью исчезла социальная поддержка
престарелых, а ведь именно здесь она наиболее необходима. Система
соцобеспечения в нынешнем Китае далека от совершенства



Сегодняшняя модель экономического роста слишком расточительна: на долю
производящего пока лишь немногим более 4% мирового ВВП Китая приходится
7,4% мирового потребления нефти, 31% — угля, 30% — железной
руды, 37% — стали, 25% — алюминиевого сырья и 40% — це
мента. Если за полстолетия ВВП вырос здесь в 10 раз, то расход
минеральных запасов — более чем в 40! При таком росте потребления
ресурсов Китай уже сейчас явно не может удовлетворять внутренние
потребности своими силами. Недостаток восполняется растущим импортом; за
последние годы ввоз минерального сырья и энергоносителей в Китай в
стоимостном выражении существенно превысил их вывоз.


понадобиться ему могут не только ресурсы, традиционно продаваемые на
мировом рынке, но и, например... вода. В расчете на единицу ВВП Китай
потребляет ее сейчас в 4 раза больше, чем человечество в среднем, а в
расчете на единицу промышленной продукции — в 5—10 раз
больше, чем развитые страны. При этом лишь около половины всей влаги
используется повторно. Эффективность ирригационных систем в земледелии
низка, а в водопроводной сети городов теряется 20% потока. В результате
из 600 с лишним городов страны более 400 испытывают дефицит воды, а для
ста из них он принял острый характер. 360 миллионов сельских жителей
потребляют воду, не отвечающую санитарным нормам.




страны Запада не заинтересованы в том, чтобы своими руками превратить
эту и так с каждым днем крепнущую державу в мощного соперника. В
большинстве случаев при производстве экспортной продукции роль Китая
сводится к сборке и элементарной обработке, а продукция отечественных
торговых марок среди экспортных товаров составляет менее 10%. Таким
образом, китайская экономика лишена того внутреннего движителя, который
составляет конкурентное преимущество наиболее могучих экономик Запада
— современной научно-технической базы. Иначе говоря, именно
недостаточная инновационная способность Поднебесной подвергает ее
значительным рискам, делая экспортно-ориентированную экономику гораздо
более зависимой от мировой экономической конъюнктуры.


Сегодня мало кто сомневается в том, что Китай со временем выйдет на
лидирующие позиции в глобальной экономике; эксперты расходятся лишь в
оценках сроков. Одни называют середину века, другие же приближают
перспективу на десять или даже тридцать лет. Есть и пессимисты —
они пророчат Китаю неминуемый крах не позже чем в течение ближайшего
десятилетия. Одно можно утверждать со всей уверенностью: чтобы стать
глобальной сверхдержавой, Китаю понадобится приложить усилия,
качественно отличающиеся от тех, что были затрачены на достижение
нынешних рубежей.

_Прежде всего — отойти от тактики догоняющей модернизации,
исповедуемой сегодня, и предложить принципиально новые модели решения
ключевых вопросов того, что называется <устойчивым развитием>. В этих
ответах сегодня нуждается не только Китай, но и весь мир_

Информация об авторе статьи

Яков Бергер, доктор исторических наук