От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Константин Ответить по почте
Дата 22.03.2007 08:29:01 Найти в дереве
Рубрики Управление & методология; Версия для печати

Гуверовский институт - : think tank


http://situation.ru/app/j_art_377.htm

...
Апогея славы и популярности Гуверовский институт достиг при суперконсервативном президенте Рональде Рейгане. Так называемая рейгановская революция была обоснована и разработана в трудах Hoover Institution и Heritage Foundation (особенно в Mandate for Leadership). Сам Рейган назвал на торжественном приеме в 1986 году, посвященном десятой годовщине учреждения Heritage Foundation, эти труды своими blue prints (в американских категориях это нечто вроде небезызвестной формулы об "учении, которое правильно, потому что верно").

Изданный в 1980 году гуверовскими феллоус Питером Дуигнаном и Элвином Рабушкой фундаментальный труд "The United States in the 1980s" превратился в безотказный цитатник для программных речей и текстов не сказать чтобы уж очень интеллектуального президента и в конечном итоге приобрел репутацию "рейгановской Библии". В число авторов этого пламенного воззвания "обновить США" после распространившихся в обществе пессимистических настроений из-за слабого президентства Джимми Картера входили Нобелевский лауреат Милтон Фридман, "отец атомной бомбы" Эдвард Теллер, будущий советник по экономическим вопросам президента Джорджа Буша Майкл Боскин, теперешний шеф ЦБ США Ален Гринспен и др.

Когда министр иностранных дел США Джордж Шульц в 1985 году посетил Москву для переговоров с Михаилом Горбачевым, тот сообщил ему, что советское руководство неплохо знакомо с этим гуверовским трактатом и все сильней склоняется к выводу, что администрация Рейгана вознамерилась реализовать на практике все его рекомендации без исключения.

Так, гуверовский компаньон Генри Роувен упорно утверждал, что американские представления о мощи экономики СССР, мягко говоря, завышены, чем, вообще говоря, крайне раздражал экспертов ЦРУ, которые были заинтересованы в нагнетании в США паранойи и русофобии, несущей им дополнительные бюджетные ассигнования. Поистине беспрецедентное влияние fellows Гувера оказали на внешнеполитическую доктрину Рейгана. Именитому гуверовскому историку Роберту Конквесту принадлежит пресловутая концепция СССР как Evil Empire ("империи зла"), растиражированная потом по всему миру как продукт собственных интеллектуальных дерзаний гордого питомца Голливуда.

В 1986 году президент Рейган порадовал общественность новым красивым тезисом, что "слова -- это действия, риторика -- политика, а идеи никогда не пропадают и всегда имеют последствия. Сильные хорошие идеи одерживают верх в конкурентной борьбе и изменяют общество". Короче, в то время как в традиционно заидеологизированном обществе СССР крепчало (само собой, временное) отвращение к какой бы то ни было идеологии вообще, неоконсервативные мозговые тресты США соревновались в выработке новых все объясняющих концепций общественного развития, что уже само по себе подозрительно сильно попахивает заветами исторического (равно как и диалектического) материализма.

Нельзя сказать, что совместное предприятие Hoover & Hollywood сильно упрочило авторитет Гуверовского института в западных научных кругах. Как заметил по схожей проблематике германский профессор Ганс-Ульрих Велер, "любая попытка заклеймить ту или иную часть человечества посредством волюнтаристского и монокаузального приписывания ей неких хроническо-злодейских этнических, расовых, натуралистических или бытийственных характеристик является заявлением об интеллектуальной, методологической и политической несостоятельности того, кто этим занимается". Как бы там ни было, именно при консервативной команде Рейгана--Буша СССР приказал долго жить (что, говорят, немало озадачило и самих гуверовских пророков).

Мозговой натиск калифорнийских консерваторов не мог не вызвать аналогичного противодействия в кругах американских левых, прежде всего Демократической партии. Интеллектуальное обоснование для президентской концепции "нового демократа" Билла Клинтона разработали мозговые тресты Economic Policy Institute (основан в 1986 году) и Progressive Policy Institute (основан в 1989 году). Правда, в отличие от консерваторов Рейгана и Буша, либерал Клинтон решил не вводить в состав своей президентской администрации своих "мозговиков" (чем не слишком порадовал своих стратегов и немало удивил республиканцев).

Без кропотливой подготовительной работы Гуверовского института вряд ли состоялась бы и победа Республиканской партии в ноябре 1994 года на выборах в Конгресс. Основные положения знаменитой программы Ньюта Гингрича Contract with America были разработаны именно в Пало Альто.

Так что сказать, что Гуверовский институт почивает на лаврах, нельзя. В отличие от многих других think tanks, которые после распада СССР в значительной степени потеряли ориентацию, эксперты Гуверовского института вошли в первые же группы консультантов рыночных реформаторов России и других стран СНГ. Помогли ли рекомендации гуверовцев или нет -- это уже вопрос спорный. В последнее время все чаще и чаще раздается мнение, что прагматичные англосаксонские консультанты не учитывают специфических условий постсоветской России и загадочной уникальности "русской души". К загадкам "народных душ" в Стенфорде и впрямь относятся скептически. С другой стороны, здесь никто не собирается спорить, что американские концепции не годятся для автоматического и некритического копирования вне США, а нуждаются в соответствующем местном переосмыслении.

Бизнес есть бизнес

После августовского путча 1991 года обширные архивы СССР были переданы в ведение новой архивной службы, которую возглавил Рудольф Пихоя. Первая же поездка г-на Пихоя за границу лежала в Стенфорд, где он подписал с Hoover Foundation контракт о предоставлении этому фонду 25 млн микрофильмированных страниц различных документов из трех центральных архивов Москвы. Стоимость контракта составила $3 млн. Историки многих западных стран с завистью называли это соглашение "проектом века". Контракт предполагалось полностью завершить к 2002 году. Заниматься коммерческими вопросами, связанными с тиражированием и распространением микрофильмированных документов, Hoover уполномочил британскую фирму Chadwyk-Healey.

Почти сразу же после подписания контракта раздались протесты. Одни критики усматривали в соглашении "распродажу российской культурной собственности". Другие в общем не возражали против сделки как таковой, однако считали, что Москва "продешевила". Как бы там ни было, в 1993 году контракт с Hoover вступил в силу, и технический персонал стал копировать (по несколько тысяч страниц в день) документы из бывшего Центрального архива партии, Госархива Российской Федерации и бывшего архива ЦК КПСС.

Однако похоже на то, что конъюнктура на научно-историческом рынке, как и на любом другом, подвержена колебаниям, и в конце 1995 года проект был заморожен. После отставки г-на Пихоя 12 января 1996 года "контракт века" был аннулирован. Почему именно -- сказать трудно. Как бы то ни было, присутствовавшие на церемонии расторжения американцы продемонстрировали дипломатическую изысканность в лучших традициях скромного обаяния буржуазии. Спикер Hoover выразил свое сожаление из-за расторжения сотрудничества, однако подчеркнул, что институт не намерен прибегать к каким бы то ни было правовым действиям из-за невыполнения российскими партнерами временных рамок соглашения, а также позволил себе надеяться на возобновление кооперации в будущем.

Германская газета Frankfurter Allgemeine разделяет довольно распространенное мнение, что одной из причин срыва сделки было недовольство российских архивных служб расценками, предложенными за микрофильмирование. Hoover платил за одну страницу всего $0, 04, в то время как средняя рыночная цена поднялась до $0, 27.

Российским архивам больше по душе кооперация с итальянским фондом Feltrinelli или германским Friedrich-Ebert-Stiftung, которые предоставляют большую свободу действий для сотрудников, что намного выгодней в финансовом отношении. Похоже, что рыночная постановка вопроса находит полное понимание и в Hoover Foundation.

В начале апреля руководители трех главных московских архивов отправились в Калифорнию для новых переговоров. Вряд ли прежний проект будет восстановлен в прежнем объеме. Скорее всего, вместо него будет дан старт сразу нескольким новым -- менее масштабным, но с более выгодными условиями для российских партнеров. Что ж, свои интересы надо уметь отстаивать везде.


РОДИОН Ъ-ВОДИН ГУВЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ. // Коммерсантъ-Daily (Москва).- 18.06.1996.- 101