От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей Ответить по почте
Дата 27.03.2007 12:59:16 Найти в дереве
Рубрики Управление & методология; Версия для печати

"Нумерология" и Традиционная китайская математика

Пуденко Сергей сообщил в новостях
следующее:6302@vstrecha...
>
> Кактус сообщил в новостях
> следующее:6301@vstrecha...
>
> у нас(РФовских)теперь не та ориентация - труды совр.китайских
> (марксистски, материалистически) ориентированных исследователей,вроде
> цитированного (а они в бол-ве -такие), приходится по крупицам
выцеживать
> из узких спец.монографий, вроде той что у меня есть - "Дао дэ".
>
> 95 процентов - идеалисты ,мистики,современные такие выверты, им это
_не
> важно_.. Или проводят ту же работу опосредованно
>

>
> но я уверен, что эта философская основа ( в т.ч. диалектика) есть, она
> работает и дышит в "дискурсе КМГ". Если бы десятую часть усилий
> исслелователи-китаисты ( у нас хорошая школа)приложили к тому чем мы
> пытаемся обратиться, цель была бы достигнута. Придется ограничиться
> тем, что у же есть ( есть достаточно)
>
> > Поэтому могу только подсказать где не искать.

> Дело в том, что даже непрозрачные кит.тексты становятся
прозрачней,когда
> в руке появились ключи и под рукой -хор трактующие работы "китаистов"
> вроде мной упомянутых
>
> про измерение
>
> У Крушинского в статье в ДаоДэ диалектиа мощи у китайцев и греков
> сопоставляется
> (Крушинский есть в сети, но не эта статья непосредственно,идеи в
общем
> ясны)
>
>
> см.
>
>

> по математике тоже есть работы, в биб-ку пойду
>
> Традиционная китайская математика: Краткая история и основные идеи //
> "История науки и техники". 2005. ? 9. С. 28-38
> http://eremeev.by.ru/tri/book.htm
> .
>
спасибо интернету

С "Нумерологией" - это как в Пляшущих человечках Конан дойля. У меня
даже был когда-то шаблон ,чтобы читать шерлок-шолмсовские "таинственые"
криптограммы
И главное -модная мистика исчезает, все эти туманы-растуманы. Жрать
надо! умето надо (чиновнику математику занть,пифагоров треугльник!) - а
не медетировать и на Небо глядеть)

Детектив близится к концу,даже жалко, что разгадка близка

Есть ,короче, и "китайская логика". и "китайская нумерология" . чуть ли
не тысячелетия заменявшая логику в нашем
(формальном.евроцентристском)стиле. Это разобрано у лучших китаистов-
Степина,Кобзева(глава школы). Уарапетянца и наконец -у Крушинского . Его
проясняющий текст насчет того как работает "триада вывода" на примере
самых древних "таинственных пиктограмм" Книги перемен ("пляшущих
челоевечокв") есть в сети, а передача с ним была опять-таки у Гордона
(молодец Гордон). Правда,назвал тему "каббалистикой" ,чтоб пробирало и
было модно

Ну мы не купимся на "каббалистичность" математичских основ КМГ

http://www.philosophy.ru/library/fm/

http://www.ntv.ru/gordon/archive/1280/


приложение -форумный флейм (там минимум два китайца уставовали -Красный
дракон и еще один)

форум Восточное Полушарие

Китай: Общий Форум => Китай: Литература и искусство => Тема начата:
Cosri от 15 Октября 2003 14:37:33


------------------------------------
Название: Re: Давайте переведем Дао-дэ цзин
Отправлено: kwisin от 29 Мая 2004 03:42:36
------------------------------------
О китайской философии я написал что-то вроде мини-эссе, точнее -
несколько тезисов. Буду рад критике. Честно говоря, искренне надеюсь,
что меня удасться переубедить.

Тезис: китайская философия беднее европейской.
Обоснование: Основным предметом озабоченности европейских философов был
поиск первоначала (архэ), в то время как центральной темой китайской
философии был поиск утраченной социальной гармонии (об этом пишет, в
частности, Лукьянов). При этом поиски и китайцев и греков пересекались.
В обоих видах философии мы имеем:
1) натурфилософские построения
2) этические учения
3) социальные учения
4) логика и нумерология (при этом если у китайцев развитие получила
нумерология, то у европейцев - логика).

Таким образом, древние греки имели в своей философии все, что имелось в
китайской. Однако в китайской философии не возникла как таковая
метафизика, несмотря на то, что китайцы занимались онтологической
проблематикой. Но их разработки в сфере онтологии остановились на
стадии, которой в европейской философии соответствует стадия
досократиков. Платон произвел переворот, открыв метафизическое измерение
бытия.

Тезис: китайская философия страдает метафизической недостаточностью
Обоснование: переворот, аналогичный платоновскому в китайской философии
произведен не был. Таким образом, китайцы остались в плену у ложных
представлений о единстве мира, из чего следовала основная интенция всей
китайской философско-религиозной мысли, направленнной на улучшение
чувственно воспринимаемого бытия, в то время как европейское сознание
начиная с Платона было ориентировано на достижение истинного бытия
(которое являлось умозрительным), в то время как чувственно
воспринимаемый мир был признан изначально несовершенным и не подлежащем
исправлению. Применив критерий практики, мы увидим, что, несмотря на 2,5
тысячелетние усилия китайцев по исправлению мира цель их не была
достигнута. Это заставляет меня склоняться на сторону европейской
философии.

Исходя из вышеизложенного, могу лишь предложить рассматривать китайскую
философию как методологическую базу для психотехник, направленных на
улучшение человека и посредством этого - общества в целом. В этом смысле
китайская философия не является отдельной и самодостаточной областью
знания, как европейская, но чем-то вроде той философии, которую мыслили
позитивисты - как методологию науки. Можно говорить о том, что китайская
философия, в отличие от европейской, не выделилась в отдельную область
знания и является своего рода недо-философией, не отделенной от науки в
ее традиционном средневековом понимании.


----------------------------------
Название: Re: Давайте переведем Дао-дэ цзин
Отправлено: China Red Devil от 29 Мая 2004 09:07:25
------------------------------------
Критика "апрельских тезисов" Квисина.

Цитировать
центральной темой китайской философии был поиск утраченной социальной
гармонии (об этом пишет, в частности, Лукьянов).
Ладно, допустим, что ты исходишь из понимания китайской философии
исключительно по Лукьянову, работы которого отстали от жизни лет на
40(Маслов). В таком случае это утверждение верно.

Цитировать
При этом поиски и китайцев и греков пересекались.
Квисин, ты мне не обьяснишь с точки зрения простого здравого смысла, как
это возможно, чтобы разные люди, преследуя диаметрально разные цели (ты
сам это обосновал абзацем выше), ухитрились сделать так, что поиски их
"пересекались"?
Цитировать
Но их разработки в сфере онтологии остановились на стадии, которой в
европейской философии соответствует стадия досократиков.
Все правильно. Но ты сам- то помнишь, что ты сам писал на 2 абзаца выше?
А писал ты, что цели их разные. Следовательно, мы видим реальную и
вполне естественную картину: та и другая философия идут своей дорогой,
преследуя разные цели. Естественно, используя при этом разные методы для
их достижения.
И нет никаких предпосылок к тому, что "поиск архэ" каким- либо образом
ценнее поиска "социальной гармонии". Данные приоритеты ты, Квисин,
установил САМ и СОВЕРШЕННО ПРОИЗВОЛьНО. А все остальные, в особенности
те, кого по неизвестной причине "поиск архэ" совершенно не интересует,
имеют полное право с тобой не согласиться.

Отсюда вывод: Тезис Квисина-1 китайская философия беднее европейской.
обоснован не был.

Идем дальше.
Цитировать
переворот, аналогичный платоновскому в китайской философии произведен
не был.
Правильно, не был. В связи с ненужностью такового.

Цитировать
Таким образом, китайцы остались в плену у ложных представлений о
единстве мира,
А вот это уже, извини, бред. Квисин, растолкуй нам пожалуйста, каким это
образом ты установил, что представления о единстве мирa- ну совершенно
ложные, а платоновское "метафизическое измерение бытия"- истина в
последней инстанции? Тебе было видение от господа, или ты голоса
слышишь? Или может ты это самое "метафизическое измерение" зришь воочию?
Я вообще- то его тоже зрю, грамм после 800, но тем не менее отнюдь не
уверен, что оно реально. Так откуда у тебя такая непоколебимая
уверенность?
Цитировать
из чего следовала основная интенция всей китайской
философско-религиозной мысли, направленнной на улучшение чувственно
воспринимаемого бытия, в то время как европейское сознание начиная с
Платона было ориентировано на достижение истинного бытия (которое
являлось умозрительным), в то время как чувственно воспринимаемый мир
был признан изначально несовершенным и не подлежащем исправлению.
Здесь опять же все верно. Если отбросить произвольно продекларированный
Квисином и никак им не обоснованный тезис о том, что ориентация
китайской философии ложна и бедна, а европейской- истинна и богата, то
получим реальную картину: два философских направления развиваются
непохожим друг на друга образом в разных направлениях.

Цитировать
Применив критерий практики, мы увидим...
А правда, давайте применим. К европейской. Было ли достигнуто их 2000
летними усилиями состояние "истинного бытия (которое являлось
умозрительным),"?
НЕ БЫЛО.
Но об этом ты, Квисин, нам стыдливо умолчал.

Следовательно, второй тезис Квисина построен на одной неколебимой
уверенности Квисина в своей правоте, одном произвольном допущении и
одной прямой подтасовке. То есть тезис ложен.

Цитировать
Это заставляет меня склоняться на сторону европейской философии.
Твое право. Каждый имеет право на ошибку, и ты не исключение.

Цитировать
Исходя из вышеизложенного, могу лишь предложить рассматривать китайскую
философию как методологическую базу для психотехник, направленных на
улучшение человека и посредством этого - общества в целом.
Естественно, ошибочный вывод, ложной посылки, но даже и в таком виде
получается, что китайская философия- это очень немало.
А как тогда рассматривать европейскую философию? Как методологию для
"достижения истинного бытия"? Негусто, учитывая, что данное "истинное
бытие" является реальным и истинным только в глазах Квисина.



---------------------------------
Название: Re: Давайте переведем Дао-дэ цзин
Отправлено: Papa HuHu от 29 Мая 2004 17:44:24
------------------------------------
{Цитата: kwisin от 29 Мая 2004 03:42:36}
Применив критерий практики, мы увидим, что, несмотря на 2,5 тысячелетние
усилия китайцев по исправлению мира цель их не была достигнута. Это
заставляет меня склоняться на сторону европейской философии.

самый шикарный абзац. просто полный абзац, я бы так, прощу прощения,
скаламбурил. а как насчет применения критерия практики к европейской
философии? что зримо ощутимого было ей достигнуто из поставленных ею
самой целей?
если вы будете про науку, то вроде как она побочный продукт, ведь наука
изучает "этот, нереальный" мир. И неплохо его изучает, кстати. Так а что
там европейская философия достигла в плане "достижения истинного бытия"?
честно говоря, китайская философия, на довольно и просто ощутимом уровне
достигла того, что китайское общество довольно неагресивно и не склонно
к хаосу.

------------------------------------
Название: Re: Давайте переведем Дао-дэ цзин
Отправлено: China Red Devil от 29 Мая 2004 19:08:47
------------------------------------
{Цитата: Papa HuHu от 29 Мая 2004 17:44:24}

самый шикарный абзац. просто полный абзац,
хехе... чанчуньский пулеметчик поддержан огнем тяжелой артиллерии... :D)
;D ;D :D)

------------------------------------
Название: Re: Давайте переведем Дао-дэ цзин
Отправлено: Олег от 30 Мая 2004 10:40:09
------------------------------------
По поводу китайской логики: Цитата из книги <От магической силы к
моральному императиву: категория дэ в китайской культуре>:

Всем, кто когда-либо читал старую китайскую классику, без сомнения,
знакома своеобразная причудливость хода мысли китайских авторов
(ощущаемая даже в переводах), иногда просто забавная, а подчас ставящая
в тупик видимым отсутствием логики - хуже того - явным конфликтом с ней.
Эта особая алогичность прекрасно обыгрывается Х.Борхесом в его
знаменитом (и после М.Фуко, пожалуй, достаточно зацитированном) пассаже
о некой китайской энциклопедии.

Приведем этот пассаж в изложении и с комментарием М.Фуко, поскольку в
них расставлены нужные нам акценты: <Цитируется <некая китайская
энциклопедия>, в которой говорится, что <животные подразделяются на а)
принадлежащих Императору, б) бальзамированных, в) прирученных, г)
молочных поросят, д) сирен, е) сказочных, ж) бродячих собак, з)
включенных в настоящую классификацию, и) буйствующих, как в безумии, к)
неисчислимых, л) нарисованных очень тонкой кисточкой из верблюжьей
шерсти, м) и прочих, н) только что разбивших кувшин, о) издалека
кажущихся мухами> Предел нашего мышления - т.е. совершенная
невозможность мыслить таким образом - вот что сразу же открывается
нашему взору, восхищенному этой таксономией: вот какое экзотическое
очарование иного способа мыслить предстает перед нами под покровом
аполога. Что же именно нельзя осмыслить, о какой невозможности идет
речь? :Невозможность кроется не в <сказочных> животных, поскольку они
так и обозначены, а в их предельной близости к бродящим собакам или к
тем животным, которые издали кажутся мухами. Именно сам алфавитных ряд
(а, б, в, г), связывающий каждую категорию со всем другими и превосходит
всякое воображение и всякое возможное мышление> (Фуко М. Слова и вещи:
археология гуманитарных наук.)


В том, что это отнюдь не поверхностное впечатление дилетанта,
начитавшегося неудачных переводовпримечание1, убеждает следующее
красноречивое признание маститого филолога А.Ч.Грэма: <Для многих далеко
от очевидности, что китайские мыслители вообще могут быть признаны
мыслящими рационально. Принято считать, что они не являются религиозными
пророками и не ссылаются на божественное откровение, однако два наиболее
влиятельных памятника - Конфуциевы <Беседы и суждения> и <Дао де цзин>,
приписываемый Лао-цзы, - не обращаются и к разуму>. Более того, согласно
А.Ч.Грэму, Лао-цзы образцово иррационален: <Книга Лао-цзы есть образец
такого рода понимания, которое полярно логике>.

примечание1 Такое тоже случается. Таково, например, весьма превратное
впечатление, вынесенное А.Шопенгауэром от знакомства с современными ему
переводами конфуцианских текстов на европейские языки: <Мы находим в
Китае мудрость Конфуция, которой особенно привержены ученые и
государственные деятели; судя по переводам, это - пространная,
банальная, преимущественно политическая моральная философия, не
опирающаяся на метафизику и отличающаяся некой специфической вялостью и
скукой> (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление>).



------------------------------------
Название: Re: Давайте переведем Дао-дэ цзин
Отправлено: katull от 22 Июня 2004 02:07:02
------------------------------------
И два вопроса Сат Абхаве:

1. Вы на самом деле считаете, что в тексте ДДЦ можно найте все, что
угодно?

2. Как-то Вы высказывались про логику в Китае...а как Вы относитесь к
деятельности господ Карапетьянца и Крушинского, коими ДДЦ (как и прочая
китайская философия) трактуется в логико-математическом ключе?


------------------------------

Название: Re: Давайте переведем Дао-дэ цзин
Отправлено: katull от 22 Июня 2004 02:25:57
------------------------------------
Кстати, как объяснить, что при всем богатстве западной философии (ведь
даже если по именам смотреть, то любой мало-мальски грамотный человек
назовет имен 20!) и нищенстве китайской (Конфуций, Лао-цзы, Чжуан-цзы,
Чжу Си, Ван Янмин...кто еще?) возникает дискуссия о том, какая философия
богаче?

Название: Re: Давайте переведем Дао-дэ цзин
Отправлено: katull от 22 Июня 2004 21:53:22
------------------------------------
Цитировать
К сожалению, пока не имел возможности ознакомиться с их работами, а
потому и определенного мнения на этот счет не имею...

Тогда понятно...будет возможность, обязательно Вам вышлю - очень
интересно они рассуждают...
А вообще - я это к тому спрашивал, что вопрос о логике в Китае - вовсе
не такой уж простой - а в отечественной китаистике - вообще - остро
дискуссионный :(
А уж если никак не определят, была ли в Китае такая простая, в смысле -
четко видная вещь, как логика, то как же обстоит дело с метафизикой ;)



Название: Re: Давайте переведем Дао-дэ цзин
Отправлено: katull от 22 Июня 2004 21:56:52
------------------------------------
Но раз уж я начал про это, то напишу немного подробнее:
Вопрос о существовании логики в Китае был решен Гегелем абсолютно
однозначно - не было ее. А значит и философии не было :(
Далее был Ху Ши ) Он, наоборот, решил, что логика была. При этом -
первым логиком был....ни кто иной, как первый философ Конфуций :)
А вообще - логик было две :) Одна - из И-цзина, она же у Конфуция, а
другая - у моистов.
Затем - в начале 70 Спирин, а за ним Карапетьянц нашли некую формальную
методологию, пронизывающую всю китайскую мысль. Причем - начиная с
древнейших ее проявлений.



Название: Re: Давайте переведем Дао-дэ цзин
Отправлено: katull от 22 Июня 2004 22:05:56
------------------------------------
И вот сейчас существует две точки зрения относительно статуса китайской
логики. Одна (Кобзев А.И.) отстаивает, что в Китае была протологика
(моисты), но она была ненужна, а поэтому стала тупиковым путем развития,
а вместо логики формальной методологией стала нумерология (ее так же
называют иногда симвоаритмологией). При этом - данная нумерология - т.е.
набор образно-математических схем - берет начало из Чжоу И, ну и
работает во всем мыслительных схемах китайцев - начиная от седых веков,
включая и неоконфуцианство и пр. и чуть ли не вплоть до Мао Цзедуна и
иже с ним.

Вторая точка зрения - то, что в Китае очень даже была логика- и не
какая-нибудь, а очень даже математическая :) Этому и посвящена работа
А.А. Крушинского, который является протеже Карапетьянца. Боюсь переврать
название, но там что-то про дедукцию и И-цзин :(

Хотя, ежели к китайским доктринам притянуть логику - то получится, что
уже у древних китайцев была модальная логика ценностей или что еще
похлеще :) (вот ЧРД порадуется :) )
А вот европейцы до нее доросли лишь в 20 веке, пройдя через всякие
Органоны и пр.

Такая картина получается с логикой :)

Правда, жалко, что эти два доктора философии в дискуссии скатываются
порой до аргументации Красного Китайского Дьявола - типа - вы вообще
ничего не понимаете, потому что понять в принципе не можете ;)


-----------------------------------
Название: Re: Давайте переведем Дао-дэ цзин
Отправлено: Sat_Abhava от 23 Июня 2004 08:49:34
------------------------------------
katull:
Цитировать
Тогда понятно...будет возможность, обязательно Вам вышлю - очень
интересно они рассуждают...

Спасибо. Будет возможность - непременно почитаю... :)

Цитировать
А вообще - я это к тому спрашивал, что вопрос о логике в Китае - вовсе
не такой уж простой - а в отечественной китаистике - вообще - остро
дискуссионный

Время покажет, какая точка зрения заслужит большее внимание в кругах
специалистов.

{Цитата: katull от 22 Июня 2004 22:05:56}
Правда, жалко, что эти два доктора философии в дискуссии скатываются
порой до аргументации Красного Китайского Дьявола - типа - вы вообще
ничего не понимаете, потому что понять в принципе не можете ;)

Вот это и есть самое печальное... :( Ну, откуда такое нетерпение к иной
точке зрения? Если так, то уважаемым профессорам в программу своих
философских штудий непременно нужно включить... учебное пособие по этике
общения для учащихся старших классов средней школы... ;) Потому как
аргументация на уровне "сам дурак" больше походит не на диалог ученых
мужей, а на детскую ссору в песочнице. ;) ;D

----------------------------------
Название: Re: Давайте переведем Дао-дэ цзин
Отправлено: China Red Devil от 23 Июня 2004 16:39:25
------------------------------------
{Цитата: katull от 22 Июня 2004 22:05:56}
Хотя, ежели к китайским доктринам притянуть логику - то получится, что
уже у древних китайцев была модальная логика ценностей или что еще
похлеще :) (вот ЧРД порадуется :
Ой как я рад. :D) :*) ;D
Да какая разница, как там всякие волосатые варвары про китайскую
философию врут: один- что белое у китайцев- это черное, другой- ты
ничего не понимаешь, поскольку просто не можешь понять, белое у китайцев
это не черное, а зеленое в крапинку...
Уж лучше НАСТОЯЩУЮ китайскую философию изучать. В смысле- по
первоисточникам и без притяжек к европейской. Только тогда в ней вообще
можно что- то понять. :-X

------------------------------
Название: Re: Давайте переведем Дао-дэ цзин
Отправлено: katull от 23 Июня 2004 22:22:32
------------------------------------
2Олег
1. Карапетьянц А.М. Ба-гуа как классификационная схема//14-я НК
ОГК. Ч. 1. М., 1983.
2. Карапетьянц А.М. Древнекитайская системология и ее
математическое основание//19-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1988.
3. Карапетьянц А.М. Древнекитайская системология: уровень протосхем
и символов-гуа. Препринт. М., 1989.
4. Карапетьянц А.М., Крушинский А.А. Современные достижения в
формальном анализе <Дао дэ цзина>//От магической силы к моральному
императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998.
5. Кобзев А.И. <Чжоу и>: китайская библия// Проблемы Дальнего
Востока. 1989.? 3.
6. Кобзев А.И. Актуальные проблемы истории и теории традиционной
китайской науки//Современные историко-научные исследования: наука в
традиционном Китае. РС. ИНИОН АН СССР. М, 1987.
7. Кобзев А.И. Генерализация в классической китайской
философии//Народы Азии и Африки. 1986. ? 5.
8. Кобзев А.И. Классификационная схема <пять элементов> - у
син//13-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1982.
9. Кобзев А.И. Коцепция Дж. Нидэма и ее критика (обзор)//
Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае.
РС. ИНИОН АН СССР. М, 1987.
10. Кобзев А.И. Методологические установки конфуцианства//7-я НК
ОГК. М., 1976.
11. Кобзев А.И. Происхождение и смысл <Великого предела>//31 НК
ОГК. М., 2001.
12. Кобзев А.И. Пять элементов и <магические> фигуры <И
цзина>//12-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1981.
13. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская
философия. М., 1983.
14. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической
философии. М., 1994.
15. Крушинский А.А. Динамика дэ (основанная на символизме <И
цзина>)//От магической силы к моральному императиву: категория дэ в
китайской культуре. М., 1998.
16. Крушинский А.А. Логика <И цзина>. Дедукция в древнем Китае.
М., 1999.
17. Крушинский А.А. О каббалистичности <И цзина>//28-я НК ОГК. Ч.
2. М., 1997.
18. Симаков Ю.М. Китайская философия и пифагорейская
математика//24-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1993.
19. Спирин В.С. К характеристике древнекитайской натурфилософии//10
НК ОГК. Ч. 1. М., 1979.
20. Спирин В.С. Построение древнекитайских текстов. М., 1976.



------------------------------------
Название: Re: Давайте переведем Дао-дэ цзин
Отправлено: katull от 23 Июня 2004 22:23:50
------------------------------------
Особый "интерес" - работа Симакова. Он доказывает, что греческая
математика (т.е. вся европейская :) ) произошла от китайской философии
;D


----------------------
Название: Re: Давайте переведем Дао-дэ цзин
Отправлено: katull от 25 Июня 2004 13:43:20
------------------------------------
Цитировать
На основе ПОНИМАНИЯ ИХ ТРАДИЦИИ с минимально необходимой притяжкой
собственной терминологии

Девил...ну что ты говоришь?
Как можно понимать чужую традицию вне собственной териминологии?
Ты пойми, что понимание происходит в определенной системе ценностей,
норм и терминов. Если ты русский, живущий в 21 веке - тебе недоступна
никакая другая система. Даже если ты будешь употреблять термины того же
Ван Би, или самого Лао-цзы, тем не менее, наполнение терминологии будет
современным. Т.к. по-другому - уже не получится :(
То же касается и современных китайцев - что бы они ни говорили про то,
что понимают древнюю китайскую философию лучше европейцев, т.к. у них
существует "единая передача традиции", европейцам непонятная. Тем не
менее, понимание древней китайской философии современными китайцами
будет происходить сквозь призму современной науки, технологии
(европейской между прочим), и всего остального, например, идей того же
Маркса и Мао Цзедуна...А иначе и не возможно :(

--------------------




>
>