|
От
|
Пуденко Сергей
|
|
К
|
Alex~1
|
|
Дата
|
03.06.2007 10:48:01
|
|
Рубрики
|
Прочее; Наука & природа;
|
|
кстати о бурно развивающихся науках. Направление прорыва
Alex~1 сообщил в новостях следующее:7079@vstrecha...
> >"Буржуазные науки" тоже слили?
>
> По крайней мере "mainstream" - то, что на поверхности - редкостное
убожество.
>
Cognitive science
Если кто читал номер Альманаха 100 "Новый истмат" , про
"когнитивистику"(Михайлов вроде бы читал статью Князевой).то там
"развитие" идет бешеным темпом, кустится и клубится вокруг
основополагающих вопросов. На повестке синтез естественных и
гум.наук,междисциплинарные исследования и даже выход наук в новую
область,ранее приписанную скажем искусству. образуется синтез
когнитивистики и аффектистикию Только хорошую теорию в основу надо
заложить." Мощностной-возможностный подход" . Тот самый и именно он.
Только не в разрезе общества, а в разрезе жив.существа и человека. Там
получается "эколоический" или этологиечский подход. Был такой
Дж.Гибсон,1978 "Теория возможностей" )она есть в сети), он теперь как
классик
Там в генеральном направлении на этом поле - от
мощностного-возможностного к экологическому-этологическому - еще лет
10 назад прорывались делезианцы (статьи Массуми и ди Ланжы = в
Альманахе, ксати недавно оттуда "звонили" просили дать еще), по следам
работ батюшки Делеза.
Но мейнстрим когнитивистики прежний - позитивистский и редукционистский
("натурализм", а не настоящий обновленный материализм, как "наш") и
много всякого около-компьютерного наросло. Авторы работ в потоке часто
"естественники" , ИТишники. И ситуация в целом "на фронте науки" сейчас
очень стремная, узловая. Кто прорвется к реальному синтезу, какая
"традиция" возобладает. Вон ниже пример пинания "старого советского
наследия" как мертвого,автор забивает место _себе_ а ее "хоронит".
"Поезд ушел",говорит. Прямо навязчивая фраза современности. Ну нет,мы
догоним . И возглавим
Недавно двухтомник (учебное пособие,написан просто) по Cognitive science
по-русски вышел, временно был доступен в сети, сейчас хозяин сайта
Косилова его с
сайта убрала. Насколько я видел, только через кэш (рэмблера) можно еще
скачать. Ссылку кэща интересующимся могу приватом прислать (на сайте уже
пусто). Летом на досуге можно почитать. В бум.виде продается в том же
изд-ве что и "Управляющий мозг" - я туда ездил покупал. Изд-во "Смысл"
сайт
http://elenakosilova.narod.ru/
COGNITIVE SCIENCE:
FOUNDATIONS OF EPISTEMIC PSYCHOLOGY
Volume 2
англ.аннотация
The monograph describes in details methods and results of
interdisciplinary studies of cognitive processes in humans. The emphasis
is on the processes of perception and action, attention and
consciousness, memory, and knowledge representation, communication and
thinking, interaction of affect and intellect as well as on
philosophical, methodological and applied problems that are central for
contemporary cognitive science. The monograph is of major interests for
a broad readership from disciplines ranging from psychology, linguistics
and philosophy to neurosciences, artificial intelligence and human
factors engineering. It can be recommended as an advance textbook for
undergraduate and graduate students in all these areas.
окончание оглавления 2 тома (их кэша)
ГЛАВА 9. ПЕРСПЕКТИВЫ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ...........280
9.1 От дуализма Декарта к новой
монадологии...............................283
9.1.1 Третий кризис научной психологии..............................283
9.1.2 Произвольность формальных моделей.........................289
9.1.3 Нейрокогнитивизм и теория идентичности.................294
9.2 Перспектива методологического
солипсизма...........................301
9.2.1 Искусственный интеллект и человеческий разум........301
9.2.2 Философия искусственного интеллекта.......................307
9.2.3 Виртуальные формы
жизни...........................................314
9.3 Перспектива прямого
реализма..................................................319
9.3.1 Экологический подход: вклад Джи Джи Гибсона.........319
9.3.2 Исследования ситуативного действия..........................325
9.3.3 Телесная заземленность
познания.................................330
9.4 Перспектива методологического
плюрализма..........................335
9.4.1 Разнообразие подходов и
моделей.................................335
9.4.2 Вертикальная интеграция и парадигмы развития........344
9.4.3 Когнитивно-аффективная наука...................................355
интервью
http://strider.ru/2007/03/15/108
http://polit.ru/science/2007/02/08/velichkovskiy.html
Когнитивная революция и человек будущего
..."Создается впечатление, что старые российские научные школы
постепенно умирают, почти все стремятся следовать западным направлениям.
Насколько велик не востребованный Западом потенциал у теории
деятельности, культурно- исторической психологии?
Общества современного типа направлены в будущее, традиционные - в
прошлое. Потенциал этих исторических концепций, с точки зрения западных
коллег, был исчерпан еще четверть века назад. Поезд ушел и, полагаю, это
хорошо знают, люди, все это время паразитировавшие на останках теории
деятельности и культурно-исторической концепции. Поэтому так важно дать
принципиально новый импульс этим исследованиям, продолжить их на
качественно более высоком - желательно, все-таки экспериментальном, а не
<вербальном> - уровне"
цитаты из сопутствующих материалов
...
Все это подтверждает мнение Гибсона (см. 9.3.1) об ограниченной
применимости современных физических моделей в психологии: <Под влиянием
успехов атомной физики некоторые мыслители пришли к выводу, что наше
земное окружение, состоящее из поверхностей, предметов, мест и событий,
является фикцией... Однако перенос закономерностей микромира на
восприятие реальности полностью ошибочен. Мир можно анализировать на
разных уровнях, от субатомного до земного и космического. На одном
полюсе существуют физические структуры порядка миллимикронов, на
другом - световых лет. Но для живых существ несомненно более важным и
адекватным является промежуточный сегмент, в масштабе от миллиметров до
километров. Он более адекватен уже потому, что в этом случае мир и
животные оказываются сопоставимы друг с другом> (Gibson, 1966, р. 211).
....
Высказанная позиция предполагает изменение представлений об объекте
восприятия, в качестве которого выступает система обстоятельств,
воздействующих на органы чувств. Это не просто объективная
действительность или ее отдельные элементы (материальные процессы, вещи
и их свойства), а объективная действительность, взятая в определенном
отношении к воспринимающему ее человеку и включающая его в качестве
одного из своих компонентов.
Речь идет о форме единства индивида и среды, которая неплохо описывается
в терминах <ситуации> (Magnusson, 1981), <жизненного пространства> или
<мира> (Голд, 1990; Левин, 2000). Ситуация характеризует способ
объединения разнонаправленных <сил> и потенций в некоторое целое, в
котором цементирующая роль и инициатива принадлежат индивиду. Это - его
ситуация (мир), а не ситуация (мир) вообще. Объект-ситуация изначально
противоречив и парадоксален: он включает в себя воспринимающего и,
одновременно, противостоит ему, как нечто внешнее. Осуществляя
восприятие, субъект конструирует свое бытие, одновременно, подчиняясь
ему. Соответственно объект восприятия оказывается и детерминантой
(вернее, системой детерминант), и результатом активности субъекта.
Объект предоставляет индивиду определенные возможности (материал, цели,
пути) восприятия и накладывает на его активность определенные
ограничения. По-своему он тоже активен. В этом смысле можно говорить о
потенциале объекта-ситуации, формирующем течение перцептивного процесса.
Конституирующая роль объекта в восприятии действительности проявляется,
например, в феноменах полевого поведения (Левин, 2000), предоставлениях
(affordances) среды (Гибсон, 1987) или эффектах группового давления
(Росс, Нисбетт, 1999).
Многообразие сфер бытия порождает разнообразие сторон и типов объекта
восприятия. В физической системе отношений это организация абиотических
событий. Биологическая система координат вводит в объект события жизни,
участником которых оказывается индивид. Наконец, социальная система
бытия обнажает пространство взаимоотношений между людьми; в содержание
объекта восприятия включается поведение людей, их состояния, роли,
позиции в обществе, культурные традиции и др.
В ситуации всегда можно выделить два ключевых звена: самого индивида и
предмет его восприятия.
....
Вывод Гибсона состоит в том, что невозможно объяснить осмысленное
восприятие животным его окружающей среды, если рассматривать только, как
внутренние структуры индивидуального тела животного (например, нервная
система), производят психическое действие ,и не принимать в внимание то,
как структуры окружающей среды позволяют его выполнение. Любое
психическое действие определено взаимной совместимостью возможности
(affordances) и эффективности. Согласно определению Гибсона,
<возможность чего-либо - это определенная комбинация свойств вещества и
его поверхности применительно к животному>. Это определение получило
свое завершение в определении Тарвея и Шоу, данного ими понятию, которое
они считали идентичным гибсоновской теории: <эффективность любого живого
существа - это определенная комбинация функций его тканей и органов,
взятых в отношении к окружающей среде>.
Авторы добавляют к этим двум определениям, что животное с его структурой
эффективности и окружающая среда с ее структурой возможности полностью
симметричные факторы психических действий: < согласно этой концепции
[...] окружающая среда определена как набор возможностей или структура
возможностей [... и] животное определено как набор эффективностей, или
структура эффективности [...].Экологическая ниша -описание структуры
возможностей окружающей среды в отношении к отдельного вида; а вид -
описание эффективности Жизни в отношении специфической экониши. И мы
можем в соответствии с логикой совместимости схематизировать понятия
возможности и эффективности следующим способом:
Событие или ситуация окружающей среды X допускает активность Y по
отношению к животному Z, если и только если между X и Z достигаются
определенные отношения взаимной совместимости [...].
Животное Z может осуществлять деятельность Y в отношении события или
ситуации окружающей среды X, если и только если между X и Z достигаются
определенные отношения взаимной совместимости [...]
-------