От IGA Ответить на сообщение
К IGA Ответить по почте
Дата 02.03.2008 01:48:03 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

авторитарный миф троцкистов

http://marsky.livejournal.com/2329.html

бадью и вперед

Зашел на презентацию "Баста" - специального выпуска газеты "Что делать".

Мероприятие происходило в традиционном формате саморепрезентации группы "вперед": "открытого собрания для контактов" как они сами это называют. "Что делать", "OD Group" (теперь уже по-видимому бывшая) и французский философ Бадью - в качестве основных примеров-приманок успешности деятельности "впереда" в интеллектуальном сообществе.

Первые два часа - длительные выступления членов президиума через микрофон. Основная идея выступавших - происходящее объединение различных левых и протестных инициатив в едином широком проекте.

Существует ли этот проект? Левый проект, как множество инициатив и усилий направленных против господства капитала, объективно наличествует. Но принимает ли он навязываемую форму организационно-политического единства?

Прошедшее мероприятие разочаровывает складывающимся ощущением навязываемой тотальности. С одной стороны - в авторитарной форме данного конкретного мероприятия. С другой (и более существенной) стороны - в предлагаемой безальтернативности политической идентификации и за счет приведения всего "левого" к единому и нерасчленимому рекламному образу.

Пример - Бадью. В начале февраля в "Фаланстере" прошла встреча с представителем Объединенного Секретариата (одного из "Четвертых интернационалов", на тесную интегацию с которым нацелено руководство "впереда"). На этой встрече, организованной для более узкой (а следовательно, близкой) аудитории, Бадью был подвергнут критике как чуждый мыслитель. Само по себе это вопросов не вызывает - бывший маоист вряд ли будет пользоваться реальной поддержкой у троцкистов.

Но это не помешало использовать его имя в рекламных целях: публичная коммуникация со всемирно известным ученым, а также сам факт упоминания собственного имени в соседстве с узнаваемым брэндом, способствует закреплению в информационном поле. Проблема здесь заключается не в самом факте самопродвижения (которое есть вполне легитимная практика для политической организации), а в апроприации фактически чуждой политической фигуры и использования буржуазных приемов формирования общественного мнения.

Общего между "впередом" и Бадью практически ничего нет - но для формирования мифа "все левые с нами, следовательно мы репрезентируем все левое" вполне достаточно.

Как ни грустно это осознавать, но параллели с Павловским напрашиваются.

Зачем нужна такая тотальность "впереду"? Цель - прагматическая: пополнение членской базы и распространение власти. у потенциальных (да и у наличных) членов партии возникает образ безальтернативности собственной политической идентификации и тождественности "впереда" и левого проекта (вариант - рабочего движения). Фактически происходит формирование авторитарного мифа - мифа об универсальном и едином левом проекте. Мифа, апроприирующего различные несовместимые и враждующие практики и легитимизирующего господство авторитарных политических движений.

Классическая, описанная Бартом, схема заимствования мифом самостоятельных знаков для передачи их посредством нового значения, содержащегося в сокрытии факта существования властных отношений работает в полной мере. Только на этот раз это миф не буржуазный, а используемый левыми.