Концовка
Плоскость онтологии индивидов включает как вложенный набор индивидов в различных пространственных масштабах, так и вложенные установки темпоральности. Каждая шкала темпоральности «определяет, что именно осцилляторы на этом уровне воспринимают, как соответствующие изменения». (90) Осцилляторы, движущиеся слишком медленно или слишком быстро, не выявят изменений, и не смогут взаимодействовать так, чтобы произвести оценку. Объективный эффект существования в относительном времени легко объясняется концепцией времени восстановления и времени взаимодействия. Время восстановления понимается, как время необходимое траектории для того, чтобы после внешнего воздействия вернуться на свой аттрактор (при условии, что это не переход от своего базового и «связанных» с ним на другой аттрактор). Например, некоторые твердые материалы, известные как стекла, «в отличие от их кристаллических аналогов, не имеют четко различимого фазового перехода из жидкого состояния» (90). Разница между этими стеклами и жидкостями, каждое из которых имеет то же «пространственное расположение молекул», это их время восстановления, относительно короткое для жидкостей и довольно длительное для стекол. В короткие сроки наблюдения поток жидкости, по-видимому, не движется в стекле, но при более длительном временном масштабе наблюдения, стекло выглядят как текущая жидкость. Несоответствия наблюдений в таком случае не психологические трюки, но эффект объективного взаимодействия между разными масштабами времени. Таким образом, способность различных пространств соединяться в сборках, отражать (быть затронутыми внешним воздействием), не только зависит от расположения пространств, но также и от взаимодействия их временных масштабов и их относительных ускорений и замедлений.
Как мог бы сказать Делез, пространство может быть определено через его сингулярности и его способность к отражению, но также через скорость становления и возможность становления. Де Ланда концептуально объединил онтологию Делеза с современной наукой в машинное пространство временных ритмов и пространственных структур, постоянно взаимодействующих в различных масштабах, приобретающих и теряющих в сложности содержания, соединяясь и разъединяясь в различных сочетаниях. Термин «машинное пространство» появился в книге Делеза и Гваттари «Тысяча плато» как обозначение множества ячеек объединенных в имманентном пространстве. Это почти синоним с используемым Де Ланда в книге «Войны в эпоху интеллектуальных машин» (Нью-Йорк: Зона Книги, 1991) понятием «машинного типа». 3 В книге «Интенсивная наука и философия виртуального» термин принимает дополнительное значение, что свидетельствует не только о существовании различных собраний структур, которые возникают из плоской последовательности и могут соединиться в ней множеством связей.
Кроме того, Де Ланда явно разработал свои собственные концептуальные инструменты. Он описывает множества, сформированные из колеблющихся временных отношений, в которых различные структуры ускоряют и замедляют темп в соответствующем порядке, учитывающем коллективную связь ячеек в сетях, так организм развертывается, и симбиоз приводит к появлению новых форм. Эта картина - одна из постоянных связей развертывания пространства колеблющегося в ритме повторяющейся машинной мелодии. Де Ланда получает освобождение от трансцендентного, но представляет структуру на своем месте. Его примеры из «природного» мира, но никто не может помочь экстраполировать пояснения Де Ланда о множестве процессов на возможность осмысления новых социальных и политических формаций. Этот проект представляется необходимым синтезом с его предыдущей книгой, «Тысяча лет нелинейной истории», так как мы теперь имеем концепцию точно описывающую материал формирования систем, а также включающую процессы их формирования.
Из работ Де Ланда, на мой взгляд, можно извлечь этот синтез или по крайней мере его критическую проблематизацию. Делез сказал, что задача философии состоит в создании концепции и постановке проблемы, не в поиске решения. «Интенсивная наука и философия виртуального» ставит вопросы о множествах и машинных пространствах исключительно строго и, возможно, о новых моделях социальных и политических множеств. Другая недавняя работа, использующая онтологию виртуального, бестселлер «Империя» (Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 2000), размышляет о проблемах «множества», что будет пробиваться через политику. Майкл Харт и Антонио Негри определили виртуальный потенциал множеств с той же силой что и Де Ланда, и существует множество резонансов между двумя книгами.
«Империя» определяет виртуальную мощь действия и труда как «чрезмерные» перед их присвоением капиталом, что ставит вопрос о том, как построить переход из «возможного» в «реальное». Де Ланда касается аналогичного перехода, но в своей работе он делает акцент на само пространство перехода, интенсивные процессы, которые разворачиваются виртуально в фактическом формировании динамических систем, которые, в свою очередь, влияют на симбиотические преобразования. Теперь может быть задан вопрос, почему интенсивности переходов между виртуальным и фактическим не могут быть отображены в философской работе, такой, как «Империя» которую многие из подобных проблем объединяют с «Интенсивной наукой и философией виртуального? Почему материализация виртуального в работе сосредоточена на негуманистических формах, а не на работе с онтологией жизни труда? Иными словами, что если мы имеем в «Империи» конкретные примеры «множеств» взаимосвязи клеток или пара. Возможно поэтому Делез придавал столь важное значение фазовым переходам. Схваченные в мгновении они воплощают виртуальные возможности, уравновешенные на грани превращения новую форму. Харт и Негри утверждают, что виртуальная мощь труда станет реализоваться в множествах, что мы должны научиться конструировать новый сорт машин. Политические теории должны «присвоить язык генерации». Хотя «Интенсивная наука и философии виртуального - это не работа политической теории, здесь Де Ланда дает нам именно такой язык. Де Ланда продвигает нас в направлении горизонта-пространства, в котором даже если мы по-прежнему не сможем видеть формы, которые ускорят наш переход через империю, наверное, заметим их интенсивность, когда они пройдут через нас.
Примечание:
Темпоральность - внутреннее течение времени
Осциллятор – индикатор колебаний