От Вячеслав Ответить на сообщение
К Фриц Ответить по почте
Дата 13.09.2007 13:17:27 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Интернет & общество; Версия для печати

ИМХО все-таки отождествляете

>> А почему вообще осуществляется отождествление божественного и идеального?
> Я говорю, что философия так же перпендикулярна науке, как и религия. Это три разных способа мышления.
Во многом согласен. Но тут собственно у Вас с Алексом особых противоречий нет. Алекс считает что вся философия не работающая на науку — суета-сует, и вообще скоро отомрет. Вы считаете, что не отомрет. Мне тоже кажется что не отомрет, но капитально сменит вывеску, т.е. философия окончательно разделится на научную философию и игру ума, которой всегда будет место.

> Это мои оппоненты начали с того, что наука, мол, опровергла религию, а потом стали науку на философию заменять. Ну я и напомнил им, что материализм - это не вся философия. Они считают, что философия скоро отвергнет идеализм и объединится с наукой. Я думаю, что это наивно.
> Во всяком случае, пока этого не произошло. Ни наука, ни философия не констатируют гибель идеализма.

Не наивно. Науке нужна некая общая платформа для постоянного переосмысления картины мира. И в любом случаи в эту платформу будет входить постулат о принципиальной познаваемости мира. Но показательно, что речь идет об отвержении именно идеализма. Почему? Ведь невозможно же сейчас рассматривать идеализм также как это делали в 18 веке. Ведь очевидно, что все наблюдаемое идеальное это т.с. функция материи, будь то генетическое наследование в биологии или человеческое сознание. Более того, наука с самых разных направлений познает это идеальное. Уже есть более-менее приличные структурные и функциональные модели мышления, есть модели возникновения сознания и т.д. и т.п. Соответственно если рассматривать сознание Бога как явление подобное человеческому сознанию, то окажется что для его анализа подойдут методы и целые модели наработанные при анализе человеческого сознания. Короче, идеальное, как объективное явление, становится познаваемым. Соответственно в нашем мире Бог не может быть «сконцентрирован» в идеальном. А между «сознанием» Бога и земными явлениями идеального есть качественное отличие, причем настолько качественное, что нет никаких оснований называть «сознание» Бога идеальным. И в этом смысле я считаю, что объективный идеализм действительно умер (с субъективным все сложнее, ИМХО еще будет какой-то синтез СИ с ДМ).