|
От
|
Пуденко Сергей
|
|
К
|
Пуденко Сергей
|
|
Дата
|
03.11.2007 08:13:11
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
навстречу юбилею Октября. Продолжение концерта
кошачьего
http://mn.ru/issue/2007-43-52
Москва
Печатная версия № 43 (02.11 - 08.11.2007)
Фото: "МН" (Роман Мухаметжанов). Монумент Ленина на Калужской (в недавнем прошлом Октябрьской) площади можно считать концептуально стереотипным
Юрий Арпишкин
Ленин и Октябрь всё равно с нами
В столице шестьсот с лишним памятников вождю революции, но среди них нет двух одинаковых
По разным данным в Москве сегодня стоят от шестисот до шестисот восьмидесяти памятников Ленину (некоторые утверждают, что их 666, но мы, разумеется, такой бесхитростной демонической нумерологии не доверяем). Как говорили недавно, вдумаемся в эти цифры. В городе десять административных округов, в каждом примерно по десять районов. Это же страшное дело - во всяком укромном углу должен находиться памятник вождю. Он, между прочим, и находится. На территории автопарка N 18 есть Ленин, в саду городской больницы N 24 тоже есть, у фабрики инвалидных колясок, у завода резинотехнических изделий, у здания АЗЛК.
О памятниках на ВДНХ, на Калужской площади и площади Рогожской заставы можно специально и не упоминать, они видны всякому, от них не увернешься.
При этом всё как-то странно у нас складывается в общественном восприятии. Неисчислимое множество Лениных, огромное количество всяческой другой революционно-монументальной символики, по-прежнему Маркс в Охотном ряду ("Он вылезает из моего холодильника", - говорила Раневская), Димитров на Якиманке, Энгельс на Пречистенке, всего не перечислишь. И всё это каким-то причудливым образом проходит мимо людского сознания. Этого как будто бы и нет. Вся пропаганда улетучилась, испарилась, выхолощена, ее не считают имеющей хоть какое-нибудь отношение к общей реальности и частной судьбе. Ее просто перестали замечать. Про монумент напротив метро "Октябрьская" беспристрастные энциклопедические источники ответственно говорят, что он "один из немногих сохранившихся в Москве после падения советско-коммунистического режима". Это можно понять только в том смысле, что на его фоне все остальные абсолютно теряются. И это действительно так, сооружение скульптора Льва Кербеля и архитектора Георгия Макаревича, безусловно, замечательное. Возникло оно на Октябрьской площади, которой теперь возвращено мирное название - Калужская, в 1985 году, к грядущему 70-летию революции.
Статуя болгарского коммуниста Димитрова - революционная решимость в камне
Фото: "МН" (Петр Кассин). Статуя болгарского коммуниста Димитрова - революционная решимость в камне
Памятник, как деликатно выражаются путеводители, "интересен тем, что дает представление о стереотипном образе вождя в монументальной скульптуре позднего социалистического реализма". Бронзовый Ленин представлен по канону торжественно простым, в распахнутом пальто и творческом порыве, живоначальном движении. Это ярчайший пример идолопоклоннического типа монументализма, в котором сакрализованная ценность гигантской фигуры намного превышает ценность окружающего ее пространства. Аллегорическая композиция у подножия постамента призвана материализовать главный пропагандистско-идеологический тезис эпохи развитой партократии: "Народ и партия - едины". Славная идеологема реализуется в изобразительных стереотипах: вооруженном рабочем, крестьянине, солдате, матросе, а также в "типичных представителях" других народов - кавказских и среднеазиатских. Над представителями революционного народа на фоне знамени возвышается женская фигура - олицетворение то ли Родины-матери, то ли Революции. Явная парафраза "Марсельезы" Франсуа Рюда с Триумфальной арки в Париже.
Здесь нельзя не упомянуть и о других стереотипах, новейших. Перестроечная, протестная культура безжалостно эксплуатировала такой художественный образ: мастерская сильно пьющего скульптора, утратившего не только творческие амбиции, но и человеческий облик, от пола до потолка заставлена одинаковыми ленинскими головами, которые он клепает корысти ради. Эта аллегория должна была сообщить нашему современнику, что продажность есть сугубо плохо. Так вот теперь, даже на коротком историческом расстоянии, видно, что аллегория-то хромала. Наши штампованные Ленины впечатляют вовсе не своей одинаковостью, а, напротив, исключительным разнообразием. Казалось бы, зачем так убиваться. Ну, есть один, утвержденный на худсоветах Ленин, и хватит. Не тут-то было, десятки творцов по заказу сотен резинотехнических фабрик терзали свое художественное воображение. Думали, в какую сторону повернуть голову монумента, куда направить руку, куда отставить ногу, привалить ли фигуру к трибуне или не надо, открыть ли ей рот, и т.д. Ни один человек не сможет объяснить, ради чего потрачено столько усилий. Но порой даже может показаться, что эти трудолюбивые люди что-то такое личное пытались выразить. И, наверное, не будет слишком смелым допущением, если мы скажем: им удалось. Каждый из них лепил и отливал Ленина для себя, так сказать, своего Ленина, с которым удобно и приятно сосуществовать. Индивидуальные предпочтения - тонкая сфера. Одному нравится идол в кепке, другому - в пальто, третьему - в пиджаке. А то, что получалась все равно штамповка, скорее всего, не их вина. Здесь действовала неотвратимая эстетическая закономерность. Канон непобедим, поскольку не вполне, как известно, рукотворен.
Именно об этом изображении автора
Фото: "МН" (Роман Мухаметжанов). Именно об этом изображении автора "Капитала" Фаина Раневская сказала: "Он вылезает из моего холодильника"
...
отмечают,отмечают праздничек. Всё как обычно
А в Минске на днях открытся всемирный съезд ком. и рабоичх партий. Из 80 стран ( с радио)