Егор Холмогоров: "Большинство компромиссов в России происходят за счет русских православных людей"
Раздел: Интервью | Рейтинг: 10.00 (1) Оценить
На вопросы редакции сайта "Основы Православной Культуры: За и Против" отвечает православный публицист Егор Холмогоров, сопредседатель "Консервативного совещания", обозреватель радио "Маяк", автор книг "Защитит ли Россия Украину?", "Русский националист", "Русский проект: Реставрация будущего" и десятков публикаций.
- Изложите, пожалуйста, свою позицию по вопросу введения Основ Православной Культуры в школах.
ОПК должен быть введен в школах в качестве предмета, обязательного для изучения всеми учениками школ Российской Федерации. Отказ от прохождения ОПК должен оформляться по желанию ученика и родителей в индивидуальном порядке, но совершенно свободно, без всякого давления. В районах компактного проживания иноверного населения в школах могут преподаваться, например, Основы Исламской Кульутры, однако несколько ознакамливающих уроков посвященных Православию необходимы в таких районах едва ли не больше, чем где-то еще.
Если государство не готово к немедленному введению ОПК на федеральном уровне, оно должно отказаться от абсурдной политики отмены региональных стандартов образования. Российские регионы, особенно русские, должны иметь право вводить ОПК в обязательную программу по решению местных законодательных собраний.
- Вы не находите, что существует некоторая нелогичность, когда вроде бы говорится, что предмет ОПК – сугубо светский и культурологический, но при этом подчеркивается, что введение ОПК должно каким-то образом способствовать возрождению нравственности в обществе? Или же сторонники попросту ОПК лукавят и на самом деле не сомневаются, что вместо культурологического факультатива дети будут изучать Закон Божий? Кстати, опросы на нашем сайте показывают: на сегодняшний день 68% наших читателей уверены, что эта подмена непременно произойдет, и еще 14% считают, что такая ситуация вполне возможна...
Мне, честно говоря, безразлично, произойдет ли такая подмена или нет. Если она случится, то она случится лишь там, где дети и родители вместе с преподавателем будут согласны, что преподавание Закона Божия для них и интересней и полезней. Ничего страшного в таком неформальном соглашении я не вижу.
Однако и там, где преподавание будет вестись по светским лекалам ОПК, нравственное влияние несомненно будет не менее сильным, чем в советские времена нравственное влияние уроков литературы на формирование нервно возбудимого, психотичного подростка, озабоченного вопросом «почему люди не летают» и «тварь ли он дрожащая». Если подобное влияние светской дисциплины – литературы считается допустимым, при том, что сказывалось и сказывается оно на школьниках отнюдь не благотворно, то нравственное влияние светской дисциплины ОПК мне кажется тем более допустимым.
- Кто, на Ваш взгляд, должен преподавать Основы Православной Культуры в школах?
Получившие специальную подготовку в специальных образовательных центрах под крылом РПЦ специалисты. Неважно, будут ли они священниками и мирянами, поскольку с точки зрения светской школы никаких «священников» не существует.
- Что Вы можете сказать по поводу решения, которое часто позиционируется СМИ как альтернатива ОПК: введение обязательного курса истории мировых религий?
Мне кажется, что этот курс еще недостаточно проработан, чтобы выступать полноценным конкурентом ОПК. В нем практические не раскрыта тема пробуждения Ктулху, ритуалы Вуду, подробности техники человеческих жертвоприношений и слишком мало рассказано о правильном способе приготовления галлюциногенных грибов. Не нашли также достаточного освещения доктрины Рона Хаббарда, преподобного Муна и Виссариона. Другими словами, если учебник «Основы Православной Культуры» соответствует тому предмету, который претендует осветить, это именно основы, именно православной и именно культуры, то «История мировых религий» - учебник слишком односторонний, пристрастный и тоталитарный, скрывающий от школьников значительную часть правды. Мне представляется, что допуск такого неквалифицированного курса в школу попросту недопустим.
- На Ваш взгляд, с чем связано такое мощное сопротивление введению ОПК в школьную программу, даже на факультативной основе, со стороны чиновников и части научной общественности?
Это связано с тем, что в нашем обществе формируется новый принципиальный конфликт, касающийся превращения Православия в созидательную общественную и даже государственную силу, а не только в веру одиночек и субкультурных кружков. Этот конфликт носит в основном иррациональный характер, а потому честного ответа у противников ОПК на вопрос «зачем вы это делаете» мы не дождемся, они его и сами не знают. Сам этот факт я оцениваю вполне положительно, поскольку живое общество держится и движется на конфликтах, а такой конфликт гораздо интересней и продуктивней, чем конфликт коммунистов и капиталистов, либералов и патриотов и т.д.
- Едва ли не единственный на сегодняшний день учебник Основ Православной Культуры А.Бородиной спровоцировал уже не один судебный процесс. Есть ли, с Вашей точки зрения, научные и иные недочеты в учебнике Бородиной, и если да, то следует ли привлекать к их исправлению неправославных специалистов - историков, культурологов, религиоведов? Это могло бы снизить «градус критики» по поводу «ангажированности» курса.
Я высоко оцениваю объективную роль госпожи Бородиной, как человека «спровоцировавшего» борьбу за ОПК и принявшую значительную часть огня противника на себя. Поэтому для нас, православных, она вне критики. Своих в спину не бьют, даже если что-то и не нравится, тем более что в моем случае это чисто вкусовые различия, обусловленные тем, что мои взгляды как педагога формировались в «элитных» школах, а госпожа Бородина обращается, и это правильно, к среднестатистическому школьнику. В качестве еще одного позитивного момента я хотел бы отметить безусловную патриотическую составляющую этого учебника.
Моя же принципиальная позиция состоит в том, что Православие в России представляет только каноническая Русская Православная Церковь, помимо нее определенное право на представительство православной традиции имеет только старообрядческая иерархия. Соответственно, мне представляется логичным и я бы даже сказал единственно верным, чтобы у нас был официально утвержденный учебник, составленный специальной комиссией, созданной Патриархией, поскольку без «верификации» представления о православной культуре со стороны Церкви, ничего «православного» в этом быть не может. Разумеется в такой комиссии должны быть и госпожа Бородина, и светские (в том смысле, что не входящие в церковную иерархию) специалисты, и священники.
- Как Вы считаете, возможно ли в вопросе введения ОПК какое-то компромиссное решение, которое устроило бы все стороны конфликта?
В виду того, что я сказал две реплики выше, возможность «компромиссного решения» была бы в данном случае величайшим несчастьем, тем более, что такой компромисс мог бы быть, как и большинство компромиссов в России, только за счет русских православных людей.
- Какой вопрос по поводу ОПК мы должны были бы Вам задать, но не задали (и соответственно, что бы Вы на него ответили)?
В спорах об ОПК очень любят задавать вопрос о том, что «разве вы не понимаете, что в нашей совковой школе любой предмет будет изуродован». Я обычно на это отвечаю, что наша советская школа – лучшая в мире. Даже я, человек совершенно невосприимчивый к естественным наукам, пусть с трудом, но могу вспомнить три закона термодинамики и помню, что такое инфузория туфелька. Если наш школьник через десять лет сможет, выйдя из школы, вспомнить Три Лица Святой Троицы и что такое евхаристия, то это уже будет неплохим результатом.