Если национальная идея необходима обществу, т.е. если есть необходимость её словесного оформления, то она должна говорить о том, что касается каждого человека как такового, не зависимо от его социального положения, национальности, религии, пола и других признаков.
Она должна быть ясной и понятной для всех. Для этого надо ориентироваться на то, без соблюдения чего жизнь общества не будет нормальной. Необходимо помнить о базисных понятиях.
Потому национальная идея любой страны может быть выражена словами: Свобода, Равенство, Братство, и Труд, Собственность, Законность.
Свобода – это свобода принятия решений, поступков и ответственность за сделанное. Принимая решение совершить определённый поступок, человек должен помнить, что он может иметь не только хорошие, но и плохие последствия.
Равенство – это равная возможность творческого самовыражения каждого человека в различных областях и обстоятельствах жизни.
Братство – это братское отношение человека к человеку, являющееся основой братских отношений между народами.
Почему выбраны эти понятия? Потому, что именно они являются базисными. Общество, лишённое указанных свойств, не будет самим собой.
Для того, чтобы убедиться в этом достаточно лишить человека всего, что он имеет или разрешить не соблюдать законы. В первом случае общество вымрет, во втором оно станет преступным. А без труда вообще ничего не будет.
Суть в том, что Свобода, Равенство и Братство опосредуют нравственность, т.е. то, как человек относится к миру, а Труд, Собственность, Законность – то, что помогает обеспечивать материальное благополучие.
Но, можно выразиться короче: Свобода, Собственность, Законность. В этом случае такие понятия как Равенство, Братство и Труд – являются составными частями Свободы, входят в неё как нечто само собой разумеющееся.
Если говорить по большому счёту, то без национальной идеи можно обойтись. При этом, единственное, о чём надо заботиться по настоящему, так это о воспитании хорошего, законопослушного человека.
Главное, каковы средства, побуждающие человека жить по закону. А их два. Кнут диктатора и голос совести.