|
От
|
Михайлов А.
|
|
К
|
IGA
|
|
Дата
|
29.09.2007 22:42:21
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
Похоже, этот «лефтист» не читал даже «Манифеста…»...
… и сейчас, подобно Прудону, критикует политэкономию с точки зрения политэкономии, пытаясь исправить действие закона стоимости… соблюдением законом стоимости. Майков пытается обосновать (причем чисто идеологически и нормативно) коммунизм, как отрицание буржуазности, исходя из буржуазной же идеологии – либеральной модели человека, как атома-индивида наделенного неизменным набором атрибутов (например, правами человека) и механически взаимодействующего с другими индивидами. А ведь классикам был чужд нормативизм, они исходили из реально действующих людей, из человеческой деятельности как субстанции, и их главное открытие состоит в исследовании того особого типа материальных отношений, которые эту субстанцию движут. Поэтому коммунизм они понимали не нормативно (идеологий тогда было пруд пруди) а процессуально, как движение преодолевающее капитализм и отчуждение вообще.
А ответить на Ваш вопрос – «как можно быть равными и разными» можно так – каждого человека можно научить решать любую задачу в этом смысле способности всех людей равны, однако это не значит, что все решают одинаковые задачи – в каждый данный момент задачи у всех разные. Можно примером пояснить – товары все разные, а обмениваются по стоимости, т.е. обменивается одинаковый труд. Вот такое равенство в рамках определенных (буржуазных) производственных отношений, а поскольку мы знаем, что эти отношения асимметричны в силу наличия особого товара – рабочей силы, чья стоимость меньше, чем стоимость производимых ею товаров, то вопрос о равенстве/неравенстве вообще сводится к симметрии/асимметрии того поля задач, которые решают люди, т.е. к типологии общественных отношений.