От Пуденко Сергей Ответить на сообщение
К Администрация (Кудинoв Игорь) Ответить по почте
Дата 16.07.2007 13:40:11 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Новости НХВ. "Почему Путин вышел из ключевого договора".

https://www.vif2ne.org/vstrecha/forum/5/co/7053.htm
продолжение


http://www.situation.ru/app/news_s_2816_op_4.htm

Справка к Указу «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров»

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (далее – ДОВСЕ или Договор) подписан в г.Париже 19 ноября 1990г. и вступил в силу 9 ноября 1992г.

ДОВСЕ являлся достаточно действенным и эффективным для начала 90-х годов инструментом укрепления европейской безопасности. Он устанавливал равновесие сил государств – участников двух военно-политических союзов – Организации Варшавского Договора и Организации Североатлантического договора (НАТО) на пониженных уровнях, ограничивал возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения.

Целями Договора были названы: установление безопасного и стабильного баланса обычных вооруженных сил в Европе на более низких уровнях; ликвидация неравенств, наносящих ущерб стабильности и безопасности; ликвидация потенциала для осуществления внезапного нападения и для начала крупномасштабных наступательных действий в Европе.

В основе ДОВСЕ лежит система количественных ограничений на пять основных категорий обычных вооружений и техники в обычных вооруженных силах государств-участников в районе применения Договора – боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерию, ударные вертолеты и боевые самолеты.

Центральными являются положения о максимальных уровнях ограничиваемых Договором вооружений и техники (ОДВТ) каждой из групп государств-участников в районе применения в целом и в отдельных его регионах. Сегодня страны НАТО в результате расширения альянса превышают эти уровни.

Договор является бессрочным. Каждое государство-участник в порядке осуществления своего национального суверенитета имеет право выйти из ДОВСЕ при условии заблаговременного (минимум за 150 дней) уведомления всех остальных государств-участников об этом решении.

В период подготовки ДОВСЕ и впоследствии его участниками было принято несколько десятков связанных с Договором документов, имеющих целью обеспечение нормального функционирования ДОВСЕ и поддержание его жизнеспособности в меняющейся военно-политической обстановке в Европе. Четыре из них являются международными договорами:

1. Соглашение о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники Народной Республики Болгарии, Венгерской Республики, Республики Польша, Румынии, Союза Советских Социалистических Республик и Чешской и Словацкой Федеративной Республики в связи с Договором об обычных вооруженных силах в Европе, подписанное в г.Будапеште 3 ноября 1990г. и вступившее в силу одновременно с ДОВСЕ (далее – Будапештское соглашение).

Будапештское соглашение регулирует прежде всего первоначальное распределение установленных ДОВСЕ групповых уровней ОДВТ между государствами, входившими в Организацию Варшавского Договора, и устанавливает механизм их последующего изменения;

2. Соглашение о принципах и порядке выполнения Договора об обычных вооруженных силах в Европе, которое было подписано в г.Ташкенте 15 мая 1992г., ратифицировано Российской Федерацией в 1992 году, но не вступило в силу.

Это Соглашение регулирует распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и семью другими государствами - участниками ДОВСЕ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдавия, Украина). Хотя Азербайджан и Грузия до сих пор не ратифицировали это Соглашение, его участники на протяжении многих лет в целом придерживаются его положений;

3. Документ, согласованный государствами – участниками Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990г. (далее – Фланговый документ) и являющийся приложением к Итоговому документу первой конференции по рассмотрению действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и Итогового акта переговоров о численности личного состава (г.Вена 15–31 мая 1996г.), вступил в силу 15 мая 1997г.

Фланговый документ отражает промежуточное компромиссное решение поставленной Российской Федерацией проблемы фланговых ограничений ДОВСЕ, возникшей после распада СССР;

4. Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, которое было подписано в г. Стамбуле 19 ноября 1999г., ратифицировано Российской Федерацией в 2004 году, но не вступило в силу (далее – Соглашение об адаптации).

Заключение Соглашения об адаптации стало необходимым в связи с тем, что с начала 90-х годов ДОВСЕ под воздействием масштабных военно-политических изменений во многом устарел и утратил связь с реальной действительностью. При этом ряд положений ДОВСЕ перестал отвечать интересам безопасности Российской Федерации.

Соглашение об адаптации трансформирует зонально-групповую основу Договора (по признаку членства в военно-политических союзах времен «холодной войны») в систему национальных (для всех категорий ОДВТ) и территориальных (для наземных сил) уровней для каждого государства-участника.

Новая система нейтрализует угрозу создания потенциалов для проведения крупномасштабных наступательных операций, повышая таким образом уровень стабильности в Европе. Режим адаптированного ДОВСЕ ориентирован на укрепление безопасности каждого государства-участника независимо от его принадлежности к военно-политическим союзам.

В то же время практически сразу после подписания Соглашения об адаптации страны НАТО взяли курс на затягивание процесса введения этого документа в действие.

Начало ратификации Соглашения об адаптации страны НАТО стали увязывать с выполнением Россией различных надуманных условий. Одним из таких условий является выполнение не относящихся к Договору элементов двусторонних договоренностей Российской Федерации с Грузией и Молдавией о выводе российских войск с их территорий. Эти договоренности были достигнуты в г. Стамбуле накануне подписания Соглашения об адаптации в ноябре 1999 г. («стамбульские договоренности»).

Россия, выполнив все относящиеся к ДОВСЕ договоренности, считает эту увязку неправомерной.

Исключительные обстоятельства, сложившиеся вокруг ДОВСЕ, побудили Российскую Федерацию рассмотреть вопрос о приостановлении действия Договора до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ.

Необходимость приостановления действия ДОВСЕ обусловлена следующими относящимися к Договору исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации:

1. Уклонение Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии и Чехии от оформления изменений в составе групп государств -участников ДОВСЕ в связи с присоединением указанных стран к НАТО;

2. Превышение государствами – участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;

3. Негативное воздействие планируемого размещения обычных вооружений США на территориях Болгарии и Румынии на соблюдение «групповых» ограничений ДОВСЕ;

4. Невыполнение рядом государств – участников ДОВСЕ принятого в г.Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации;

5. Невыполнение Венгрией, Польшей, Словакией и Чехией принятых в г. Стамбуле обязательств по корректировке территориальных предельных уровней;

6. Отрицательное воздействие неучастия Латвии, Литвы и Эстонии в ДОВСЕ (результат - появление территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран) на выполнение российских политических обязательств о военной сдержанности на северо-западе Российской Федерации.

На чрезвычайной конференции государств – участников ДОВСЕ, прошедшей в г.Вене 12–15 июня 2007г., Российская Федерация обозначила условия, необходимые для восстановления жизнеспособности режима ДОВСЕ:

возвращение Латвии, Литвы и Эстонии в договорное поле;

понижение суммы разрешенных уровней и наличии ОДВТ стран НАТО в целях компенсации потенциала, приобретенного альянсом в результате его расширения;

принятие политического решения об отмене фланговых ограничений для территории России;

разработка общего понимания термина «существенные боевые силы» и проявление соответствующей сдержанности в период до его согласования;

вступление в силу или по крайней мере начало временного применения Соглашения об адаптации не позднее 1 июля 2008 г.; разработка условий присоединения к ДОВСЕ новых участников и дальнейшая модернизация Договора.

Итоги чрезвычайной конференции и консультаций по линии Совета Россия – НАТО показывают, что страны альянса продолжают увязывать начало ратификации ими Соглашения об адаптации с выполнением Россией «стамбульских договоренностей». Они также игнорируют внесенные в преддверии чрезвычайной конференции конкретные российские предложения по выводу ДОВСЕ из кризиса, ограничиваясь обещаниями обсудить их позже, после вступления адаптированного Договора в силу.

Сложившаяся ситуация делает необходимым принятие мер по приостановлению действия Договора.

Приостановление действия Договора в отношениях между Российской Федерацией и государствами - участниками ДОВСЕ осуществляется в соответствии с международным правом. Действие ДОВСЕ приостанавливается через 150 дней с даты получения его депозитарием и государствами-участниками уведомления Российской Стороны о принятии указанного решения.

В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» решение о приостановлении действия ДОВСЕ, который был ратифицирован Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 8 июля 1992 г. № 3243-1, подлежит принятию в форме федерального закона. На основании пункта 4 статьи 37 названного Федерального закона в связи с необходимостью принятия безотлагательных мер решение о приостановлении ДОВСЕ принимается Президентом Российской Федерации с незамедлительным информированием палат Федерального Собрания и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.

Одновременно с ДОВСЕ целесообразно приостановить действие связанных с ним международных договоров – Будапештского соглашения и Флангового документа. В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» соответствующее решение принимается Президентом Российской Федерации.


http://www.newsru.com/world/16jul2007/dovse_inopressa.html


Инопресса о моратории на ДОВСЕ: на арену вышла новая Россия
время публикации: 13:06
последнее обновление: 13:07
фото версия для печати сохранить в виде файла отправить по почте фото
Инопресса


Американская The Washington post сообщает: в своем заявлении Кремль указал, что действие подписанного в 1990 году договора было приостановлено "в связи с исключительными обстоятельствами, относящимися к содержанию договора, затрагивающими безопасность Рос
НАТО сочло решение России "досадным шагом в неверном направлении"
Владимир Рыжков, входящий в число лидеров демократической оппозиции и один из немногих независимых депутатов Думы, говорит, что противостояние было вызвано выходом США из договора по ПРО в 2002 году, и потому в словах Путина о том, что Россия вынуждена бы
Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан между Россией и членами НАТО в 1990 году, когда армии СССР и НАТО стояли лицом к лицу в Центральной Европе

Западные СМИ в понедельник, 16 июля, комментируют решение Владимира Путина о выходе России из Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

Американская The Washington post сообщает: в своем заявлении Кремль указал, что действие подписанного в 1990 году договора было приостановлено "в связи с исключительными обстоятельствами, относящимися к содержанию договора, затрагивающими безопасность Российской Федерации и требующими принятия безотлагательных мер".

Россия и раньше угрожала пойти на этот шаг в ответ на планы США по размещению противоракетной системы в Восточной Европе для защиты от возможного удара со стороны Ирана. Российские чиновники называют американский проект ненужным, поскольку считают, что Иран еще долгие годы не сможет создавать ракеты дальнего радиуса действия. И, что более важно, военные полагают, что система будет способна – и, вероятно, будет использована – Соединенными Штатами, чтобы контролировать значительную часть российской территории.

Мораторий на исполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе ухудшит и без того напряженные отношения России с ее непосредственными соседями в Восточной Европе. Теперь Россия может выдвинуть дополнительные танки и тяжелое вооружение к своим западным границам. Представители Польши, Эстонии и соседних стран сразу же выразили сожаление в связи с приостановкой договора.

Тем не менее, политологи и военные аналитики считают маловероятной масштабную передислокацию сил. Мораторий, по их словам, стал способом выразить недовольство России планами по ПРО и одновременно продемонстрировать, что страна вновь стала амбициозной державой, с которой нужно считаться.

НАТО сочло решение России "досадным шагом в неверном направлении". "НАТО считает данный договор одним из краеугольных камней европейской безопасности", – заявил пресс-секретарь альянса Джеймс Аппатурай.

Издание The Financial Times пишет о "пустых угрозах России", на которые "следует реагировать с осторожностью".

Путин знает, что ставка на национализм – хороший способ достичь популярности у российских избирателей. От этого выиграют и его сторонники в Государственной думе, и его протеже среди кандидатов в президенты, кем бы он ни оказался. Но остальному миру следует все внимательно взвешивать и не реагировать слишком бурно, пишет газета.

Британская The Guardian указывает, что Россия теперь закрыла инспекторам НАТО доступ к своим военным объектам и более не ограничивает количество танков и прочего тяжелого обычного вооружения на своей европейской территории.

Договор был приостановлен через 150 дней после того, как Россия официально уведомила о такой возможности все государства, имеющие к нему отношение.

По словам экспертов, произошедшее – это скорее символический жест, нежели показатель намерения России собирать силы у своих границ. Кремль, объясняют специалисты, выражает неудовольствие в связи с тем, что США, как ему кажется, доминируют в мировой политике. Одновременно он демонстрирует, что Россия готова вести жесткую игру на мировой арене.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан между Россией и членами НАТО в 1990 году, когда армии СССР и НАТО стояли лицом к лицу в Центральной Европе. В 1999 году в договор были внесены поправки, призванные отразить изменения, которые произошли после распада Советского Союза. В частности, были добавлены требования о выводе Москвой сил из бывших советских республик – Молдавии и Грузии.

Россия ратифицировала упомянутые поправки и в последние годы медленно осуществляла вывод войск, тогда как США и другие члены НАТО отказались присоединиться к пересмотренной версии договора, пока вывод войск не будет окончательно завершен.

Данный договор считается одним из ключевых элементов поддержания стабильности в Европе. Он предусматривает ограничение на размещение участниками договора танков, бронетехники, артиллерии, ударных вертолетов и боевых самолетов на территории Европы.

Журнал Time размышляет над тем, "почему Путин вышел из ключевого договора".

В числе прочих мер возможно усиление военного присутствия России на южных кавказских границах и усиленное давление на Украину с тем, чтобы сохранить российский черноморский флот в Крыму после 2017 года, когда вывод войск должен быть завершен окончательно, а также отказ покидать территорию Молдавии.

Владимир Рыжков, входящий в число лидеров демократической оппозиции и один из немногих независимых депутатов Думы, говорит, что противостояние было вызвано выходом США из договора по ПРО в 2002 году, и потому в словах Путина о том, что Россия вынуждена была ответить, есть доля истины. Однако Рыжков воспринимает жесткие шаги Путина "в основном как послание к стране в предвыборный год: ваш лидер никуда не денется, и неважно, кто формально станет президентом". Опросы показывают, что подобная линия поведения работает: русским она импонирует.

Газета Der Standard в статье "Путинское послание Западу" пишет о том, что "Россия рубит сплеча – Европа может сказать спасибо Бушу".

14 июля 2007 года на мировую арену вышла новая Россия. Первые весточки из новой дерзкой России стали появляться несколько месяцев назад. "Мы не стараемся всем понравиться", – писал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в январе этого года в статье для еженедельной газеты "Московские новости". "Внешнеполитическая самостоятельность России – это безусловный императив", – можно было прочесть в той же статье. По словам министра, Россия и ее внешняя политика не годятся для того, чтобы ими управляли извне.

Путин и Лавров сегодня делают выводы из двойного кризиса Запада: из политики действий в одиночку, которую проводит администрация Буша начиная с 2001 года, и расширения ЕС на фоне его политической стагнации.

Администрация Буша уболтала Польшу и Чехию и заморочила голову руководству стран НАТО, которые хотели провести консультации с российским руководством прежде, чем Вашингтон в одиночку примет решение. Путин дал Западу 150 дней для того, чтобы выполнить его требования относительно реформы ДОВСЕ. Европа может сказать спасибо Бушу. Или сама искать пути переговоров с Москвой, пишет газета.


http://www.newsru.com/world/16jul2007/dovse_inopressa.html


The Guardian: США начнут войну в Иране до конца президентского срока Буша
время публикации: 09:01
последнее обновление: 11:27



Белый дом утверждает, что Иран, влияние которого на Ближнем Востоке значительно увеличилось за последние шесть лет, полон решимости построить ядерный реактор
Несмотря на то, что администрация президента Буша подверглась критике из-за политики, проводимой в Ираке, она намерена сосредоточить свои усилия на Иране
В 2006 году Буш выступил в защиту Райс, которая вместе с Великобританией, Францией и Германией оказывала дипломатическое давление на Иран
Издание отмечает, что почти половина из 277 военных кораблей США, среди которых есть и авианосцы, размещена недалеко от Ирана

Баланс сил в Белом доме по поводу политики США в отношении Ирана склонился в пользу начала военных действий до конца президентского срока Джорджа Буша в 2008 году. Это произошло после специального совещания в Пентагоне, которое прошло в июне. Об этом 16 июля пишет британская газета The Guardian.

Несмотря на то, что администрация президента Буша подверглась критике из-за политики, проводимой в Ираке, она намерена сосредоточить свои усилия на Иране. Хорошо информированный источник газеты в Вашингтоне сообщил: "Буш не собирается покидать свой пост, пока ситуация в Иране находится в подвешенном состоянии".

- Буш о войне с Ираном: "Это болтовня"

Белый дом утверждает, что Иран, влияние которого на Ближнем Востоке значительно увеличилось за последние шесть лет, полон решимости построить ядерный реактор для производства оружия и в настоящий момент занимается вооружением боевиков в Ираке и Афганистане. Вице-президент Дик Чейни давно настаивал на военных действиях в отношении Ирана из-за возросшей угрозы со стороны этой страны, однако все это время ему противостояли госсекретарь Кондолиза Райс и министр обороны Роберт Гейтс.

В 2006 году Буш выступил в защиту Райс, которая вместе с Великобританией, Францией и Германией оказывала дипломатическое давление на Иран. Однако на встрече представителей Белого дома, Пентагона и государственного департамента в прошлом месяце Чейни выразил обеспокоенность в связи с отсутствием прогресса, и Буш согласился с ним. "Баланс сил склонился. Есть причина для беспокойства", - отметил источник на этой неделе.

Заместитель госсекретаря Ник Бернс, являющийся одним из главных сторонников переговоров, заявил на встрече, что в январе 2009 года, когда Буш должен будет уступить Белый дом новому президенту США, переговоры по поводу ядерной программы Ирана все еще будут продолжаться. Такой вариант развития событий не понравился ни Чейни, ни Бушу. "Политический капитал, которым теперь располагает Чейни, сильно ограничен, но если он захочет потратить его весь на этот конкретный, единственный вопрос, то, возможно, сможет повлиять на ход событий", – отмечает Патрик Кронин, научный директор International Institute for Strategic Studies (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Источник в Вашингтоне сообщил, что Буш и Чейни не доверят ни одному из возможных преемников - будь он демократом или республиканцем - совершать решительные действия в отношении Ирана. Они также отказались от плана разбомбить иранские ядерные объекты руками израильских пилотов, потому что вина за это в любом случае будет возложена на США. "Черта проходит не в Иране, а в Израиле. Если Израиль твердо решит атаковать, США будут вынуждены предпринять решительные действия, – отметил Кронин. – Надо будет выбирать один из трех вариантов: запретить Израилю такой шаг, позволить Израилю сделать эту работу или сделать эту работу самим".

Издание отмечает, что почти половина из 277 военных кораблей США, среди которых есть и авианосцы, размещена недалеко от Ирана. Американский авианосец Enterprise на прошлой неделе отправился из Вирджинии в Залив. Представитель Пентагона сообщил, что Enterprise должен заменить военный корабль Nimitz. Таким образом, в заливе будет одновременно сосредоточено три авианосца США.

Никаких решений по поводу начала военных действий не ожидается до 2008 года. До тех пор государственный департамент продолжит вести переговоры. Пока же нерегулярные переговоры проводятся между руководителем внешней политики ЕС Хавьером Соланой и секретарем Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Али Лариджани. Они обсуждают возможность замораживания иранской ядерной программы. Тегеран отказался проводить работу в этом направлении, однако согласился провести очередной раунд переговоров в конце месяца.

Глава Международного Агентства по атомной энергии Мухаммед эль-Барадеи заявил, что есть признаки того, что Иран замедлил темпы работ по обогащению урана на предприятиях в Натанзе. Представители МАГАТЭ сообщили, что Иран намерен разрешить инспекторам агентства посетить место строительства ядерного реактора, способного производить плутоний. Это заявление прозвучало в тот момент, когда в Иран прибыла группа высокопоставленных чиновников МАГАТЭ во главе с заместителем гендиректора этого международного органа Олли Хейноненом. Хейнонен констатировал, что в ходе встреч с представителями иранского руководства состоялись "конструктивные дискуссии", цель которых заключалась в прояснении различных аспектов иранской ядерной программы.

ООН, США, Великобритания и Франция добиваются согласия других членов Совета Безопасности для новых санкций против Ирана. США стремятся к экономическим санкциям, среди которых замораживание счетов иранских банков и компании, которой владеют представители Корпуса стражей иранской революции. Россия и Китай выступают против более жестких санкций.

Издающаяся в Кувейте ежедневная газета Arab Times также сообщала, что в ближайшее время американская армия готовится нанести удар по Ирану. Как и в Ираке, предлогом для военных действий в Иране станет оружие массового поражения, хотя они не будут ограничиваться атаками на несколько военных заводов. Военные действия будут включать снижение иранской способности к ответным шагам, для этого будут использоваться бомбардировщики, которые разрушат до 10 тысяч целей в первый день войны, и силы специального назначения, которые прилетят уничтожить все, что останется.

Согласно источнику, администрация Буша полагает, что свержение существующего иранского режима создаст новое равновесие сил в регионе. Таким образом, считают американские власти, это успокоит ситуацию в Ираке и поспособствует продвижению демократического процесса в стране.

Буш о войне с Ираном: "Это болтовня"

Ранее Буш заявлял, что считает, что заявления о якобы ведущейся Белым домом подготовке военного нападения на Иран мотивированы политическими интригами. "Здесь в Вашингтоне много болтовни", - заявил Буш. По его мнению, "весь этот шум о том, что "он хочет начать войну", носит "политический характер".

"Это типичный Вашингтон, где люди выступают со спекуляциями. Имеет место бесконечная болтовня, очень много людей на телевидении высказывают свое мнение", - заявил глава Белого дома.

По словам Буша, в своей позиции по Ирану он исходит из того, что "все важные проблемы следует решать дипломатическим путем". "Вооруженные силы это самое последнее средство для того, чтобы решать проблемы", - добавил президент США.

Между тем ранее госсекретарь США Кондолиза Райс заявляла, что не исключает возможности вторжения в Иран и Сирию, для того чтобы пресечь активность, которая не только создает угрозу американским военнослужащим, но и дестабилизирует ситуацию в Ираке. По ее словам, Соединенные Штаты намерены жестко противостоять тем силам, которые оказывают поддержку повстанческим группировкам в Ираке.

"Мы собираемся пресечь активность, которая не только создает угрозу американским военнослужащим, но и дестабилизирует ситуацию в Ираке", - отметила Райс.