От IGA Ответить на сообщение
К Михайлов А. Ответить по почте
Дата 12.04.2007 03:17:25 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Re: биотопливный феодализм

> Скорее это не возвращение к начальной стадии. а попадание в тупик истории, в своеобразный «экран поглощения» эргодического процесса, откуда уже система не может выбраться сама по себе.

То есть социальное развитие (и движение) прекратится ? А как же это сочетается с известным свойством материи - "вечное движение и развитие" ?
Думаю, не сочетается. Движение социальной материи остановить никаким "экраном" невозможно, и если она не развивается, - то деградирует. К первобытно-общинному строю или куда-то в те окрестности.
Ну а попав в первобытность, не исключено, снова начнёт развитие.

>>Но тогда (если пользоваться терминологией Ю.Семёнова) это же глобально-циклический подход к истории - не рассмотренное им расширение "плюрально-циклического" подхода Данилевского, Шпенглера и прочих.
> Нет, поскольку глобально-циклическая модель не просто допускает деградацию человечества, а предопределяет её с единичной вероятностью.

Значит, мы имеем вероятностную смесь глобально-циклического и глобально-формационного подхода?

> Кстати, исторически циклические модели есть отражение циклических процессов в биосфере, знание о которых было наиболее важным для аграрных цивилизаций,

Почему обязательно в биосфере? В социальной реальности тоже. В китайском обществе изучение прошлого (становление, развитие, падение династий и т.п.) и ведение хроник - было важным занятием на протяжении многих-многих веков.

> марксизм же историчен

Марксизм цикличен :-)
<<<
Эти люди ничему не научились; впрочем, если бы они и научились чему-нибудь, имманентный закон капиталистического производства все равно заставит их непрестанно повторять все тот же давно известный цикл экономического подъема, перепроизводства и кризиса, повторять каждый раз во все большем масштабе, пока восстание пролетариата не освободит, наконец, общество от неизбежности этого бессмысленного круговращения.
<<<

>> Марксизм должен сочетать "циклизм в развитии отдельных обществ с прогрессом [всего] человечества", когда "может совмещаться возникновение, расцвет и гибель отдельных конкретных обществ с поступательным развитием человеческого общества" !
> Именно так - в циклах воспроизводства общественной жизни, во взлетах падениях конкретных общественных организмов проявляется всеобщее восходящее развитие человечества как мыслящей материи.

Что, даже в падениях всех общественных организмов (включая глобальный) - возможность чего Вы не исключили - проявляется "восходящее развитие" !?

>>А если мы имеем глобальный циклизм всего человечества, - то какой же это марксизм?
> А мы не имеем глобальный циклизм поскольку цикл истории может быть разомкнут коммунизмом и это главная последовательность истории,

А может быть и не разомкнут? Тут ведь есть три варианта:
a) признать, что объективно предопределён глобальный прогресс
b) признать, что объективно предопределён глобальный регресс (или тупик)
c) признать, что объективно выбор пути между a) и b) не определён, и всё зависит от субъективных (или случайных) факторов.

Если Вы выбираете с) - Вы превращаетесь в идеалиста :-)