|
От
|
Пуденко Сергей
|
|
К
|
Пуденко Сергей
|
|
Дата
|
25.12.2006 13:35:21
|
|
Рубрики
|
Интернет & общество;
|
|
Образование должно быть дванольным!
http://www.habrahabr.ru/blog/edu_2_0/
http://www.habrahabr.ru/blog/edu_2_0/2464.html#habracut
Образование 2.0 32.81 (14)
>Юрий Лифшиц
Образование должно быть дванольным!
Все веб-технологии, которые находятся сейчас на пике популярности, можно и нужно применить к сфере образовния. Открытый бесплатный хостинг для слайдов лекций, конспектов, дипломных работ и других материалов должен совершить настоящую революцию, сравнимую с появлением Википедии. Возможности комментирования всех материалов, тематические образовательные блоги и свободно-распространяемые системы тестирования
могут перевести технологии образования на новую ступень.
В рамках проекта CSIN·RU наша команда будет изучать применимость идей Веб 2.0 в области вузовского образования по информатике. Уже сейчас у нас есть галерея ведущих ученых-информатиков, выложен ряд курсов, ведется тематический блог и социальный каталог.
Как мы себе представляем образование 2.0 и каков наш план?
Цели. Наша основная задача - создать инфраструктуру, которая сделает образовательные материалы переиспользуемыми. То есть, чтобы лекция подготовленная и прочитанная один раз, могла быть изучена/просмотрена миллионы раз. Ежедневно мы теряем огромный труд преподаваелей, которые, подготовив слайды лекций, навсегда забывают их в своих домашних компьютерах.
http://ocw.mit.edu/
Сейчас только MIT OpenCourseWare пытается сделать что-то подобное. Мы хотим сделать лучше!
Мотивация. Комментирование, выставление рейтингов, рекоммендации и свободное распространение образовательного контента породит конкуренцию между преподавателями. Когда содержание конкурирующих курсов окажется на виду и появится возможность сравнивать курсы между собой, мы сразу увидим, какой вуз чего стоит. В идеале, любая конкуренция приводит улучшению качества и падению цены объекта конкуренции.
Трудности. Прежде всего, предстоит побороть инерцию авторов образовательных материалов. Одно дело - лекция перед 15 студентами, другое - повесить свои (не идеальные) слайды на всеобщее обозрение. Не ясна и ситуация с авторскими правами - вузы могут попытаться препятствовать распространению лекций своих сотрудников.
Бизнес-модель. На первом этапе наиболее актуальна модель Wikipedia - сбор пожертвований и поиск грантов. На втором этапе, когда технологии уже созданы и пробные проекты показали свою эффективность, появится возможность привлечь инвесторов. Наконец, при накоплении критической массы контента и активных пользователей, проект может быть продан одной из крупнейших медиа компаний или выйти на окупаемость за счет рекламы.
Образование 3.0 Идея семантического Веба - поиск по смыслу. Как и другие виды контента, образовательные материалы постепенно проходят путь от центральной точки сбора, к серии конкурирующих проектов, и наконец к децентрализированной системе миллионов участников. На последнем этапе потребуется разработать формат аннотаций и метаданных (как RSS для блогов), который позволит вести образовательный поиск и индивидуальный подбор учебных материалов.
План CSIN. Весной 2007 на сайте CSIN·RU будет открыт свободный хостинг для слайдов лекций и электронных конспектов. Мы собираемся также запустить систему публикаций на злободневные темы (уезжать или оставаться, поиск грантов, судьба науки, бизнес-модели для образования, платное или бесплатное). Естественно форум, личные странички участников проекта, теги для всех объектов на сайте, RSS-экспорт новых материалов. Да поможет нам Drupal!
Обратная связь. Любое дальнейшее обсуждение концепции "Образование 2.0" приближает нас к будущему свободного образования. Нам нужны ваши идеи: как еще можно применить Веб 2.0 к образованию? Как можно сделать проект CSIN·RU лучше? Есть ли у вас знакомые, которые разрешат разместить их слайды на нашем сайте? Как привлечь инвестиции в образование 2.0?
комментарии:
yurylifshits 5 декабря 2006 12:51 # 0
Куча комментариев параллельно пишется в ЖЖ:
http://yury-lifshits.livejournal.com/13430.html
la_terra 6 декабря 2006 17:09 # 0
>я всего лишь спрашиваю, как развитие on-line сообществ может помочь сделать образование лучше
имхо может сделать только хуже... образование не может быть удаленным, процесс обучения не возможен без связки учитель - ученик и живого контакта, все остальное роняет смысл слова образования до самообучения... не знаю ни одного человека который выучил английский, читая ли самоучитель, слушая ли кассеты, используя ли компьютерную программу, пользуясь ли интернет... веб 2.0 или другие технологии не привнесут в дистанционное обучение в России ничего стоящего, лишь дадут повод для подростков проводить у компьютера больше времени и меньше общаться в живую.
а если говорить о:
>Мы хотим сделать проще удовлетворение образовательных потребностей.
ну и говорите тогда не об образовании, а о базе знаний...
yurylifshits 6 декабря 2006 22:26 # 0
Ты прав. Мы претендуем лишь на создание базы _вспомогательных_ образовательных материалов. Я и сам не спорю с тем, что ничто не заменит прямого контакта с учителем.
Miker 9 декабря 2006 16:25 # +1
Есть еще такой аспект.
Современная парадигма образования (по крайней мере, наиболее мощная ее часть) нацелена на создание хороших наемных работников.
Судите сами: модель "заучивай и повторяй" применяется практически во всех предметах. Я молчу про гуманитарные; но математика? Физика?! Я даже слышал, информатика!!! - это, кстати, к вопросу о "курсы по 30 лет не меняются". Должны меняться!
"Накачай в голову шаблонов и выполняй при их помощи задачу, поставленную не тобой". Образование, дающее смысл "Наемный менеджер: квинтэссенция".
Именно поэтому "отличники боевой и учебной подготовки" почти всегда только ищут работу, но не пытаются создать рабочие места.
Как насчет моделей "найди-проблему-попробуем-подумать-вместе"? Или "нашел-проблему-набери-команду-и-реши"?
Есть какие-нибудь мысли на тему?
Miker 9 декабря 2006 16:33 # +1
И еще. Если Сеть2.0 подразумевает генерацию содержания самим пользователем и сообществами пользователей, используя для этого механизмы типа "много простых элементов, собранных в удобство" (web-облака приложений), то рисуется следующая штука касательно "Образования 2.0:
- "образование нужно получать" - отменяется, новый принцип: "образование нужно создавать. Реализация принципа: обучающийся непрерывно мониторит собственные интересы и быстро изменяет направление обучения, если ему вдруг понадобилось "пойти в сторону". Миграция между курсами и ВУЗами должна быть максимально упрощена, тогда обучающийся сможет получить тот объем, который ему необходим;
- "полученные знания нужно оценивать" - вместо экспертной проверки при помощи знаний преподавателя потребуется показать участие в делах, потребовавших применения знания, и подтвердить это участие голосами людей, принимавших совместное участие;
- "учись, сколько хочешь" - снимаем ограничение "один человек - один ВУЗ"; я не знаю, насколько это сейчас реализовано, но в мою бытность студентом было невозможно по подлинным документам учиться в двух ВУЗах одновременно.
Тогда будет похоже на Сеть 2.0...
yurylifshits 10 декабря 2006 13:32 # 0
Спасибо за комменты. Высказанные тобой идеи - "переносимость курсов", "конвертируемость зачетов" - являются цетром Болонского процесса. Этим занимаются, но очень не быстро. Я, конечно, поддерживаю эти принципы.
Coogle 11 декабря 2006 12:14 # +1
То что для образования необходимо использовать последние достижения науки и техники, а тем более возможности Интенет рессурсов не вызывает никакого сомнения, это нужно более эффективно продвигать, за что Вам спасибо.
cdev 19 декабря 2006 00:10 # +1
Аа... вспомогательные материалы.... это как бы совершенно не интересно.. ну не так интересно как "образование 2.0" :( Точнее "самообразование" потому что сертификатов выдавать никто не будет. Даже если создавать совместо тесты и экзамены - ответы будут также доступны в свободном доступе, как и вопросы ;)
Вот про "образование 2.0" было бы интересно поболтать - такой себе закрытый сайт где посторонний человек ничего не может скачать... поначалу. Ему только доступен список тестов (автоматических) по направлениям научных знаний. Он проходит их и перед ним открывается первый уровень материалов, а также ответы на все вопросы первого уровня тестов. Теперь он их может коментировать если считает их некорректными.
Далее так же сдает на второй уровень (по одной или нескольким дисциплнам). Ему открываются материалы следующего уровня, для которых необходимы указанные зависимости (тест1 по физике + тест3 по математике, например).
Далее вырос на пару уровней - уже имеет право предлагать вопросы для теста первого уровня.
Т.е получается такое вечно-растущее дерево из людей, которые стремятся к знаниям.
Но... вы же не про это..... :((
А про "слайды" и материалы.... Здесь самое самое самое полезное будет представить их в таком виде, который позволит дать прямую ссылку не только на отдельный слайд, но и на отдельный указанный абзац текста. Потому всякие PDF, PPT, DOC и т.п сразу на свалку. Без этого это будет очередная файловая свалка не более того.
А еще (если к wiki стремиться) эти все слайды и лекции должны быть свободно-редактируемы любым человеком в рамках сайта (без PowerPoint, Acrobat, Flash studio и прочего). Ессно здесь речь не о вседозволенности, а о принципиальной возможности это делать! Права, пароли, контроль версий никуда не девается :)
Miker 20 декабря 2006 15:53 # 0
cdev, ох и любишь ты иерархии! :)
Уровни, подуровни...
"Хочешь под землю - бери subway.
На небо?
Бери elevator" (с) Маяковский
А я бы предложил вообще уйти от тестирования. Как проводилась проверка знаний мастерами в эпоху Возрождения? Сумел сделать качественный продукт, такой, который мастер признает - молодец, сам стал мастером (и нет большей радости для мастера, нежели ученик, который сумел лучше него).
Не усмел - давай смотреть, почему. Возможно, мастер и сам не знает ответа. Но в процессе поиска ответа оба получат новое знание и новые умения.
А тесты всякие - это модели индустриального общества: чтобы ускорить образование, ввели сначала объединенные школы, где всех учили одному и тому же. Потом ввели систему экзаменов. Потом тестов - для упрощения (нет нужды помнить данные, важно помнить метки).
отсюда - люди-винтики, каждый умеет одну операцию. Сейчас их меняют на роботов, и всплывает снова вопрос: а суть в чем?
Суть-то в том, чтобы делать классный продукт! И те, кто научился этому, начинают вместо университетов делать франчайзинговые сети: передают знание о качественном продукте другим, некоторые из которых потом "делают сами".
Я не беру чистый научный процесс познания. Там продукт не может быть оценен в координатах "хороший-плохой", "качественный-некачественный". Только с точки зрения "применимо (теория более верна, чем неверна) - неприменимо (наоборот)".
А для оценки применимости порой нужно дать пройти десятилетиям... или найти дополнительные данные из другой области, которые дадут возможность применять полученные в первой.
Именно поэтому я стою на позиции "образование нжно пректировать самому".
Понятное дело, что ребенок до 6-7 лет в подобный процес не впишется, ибо ему интересно буквально все.
Но дальше начинается процесс самоидентификации и изучения себя, что в итоге приводит к формированию понимания "что я хочу уметь и знать".
Это понимание корректируется всю жизнь. Поэтому процесс образования должен быть
а) модульным (узнал - встроил в свою систему - занялся применением на практике)
б) без формальных ограничений (часто диплом останавливает дальнейшее обучение)
в) совмещен с процессом применения знаний (дабы оседало и сохранялось)