|
От
|
Кудинoв Игорь
|
|
К
|
Кудинoв Игорь
|
|
Дата
|
05.12.2006 10:43:51
|
|
Рубрики
|
Интернет & общество;
|
|
вести росиянской информатизации
сегодняшние "Ведомости"
Система учета алкоголя ЕГАИС, за ударное внедрение которой в ноябре получили выговор сразу три замминистра, готовит очередной сюрприз. С 1 февраля будущего года компании, не успевшие обзавестись счетчиками спирта и подключить их к ЕГАИС, вынуждены будут остановить производство. Между тем порядок установки этих счетчиков не утвержден, а программное обеспечение не разработано.
По оценкам “Бизнес Аналитики”, объем всего алкогольного рынка в России в 2005 г. составил $19,7 млрд, водочного — более $14 млрд (в том числе нелегального — до $5 млрд). Согласно закону “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” производители должны быть подключены к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) учета алкогольной продукции. С 1 июля 2006 г. производитель обязан наклеить на каждую бутылку марку, нанести на нее штрих-код, который содержит информацию о производителе, виде и наименовании продукции и т. д., отправив эти данные в ЕГАИС. До 1 февраля 2007 г. производитель обязан установить “автоматические средства измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции”, информация с которых будет поступать в ЕГАИС.
Порядка нет
Постановление об установке на алкогольных заводах автоматических спиртовых счетчиков премьер Михаил Фрадков подписал 28 июня 2006 г. Согласно документу Минфин должен был в месячный срок утвердить порядок оснащения производства счетчиками и перечень информации, которую они должны передавать, а Федеральная налоговая служба (ФНС) в течение двух месяцев — формат этой информации. Перечень и формат утверждены с опозданием — в октябре — ноябре, порядка установки нет до сих пор. “Мы ведем активную работу над разрешением этой ситуации — приказ будет подписан в кратчайшие сроки”, — пообещал “Ведомостям” представитель Минфина, не захотевший увидеть свое имя в печати. Впрочем, он не исключил, что сами сроки внедрения счетчиков могут быть перенесены.
Пока чиновники ведут работу, производители закупают счетчики на свой страх и риск — они даже не знают точно, сколько их потребуется. “На московском "Кристалле" счетчики установлены, в остальных филиалах "Росспиртпрома" и на заводах, где у государства более 51% акций, будут установлены до 1 февраля”, — говорит начальник управления информации и внешних связей “Росспиртпрома” Дмитрий Добров. “Мы закупили счетчики нескольких видов на 6 млн руб., не хотим оказаться в дураках в момент появления утвержденных протоколов”, — сообщает Вениамин Грабар, гендиректор петербургской “Ладоги” (по данным Росстата, за 10 месяцев 2006 г. произвела 1,5 млн дал). Установил счетчики на своих российских предприятиях украинский “Союз-Виктан” (около 4 млн дал), а также дальневосточная “Синергия” (более 3 млн дал), нижегородская “Хлебная лоза” и новосибирский “Сибирский бальзам”. Всего, по оценке Союза производителей алкогольной продукции, это сделали около половины компаний (по данным Росстата, на 1 сентября 2006 г. в России было 590 производителей алкогольных напитков и спирта).
Другой половине повезет меньше: основной производитель счетчиков — Арзамасский приборостроительный завод не справляется с заказами. “Многие откладывали закупку приборов: весной мы делали по 5-10 счетчиков в месяц, а в последние 2-3 месяца их заказывают сотнями”, — рассказывает заместитель управляющего производством завода Александр Сагин. Сейчас, по его словам, срок поставки составляет 90 дней.
Петербургский “Дионис” (700 000 дал за девять месяцев 2006 г.) заключил договор с арзамасским заводом на прошлой неделе — до 1 февраля ему явно не успеть. “Будем останавливать производство”, — говорит гендиректор “Диониса” Дмитрий Хорошев. “Мы оплатили счетчики заводу еще в мае, они должны были доставить их в течение 60 дней. Но счетчиков до сих пор нет”, — жалуется гендиректор “Бодегас Вальдепабло — Нева” (годовая мощность — 1,2 млн дал) Александр Табачков. Ждут заказанных счетчиков и на тольяттинском “Талко”. Гендиректор самарского “Родника” (около 1 млн дал) не стал закупать оборудование, пока непонятен порядок его установки, а гендиректор Новосибирского спиртзавода Геннадий Ухов вообще надеется, что введение ЕГАИС будет перенесено.
Программы тоже нет
Рано или поздно счетчики будут установлены. Но передать информацию в ЕГАИС без программного обеспечения они не смогут. А без приказа Минфина подведомственный ФСБ научно-технический центр “Атлас”, которому поручено разрабатывать это обеспечение, ничего сделать не сможет. В “Атласе” нам объясняют, что техническим заданием для разработки программы являются три приказа Минфина и ФНС — без них писать программу они не могут, сетует вице-президент “Русского алкоголя” (более 5 млн дал за 10 месяцев) Владимир Иванов. Директор петербургского филиала НТЦ “Атлас” Владимир Богданов через секретаря направил корреспондента “Ведомостей” в пресс-службу ФСБ. Там оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.
Гендиректор отраслевого сайта alconews.ru Андрей Егоров считает, что только на внедрение программного обеспечения уйдет минимум шесть недель: три — на установку, две — на опытную эксплуатацию, не меньше недели — на приемку во ФГУП “Главный научно-исследовательский вычислительный центр”, уполномоченное ФНС.
Эксперты считают такую оценку очень оптимистичной. “Если делать все аккуратно и без авантюризма, на то, чтобы разработать, внедрить и отладить онлайновую передачу информации со счетчиков в ЕГАИС, нужно от года до двух”, — полагает Анатолий Карачинский, президент IBS (один из основных видов бизнеса — системное интегрирование). Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий системного интегратора “Крок”, считает, что от года до трех — “в зависимости от исходных условий”.
“Если к 1 февраля 2007 г. счетчики и программные средства для обмена информацией между датчиками и ЕГАИС не будут установлены, заводы прекратят свою работу. Продукция окажется вне легального оборота”, — констатирует директор ростовского завода “Южная столица” (291 000 дал) Виктор Соловьев.
В январе этого года, когда вводились новые акцизные марки, порядок их выдачи тоже не успели разработать и производство водки и ликероводочных изделий упало до 4,2% от уровня января 2005 г. (данные Росстата). Наученные январским опытом заводы сейчас начали производство алкоголя про запас — на склад. “Формируем сток продукции на полтора месяца вперед”, — рассказывает Грабар. “Если ситуация не разрешится, возможно, мы тоже сделаем запас”, — предполагает Добров. “Нас ожидает очередной системный сбой. Это будет непростое время, учитывая, что [из-за алкогольной реформы] рынок в 2006 г. просел на 13% в объемном выражении, а потери в розничных ценах составят $1 млрд”, — предупреждает гендиректор московской “Галакты” (более 1 млн дал) Максим Натапов.
(В подготовке материала участвовали Анастасия Любарская, Алексей Окишев, Петр Пинтусов, Юлия Пухова, Максим Россошанский, Екатерина Чичурина.)
МИЛЛИАРД НА СЧЕТЧИКИ
Согласно прайс-листам Арзамасского приборостроительного завода счетчики стоят 200 000-400 000 руб. Опрошенные “Ведомостями” производители водки и спирта указали, что они закупали счетчики и на других заводах, в том числе за рубежом, их средняя стоимость составляет 500 000 руб. По словам директора по маркетингу и продажам Gerrus Group Кирилла Бутко, производителям необходимо установить от двух до шести счетчиков на завод. По данным Росстата, на 1 сентября в России было 590 производителей алкогольных напитков и спирта. Таким образом, затраты компаний только на покупку счетчиков для очередного этапа внедрения ЕГАИС можно оценить примерно в 1 млрд руб.