От Лом Ответить на сообщение
К Кравченко П.Е.
Дата 16.02.2007 12:58:17 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Это не информашка... это так... но даже из этого...


Перечитайте эту статейку еще раз, присмотритесь внимательно и проявятся все намеки, полунамеки, нестыковки и прочее. Это вредная и абсолютно оторванная от реалий форма воспитания в современной действительности. Там готовят затворников-ихтиандров-артельщиков, которые в реальном мире в лучшем случае будут просто холопами. Сам же Щетинин ни в коем случае не Макаренко. Я читал его - он весьма узкий и неискренний человек, да еще с хорошей пачкой комплексов.

Более детально ответить сейчас не могу. Да мне еще Алексу ответ писать надо. Извиняйте.


>>Возможно вы имели в виду коммунны, но известные мне эксперименты (типа Щетинина)показвают, что вне социализма и его направляющей идеи такие штучки ничем хорошим не заканчиваются. Человек формируется средой обитания - вы можете создать идеологического Ихтиандра, но жить в этой среде он не сможет.
>А что там с Щетиныным?

>Ниже информашка об оном

>Шалва Амонашвили
>Идея школы Щетинина
>Ребят, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно описать так: все они умеют и любят думать, процеду-ра думанья — ценность для них; все обладают дидактическими способностями: каждый может объяснить материал другому; все обладают организаторскими и коммуникативными способностями; все, в той или иной степени, ориентированы на людей; все способны к творчеству; все обладают чувством социальной ответственности.
>«Педагогика сотрудничества»

>Первое, что ошарашивает посетителей, — это уникальные корпуса и дома. Не может этого быть! Четыре года назад мальчишки и девчонки, ученики Щетинина, начали строить это маленькое государ-ство в укромном месте, где были только лес и горы.
>Теперь там есть свой малый конференц-зал, хореографический зал, спортивная площадка, кух-ня-столовая, пекарня, цех по производству соевого молока и другой продукции, баня, столярные мас-терские, скважины для забора воды, швейный цех. Страна на подъёме.
>Писать книги о школе жизни — трудное дело. Всякие попытки применить научные способы сис-темности оказываются несостоятельными.
>Но если даже от Щетинина не останется по-томству ни одна книга, то всё равно, он открывает путь к восхождению педагогической мысли так же, как, не оставив ни одной книги, великий Витторио де Фельтре более чем 550 лет тому назад своей «Школой радости» дал импульс гуманной педаго-гической мысли; сила этого движения не иссякает до сегодняшних дней, не иссякнет и в будущем.
>Щетинин со своими мыслями и делами есть исключение в нашем нынешнем образовательном мире, и он же норма будущего.
>Говоря о Щетинине, разумеется, имею в виду тех, кто также творит свои образовательные вариа-ции на тему педагогики любви, педагогики гума-низма, педагогики души и сердца.
>Что же происходит в Школе Щетинина?
> В школе Щетинина нет классов и одновозрастных групп детей.
> Здесь никто не скажет, в каком он классе.
> Нет здесь уроков в том смысле, в тех проявлени-ях, как они сложились в массовом сознании и практи-ке, нет звонков на урок, нет тем уроков.
> Не ищите здесь обычные школьные программы и учебники, их тоже нет, таковыми становится что-то другое.
> Не ищите здесь педагогического коллектива со своими педсоветами и педагогическими объедине-ниями, здесь каждый есть ученик в учителе, учитель в ученике.
> Не надо ходить по корпусам, чтобы взглянуть, как обустроены классные комнаты, кабинеты, считать количество компьютеров и тому подобное; вы не сможете восхититься всеми этими прелестями, кото-рыми так кичатся обычные школы.
> Не смотрите на детей, как на школьников, ибо, среди них здесь учатся мыслить сердцем, решать умом, строить руками и всей жизнью.
>Две недели поживи — и сделай выбор
>Раньше здесь были только лес и горы. Теперь среди них возвышается новый конференц-зал, кухня-столовая, пекарня, столярные мастерские. Четыре года назад ученики Михаила Петровича Щетинина начали строить своё маленькое детское государство, далёкое от суеты сегодняшнего дня.
>Здесь не учат любви к Родине, помощи людям, умению учиться. Всё происходит, как бы, между прочим, просто прохо-дит день за днём. И устремленность к цели, уважение к родовой памяти, отказ от злости, зависти, грубости, становятся частью детской натуры. Потому что каждый волен сделать свой выбор — остаться или уехать, ибо нарушать основы общины нельзя.
>Существует мнение, что Щетинин отрывает своих воспитанников от всего остального мира и тем губит детские судьбы.
>Действительно, он отрывает их от насилия и злобы, но тут же устанавливает единство со все-мирным сообществом, для которого любовь к Роди-не, нравственная и духовная чистота, утверждение человека являются высшими ценностями.
>Школа Щетинина — настоящая община, в са-мом лучшем контексте этого понятия, в контексте российского исторического пути, российской соци-ально-экономической и духовной культуры.
>Именно общинность жизни становится кам-нем преткновения для многих в познании школы Щетинина.
>Устремлённость к цели, общие интересы и энтузиазм, преданность идеалам и любовь к ближ-нему, взаимоподдержка и взаимопомощь, высшая организованность, исключающая такие понятия, как нарушение дисциплины и правонарушение, возвы-шенное понимание чувства Родины, творческий, созидательный труд каждого, подчёркнутое уваже-ние к родовой памяти, к предкам, к родителям, пол-ный отход от дурных человеческих пристрастий — от курения и алкоголизма, от злости и тщеславия, от зависти и ненависти.
>И всё это исключительно только на основе добровольного выбора каждого ученика. Здесь жи-вут так: хочешь остаться — поживи сперва пару недель, сделай выбор, а потом — решай оконча-тельно. Ибо, нарушать нравственно-духовные осно-вы нельзя.
>Иные наблюдатели приходят в ужас: как же эти молодые люди в дальнейшем смогут адаптиро-ваться, перестраиваться, выживать в нашем злоб-ном, некультурно-конкурентном, технократично устроенном обществе, если в них так много дове-рия, любви, чистоты; жалко детей — надо спасать их!
>Иные же делают ошеломляющий вывод: это секта, иначе почему они так преданы идеалам, ду-ховно-нравственным ценностям, почему так любят своего предводителя, надо, чтобы всего этого не было, и тогда всё будет в порядке!
>И никто из них не пытается понять, что учи-тель и ученики просто строят свой дом, в котором им очень хорошо жить вместе, потому что фунда-мент крепкий.
>И — никаких нравоучений
>Первое основание, на котором держится ще-тининская педагогика, — нравственно-духовное развитие каждого. В этом — залог веры в Бога и забота о Родине.
>Вера в Бога не афишируется, нет специальных занятий по религии. Она растворена в самой жизни. Здесь живут, любя и уважая друг друга, трудятся на общее благо, учатся, чтобы учить других, творят красоту, чтобы радоваться самим и доставлять ра-дость другим.
>Нравственно-духовное развитие каждого, есть результат самого образа жизни, а не нравоучений и показов.
>Примут в школу, скажем, какого-то сорванца, с которым не справилась целая группа наставников, — здесь он мигом становится сдержанным, а потом добрым и чутким, а дальше и добромыслящим, пре-красномыслящим.
>Кто его воспитывает и развивает? Как будто, никто. Но в действительности — все, так как каж-дый проявит в нему внимание, подарит любовь, по-может преуспеть во всех хороших делах. Что же этому сорванцу остается? Забыть сквернословие, погасить в себе зло, исполниться доверия.
>Вера в Бога особо проявляется в некоторых уникальных качествах мышления щетининцев: они любят природу, они верят в родовую память и зов предков в речи, в духовной культуре, в традициях; историю воспринимают не как мёртвое прошлое, а как источник обретения истины.
>В контексте духовности, историзма и родовой памяти зарождаются в сердцах молодых людей утончённое понимание патриотизма и любовь к Ро-дине.
>Любовь к Родине есть не какое-нибудь абст-рактное понятие, которое, может быть, станет ре-альностью при особых обстоятельствах, а, что ни на есть, конкретика. Начиная с заботы о благоустрой-стве той части Родины, которая доверена им, и за-вершая накоплением духовных и физических сил для защиты её ценностей и просторов.
>Что получают дети от такой нравственно-духовной основы жизни? Глаза каждого молодого человека светятся, на лице у каждого — внутреннее спокойствие и созидательная радость. Им хорошо!
>Сперва ты станешь учителем,
>потом — студентом и,
>наконец, учеником!
>Ещё одна основа — это устремленность к по-знанию. То, что в обычных школах называется уче-нием, здесь можно обозначить только устремлением к познанию. Всё, творимое в этой сфере, настолько необычно, что традиционная педагогика опроверга-ет его с порога.
>Однако, результаты действительно порази-тельные. Добровольно организованная разновозра-стная группа «школьников» решает погрузиться на этот раз, скажем, в науку анатомия и физиология с основами цитологии и биохимии.
>В это самое время, другая, подобно же орга-низованная группа, может погрузиться в науку ор-ганическая химия. Приезжают ведущие специали-сты, профессора из Шуйского и Армавирского (или из других) вузов.
>После выхода из погружения начинается пе-риод самоподготовки. Группа разбивается на под-группы от двух до трёх-пяти человек, к ним идут на помощь, в качестве учителей и их помощников, те, кто уже сдал зачёты по данной науке и защитил право быть учителем.
>У них уже заготовлены все наглядные мате-риалы, схемы, им уже известны учебники и инфор-мационные источники.
>Маленькие группы находят укромные уголки в учебном и других корпусах и с завидным упорст-вом и интересом усваивают знания в полном объё-ме, заодно, со своей стороны, тоже нарабатывают наглядные материалы, чтобы, получив право быть учителем для других, достойно справиться с делом.
>Быть учителем — право это святое, достой-ное. После того как в подгруппах завершится пери-од самоподготовки, ребята идут на зачёты. Нам до-велось быть на таких зачетах по физиологии и хи-мии.
>Сидит перед нами 11-летний Максим и рас-сказывает о химических реакциях в крови, о систе-ме кровообращения; задавайте мне все вопросы, просит он, и не успокаивается, пока не разъяснит нам, как своим ученикам, суть сложных физиологи-ческих процессов.
>Но, вот что ещё важно: говорит Максим о во-просах физиологии и цитологии, словно читает сти-хи, вроде, как любуется тем, как мудро природа со-творила всё в человеческом организме. Максим от специалистов получает зачет с высшим баллом.
>Также сдают Пётр (9 лет), Сергей (16 лет), Ярослав (8 лет), Татьяна (12 лет), Елена (16 лет), Антон (10 лет)... И когда каждый из них станет учи-телем в подгруппах, он ещё глубже освоит науку; помогая познавать другим, будет разъяснять себе физиологию в синтезе с химией.
>Потом, опять придут профессора и примут эк-замены на уровне вузовских программ. Вот так ста-новится школьник студентом.
>Базовым вузовским образованием для всех считается исторический факультет. Далее, любой может получить (и получает) второе и третье выс-шее образование. Много таких, которые учатся сра-зу в двух вузах, имеют два-три диплома.
>В Армавирском пединституте обучаются (студентами числятся) 134 человека, в Ростовском строительном университете — 34, а в архитектур-ном институте — 28, в Санкт-Петербургской акаде-мии физической культуры — 33.
>Всего студентами разных вузов являются 229, плюс к этому — 17 учатся в аспирантуре. Ино-странные языки, биология, химия, математика, фи-зика, география, культурология, психология, архи-тектура, строительство, физическая культура — та-ков набор специальностей будущих кандидатов, докторов наук, академиков...
>Правило больших надежд
>Самое главное основание щетининской школы — это утверждение прекрасного во всём: и в том, как чистится картошка и как укладывается кирпич за кирпичом, и в том, как танцевать и петь, что читать и как разговаривать с человеком.
>Третья образовательная основа — это труд, точнее, любовь к труду в любых проявлениях.
>Учащиеся и студенты с огромным энтузиаз-мом строят корпуса: они планируют их, составляют архитектурные проекты, ведут расчёты, грузят бло-ки и кирпичи, делают раствор, укладывают паркет, строят мосты через речку, прокладывают дороги, берут заказы на ремонт зданий, домов отдыха и са-наториев, спешат помочь в совхозе собрать урожай, обрабатывают свою землю, пашут, сеют, обслужи-вают цехи и мастерские, дежурят и готовят вкус-нейшие обеды, чистят картошку, держат в безу-пречной чистоте все помещения, двор.
>Каждый из них чистый и опрятный, любит выглядеть элегантно, а когда особые дни, праздни-ки, парни надевают казачью форму, все они — каза-ки. Ребята не учатся здесь труду, нет уроков техно-логии и домашнего труда.
>Парни и девчата трудятся, и само по себе происходит так, что все всё знают и умеют. Труд здесь имеет ту особенность, что его доверяют без ограничения возраста.
>Если бы вы, читатель, видели, как уложен паркет руками 6-8-летних детей, как он обрисован утонченной фантазией 8-10-летних девочек, вы бы, наверное, воскликнули: «Уму не постижимо!»
>Труд, в основе которого лежит осознанная устремленность к благу, к утверждению красоты, к самовыражению, способен породить чудеса.
>Но, самое главное чудо будет заключаться в том, как алмаз превращается в бриллиант: как каж-дый ребенок, каждый молодой человек становится одухотворенным, нравственным, с добрым нравом и характером, приобретает чувство собственного дос-тоинства и равноправия.
>«Как вам сыр?» «Прекрасно. Очень вкусно!» — говорят гости. «Это наш сыр, соевый, а молоко нашей соевой коровы» — но как это было сказано: «наш сыр», «наша соевая корова», «торт испекли сами», «мост построили мы», «это наш генератор, запустим через месяц, мощность — хватит на весь посёлок».
>Говорили обо всём этом знаете как? С чувст-вом достоинства и радости, что они могут поде-литься всеми своими благами с вами.
>Четвертое образовательное основание — это чувство прекрасного, утверждение прекрасного во всём: и в том, как чистится картошка и подаётся на блюде, и в том, как укладывается кирпич за кир-пичом, чтобы получился дворец, и в том, как разри-совываются стены помещения, чтобы каждому было уютно и хорошо, и в том, как танцевать и петь, что читать, как разговаривать с человеком.
>И в мыслях, и в деяниях всё подчиняется за-конам красоты, одухотворенности.
>Об этом скажет вам каждый кирпич, на кото-ром нарисована то ли бабочка, то ли лепесток, то ли облачко — что-то неповторимое, ибо кирпичи тоже, как живые существа, и стены, как живые существа: на них весь духовный мир жителей этого гостепри-имного дома; и полы, которые предельно чисты, сами заставляют тебя ходить по ним осторожно.
>Тишина и спокойствие — тоже, как сущность, которая творит общий дух умиротворения, творче-ства и полёта. Давайте поймём, что детская непо-средственность есть путь самопознания взрослых.
>Через детское творчество мы можем постичь непорочность прекрасного, его божественность. Ве-ликим художником становится тот, в ком чудом уцелела детская наивность.
>Дети не могут заниматься мазнёй, но тысяча взрослых сплошь и рядом заняты ею, порождая ос-корбляющую и унижающую человеческое достоин-ство грязь словом, краской, звуками, и, к стыду на-шему, многие воспринимают её, как искусство.
>Если кому-то показалось, что дети так и по-гружены в науки, как водолаз в океан, и не вылеза-ют оттуда без открытия клада, хочется поправить такое впечатление. В течение дня дети вылезают из своих погружений и самоподготовки, чтобы петь, танцевать, заниматься рукопашным боем.
>Собирается хор (поют все — и дети, и взрос-лые) русской народной песни, ансамбль танца (тан-цуют тоже все) — поют и танцуют с осознанием родовой памяти, потому и песни, и танцы особо вы-разительны, а исполнение доводится до профессио-нализма.
>По вечерам происходит ещё одно событие: каждый волен провести вечер по-своему, но вот со-берутся человек пятнадцать и молчаливо загляды-вают в кабинет Михаила Петровича. «Не спится? Песню? Ну заходите!» — и загадочный Михаил Петрович берёт свой баян и поёт вместе с ними.
>Но иногда бывает ещё другое, когда умолка-ют все, кроме баяна. Михаил Петрович, улыбнув-шись кому-либо из присутствующих, начнёт прямо на ходу сочинять о нём балладу и под баян тихо на-певать её.
>Смотрит в глаза человеку и поёт балладу: о том, сколько в нём мужества и преданности, сколь-ко любви и таланта; о том, как он красив и обаяте-лен; как без него было бы всем нам пусто и так да-лее.
>Что в это время переживает тот маленький или взрослый, девочка или мальчик, ученик или учитель? Возложи на человека большие надежды, и он достигнет большого — этот закон Марка Фабия Квинтилиана, открытый им две тысячи лет тому назад, творит чудо в образовательном пространстве моего друга.
>Пятое образовательное основание — это мощная физическая подготовка каждого: маленько-го и взрослого, ученика и учителя, девочек и маль-чиков. Хотя понятие «физическая подготовка» ума-ляет значимость и содержание того, что происходит в школе Щетинина.
>Работа эта происходит на основе русского ру-копашного боя, который пронизан особой филосо-фией и эстетикой. Философия такова: владение рус-ским рукопашным боем нужно только с целью са-мообороны и самозащиты.
>Важно не поразить нападающего, а своей внутренней силой помочь ему снять агрессию, оз-лобленность; если это не удастся, то применять ис-кусство рукопашного боя до той поры, пока напа-дающий не поймёт, что нет хода его намерениям, то есть, не добить его, а приостановить развитие его злости.
>Занятия по рукопашному бою представляют собой зрелище, достойное удивления: ловкость, мгновенность, неожиданность, точность, изящество, пощада.
>Если где-то в аристократических школах, в школах для богатых учат подростков карате или подобным видам борьбы, чтобы развить мускулату-ру, стать крепким и здоровым и бесстрашно ходить по улицам, уметь постоять за свою собственность, то в школе Щетинина учат тому, что владение спо-собами русского рукопашного боя нужно только для защиты слабых, для защиты Родины.
>Никто из школы Щетинина никогда не вос-пользуется своими высокими умениями рукопашно-го боя, чтобы мгновенно сбить с ног ради наживы, ради корыстных целей.
>Детское государство 2001 года
>Детей в школу Щетинина везут с разных кон-цов России и СНГ. От некоторых родители просто избавляются, ибо не справляются с их воспитанием. И дети обретают здесь и дом родной, и радость жизни.
>Но бывают и такие случаи. Приехала в школу Щетинина режиссер Наталья Бондарчук. Кстати, она уже сняла пять фильмов о жизни в школе. При-везла с собой двенадцатилетнюю дочь.
>Пока мама была занята съёмками, девочка сдружилась с лицеистами, она поняла, что вернуть-ся в свою обычную школу — то же самое, что и... в общем, не будем договаривать.
>Девочка наотрез отказалась вернуться домой: она занимается разными науками, сдаёт зачеты и экзамены, то есть готовится стать студенткой. В те же самые дни Михаил Петрович получил письмо от мальчика.
>«Дядя Миша, — писал тот, — я в пятом клас-се, в школе меня не любят, родители бросили. Живу у бабушки и дедушки. Дедушка пьёт и избивает ме-ня, бабушка выгоняет из дома. Бери меня к себе. Я буду учиться и слушаться, люблю гулять целый день».
>Но письмо было без всякого обратного адре-са. «Я разыщу его, — сказал мне Михаил Петрович, — надо спасти мальчика».
>Желающих открыть такие же школы в разных областях России много. Приезжают делегации с письмами президентов республик, губернаторов. Просят открыть филиалы или послать своих после-дователей-учеников, чтобы те возглавили создание таких образовательных комплексов.
>Но Михаил Петрович проявляет осторож-ность: он пережил так много, что отдавать своих людей и свои идеи на растерзание не желает. Пре-зиденты и губернаторы приходят и уходят, и доб-рожелательность одного может смениться враждеб-ностью другого.
>Поэтому нужны не простые обещания, а га-рантии в виде правительственных решений, выде-ление зданий и земельных участков, узаконенных прав свободной деятельности. И главное — не дер-гать, не оскорблять непониманием. Щетинин гово-рит:
>«Примите мен,я как художника, который ра-ботает в своей мастерской, и никто не нарушает его творческого вдохновения. В 2001 году я сам открою мастерскую, и пусть придут все, кто хочет созер-цать моё изваяние, оценить его. Неужели это невоз-можно?»
>Может, тогда и появится где-то на карте мира истинное детское государство.

> http://news.1september.ru/gazeta/1999/51/4-1.htm
>Газета «Первое сентября» № 51, 31 июля 1999г.

>«Советник» — путеводитель по хорошим книгам.