На сайте ЦИРКОН http://zircon.ru/russian/socio_logos появилась интересная книга - Патрик Шампань (Она где-то есть для свободного скачивания). Автор дает оценку институциализации общественного мнения, выделив такие периоды:
1.Сначала, в эпоху Революции, оно было мнением просвещенных и обладающих собственностью граждан, "правильность" его зависела от "просвещенности" высказывающего, а обсуждалось и принималось во внимание оно в парламентах.
2.Затем под общественным мнением стали понимать то, что высказывается и обсуждается в прессе.
3.Затем (это уже 20-й век) - то, что можно высказать и продемонстрировать в результате разного рода манифестаций.
4.И, наконец, под влиянием не классов и не масс, а ученых, социологов и политологов, - это для Шампаня очень важно, - общественное мнение стало пониматься как то, что является результатом опросов общественного мнения.
(рецензия Геннадия Копылова “И вот общественное мненье!...“ – Кентавр, №20, 1998 г.). Что следующее задается он и отвечает, что "легитимация" будет происходить и уже происходит через полную виртуализацию в интерактивном режиме. Проблема Ответственность за действия тогда снимается сама собою, но должны быть какие-то механизмы кроме неприятия, рекламу вон как ругают, но она формирует вкусы и потребителей