От IGA Ответить на сообщение
К Пуденко Сергей Ответить по почте
Дата 28.04.2007 01:27:33 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

И.А. Ефремов как русский националист

Цитируется Николай Митрохин. Русская партия: Движение русских националистов в СССР. 1953-1985 годы. - М.: Новое литературное обозрение, 2003.

Стр. 25

М. Каганская в своей статье "Миф двадцать первого века, или Россия во мгле" проанализировала влияние идеологии русского национализма на советскую научную фантастику [Каганская М. Миф двадцать первого века, или Россия во мгле // Страна и мир. 1986. № 11; 1987. №1,2]

Тема эта достаточно частная в том комплексе проблем, который мы исследуем, однако никто ранее ею не занимался. Особый интерес вызывает рассказ автора о неоязыческой пропаганде, которую, несмотря на цензуру, проводили в советской прессе поклонники "Велесовой книги" и последователи фантаста И. Ефремова.

Стр. 415-419

В. Скурлатов, окончивший аспирантуру Института философии РАН и физический факультет МГУ, создавал персонифицированную концепцию "правой веры". Якобы восстановленная им из небытия вера древних арийцев объединяла, по его мнению, все лучшее из известных мировых религий. В качестве базового источника его историософская концепция опиралась на "Влесову книгу", фальшивку, изготовленную предположительно в XIX в., повествующую о глубоких арийских корнях русского народа. "Влесова книга", которая была до того известна лишь в некоторых эмигрантских кругах, благодаря деятельности В. Скурлатова, В. Емельянова и Д. Жукова (считавшего себя православным), стала обсуждаться на страницах советской прессы [Первая публикация, пропагандирующая "Влесову книгу", относится к маю 1976 г. (см.: Скурлатов В, Николаева Н. Таинственная летопись. Влесова книга - подделка или бесценный памятник мировой культуры? // Неделя. 1976. Май.) Далее аналогичные статьи опубликовал Д. Жуков (см., например: Из глубины тысячелетий // Новый мир. 1979. № 4).]

Построения В. Скурлатова, работавшего в 1970-е годы научным редактором в популярном журнале ЦК ВЛКСМ "Техника - молодежи", и пропагандируемая им "Влесова книга" нашли понимание и у интересовавшихся "арийским прошлым" русского народа главного редактора журнала "старшего павловца" В. Захарченко и связанных с редакцией журнала И. Глазунова и писателя-фантаста И.А. Ефремова [Сильное влияние "арийских" идей В. Скурлатова очевидно в опубликованных мемуарах И. Глазунова, который довольно много страниц посвящает развитию этой теории (см.: Глазунов И. Россия распятая. Книга первая // Роман-газета. 1996. № 22 - 24). Сам В. Скуратов в интервью автору подробно рассказал о своих взаимоотношениях с И. Глазуновым и И. Ефремовым].

Довольно подробно об этом круге людей вспоминает в интервью Г. Гусев:

"У Захарченко всегда, несмотря на его украинскую фамилию, на устах было слово "русский". Он гордился тем, что он русский. Но я не припомню и случая, чтобы он говорил, что русских задвигают, или что-то еще в этом отношении. Короче, несмотря на то что он был абсолютный русский патриот, для него было главным всесоюзно-космическое ощущение. Именно это ощущение было основой для его близких дружеских отношений с Иваном Антоновичем Ефремовым. <...> Василий Дмитриевич боготворил Ефремова и справедливо считал его действительным классиком советской фантастики.

У Захарченко был очень большой интерес к "глубинной истории". Первыми слушателями всех проарийских и арийских изысканий Ильи Сергеевича Глазунова были Василий Дмитриевич и его жена Зинаида Александровна Ткачек (Захарченко). Его, как и всякого фантаста, очень тянуло к этому, ведь можно опрокинуть фантастику и в очень далекое прошлое. Поговорить о великой стране Ариана, какие там были дворцы и прочее... Ефремов этих взглядов придерживался, по-моему, еще до знакомства с Захарченко. Он развивал теорию, что славяне были самой мощной и плодоносящей ветвью арийской расы. Захарченко мне говорил, что этруски - это русские" [Интервью с Г. Гусевым].

Особый интерес для нас представляют воззрения И. Ефремова, поскольку он, как писатель-фантаст, имел возможность публиковать их, донося в рамках жанра до широкого крута читателей. М. Каганская, посвятившая творчеству И. Ефремова специальную статью, пишет:

"Антропология и историософия И. Ефремова носят ярко выраженный характер манихейского расизма. Добро и Зло, определяющие, по его концепции, ход мировой истории, четко распределены по культурно-этническим регионам: греко-индийская ойкумена воплощает Добро <...>, а ближне- и дальневосточная (семитская и китайская) - Зло. Отсюда вытекают антииудаизм и антихристианство Ефремова, типологически совпадающие с протонацистской теософской гностикой" [Каганская М. Указ. соч. 1986. № 11. С. 79].

Ученик И. Ефремова - современный фантаст Е. Парнов определяет его взгляды в более мягких выражениях, но фактически говоря о том же: "У него были три великих любви: Эллада, Древняя Индия, древнее славянство" [Еремей Парнов: мы находимся в критической зоне: Интервью Ю. Чиркова // Сегодня. 1996.26.01.] К выводам о языческой основе творчества И. Ефремова приходят и известные литературоведы П. Вайль и А. Генис, которые также пишут о том, что "ефремовский научный мистицизм был острокритичен по отношению к иудео-христианскому миру, <и> поэтому Ефремов отрывал от Европы Россию, считая, что ей предназначен чуждый Западу путь синтеза религии и науки" [Вайль Л, Генис А. 60-е: Мир советского человека. США: Ardis, 1988. С. 246.]

Что касается известных связей И. Ефремова с "русской партией", то кроме дружбы с В. Захарченко и, соответственно, постоянного присутствия на страницах редактируемого тем журнала "Техника - молодежи" он опубликовал свой последний прижизненный роман "Час быка" в издательстве "Молодая гвардия", а Г. Гусев в должности инструктора отдела культуры пытался прикрыть его от гнева ЦК КПСС. В романе И. Ефремова оказалось слишком много, используя партийный сленг, "неконтролируемых ассоциаций", и Г. Гусеву было предложено написать на этот роман отрицательную рецензию. Прочитав роман, он написал рецензию положительную и тем самым, как сам считает в настоящее время, загубил себе партийную карьеру (но проработал в аппарате ЦК КПСС еще 8 лет). Публикация фрагментов "Часа быка" на страницах журнала "Молодая гвардия" была одним из пунктов обвинения в адрес главного редактора журнала А. Никонова при его увольнении с должности в 1970 г. [См.: Интервью с Г. Гусевым; Каганская М. Указ. соч.]

Анализируя опубликованные в 1970-х - начале 1980-х годов работы некоторых советских фантастов, проповедующие расизм и "арийскую мифологию", содержащие апологию славянства и русских и/или плохо завуалированный антисемитизм, М. Каганская пишет об их очевидных идейных связях с трудами И. Ефремова [Медведев Ю. Куда спешишь, муравей? (1981) - о борьбе русского романтика с евреем-позитивистом; Назаров В. Силайское яблоко (1979) - о борьбе инспектора Службы безопасности, сибиряка, с Орденом проницательных (ср. с приведенной выше цитатой из письма В. Бегуна о "премудрых") - инопланетным сионо-масонским заговором; Щербаков В. Зеленые двери Земли (1978) - о научном противостоянии двух профессоров - русского (положительного) и еврея; Он же. Чаша бурь (1985), где русские и этруски - один народ, борющийся против атлантов-иудеев. Близки к ним и псевдоисторические сочинения, публиковавшиеся в сборниках научной фантастики: Жукова Л. О свежий дух березы! (1981); Она же. Прошу тебя, припомни... (1982); Казанцев А Фаэты (1984), Серба А Никакому ворогу (1982), о борьбе князя Игоря против хазар. Подробнее см.: Каганская М. Указ. соч. 1987. № 1. C. 131 - 140.

Наличие этих связей подтверждает и тот факт, что некоторые из авторов этих романов также работали в издательстве "Молодая гвардия", и в частности, в журнале "Техника - молодежи". В.И. Щербаков (1938 г.р.) [Кандидат технических наук, выпускник Московского энергетического института (1961 г.), в 1965 г. окончил философский факультет Университета марксизма-ленинизма. Считает себя учеником писателя Л. Леонова, с которым неоднократно встречался в 1960 - 1970-е годы и получил от него рекомендацию в СП. По словам самого В. Щербакова, "меня записывают в "школу Ефремова", я с этим не согласен, но и не возражаю" (запись телефонной беседы с В. Щербаковым. 03.02.2001. Архив автора).] был в 1961 - 19б4 гг. председателем литературного объединения при журнале, в 1976 - 1979-м занимал должность заместителя главного редактора журнала, а Ю.М. Медведев (1937 г.р.) был в 1964 - 1975 гг. зав. отделом фантастики издательства "Молодая гвардия" [В другом исследовании также отмечается особая роль В. Щербакова в распространении "арийского мифа", см.: Шнирельман В. Тоска по арийству: Мифы русского неоязычества // НГ-Религии. 2001.31.01. С. 7.]

Более того, во времена В. Ганичева (1978 - 1980) Ю. Медведев (как и "антисионист" А. Агарышев) работал в "Комсомольской правде", где занимал должность зав. отделом нравственности и члена редколлегии (и был уволен сразу после отставки В. Ганичева) [Интервью с В. Ганичевым и С. Семеновым.] С. Семанов в своем дневнике подробно пишет об антисемитских мотивах в деятельности Ю. Медведева - и о том, что члены "русской партии" хорошо понимали "культурные коды", использовавшиеся в его произведениях...