От IGA Ответить на сообщение
К Администрация (Кудинoв Игорь) Ответить по почте
Дата 10.04.2007 20:22:14 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Как NGO «помогают» в гуманитарных кризисах

http://aglob.ru/analysis/?id=1990
<<<
Мария В.
Как Международные Неправительственные Организации «помогают» в гуманитарных кризисах

Мы постоянно выступаем с критикой неправительственных организаций (Non-Governmental Organisations - NGOs), говорим о том, что они служат интересам капитала, о том, что их благотворительность имеет мало общего с действительным «творением блага», а все больше с получением прибыли.
Словом, о том, что неправительственные организации – это большой организованный бизнес, имеющий не слишком много общего со служением людям. Даже непосвященному в дела гуманитарные наблюдателю дается немало поводов задуматься, например, видя центральный испанский офис крупнейшего мирового NGO Oxfam в Барселоне: шикарное пятиэтажное здание, чтобы проникнуть в которое нужно пройти три уровня контроля. Напрашивается вопрос: почему неправительственная организация защищена как Пентагон? Что можно скрывать за этими тремя дверями? Вспомнив о том, что Oxfam известен во всем мире своими магазинами «справедливой торговли», сама собой приходит мысль о том, что торговля не бывает справедливой по определению. Но это так размышления на тему, поищем лучше конкретные факты и посмотрим, что же такое неправительственные организации и как они работают.

Начнем с того, что «неправительственными» эти организации называются потому, что они финансируются не государством, а частным капиталом и их деятельность является выражением не политики правительства, а инициатив гражданского общества. Преимущественная часть неправительственных организаций делится на те, что занимаются гуманитарной помощью и те, что занимаются помощью развитию. Лишь крупнейшие из них могут совмещать две функции, реализовывая как гуманитарные проекты, так и проекты в сфере развития. Сейчас сосредоточим наше внимание на гуманитарных NGOs. Эти организации осуществляют помощь населению в условиях гуманитарных кризисов, таких как стихийные бедствия и военные конфликты.

Казалось бы, что может быть лучше, чем помочь пострадавшим от стихийного бедствия или жертвам военного конфликта? Да, конечно, гуманитарные NGOs оказывают помощь людям, которые в ней нуждаются и без нее могут погибнуть. Это называется «гуманитарным императивом» – помогать тем, кто нуждается в помощи без различия расы, пола и религии. Это главный принцип деятельности гуманитарных организаций. Есть и другие: независимость, нейтралитет, непредвзятость…, то есть гуманитарные организации не должны принимать ничью сторону в конфликте, действовать независимо от позиции своего правительства, предоставлять помощь всем нуждающимся, а не судить кто прав, кто виноват. Словом, замечательные принципы. Все они записаны в так называемом «Кодексе поведения» , созданном Красным Крестом для неправительственных организаций. Но не так все просто. Часто деятельность гуманитарных NGOs приносит больше худа, чем добра. Посмотрим, почему.

Во-первых, гуманитарная помощь затягивает военные конфликты и не способствует мирному урегулированию. Грустно, но факт: лишь половина всей гуманитарной помощи доходит до людей, которые в ней нуждаются. Все остальное оседает на пути: караваны с гуманитарной помощью грабят вооруженные группировки, забирают за плату пропуска военные конвои, вымогают в качестве платежа коррумпированные чиновники. В лагерях беженцев находят приют раненные повстанцы: получают медицинскую помощь и опять отправляются воевать. Вооруженные группировки используют лагеря беженцев в качестве тренировочных баз или баз для пополнения резерва: они вербуют в них новых солдат, в том числе детей и женщин. Об этом заговорили впервые во время гражданской войны в Руанде. Когда 2 млн. руандийских беженцев, преимущественно хуту, покинули зону конфликта в середине 1994 г., в регионе действовало более 200 гуманитарных организаций. Лагеря руандийских беженцев вскоре стали штаб-квартирами экстремистов хуту, виновных в геноциде 800 тыс. тутси в начале 1994 г. NGOs потратили более 1 млрд. долл. в 1994-1996 гг. на поставки продовольствия, воды и медикаментов для руандийских беженцев, причем по оценкам ООН 25 % продовольствия было украдено. Экстремисты хуту систематически осуществляли карательные операции против тутси из лагерей беженцев на территории Руанды и соседнего Конго. Это стало гуманитарной дилеммой: должны ли гуманитарные организации продолжать кормить убийц, осуществляющих геноцид мирного населения, или должны прекратить поставки гуманитарной помощи, отчего пострадают мирные руандийские беженцы? Как и следовало ожидать, ответ до сих пор не найден.

Во-вторых, массовый приток международных гуманитарных организаций приводит к фактическому разрушению местных гуманитарных организаций и организаций публичного сектора, прежде всего сектора здравоохранения, вследствие утечки квалифицированных кадров из местных организаций в международные NGOs.

Дело в том, что международные NGOs не действуют в вакууме, когда они развертывают свои гуманитарные миссии в третьих странах, там уже действуют местные организации. Хотя существует гуманитарный принцип, разработанный международным гуманитарным проектом «Сфера», не создавать параллельных медицинских служб, если местные службы уже существуют и справляются со своей задачей, и всегда консультироваться с местными властями, деятельность международных NGOs почти всегда сказывается самым разрушительным образом на сообществе местных организаций. Это происходит, прежде всего, потому, что зарплаты в международных NGOs в несколько раз выше, чем в местных организациях. Например, одно из исследований деятельности международных гуманитарных организаций в Мозамбике в 1993-1994 гг. показывает, что они платили местным квалифицированным кадрам в 10-30 раз больше среднего уровня зарплат в государственном секторе здравоохранения.

Огромный разрыв в оплате труда является главной причиной утечки кадров из государственного сектора в международные гуманитарные организации. Международные NGOs просто вымывают местные квалифицированные кадры из государственных больниц, школ социальных служб. Принимая во внимание то, что деятельность международных NGOs всегда ограничена определенным сектором деятельности и периодом гуманитарного вмешательства, то есть не имеет универсального и постоянного характера, становится очевидным, что гуманитарные NGOs не могут заменить государство в его деятельности по здравоохранению и социальной защите населения.

В-третьих, присутствие международных NGOs и гуманитарная помощь способствует созданию паразитирующей экономики и зависимости населения от гуманитарных поставок. Любое гуманитарное вмешательство международного сообщества вызывает создание целого сектора местной экономики, направленного на обслуживание иностранных гуманитарных работников, начиная от открытия ресторанов, кафе и супермаркетов, просто недоступных для местного населения, и кончая проституцией, причем как взрослой, так и детской. Международные служащие, так называемые экспатрианты, живут в своем, обособленном мире, имея свои поселки, школы, больницы, куда местному населению вход заказан. Между двумя мирами контакт минимален. Местное население видит присутствие «экспатов» лишь по пыли проносящихся на полной скорости белых Тойот.

Международные NGOs не создают фабрик по производству медикаментов, ни базовых продуктов гуманитарной помощи. Все необходимое для гуманитарных операций завозится из-за рубежа. Очень часто товары, завозимые из-за границы, уже присутствуют на местном рынке, например одежда, медикаменты, продовольствие. Единственное чего нет, это денег, чтобы все это купить и дать нуждающимся беженцам. Но NGOs не привозят деньги, они привозят товары, потому что гуманитарная помощь – это большой бизнес. Компании-производители товаров первой гуманитарной необходимости борются за право поставок, стремясь получить рекламу своих товаров на потребительском Западе. В результате складывается конкуренция местным производителям со стороны международных компаний. Очевидно, что местные производители этой конкуренции не выдерживают. Бесплатная гуманитарная помощь очень часто является откровенным демпингом местных производителей и приводит к их разорению. Причина очевидна: кто станет покупать товары, если гуманитарные организации дают аналогичные товары бесплатно? В результате разрушается способность местного населения производить товары, оно превращается в пассивного потребителя, целиком и полностью зависимого от поставок гуманитарной помощи. Когда же поток этой помощи прекращается, местное население оказывается в ситуации жесточайшего кризиса.

В-четвертых, международное гуманитарное вмешательство не приводит к созданию местного потенциала. Вся риторика о необходимости поставить местные организации в центр гуманитарной деятельности остается только риторикой. Международные гуманитарные организации не создают местный потенциал или создают его в минимальном масштабе и то лишь для облегчения своих собственных миссий, например, тренируют младший медицинский персонал для работы в своих клиниках. Но проблема коренится в самом понятии «создания местного потенциала». Это понятие, так же как и понятие гуманитарной помощи, глубоко западное по своей сути. Создание местного потенциала в западном понимание означает, что западные NGOs создают потенциал «других» для служения своим собственным западным интересам, то есть интересам мирового капитала.

Вся существующая система финансирования международной гуманитарной помощи дает возможность развивать местные ресурсы только международным NGOs. Для того, чтобы государства-получатели гуманитарной помощи могли развивать свои собственные ресурсы и создавать свой собственный гуманитарный потенциал для служения своим интересам нужно подлинное изменение всей системы международного финансирования гуманитарной деятельности, изменение самого характера отношений «богатый международный донор – бедный местный получатель», который пассивно сидит и ждет гуманитарную помощь, не имея ни малейшей способности влиять на ее характер, количество и качество.
Как часто в гуманитарную помощь попадают запрещенные на Западе медикаменты, просроченные продукты питания, никому не нужная одежда? До каких пор на Западе будут использовать гуманитарную помощь для простого отмывания денег и ликвидации стоковых товаров, называя это благотворительностью, то есть творением блага? Часто ли западные NGOs спрашивают местное население, нужно ли им вообще такое «благо»?


Источники

1- Гуманитарный портал ООН: http://www.reliefweb.int/IRIN/archive/rwanda.htm
2- Code of Conduct for The International Red Cross and Red Crescent Movement and NGOs in Disaster Relief // http://www.ifrc.org/publicat/conduct/index.asp
3- Pfeiffer, J. (2003). International NGOs and primary health care in Mozambique: the need for a new model of collaboration. Social Science and Medicine, 56(4), 725-738.
4- The Sphere Project (2004): Humanitarian Charter and Minimum Standards in Disaster Response.

Бюллетень дискуссии №7
активистов и рабочих стран бывшего СССР и восточной Европы
Бюллетень свободной дискуссии, издается активистами IV Интернационала
№ 7 – март 2007 г.
<<<